Природа и культура



Скачать 17.54 Mb.
Pdf просмотр
страница1/33
Дата24.04.2017
Размер17.54 Mb.
Просмотров3864
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая
М.Л. Бутовская
ЯЗЫК ТЕЛА:
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
(эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека)
Москва
Научный мир
2004

ББК 71.1
Б93
M.Л. Бутовская
Б93 ЯЗЫК ТЕЛА ПРИРОДА И КУЛЬТУРА (эволюционные и кросс-куль-
турные основы невербальной коммуникации человека). - М Научный мир, 2004. - 440 с.
ISBN 5-89176-240-4
В данной книге впервые и наиболее полно в отечественной научной литературе дается обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека. Изложены самые современные теории эволюционной психологии и приведены материалы, полученные в последние годы отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором книги. В основу положены материалы курсов лекций по "Этологии человека" и "Теории и практике межкультурной коммуникации, читаемых автором для социальных антропологов,
культурологов и лингвистов в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов антропологов,
культурологов, психологов, социологов, лингвистов и философов. Может служить руководством для всех, кто хочет получить адекватное представление о современном понимании роли природы и культуры в человеческом поведении.
Научный редактор:
канд. биол. наук Е.А. Гороховская
Р е цензе н ты доктор ист. наук А.П. Бужилова.
проф.. доктор биол. наук Ж. И. Резникова
Книга написана и издается на средства гранта-премии Фонда поддержки отече-
ственной науки, по программе "Выдающиеся ученые, молодые доктора и кандидаты".
ISBN 5-89176-240-4 © МЛ. Бутовская. 2004
© Научный мир. 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 11
Часть I
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА:
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Глава 1. Эволюционные подходы к изучению поведения человека 14 1.1. Генеалогические связи в отряде приматов и место человека в филогенетической классификации гоминид 14 1.2. Этология человека основные объекты исследования 17 1.3. Социальность как ведущая адаптация человека 19
Глава 2. Преимущества этологического подхода к исследованию
невербальной коммуникации человека 22 2.1. Особенности этологического изучения невербальной коммуникации человека 22 2.2. Основные каналы передачи невербальной информации у человека 23 2.3. Этологические и этнопсихологические подходы к исследованию кросс-культурных различий в невербальной коммуникации человека Заключение 26
Часть II
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 3. Ольфакторная коммуникация 29 3.1. Мир запахов в жизни человека 29

4 Оглавление
3.2. В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и запах 33 3.3. Феромоны и внешняя привлекательность 35 3.4. Феромоны и настроение человека 36 3.5. Копулины и "война полов" 38 3.6. Феромоны и синхронизация менструального цикла у женщин 40 3.7. Родственники пахнут лучше 41 3.8. Роль запахав индивидуальном общении 42 3.9. Кросс-культурные различия в оценке запаха пота 44
Глава 4. Мимическая коммуникация 46 4.1. Типы мимических сигналов и универсальные мимические выражения 46 4.2. Мимика и ее роль в жизни человека 48 4.3. Спонтанная и контролируемая мимика 52 4.4. Способность к мимическому подражанию - врожденная характеристика человека 55 4.5. Спонтанная имитация мимики собеседника 56 4.6. Распространенные мимические выражения лица и их функциональная нагрузка 57 4.7. Контакт глазами тендерные и кросс-культурные различия .... 67 4.8. Улыбка как универсальный и культурно-специфический сигнал 69 4.9. Улыбка и смех как филогенетические производные мимических демонстраций у обезьян 70 4.10. Заразительность смеха 75 4.11. Смех в контексте социального общения 76 4.12. Смех и улыбка статусные и тендерные различия у детей 78 4.13. Восприятие смешного и грустного входе онтогенеза:
возрастные и тендерные различия 81 4.14. Роль мимики в межиндивидуальных контактах 86
Глава 5. Жестовая коммуникация 91 5.1. Эмоциональные выражения 91 5.2. Сигналы диалога 93 5.3. Правила демонстрации
(высоко- и низкокинесические культуры) 94 5.4. Жесты древнего филогенетического происхождения 95 5.5. Универсальные жесты-эмблемы 98 5.6. Кросс-культурные вариации жестов-эмблем 98 5.7. Разные жесты - один подтекст 106

Оглавление 5 5.8. Интенсивность жестикуляции и специфика движений руками у представителей разных культур 107 5.9. Жесты и жестовые фразеологизмы 109 5.10. Условия воспитания и интерпретация невербальных сигналов 109
Глава 6. Тактильная коммуникация 111 6.1. Тактильная коммуникация как наиболее персонифицированная форма общения 111 6.2. Тактильные контакты в повседневной жизни 112 6.3. Тактильный контакт-приветствие 113 6.4. Груминг 115 6.5. Поцелуй эволюционное происхождение и культурная значимость 120 6.6. Кросс-культурные различия тактильной коммуникации Заключение 128
Часть III
СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Глава 7. Язык жестов, язык-посредник 130 7.1. Жестовое общение как универсальное свойство человека 130 7.2. Язык глухонемых символический язык жестов 132
Глава 8. Коммуникация, языки речь 136 8.1. Основные свойства языка 136 8.2. Биолингвистические основы языка 138 8.3. Жестовый язык глухонемых людей как язык-посредник между людьми и обезьянами 140 8.4. Разработка искусственных языков-посредников 147 8.5. Комплексные подходы к обучению человекообразных обезьян языку 149 8.6. Эволюция языка жестовая теория происхождения речи 153 8.7. Как говорили наши предки 155 8.8. Членораздельная речь эволюция анатомических структур речевого аппарата 157
Глава 9. Ритуалы и ритуализация 160 9.1. Классические представления о ритуализации поведения 160

6 Оглавление
9.2. Сходство ритуального поведения у животных и человека 162 9.3. Зачем человеку ритуальное поведение 166 9.4. Символы и ритуалы антропологические теории Заключение 172
Часть IV
ЧЕЛОВЕК - САМОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО НА ЗЕМЛЕ
Глава 10. Эмоции в свете четырех "почему" Н. Тинбергена 174 10.1. Эмоции и поведение 174 10.2. Теории эмоций 176 10.3. Первичные, или базовые, эмоции 177 10.4. Положительные эмоции 179 10.5. Отрицательные эмоции 182 10.6. Вторичные эмоции 189 10.7. Выразительные движения и эмоциональные ощущения:
обратная связь 195 10.8. Нейрофизиологические основы эмоций 196 10.9. Нейроэндокринные аспекты социального поведения человека 199 10.10. Эволюция человека и развитие вторичных эмоций 200 10.11. Вторичные эмоции как уникальный продукт эволюции человека 207 10.12. Культуры вины и культуры стыда 209 10.13. Любовь как универсальная человеческая эмоция 212 10.14. Чувство счастья в эволюционной перспективе 216
Заключиение 220
Часть V
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ,
ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ
Глава 11. Пространственное поведение человека 223 11.1. Проксемика: основные представления 223 11.2. Функции персонального пространства 224 11.3. Структурирование персонального пространства на зоны ... 226 11.4. Тендерные различия в пространственном поведении 229 11.5. Возрастные различия в персональном пространстве 231

Оглавление
7
11.6. Статус и пространственное поведение 232 11.7. Персональное пространство и личностные характеристики 234 11.8. Персональное пространство и психические расстройства 235 11.9. Персональное пространство, положение тела и размеры помещения 235 11.10. Индивидуальное пространство и комфортность внутри и вне дома 236 11.11. Контактные и неконтактные культуры 239 11.12. Пространственное поведение и многоэтничная среда 241 11.13. Представления о пространстве 242
Глава 12. Территориальное поведение и плотность популяции 243 12.1. Плотность и ее влияние на поведение человека 243 12.2. Методы изучения плотности у животных 244 12.3. Поведенческие последствия повышенной плотности у крыс Колхаунская "вселенная" 244 12.4. Физиологические последствия повышенной плотности у животных 246 12.5. Агрессия и плотность популяции у приматов и человека ... 247 12.6. Влияние плотности на физиологическое и психологическое состояние человека 249 12.7. Поведение человека в толпе 251 12.8. Территориальность и территория общие понятия и определения 253 12.9. Первичные, вторичные и третичные территории 255 12.10. Территориальность как поведенческая универсалия 256 12.11. Проявления территориальности у человекообразных обезьян 258 12.12. Социоэкология и социальная организация у шимпанзе ибонобо 262 12.13. Территориальность у человека 263 12.14. Территориальность: "за" и "против" 266 12.15. Невербальные сигналы и нормы поведения в общественном транспорте антропология большого города 267
Глава 13. Время и поведение 271 13.1. Общение во времени кросс-культурное сходство и различие 271

8 Оглавление
13.2. Время по часами время по событиям 273 13.3. Обучение, пространство и время Заключение 274
Часть VI
ЯЗЫК ТЕЛА И ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Глава 14. Эволюция человека и половой отбор:
мужские и женские сексуальные стратегии и тактики 276 14.1. Эволюция пола бесполое и половое размножение 276 14.2. Половое размножение сулит значительные выгоды 277 14.3. Модель Красной Королевы 278 14.4. Анизогамия как продукт дизруптивного отбора 279 14.5. Выбор репродуктивного партнера 282 14.6. Половой отбор и его роль в эволюции человека 284 14.7. Саморекламирование и половой отбор модель "сексуально привлекательных сыновей" 285 14.8. Самореклама и выбор полового партнера:
"модель гандикапа" 286 14.9. Самореклама и половой отбор "паразитарная модель" 288 14.10. Родительский вклад и различия половых стратегий у мужчин и женщин 290 14.11. Теория сексуальных стратегий 294 14.12. Структура половых связей в человеческих обществах 295 14.13. Причины кратковременных половых связей в человеческом обществе 296 14.14. Причины постоянных половых связей в человеческом обществе 298 14.15. Поведение мужчин как средство привлечения женщин 301 14.16. Внешний вид, социальный статус мужчины и привлекательность в человеческом обществе 303 14.17. Сексуальная избирательность и статус 305 14.18. Выбор брачных партнеров в современном индустриальном обществе смена традиционной парадигм л 306 14.19. Выбор брачного партнера в современном российском обществе 308 14.20. Значимость внешности при выборе постоянного партнера 312 14.21. Рост как фактор выбора постоянного партнера 313

Оглавление 9 14.22. Вес потенциального постоянного партнера и проблема потребления избыточного количества пищи в современном обществе 315 14.23. Мужские и женские предпочтения по цвету волос и глаз и проблема "уверенности в отцовстве" 317 14.24. Вредные'привычки у постоянных партнеров 318 14.25. Девственность как критерий отбора партнера:
различия между полами 318 14.26. Возрасти репродуктивная ценность брачных партнеров 321 14.27. Образование и интеллект как факторы выбора брачного партнера 324 14.28. Перспективы социального успеха и финансовой обеспеченности у брачных партнеров 326 14.29. Коммуникация о чем говорят мужчины и женщины 328 14.30. Брачные объявления и половой диморфизм в выборе постоянного партнера 330 14.31. Привязанность между партнерами как отражение модели привязанности мать-ребенок 332
Глава 15. Гомосексуализм природа и культура 335 15.1. Гомосексуализм как культурное явление 335 15.2. Гомосексуализм в традиционных культурах 337 15.3. Гомосексуальные взаимоотношения как составляющая ритуалов инициации 339 15.4. Современные представления о сексуальной ориентации ....340 15.5. Гормоны и гомосексуальное поведение 341 15.6. Строение мозга различия между полами и проблема гомосексуальной ориентации 343 15.7. Генетические основы гомосексуальности 344 15.8. Эволюционные предпосылки гомосексуальности 345
Глава 16. Универсальные критерии мужской и женской
привлекательности: физическая красота
в этологической перспективе 349 16.1. Критерии привлекательности и среда обитания 349 16.2. Эволюционная значимость антропологических характеристик как социосексуальных сигналов у мужчин и женщин 351 16.3. Выбор оптимального полового партнера 356 16.4. Почему бывают привлекательными те или иные лица 357

10 Оглавление
16.5. Гормональные маркеры привлекательности 358 16.6. Флуктуирующая асимметрия и привлекательность 360 16.7. Характер распределения волос на голове и лице у мужчин 363 16.8. Мужская привлекательность и физиологическое состояние женщин 364 16.9. Фазы менструального цикла и женская привлекательность 367 16.10. Мужская и женская фигура:
особенности жироотложения 386 16.11. Магическая пропорция, мечта современной женщины 90-60-90 371 16.12. Лики красоты культурные стереотипы 376 16.13. Привлекательность соматические предрассудки и расизм 378
Глава 17. Язык тела и современная реклама 381 17.1. Стереотипы поведения и реклама 381 17.2. Мужские и женские образы в рекламе 386 17.3. Сексуальные образы в рекламе 392 17.4. Восприятие рекламы и принципы эволюционной психологии Заключение 397
Литература 399

ПРЕДИСЛОВИЕ
Человек - единственный видна Земле, обладающий развитой речью и рассудочной деятельностью, создавший не имеющую аналогов в животном мире материальную и духовную культуру и искусственную среду обитания. Но даже в современных условиях большого города он остается биологическим существом,
млекопитающим, обладающим рядом общих, сходных с другими высшими приматами особенностями поведения и невербальной коммуникации.
Язык тела у человека играет едва лине центральную роль в социальном общении и существенным образом определяет индивидуальный жизненный успех каждого индивида, идет ли речь о современном индустриальном обществе или о традиционных культурах охотников-собирателей, ранних земледельцев и ско- товодов-кочевников. Язык тела, по крайней мере язык жестов, занимал умы ученых уже с эпохи Древнего Рима, подтверждением чему является труд Цицерона "Об ораторе. Профессиональное же и прицельное изучение разных аспектов языка тела в антропологии, этологии и психологии началось примерно с х годов века (Д. Моррис, Дж. Фаст, Э. Холл и др, и с тех пор изучение невербальной коммуникации человека ведется активными темпами и широко освещается в популярной литературе (И. Айбл-Айбесфельдт, И. Альтман, К. Андерсон, М. Ар- гайл, К. Граммер, Р. Данбар, П. Экман, К. Изард и др. Теоретические знания о невербальном поведении широко применяются на практике в специальных программах по психотренингу, направленных на повышение самооценки и индивидуального успеха ив коллективных тренингах на рабочем месте, направленных на повышение эффективности труда (Пиз, 1992; Биркенбил, 1997; Пиз, Пиз, Исследования этологов и специалистов по проблемам коммуникации, посвященные анализу невербального поведения политических деятелей, получили широкое освещение в США, Великобритании, Германии, Франции и послужили основой для прикладных разработок к области политической рекламы (Frey, 1998;
Schubert, В последние годы интерес к языку тела исключительно возрос в нашей стране, о чем свидетельствует большое количество переводных и отечественных изданий на эту тему (Пиз, 1992; Биркенбил, 1997; Крейдлин, Кронгауз, 1997; Степанов Фаст, 1997; Холл, 1997; Крейдлин, 2002 и др. Теоретическими практическим аспектам невербальной коммуникации человека посвящены различные

12 Предисловие
курсы лекций для студентов антропологов, культурологов, психологов, социологов, менеджеров, политологов. К таким курсам относятся "Теория и практика межкультурной коммуникации, "Этология человека, "Основы невербальной коммуникации, "Семиотика, "Этнопсихология, "Основы тендерной психологии",
"Социальная психология" и многие другие.
Причины огромного интереса к исследованиям по невербальной коммуникации человека становятся понятными, если мы обратимся к данным антропологов и этологов, установивших, что информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). В среднем человек говорит всего 10-11 минут вдень, причем вербальный компонент составляет лишь 35% смысловой нагрузки,
а невербальный гораздо больше - Разумеется, конкретную информацию чаще передают словами, однако во всех культурах (мы остановимся на этом подробнее ниже) существует масса жестов,
заменяющих слова. Помимо этого, жесты и мимика, сопровождающие речь, служат надежным источником сведений об отношении говорящего к теме сказанного, равно как и о реакции слушателя на полученную информацию. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются также громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи, логическое ударение на словах, а также характерный акцент. Голос говорящего позволяет определить его возраст, пол,
уровень образования, принадлежность к определенному социальному слою и этническое происхождение (Уэйнрайт, 2002). По голосу говорящего слушатели судят о степени его индивидуальной привлекательности.
Наука, изучающая язык тела, называется кинесикой (термин предложен
Р. Бирдвистелом в 1952 г. На природу невербальной коммуникации человека существует две принципиально различные точки зрения. Одна из них принадлежит специалистам в области социальных и гуманитарных наук (Р. Бирдвистел - один из них, которые отстаивают тезис о полной социальной детерминации языка тела. В рамках этого подхода предполагается, что жестовая коммуникация формируется в рамках конкретной культуры и лингвистически опосредована. Другая принадлежит группе ученых, включающей специалистов в области естественных наук-этологов, приматологов, физиологов, психологов. И. Айбл-Айбесфельдт,
П. Экман, Я. Ван Хофф и другие авторы - обращают внимание на биологические основы поведения человека и приводят достаточно обоснованные аргументы в пользу наличия целого класса невербальных универсалий - движений, выполняемых сходным образом ив равной мере понятных людям самых разных культур. Современные данные из области невербальной коммуникации свидетельствуют о том, что оба подхода имеют право на существование. Язык тела человека, по мнению этолога-психолога Р. Хайнда и антрополога В. Рейнольдса, является ре-

Предисловие 13
зультатом тесного взаимодействия между биологией и культурой, и любое игнорирование этого факта приводит к искажению реальности. Мы будем придерживаться именно последней точки зрения.
В этой книге мы детально рассмотрим универсальные закономерности невербальной коммуникации человека, остановимся на выраженных кросс-культурных различиях в передаче сходных по функциональной нагрузке невербальных сигналов и проиллюстрируем культурно-специфичные особенности восприятия одних и тех же поз, жестов или мимики человека. В современном мире, где представители многих культур постоянно и тесно соприкасаются друг с другом в повседневной жизни на улицах большого многонационального города (Москвы,
Санкт-Петербурга, Берлина, Нью-Йорка, Мехико и др, вопрос об адекватном восприятии языка тела окружающих выходит далеко за рамки чисто научных интересов. Это вопрос мирного цивилизованного сосуществования и повседневного психологического комфорта. В условиях значительного расширения деловых контактов на международном уровне адекватное восприятие языка тела деловых партнеров - также вопрос далеко не праздный, ибо от него зачастую непосредственно зависит и сам успех международного сотрудничества.
Книга рассчитана на студентов-антропологов и культурологов, аспирантов и преподавателей физической и социальной антропологии, но может оказаться полезной для студентов и преподавателей психологических и биологических факультетов, интересующихся универсальными и кросс-культурными основами человеческого поведения.
Я благодарна моим коллегами друзьям за помощь, сотрудничество и постоянные научные дискуссии в рамках эволюционной проблематики - Т.Н. Алексе- евой, О.Ю. Артемовой, А.П. Бужиловой, ДМ. Бондаренко, Е.В. Веселовской,
М.А. Дерягиной, А.А. Захарову, ЗА. Зориной, А.Г. Козинцеву, Г.Е. Крейдлину,
Ж.И. Резниковой. Особую признательность хотелось выразить Е.А. Гороховской за огромную помощь и ценные советы по содержанию и оформлению рукописи,
моим ученикам ЕЮ. Бойко и А.А. Смирнову за помощь в техническом оформлении книги. Я благодарна моим зарубежным коллегам И. Айблу-Айбесфельдту и
Ф. Де Ваалу за разрешении использовать их авторские фотографии и рисунки и оказавших огромное влияние на формирование моих научных представлений,
а также Ф. Аурели, К. Граммеру, П. ЛаФренье, Б. Тиерри, Ф. Салтеру, Б. Финку,
Я. ван Хофу за постоянный обмен ценными идеями, помощь в сборе матералов,
за сотрудничество и предоставление доступа к личным научным библиотекам.
Хотелось бы также выразить искреннюю признательность безвременно ушедшему от нас ГА. Ткаченко, чьи постоянные помощь, дружеское участие и поддержка стимулировали саму идею создания этой книги.

Часть I
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА:
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Глава 1
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Изучение теории выражения эмоций до не-
которой степени подтверждает тот вывод,
что человек происходит от какой-то низшей
животной формы, а также подкрепляет убеж-
дение в видовом единстве различных рас.
Ч. Дарвин "О выражении эмоций у живот-
ных и человека"
1.1. Генеалогические связи в отряде приматов и место человека
в филогенетической классификации гоминид
Современное понимание феномена человека невозможно без учета данных о взаимосвязанном процессе развития его физического облика и поведения. По мере накопления этологических данных о жизни обезьян в естественной среде обитания стало очевидным, что между базовыми моделями социальных отношений приматов и человека существует преемственность (Бутовская, Файнберг, 1993;
Butovskaya, 1999a, b; de Waal, 1996; Whiten et al., 1999). Способность к самоузна- ванию, целеполаганию, долгосрочной памяти, предсказанию действий окружающих, постижению общих закономерностей социальных отношений в пределах группы, обман сородичей - вот далеко неполный список базовых характеристик,
сделавших возможным развитие сложных социальных отношений в сообществах наших далеких предков - первых представителей рода Homo (Byrne, 1995; de Waal,
2001). Все эти качества, по крайней мере в зачаточном виде, отмечены у человеке-

Глава 1. Эволюционные подходы к изучению поведения человека образных обезьян шимпанзе, бонобо, горилл, орангутанов (Butovskaya, а, Ь Waal, 1996, 1999; Whiten etal., Сравнительное сопоставление данных приматологии, социальной антропологии и палеоантропологии, как мне представляется, позволяет внести некоторую ясность в представление о биологических корнях таких явлений, как социальные отношения, система передачи социальной информации, системы родства,
брачная структура и принципы социальной стратификации, разделение труда между полами (Бутовская, Файнберг, 1993; Butovskaya, 1999a, b, 2000a, b). Однако, чтобы глубже понять необходимость подобных экстраполяции и моделей, обратимся вначале к современным представлениям о месте человека в филогении приматов.
До "генетической революции" (под генетической революцией понимают использование генетических методов для оценки степени родства между различными таксонами совеменных приматов, включая человека) в антропологии было принято разделять гоминоидов на два семейства понгиды (гориллы, шимпанзе,
орангутаны, гиббоны) и гоминиды (сюда относили только род Homo) (рис. 1.1а).
Что касается ископаемых таксонов, то одни авторы относили австралопитековых к понгидам (Simpson, 1945), другие - к гоминидам (Le Gros Clark, 1959). В х годах было предложено выделять гиббонов в отдельное семейство Hylobatidae
(Napier, Napier, 1967). Уже в 1963 г. М. Гудман, опираясь на исследования белков сыворотки крови, впервые высказал предположение о необходимости выделять семейства: Hylobatidae, Pongidae, Hominidae {Homo, Gorilla, Pan). Данные молекулярной гибридизации в дальнейшем подтвердили справедливость этих взглядов.
В настоящее время наиболее взвешенной можно считать филогенетическую схему А. Мана и М. Вейса (Mann, Weiss, 1996). Эта схема (рис. 1.16) располагает человека и человекообразных обезьян в пределах семейства гоминид. В подсемействе гоминины в отдельные трибы помещены гориллы, с одной стороны, и гоминини (шимпанзе и Homo) с другой. Подтриба гоминина включает в себя ныне существующий род Homo и ископаемые роды Ardipithecus и Australopithecus. По отношению к ископаемым формам, связанным с линией Homo, сейчас предпочитают использовать термин "гоминины". Данные по этологии человекообразных обезьян и человека согласуются с современными выводами о филогенетической близости человека и африканских человекообразных обезьян, полученными генетиками. Вариант филогенетической классификации, предложенный недавно М. Гудманом с соавторами (Goodman et al.,
2001), представляется наиболее радикальным, однако он имеет под собой определенную логику, и мы приводим его здесь для ознакомления в рамках данной работы (рис. 1.1 в).
Данные, представленные на рисунке Lie, получены на основании сравнительного анализа последовательностей некодирующего ядерного ДНК (Goodman

16 Часть I. Невербальное поведение человека природа и культура
а. Традиционная классификация
(в настоящее время считается устаревшей и редко используется в науке)
Семейство: Pongidae
Pongo
Pan
Gorilla
Семейство: Hominidae
Homo
б. Классификация, предложенная А. Маном и М. Вейсом
с учетом данных молекулярной биологии (Mann, Weiss, 1996)
Семейство: Подсемейство Ponginae
Pongo
Подсемейство: Триба Gorillini
Gorilla
Триба: Hominini
Подтриба: Panina
Pan
Подтриба: Hominina
Homo
в. Новейшая классификация,
представленная М. Гудманом с соавторами (Goodman et al., 2001)
Семейство: Подсемейство Триба Hylobatini
Symphalangus syndacylus (сиаманг)
Триба: Hominini
Подтриба: Pongina
Pongo pygmaeus (орангутан)
Подтриба: Hominina
Gorilla gorilla (горилла)
Homo
H. (Pan)
H. (P.) troglodytes (шимпанзе обыкновенный)
H. (P.) paniscus (карликовый шимпанзе)
H. (Homo) sapiens (человек современного вида)
Рис. 1.1. Филогенетическая классификация семейства гоминид et al., 2001). Человек и шимпанзе идентичны поэтому показателю на 98,3%, по активно кодирующим нуклеотидным последовательностям сходство еще выше. Среди млекопитающих генетическое соответствие такого ранга обычно

Глава 1. Эволюционные подходы к изучению поведения человека обнаруживается между сестринскими видами в рамках одного рода, а не между видами, относящимися к разным родам. Классификация М. Гудмана построена с учетом кладистического подхода и представляет собой крайнее проявление тенденций к объединению таксономических единиц. Как видно на схеме, в такой трактовке шимпанзе и человек попадают в один род род Homo. Авторы схемы полагают, что с генетической точки зрения степень родства между африканскими человекообразными обезьянами и человеком достигает именно внутриродового уровня. Уэйтсон с соавторами (Wateson et al., 2001) идут дальше, помещая веди- ный род Homo не только шимпанзе и человека, но и гориллу. Палеоантропологи,
как правило, объединяют ископаемых гоминид, передвигающихся на двух ногах,
в три рода: Ardipithecus, Australopithecus и Homo (Aiello, Collard, До какой степени данные генетиков находятся в противоречии сданными палеоантропологии В средине х годов было показано, что морфологический анализ, проведенный с учетом кладистических принципов, дает те же филогенетические построения, что и данные молекулярной гибридизации (Groves, 1986).
Гровз (Groves, 2001) предложила выделять два семейства - Hylobatidae и а последнее подразделять на подсемейства Ponginae (только Pongo) и Homininae
(объединяющее Homo, Pan, Gorilla). По оценкам генетиков, расхождение семейств на подсемейства произошло примерно 23-22 млн. лет назад, подсемейств натри- бы - 20-16 млн. лет назад, триб на подтрибы - 14-11 млн. лет назад, подтриб народы млн. лет назад, со времени разделения родов на подроды прошло 6-
4 млн. лета со времени разделения подродов на виды - 3-1 млн. лет (Goodman et al., Данные палеоантропологии, полученные в последние несколько лет, существенно удлиняют возраст расхождения сестринских линий шимпанзе и Homo.
Есть сведения о том, что около 7-6 млн. лет назад в Восточной (Кения) и Центральной Африке (Чад) уже обитали существа (сахелянтроп чадский), передвигающиеся на двух ногах и эволюционировавшие в сторону линии Homo (Aiello,
Collard, 2001; Brunet et al., 2002; Vignaud et al., 2002). По мнению многих крупнейших палеоантропологов (Ф. Тобайас-один из них, последний общий предок шимпанзе и человека обитал в Африке примерно 13-10 млн. лет назад, что вполне укладывается во временные рамки, необходимые для разделения трибы на под- трибы и подтрибы народы. Этология человека основные объекты исследования

К. Лоренц еще в е годы неоднократно подчеркивал, что одной из ведущих задач этологии является проверка пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. Этология человека как наука оформилась в значительной мере благодаря усилиям И. Айб-

18 Часть I. Невербальное поведение человека природа и культура
ла-Айбесфельдта, одного из учеников К. Лоренца. И. Айбл-Айбесфельдт (Eibl-
Eibesfeldt, 1989) определял ее как биологию человеческого поведения.
Этология человека заимствовала основные концепции и методы из этологии животных, но адаптировала их в соответствии с необходимыми требованиями,
связанными с уникальным положением человека среди других представителей животного царства. Она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается реконструировать селективные процессы, приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии. Таким образом, этология человека являет собой поведенческую антропологию - науку, которая может
сыграть роль связующего моста между биологией человека и его социаль-
ной составляющей (Бутовская, Важным аспектом исследований в этой области является изучение челове-
ческих взаимодействий в повседневной жизни (особенности коммуникации,
родственные связи, родительское поведение, репродукция и выбор брачных партнеров, структурирование социальных отношений в коллективах сверстников ив разновозрастных группировках, межгрупповые взаимодействия), сравнительный
кросс-культурный анализ поведенческих универсалий, их непосредственных механизмов и первичных причин их возникновения (Бутовская, 1988). Современная этология человека исследует также культурно-специфические формы
поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в противоречие с предсказаниями эволюционной биологии (Schiefenhovel, 1997). Особое место занимают комплексные этолого-антропологические исследования, в которых с поведенческих позиций объясняется эволюция морфологических признаков (рост,
форма и пропорции тела, строение лица и пр) (Grammer, Thornhill, Важнейшими ведущим источником данных в этологии человека служат непосредственные наблюдения. Однако в последние годы убедительно показано,
что уникальные данные могут быть получены с помощью интервью, атак же путем тщательного анализа исторических материалов летописей, эпоса, хроник,
литературы, прессы, живописи и других предметов искусства (Dunbar et al., 1995;
Dunbar, Вначале этология человека сосредоточилась на изученнии того, как и дока- кой степени запрограммированы человеческие поступки и действия, а это вело к противопоставлению филогенетических адаптации (поведенческих характеристик, к которым у вида имеется генетическая предрасположенность) процессам индивидуального научения. Однако в настоящее время основное внимание уделяется исследованию моделей поведения в разных культурах (и субкультурах) и стратегиям освоения поведенческих навыков в процессе социализации. Особый интерес представляет анализ поведенческих стратегий в ситуациях, когда факторы среды (социальной и физической) действуют вразрез с адаптациями, закрепившимися в поведении человека на протяжении миллионов лет его эволюции.

Глава 1. Эволюционные подходы к изучению поведения человека Примером может служить наметившаяся в современном индустриальном обществе ориентация на более поздний возраст обзаведения потомством, сокращение среднего числа детей в семье, или изменение стандартов женской красоты в пользу недифференцированного подросткового типа с узкими бедрами и более широкими прямыми плечами.
Методологической базой этологии человека служиа эволюционная биология, когнитивная и социальная психология, а также концепции и методы этологии животных, модифицированные с учетом уникальности человека как вида животных. Эта наука изучает не только поведение, имеющее филогенетическое происхождение, но и его индивидуальную и культурную изменчивость.
Эпистемологической основой этологии человека является критический реализм. Современная этология как наука базируется на исходном допущении о том, что поведение отражает реальность вне самого объекта.
Чтобы объективно оценивать окружающую реальность, наше восприятие должно быть способным реконструировать внешний мирна основе получаемых сенсорных ощущений, уметь обнаруживать постоянство даже в изменяющихся условиях. Это обеспечивается специальными механизмами восприятия постоянства и способностью человеческого мозга распознавать конфигурацию (восприятие гештальтов). Способность к определению постоянных константных характеристик окружающего мира является у человека врожденной и служит примером филогенетической адаптации.
1.3. Социальность как ведущая адаптация человека
Социальная среда для всех животных и человека является своего рода оболочкой, которая окружает отдельных особей и опосредует воздействие на них физической среды (Бутовская, Файнберг, 1993). По этой причине социальность рассматривается многими этологами в качестве универсальной адаптации. Чем социальная организация гибче и сложнее, тем большую роль она играет в защите особей данного социума. Только человек обладает свободой воли, имеет речь, культуру, создает произведения искусства, руководствуется в своих действиях моралью и чувством ответственности, а его социальная организация столь пластична и разнообразна по своим проявлениям, что далеко превосходит по своей сложности социальную организацию любого другого вида животных. Однако данные последних лет из области приматологии показывают, что все эти свойства человека в зачаточной форме уже представлены у высших человекообразных обезьян, 2000a, Эксперименты с обучением шимпанзе, горилл и бонобо языку глухонемых свидетельствуют о том, что когнитивные способности у этих видов достаточны для усвоения символов и оперирования знаками. Освоение языка человекообраз-

20 Часть I. Невербальное поведение человека природа и культура
ными обезьянами происходит у них входе общения, как и у детей, а непутем формирования условных рефлексов (Savage-Rumbaugh, Lewin, Нет ни малейшего резона отрицать также, что наши действия могут определяться глубинными базовыми мотивациями. Социальные нормы часто входят в конфликт с внутренними ориентациями индивидуума, родившегося и выросшего в данной культуре и с первых дней жизни обученного вести себя строго определенным образом. Как это ни парадоксально, но этологические исследования указывают на тот факт, что именно в сфере социального поведения человек менее всего свободен от ограничений, наложенных на него эволюцией. Наглядной иллюстрацией этого тезиса является несоответствие между способностью контролировать внешнюю среду обитания и полнейшей человеческой несостоятельностью управлять социальной жизнью.
Определенный поведенческий акт может осваиваться человеком путем научения и тренировки, но из этого не следует вывод об общей безграничной податливости его поведения к воздействию среды. Существует определенная предрасположенность в освоении поведенческих навыков у каждого вида животных и у человека, ив этом смысле можно говорить о наличии пределов научения. Научение также являет собой пример дарвиновской эволюции, ибо сама способность к научению возникает как следствие избирательного сохранения определенных поведенческих правил в процессе естественного отбора (Dunbar, Ограничения заложены в самой природе сенсомоторного аппарата индивидов, в их способностях к восприятию информации (Hinde, 1987). В свете современных представлений о наличии определенных предрасположенностей, равно как и ограничений в процессах научения у человека представления о том, что разум ребенка - абсолютно чистый лист, можно более считать несостоятельными, 1990). Хотя предрасположенность к научению в сильной степени канализирована индивидуальным опытом, нет сомнений в том, что большую роль в этом процессе играют общекультурные факторы. При этом процессы освоения коммуникативных навыков (прежде всего невербальных) демонстрируют поразительную степень сходства в разных культурах. Лингвисты также говорят о наличии "врожденного механизма освоения грамматических структур" (Chomsky, 1972;
Pinker, В поведении людей разных культур можно выделить характеристики, представляющие собой континуум, от относительно стабильных (поведенческие универсалии) до сильно изменчивых, культурно-специфичных. То обстоятельство,
что конкретное поведение встречается во всех культурах, впрочем, еще не говорит о его врожденной основе. К числу универсалий, имеющих врожденную основу,
можно отнести выразительные движения типа плача, смеха, улыбки, выражения печали и боли. В большинстве же случаев сходство поведенческих стратегий объясняется одинаковыми культурными потребностями. И наоборот, один и тот же культурный феномен может реализовываться сотнями различных способов и являть-

Глава 1. Эволюционные подходы к изучению поведения человека 21
ся следствием различного опыта научения. Например, во всех без исключения человеческих культурах люди пользуются огнем, но способы его добычи и сохранения могут варьировать.
Для людей характерно общее сходство процессов когнитивного мышления.
Однако различный опыт приводит к появлению фундаментальных различий в развитии индивидуальных когнитивных способностей (Piaget, 1952). Так, в известном опыте Дж. Пиаже, предлагавшем оценить количество глины, которая затрачена на изготовление предметов в форме сферы и сосиски, дети гончаров чаще давали более правильный ответ, чем все дети родителей, занятых в других сферах деятельности.
Как будет показано в этой книге, общие представления из области этологии человека оказались исключительно эффективными для анализа невербального поведения. Применение эволюционного подхода позволило не только выявить поведенческие универсалии, но и проследить их филогенетическое происхождение от более примитивных форм поведения человекообразных обезьян (Резнико- ва, 2000; van Hooff, 1972; Eibl-Eibesfeldt, 1989; Butovskaya, 2000a,b; Butovskayaet al., 2000a-c; Rossano, 2002). Вместе стем эволюционный подход предложил новое понимание целого ряда феноменов культуры. В качестве удачных примеров можно назвать недавно разработанные теории, объясняющие преобладание полигинии в традиционных обществах, более жесткий контроль со стороны родственников и мужа за женской сексуальностью, большую закрытость тела и лица женщин по сравнению с мужчинами в мусульманском мире, предпочтение родителями мальчиков перед девочками во многих обществах (Hrdy, 1999; Buss, 1999;
Cronk, 2000; Low, 2000; Mace, 2000).

Глава 2
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К ИССЛЕДОВАНИЮ НЕВЕРБАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
...привилегия полигамии представляет собой
серьезную уступку со стороны группы в пользу
вождя. Что же означает эта привилегия для са-
мого вождя Доступ к молодыми красивым де-
вушкам дает ему не столько физическое, сколько
эмоциональное удовлетворение. Но, прежде всего,
полигамный браки его специфические особеннос-
ти являются предоставленным в распоряжение
вождя вспомогательным средством, позволяющим
ему лучше выполнять свою задачу.
К. Леви-Стросс, "Печальные тропики"
2.1. Особенности этологического изучения
невербальной коммуникации человека
Важнейшей чертой этологического подхода является ориентация на прямые наблюдения и детальное описание внешних проявлений поведения (действий животных и человека. Этологический подход получил широкое распространение в исследованиях по невербальному поведению человека (особенно это касается работ по раннему детскому развитию, невербальной коммуникации в сексуальном поведении, анализа ритуалов приветствия) (Eibl-Eibesfeldt, 1989; Grammer,
1998; Tucker, Andres, 1998). Этологи идентифицируют специфический элемент поведения ив дальнейшем анализируют его функцию, развитие в онтогенезе,
филогенетическое происхождение и адаптивное значение. Анализируются конкретные невербальные акты, а не невербальное поведение как глобальный конст- рукт или как неподдающийся описанию "черный ящик" (Camras, 1982). Ориентация на вычленение отдельных невербальных элементов и их детальное описание резко контрастирует с подходами, распространенными в психологии. Как

Глава 2. Преимущества этнологического подхода... правило, в последнем случае испытуемым предлагается высказать мнение относительно выражения лица у людей, изображенных на фотографиях или заснятых на видеопленку. В отличие от психологических работ по невербальному поведению, где, как правило, не делается ни малейшей попытки описания реальной ситуации и реальных действий актера в контексте происходящего (Buck, этологические исследования невербального поведения ориентированы на значимость конкретного поведенческого акта во взаимодействии людей друг с другом.
2.2. Основные каналы передачи невербальной
информации у человека
Невербальная коммуникация человека реализуется на основе разных каналов связи ольфакторного, зрительного, звукового, тактильного (табл. 2.1). Как видно из указанной таблицы, основные каналы связи, которыми пользуется человек в процессе невербальной коммуникации, практически те же, что и у человекообразных обезьян. Однако мимическая, жестовая, звуковая коммуникация у него значительно более дифференцированы, что связано с развитием речи. Символическая невербальная коммуникация, связанная с одеждой и манипуляциями с телом- уникальный человеческий феномен, обусловленный развитием культуры.
Невербальная коммуникация у человека ценна сама по себе, но она также используется человеком в комплексе с вербальной. Доказано, что невербальное поведение может быть мощным фактором формирования наших оценок и установок относительно других людей (Frey, 1998). Внешние параметры человеческого тела (статические индикаторы) и движения (жесты, мимика) оказывают существенное влияние на наше восприятие окружающих. Склонность судить о людях по их внешнему виду глубоко укоренена в человеческой природе, и порой одного взгляда бывает достаточно, чтобы сложилось впечатление о характере собеседника, причем это впечатление оказывается столь сильным, что мы не можем помешать его быстрому формированию, как бы ни старались.
Невербальные демонстрации задают эмоциональные и когнитивные установки людей в отношении друг друга, причем фиксация первого зрительного впечатления столь сильна, что ее практически невозможно впоследствии изменить даже сознательными усилиями. На это свойство зрительного восприятия образов других людей в свое время указывал Г. Гельмгольц (Helmholtz, 1925), ион же сумел разгадать причину данного явления. Дело в том, что зрительное восприятие не контролируется зонами коры головного мозга, ответственными за сознательные суждения. По выражению этого исследователя, мы делаем бессознательные умозаключения по поводу увиденного.
Исследования в области этологии подтвердили гипотезу Гельмгольца о том,
что внешние признаки индивида (будь-то животное или человек) могут оказы-

24
Часть I. Невербальное поведение человека природа и культура
Таблица 2.1
Невербальная коммуникация степень развития различных каналов связи
у человека в сравнении с человекообразными обезьянами
Каналы связи
Ольфакторный
Зрительный
Осязательный
Звуковой
Символический
Тип сигнала
Запах
Мимика
Жесты
Позы
Тактильный контакт
Интонация
Эмоциональные модуляции голоса
Одежда, украшения, татуировки,
парфюмерия и другие внешне заметные манипуляции с телом
Степень развития по сравнению с человекообразными обезьянами
Примерно на одинаковом уровне
Более развита
Более развиты
Менее развиты
Примерно на одинаковом уровне
Не сопоставимы
Более дифференцированы
Уникален для человека вать определяющее влияние на его судьбу и жизненный успех. Восприятие отдельных черт внешности (специфичных для каждого вида, сформированных под действием естественного отбора, позволяет сородичам ориентироваться в социальной среде и устанавливать отношения иерархии, не прибегая к контактной агрессии, находить оптимального полового партнера, проявлять заботу о потомстве. Примерами такого рода избирательного восприятия внешних стимулов партнера является окраска оперения в брачный сезону многих птиц или форма брюшка самки (раздутое от икры) у рыб, пятно на клюве родителей, вызывающее реакцию выпрашивания пищи, у чаек, облик новорожденного, стимулирующий родительскую заботу у женщины-матери, форма женского тела (узкая талия по отношению к более широким бедрам, провоцирующая влечение у мужчин (Бутов- ская, 1999; Зорина и др, 1999; Бутовская, Смирнов, 2003; Eibl-Eibesfeldt, 1989;
Buss, 1999).
2.3. Этологические и этнопсихологические подходы
к исследованию кросс-культурных различий
в невербальной коммуникации человека
В этологических исследованиях по невербальной коммуникации помимо вопросов, связанных с поведенческими универсалиями, большое место занимают проблемы кросс-культурного различия. Специалист в области этологии человека
И. Айбл-Айбесфельдт даже выделает в этой связи особое направление исследований- этологию культуры (Бутовская, 1999). К анализу кросс-культурного сход-

Глава 2. Преимущества этологического подхода... 25
ства и различия невербального поведения следует подходить с исключительной осторожностью, учитывая сходства и различия и не преувеличивая значимость одного в ущерб другому.
Показателен опыт социальной психологии в данном аспекте. В исходных кросс- культурных работах прослеживался определенный этноцентризм: феномены социальной жизни разных культур изучались по меркам американской культуры
(Стефаненкова, 1999). Очевидным представлялась универсальность социально- психологических концепций, впервые разработанных на американском материале. Однако со временем такой подход стал явно буксовать. Убедившись в невозможности применения опыта, полученного в США для объяснения феноменов социальной жизни в культурах Азии, Африки, Латинской Америки (Triandis, многие специалисты заговорили о необходимости создания местных концепций,
отражающих культурную специфику и местный социальный контекст (Но, Некоторые пессимисты даже подвергли сомнению саму возможность объективных кросс-культурных исследований.
Между тем кросс-культурные исследования имеют исключительную ценность.
Несмотря на очевидные трудности, сравнительные исследования вполне возможны. Дискуссии сторонников универсальности и местной специфичности соци- ально-психологических концепций сыграли положительную роль в разработке методических подходов при сравнении представителей разных групп и культурных общностей. Современные кросс-культурные исследования в наши дни начинаются с проверки валидности проверяемой социально-психологической теории в других культурах и этнических группах (Berry et al., 1992). Большое внимание уделяется также поиску культурно-специфических психологических перемен-
ных. Один из путей решения проблемы предложен Г. Триандисом в форме комплексного подхода, принцип которого состоит в изучении феномена на разных уровнях (вначале феномен изучается с универсальных позиций,
затем исследователи выявляют культурно-специфические черты и на последнем этапе проводится кросс-культурное сравнение, которое позволяет сделать обобщения на новом уровне) (Triandis, 1994, р. Г. Триандис иллюстрирует возможность успешного применения такого подхода на примере изучения феномена "социальной дистанции" (Triandis, Понятие "социальной дистанции" было введено в XX в. в США и является универсальным конструктом. Однако культуры отличаются по характеру идентификации индивида с конкретными группами (нуклеарная семья, расширенная семья- родственники по материнской и отцовской линии, родили племя, соседи,
сословие и каста, сослуживцы по работе, друзья, клуб. Чтоб провести объективные сравнения социальной дистанции в США и Греции, Г. Триандису потребовалось провести исследования в два этапа 1) выявить связи индивида со всеми возможными группами 2) создать два стандартизированных для каждой культуры опросника. Так, например, для американцев важным являлся вопрос о согла-

26 Часть I. Невербальное поведение человека природа и культура
сии на включение представителей этнических общностей в члены своего клуба, а в Греции - на включение их в компанию друзей.
Для некоторых культур существуют специфические формы ограничения на контакты с представителями другой группы, которые оказываются бессмысленными в других культурных общностях. Яркий тому пример - понятие "прикасаться к моей посуде, существенное для определения социальной дистанции в
Индии. Оно связано с идеями "ритуального осквернения" и четко регламентированными отношениями между кастами. Разумеется, вопрос о прикосновения представителя другой этнической группы к посуде, из которой ест опрашиваемый, не имеет ни малейшего смысла при оценке социальной дистанции у американца,
англичанина, русского, японца. Напротив, важным критерием социальной дистанции в США является готовность жить по соседству с представителями другой этнической группы, тогда как этот фактор не играет никакой роли в оценочных представлениях индусов.
Опыт, накопленный социальными психологами, чрезвычайно важен для исследований невербальной коммуникации и учитывается в работах этологического направления (Butovskaya, Demianovitsch, 2002; LaFreniere et al., 2002). При анализе специфики межкультурной коммуникации следует принимать во внимание то обстоятельство, что для представителей западных культурна первый план выступает содержательная сторона коммуникации, тогда как для культур Востока ведущую информативную роль может играть контекст сообщения (с кем,
когда ив какой ситуации происходит общение) (Стефаненкова, 1999). Различия между низкоконтекстными (ориентация на когнитивный стиль обмена информацией) и высококонтекстными культурами (придание большого значения тому, в какой форме преподносится информация) становятся очевидными при сравнении американской культуры, с одной стороны, японской и русской культур - с другой (Вержбицкая, 1997; Пронников, Ладанов, 1985; Triandis, 1994). Для целей данной книги принципиально важным является то обстоятельство, что в высоко- контектсных культурах невербальному поведению зачастую придается большее значение, чем вербальному поведению. Например, японцы часто на ходу перестраивают свою речь, ориентируясь на невербальные сигналы, полученные от партнера (Пронников, Ладанов, 1985).
Заключение
Современное понимание феномена человека невозможно без учета данных о взаимосвязанном процессе развития его физического облика и поведения. Данные последних лет показывают, что базовые модели социальных отношений у приматов и человека во многом сходны (Бутовская, Файнберг, 1993; Моррис, 2001;
Butovskaya, 1999a, b; de Waal, 1996; Whiten et al., 1999). Способность к самоузна-

Глава 2. Преимущества этаюгического подхода... 27
ванию, целеполаганию, долгосрочной памяти, предсказанию действий окружающих, постижению общих закономерностей социальных отношений в пределах группы, обман сородичей - вот далеко неполный список базовых характеристик,
сделавших возможным развитие сложных социальных отношений в сообществах наших далеких предков - первых представителей рода Homo (Byrne, 1996; de Waal,
2001). Все эти качества, по крайней мере в зачаточном виде, отмечены у человекообразных обезьян шимпанзе, бонобо, горилл, орангутанов (Butovskaya, 2000a,b;
Waal, 1996, 1999; Whiten et al., 1999). Генетические данные свидетельствуют о близком сходстве человека и человекообразных обезьян. В рамках кладистичес- кой схемы М. Гудмана шимпанзе и человек попадают в один род род Homo. Некоторые авторы идут еще дальше, помещая в единый род Homo не только шимпанзе и человека, но и гориллу (Wateson et al., Социальная среда для всех животных и человека является своего рода оболочкой, которая окружает отдельных особей и опосредует воздействие на них физической среды (Бутовская, Файнберг,1993). По этой причине социальность рассматривается многими этологами в качестве универсальной адаптации у многих видов животных. Только человек обладает свободой воли, имеет речь, культуру,
создает произведения искусства, руководствуется в своих действиях моралью и чувством ответственности, а его социальная организация не только пластична и разнообразна по своим проявлениям, но и имеет целый ряд специфических, присущих только ему одному черт. Вместе стем данные последних лет из области приматологии показывают, что все эти качества в зачаточной форме уже представлены у высших человекообразных обезьян (Butovskaya, 2000a, Важное место в системе наук о поведении человека в наше время занимает этология человека. Следствием этологического подхода является ориентация на прямые наблюдения и детальное описание внешних проявлений поведения, и неслучайно поэтому он получил широкое распространение в исследованиях по невербальному поведению человека. Особых успехов этологи добились, изучая ранние этапы детского развития, невербальные аспекты сексуального поведения, агрессию и ритуалы, направленные на социальную интеграцию. Этологи идентифицируют специфический элемент поведения ив дальнейшем анализируют его функцию, развитие в онтогенезе, филогенетическое происхождение и адаптивное значение. Анализируются конкретные невербальные акты, а не невербальное поведение как глобальный конструкт или как неподдающийся описанию "черный ящик. Ориентация на вычленение отдельных невербальных элементов и их детальное описание резко контрастирует с подходами, распространенными в психологии. Как правило, в последнем случае испытуемым предлагается высказать мнение относительно выражения лица у людей, изображенных на фотографиях или заснятых на видеопленку. В отличие от психологических работ по невербальному поведению, где, как правило, не делается ни малейшей попытки описания реальной ситуации и реальных действий актера в контексте происходящего, это-

28 Часть I. Невербальное поведение человека природа и культура
логические исследования направлены на изучение функциональной значимости конкретного поведенческого акта.
Невербальная коммуникация человека реализуется на основе разных каналов связи ольфакторного, зрительного, звукового, тактильного. Основные каналы связи, которыми пользуется человек в процессе невербальной коммуникации,
практически те же, что и у человекообразных обезьян. Однако мимическая, жес- товая, звуковая коммуникация у него значительно более дифференцированы вследствие развития речи. Символическая невербальная коммуникация, связанная с одеждой и манипуляциями с телом, -уникальный человеческий феномен, уходящий своими корнями в культуру.
В этологических исследованиях по невербальной коммуникации помимо вопросов, связанных с поведенческими универсалиями, большое место занимают проблемы кросс-культурного различия. Специалист в области этологии человека
И. Айбл-Айбесфельдт даже выделает в этой связи особое направление исследований- этологию культуры.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал