Проблема школьной мотивации в отечественной и зарубежной литературе



Скачать 31.35 Kb.
Дата27.10.2016
Размер31.35 Kb.
Просмотров256
Скачиваний0
ТипСтатья
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г.Фрязино Московской области




Статья на тему: Проблема школьной мотивации в отечественной и зарубежной литературе

Подготовила: учитель начальных классов Антонова Е.В.




Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

Изучение мотивации младшего школьника является важной проблемой как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Во-первых, это происходит потому, что потребность внедрения в практику психологических исследований, изучение реального поведения человека, его регуляции требует сегодня изучения закономерностей поведения человека и особенно в сфере побуждений и их реализации. Во-вторых, возникла необходимость раскрытия и изучения связей внутренних мотивационных факторов побуждающих человека к действию.

Многочисленные исследования были проведены отечественными психологами по вопросам изучения мотивов деятельности. Л.И. Божович и ее сотрудники и последователи долгое время изучали мотивы школьников[5]. При изучении направленности личности (подразумевая под направленностью - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Eю были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, которые порождает сама учебная деятельность.

Изучая отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важных аспектов раскрывающих суть этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Она сделала вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности – это проблема становления социальных и нравственных по содержанию мотивов поведения. Ее работы внесли большой вклад в развитие и изучение проблем мотивации учения[5].

Перспективным для последующего развития этой области психологии является положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности, с ее отношением к окружающей среде, а также о структурности мотивации.

Изучением мотивации занимались также и другие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова в своей работе «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями [26]. Психологи говорят о положительной и отрицательной мотивации, о ситуативных и устойчивых мотивах.

Наиболее полным является понимание мотивации в так называемой деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин[9], Д.Б. Эльконин[52], В.В. Давыдов[46], Н.Ф. Талызина[45]). В этой теории привлекает ее простота и строгость: мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

Если мотивация внешняя – она имеет свои положительные и отрицательные стороны. Престижная и соревновательная мотивации очень распространены в школе и приводят к хорошим результатам в учебе. Соревновательная мотивация – привычное явление для средней школы, когда дети стараются не отставать друг от друга. Престижная мотивация характерна для старшеклассников, пытающихся самоутвердится, демонстрируя свои способности в той или иной области. Но стоит отметить и отрицательные стороны учебной деятельности, поддерживаемой внешними мотивами. Возникает трудность в формировании устойчивых научных представлений о мире. Сформировать их возможно с помощью познавательной мотивации [39].

Её особенность состоит в том, что она появляется у младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности. Психологами давно подмечено, что дети учатся по-разному. Они предложили различать учебу и учебную деятельность. Учебная деятельность имеет место в том случае когда она побуждается познавательным мотивом. В остальных случаях ее можно считать несформированной.

О формировании познавательного мотива у младших школьников очень много писал отечественный исследователь детства Д.Б. Эльконин. он утверждал, мотивами адекватными этой деятельности, могут быть только те, что связаны с ее содержанием, т.е. познавательные[52].

Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это - позиция человека, совершенствующего самого себя. Многочисленные исследования показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.

Психологи школы П.Я. Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения. От того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику - пассивно впитывающему знания или активно работающего вместе с педагогом, - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации[9].

В зарубежной психологии проблеме изучения мотивов также уделяется не малое внимание. Проведены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по изучению побуждений в поведении животных и человека[47].

Свое понимание мотивации характерно для гештальтистской школы психологии. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Он объяснял поведение человека исходя из отношений, которые складываются у личности с непосредственной конкретной средой в данное время, данный временной интервал. К.Левин, перейдя от понимания мотива как сжатой в организме энергии (З. Фрейд) к представлению о системе «организм-среда» продвинулся вперед в развитии учения о мотивах. Его важной заслугой является подробная разработка и успешное применение экспериментального метола при изучении мотивации [47].

Американский ученый Д.Маккеланд продолжая развитие идеи Г. Мюррея «о мотивации достижения» в своей теории пастулирует, что все без исключения мотивы и потребности человека формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив достижения стал у него основным побудителем к действию[25].

Г. Олпорт [34] представитель «персоналистического» направления выдвигает совершенно другой подход к изучению мотивации человека – идею личностного подхода. В теории самореализации, предложенной им, личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Д. Берлайн канадский психолог разработал теорию сравнительной мотивации для анализа соответствия между потенциалом активации (потенциалом побуждения) и результирующим уровнем активации. Потребность у него тесно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична[7].

Интересный подход к изучению мотивации предложили И. Аткинсон и К. Бёрч. Они выделили несколько «языков мотивации». Это экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический. Новым в их теории явилось то, что они рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные) [47].

Видный американский психолог, основатель гуманистического направления в психологии, А. Маслоу в своей теории мотивации отмечает стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. В его теории мотивы определяются потребностями, имеющими несколько уровней: от биологических (в пище, одежде) до потребностей в самоактуализации. Поведение человека зависит от его потребностей и способностей и определяется также внутренними и внешними мотивами [55].

Таким образом, в изучении мотивации отечественная и зарубежная психология акцентировали внимание на разных формах ее происхождения: если в зарубежной науке мотивация изучалась, преимущественно, с целью выяснения действия инстинктивных (биологических) мотивов в человеке (психоанализ, бихевиоризм), то отечественные психологи говорили о социальном происхождении мотивации человека. Тем самым отечественными учеными различалась биологическая мотивация, за которой стоят нужды индивида и вида, от собственно человеческой (социальной) мотивации, которая отвечает нуждам общества. Социальным происхождением мотивации объясняются такие ее характеристики, как разнообразие, изменчивость, историчность, а также и тот факт, что она в онтогенезе развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих воздействий, составляющих основное содержание воспитания человека.

В отечественной и зарубежной психологии стало общепринятым представление, что личность обучающегося определяется системой мотивов, имеющей иерархическое строение. Мотивы и такие мотивационные образования как интересы и склонности рассматриваются как внутренние условия психического развития человека. Следовательно, формирование положительной мотивации к учению является важнейшим условием гармоничного развития личности ребенка[53].

Анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме мотивации позволяет сделать вывод, что существует несколько взглядов на понимание сущности мотивов, их осознанности и месте в структуре личности.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

2.

Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень : Тюм ГУ, 2008 – 102с.

3.

Алексеева. Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. :Просвещение, 2009. – 120 с.

4.

Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан- Удэ, 2004. - С. 90

5.

Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.-С. 7-44

6.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- Учебное пособие СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

7.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.— М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 3.

8.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.:АСТ, 2010, 678 с.

9.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии/Отв. ред.Е.В. Шорохова. М.,1966. – С.236-277.

10.

Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. — 2005. — № 1. — С. 73—78.

11.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с

12.

Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.

13.

Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.- СПб.:Питер, 2009.- 96с.

14.

Журнал "Начальная школа" №10/2014(Педагогический проект«Орфограммы на фантиках»

Автор: Шкуро М.Э)



15.

Журнал "Начальная школа" №7/2014.(Использование развивающего потенциала компьютерных игр при обучении русскому языку Автор: Ларских М.И)

16.

Журнал "Начальная школа" №8/2014 (Формирование положительной мотивации к учению — уроки стихотворчества

Автор: Иренкова И.Ю.)



17.

Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И . А . Зимней . М., 2003.

18.

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе./Под. ред. Ж.М. Глозман. – М.: В. Секачев, 2006

19.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург., 2002. - С. 18.

20.

Комплексная коррекция трудностей обучения в школе/под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой.-М: Смысл, 2014.

21.

Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитания.– Ростов, 2008. – 97 с.

22.

Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты.М., МГУ, 1982. С.86-93.

23.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977.

24.

Макеева Т.Г.. Тестируем детей.-Ростов н/Д:Феникс, 2011.- 348 с.

25.

Маккеланд Д. Мотивация человека.-С-П.:Издательство «Питер», 2007,672с

26.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983

27.

Мифтаханова, Г.Ф. Применение информационной технологии для повышения познавательной и творческой активности учащихся

на уроках в начальной школе / Г.Ф. Мифтаханова // Информатизация образования.



Проблемы и поиски. – 2007. – №8. – С. 26–32.

28.

Михайленко Т. М. // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

29.

Монахов, В.М. Технология проектирования учебного процесса / В.М. Монахов. – Центр педагогических технологий В.М. Монахова. 2012.

30.

Моргун, В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения / В.Ф. Моргун // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1976. – №6 ноябрь-декабрь 1976. – с. 54-69.

31.

Мурзина Н.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (на примере технологий Образовательной системы «Школа 2100») : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям «Педагогика» и «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» / Н.М. Мурзина, Е.С. Кац ; под общей ред.Н.П. Мурзиной. – Омск: ОмГПУ, 2013. – 190 с.

32.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 668 с.,2007

33.

Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5-19.

34.

Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002

35.

Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VII науч.-практ. конф. 27 мая 2011/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв. ред.) [и др.] – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 431 с.

36.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2011.-272с.

37.

Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам/ под ред. Ж.М. Глозман.-М.:Эксмо,2010.

38.

Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г

39.

Просвирова И.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2006. — № 10. — С. 61—64.

40.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.

1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.



41.

Сериков В. В. Личностный подход в образовании. – Волгоград, 2004. – 100 с.

42.

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009

43.

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. – СПб.: Питер, 2009

44.

Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста – М.: Эксмо, 2009

45.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998

46.

Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.

47.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М: Педагогика, 1986

48.

Чиндилова, О.В. Наше видение современного урока / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – № 5, 2006. –

С. 1–4.


49.

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004(1994). – (240) c.

50.

Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. -- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.

51.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.

52.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989

53.

Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования.- М.: Просвещение, 2008. – 109 с.

54.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. [Электронный ресурс]. – URL : standart.edu.ru (15.02.2014)

55.

Маклаков А. Общая психология // http://www.gumer.info/bibliotek

56.

Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН // Раздел 2. Психология российских регионов //Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии (http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html)

57

Профессии будущего [Электронный ресурс] URL: http://trud.mos.ru/presscenter/helpful/the-profession-of-the-future/index.php

58.

Новиков А.М. Понятие о педагогических технологиях / А.М. Новиков. – URL : www.anovikov.ru (15.04. 2013).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал