Принцип комплексности в обучении нефилологов



Скачать 38.61 Kb.
Дата14.02.2017
Размер38.61 Kb.
Просмотров142
Скачиваний0

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ В ОБУЧЕНИИ НЕФИЛОЛОГОВ

Пиневич Е.В.

доцент кафедры русского языка

Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана,

канд. педагог. наук, доцент,

Россия, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением русскому языку дипломированных специалистов на подготовительном отделении технических вузов. При обучении предлагается опираться на принцип комплексности, предполагающий обучение на материале текстов фундаментальных дисциплин в сочетании с применением информационно коммуникационных технологий.


Ключевые слова: русский язык как иностранный, инженерный профиль, компьютерные технологии, обучение дипломированных специалистов.
В сегодняшнее время - век информационных технологий - при обучении русскому языку как иностранному учащихся-нефилологов на подготовительном отделении задачей преподавателя является формирование предметной компетенции будущих специалистов с использованием ИКТ.

Проблемы обучения нефилологов поднимались в работах Э.Г. Азимова, Т.М. Балыхиной, Т.В. Васильевой, О.В. Константиновой и др.

Цели и задачи обучения русскому языку как иностранному в настоящее время обусловлены в первую очередь потребностями учащихся. В связи с этим в МГТУ им. Н.Э. Баумана было проведено анкетирование учащихся инженерного профиля подготовительного отделения. Результаты опроса показали, что будущие магистранты и аспиранты инженерного профиля предпочитают обучаться с использованием компьютерных технологий на базе текстов научного стиля по физике.

Изменение положения русского языка как учебного предмета в инженерно-технических вузах страны, появление нового контингента - дипломированных специалистов, желающих продолжить обучение по своей специальности или приобрести новые перспективные специальности в наше время, изменения в системе российского образования в целом требуют обновления традиционного учебного, языкового и предметного материала, а также способов его представления.

Основываясь на многолетнем опыте преподавания РКИ, а также опираясь на анализ научно-методической литературы, мы предлагаем обучать дипломированных специалистов на инженерно-технических текстах учебников и учебных пособий начиная с подготовительного отделения. Эти учащиеся имеют неоконченное или оконченное высшее образование, многие из них имеют стаж работы по инженерной специальности. Все они изучили общеобразовательные дисциплины на родном языке. В середине 2-го полугодия учащиеся получают от научных руководителей списки литературы, которая связана с их будущей специальностью и дипломом. Поэтому мы считаем, что на подготовительном отделении при обучении будущих аспирантов и магистрантов целесообразно вводить тексты по фундаментальным наукам уже в начале 2-го семестра. Подтверждением наших слов являются давние исследования Митрофановой О.Д. [2], в которых указывается, что учащихся-нефилологов следует готовить к чтению и работе со специальной литературой.

Традиционным в методике является мнение о том, что на начальном этапе учащиеся должны читать тексты по общеобразовательным предметам, а на продвинутом этапе обучения обращаться к профильным текстам. Мы считаем, что обращение к профильным текстам возможно уже на начальном этапе обучения, так как это повышает мотивацию учащихся. Иностранные учащиеся начинают обучение русскому языку с высокой степенью мотивации, осознавая, что русский язык необходим им для получения специальности или для повышения квалификации. Обучение на материале текстов фундаментальных наук на подготовительном факультете является одним из способов поддержания мотивации.

Проведенное анкетирование также подтверждает целесообразность принятого решения. Учащиеся подготовительного отделения предпочитают: читать и слушать научные тексты или тексты, связанные с будущей специальностью (60%); внимательно изучать в аудиторное и внеаудиторное время тексты научного стиля (70%); больше читать и слушать тексты по физике (70%).

В инженерных вузах уже жизненной необходимостью и неотъемлемой частью квалификации преподавателя становится применение компьютерных технологий в аудиторное и внеаудиторное время. Увеличение количества учащихся в группах, уменьшение количества часов на изучение русского языка приводит к тому, что преподаватель начинает использовать различные ресурсы: Интернет-технологии, презентации, компьютерные программы (инструментальные, прикладные и др.), блоги, электронную почту, e-learning обучение и т.д.

В основе предложенной нами концепции лежит комплексность, обусловленная, с одной стороны, обучением чтению на материале текстов фундаментальных наук, а с другой стороны, использованием информационно коммуникативных технологий в процессе обучения.

Все это позволяет по-новому подойти к проблеме использования компьютерных технологий при обучении русскому языку иностранных дипломированных специалистов. Пробное обучение, проведенное в МГТУ им Н.Э.Баумана в 2010-2014 годах, подтвердило полную состоятельность предложенного подхода.



Список литературы

1. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 352 с.



2. Митрофанова, О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. Методическое пособие. – М.: Русский язык, 1976. – 200с.
Ссылка на статью: Пиневич Е.В. Принцип комплексности в обучении нефилологов // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. - № 3-4. - С.93-95.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал