Применение компьютерных технологий в инженерно-графической подготовке



Скачать 403.27 Kb.
Pdf просмотр
Дата11.04.2017
Размер403.27 Kb.
Просмотров220
Скачиваний0

Боровиков Иван Федорович, Потапова Любовь Августиновна
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТОВ

Статья посвящена использованию компьютерных технологий в инженерно-графической подготовке студентов вузов. На основе практического опыта авторы делают вывод о том, что использование компьютеров в учебном процессе повышает у студентов интерес к получению знаний, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций. Рассматриваются особенности применения информационных технологий в инженерной графике и даются рекомендации. По мнению авторов, умелое применение информационно- компьютерных технологий позволит существенно улучшить качество подготовки специалистов.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/1/2012/10/10.html
Статья опубликована в авторской редакции и отражает точку зрения автора(ов) по рассматриваемому вопросу.
Источник
Альманах современной науки и образования

Тамбов: Грамота, 2012. № 10 (65). C. 41-43. ISSN 1993-5552.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/1.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/1/2012/10/
© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net
Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: almanaс@gramota.net

ISSN 1993-5552
Альманах современной науки и образования, № 10 (65) 2012 41
Список литературы
1. Воронцова Е. И., Прядилова Н. В. Гигиеническая оценка сварки меди // Вестник АМН СССР. 1977. № 2. С. 34-41.
2. Луценко Л. А. К вопросу о биологическом действии пыли медной руды и медного концентрата, содержащих менее
10% свободной SiO
2
// Вопросы гигиенической оценки органических и минеральных пылей сложного химического состава. М., 1976. С. 24-30.
3. Луценко Л. А., Пыльцев Ю. П., Якубов Б. И. и др. Экспериментальное изучение фиброгенного и токсического действия пылей сложного химического состава // Вопросы гигиенической оценки органических и минеральных пы- лей сложного химического состава. М., 1976. С. 9.
4. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика. Л.: Медицина, 1974. С. 383.
5. Обоснование предельно допустимых концентраций (ПДК) аэрозолей в рабочей зоне: методические рекоменда- ции. М., 1983. С. 83.
6. Слуцкер А. С., Степанов С. А. Новая конструкция аппарата для исследования потребления кислорода лаборатор- ными животными // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1971. № 4. С. 50-51.
7. Соломина С. Н., Левит Г. А., Степанова Л. Е. и др. Морфологические изменения в легких после эксперименталь- ного введения полиметаллических кварцсодержащих пылей // Оздоровление условий труда на предприятиях цветной металлургии: труды ЦНИИПП. Свердловск, 1975. Вып. 13. С. 94-97.
8. Сперанский С. В. Определение суммационно-порогового показателя при различных формах токсикологического эксперимента: методические рекомендации. Новосибирск, 1975. С. 28.
9. Успенский Ю. Н., Цейтлина Г. С. Бесконтактная пневмография. Новое в лаборатории и клинике. М., 1968. С. 238.
10. Федорова В. И., Малошенко А. Л. Патогенные свойства пыли россыпных золотоносных шахт Якутии // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1983. № 1. С. 24-27.
____________________________________________________________________________________________________________________
УДК 378.1
Педагогические науки

Статья посвящена использованию компьютерных технологий в инженерно-графической подготовке студен-
тов вузов. На основе практического опыта авторы делают вывод о том, что использование компьютеров в
учебном процессе повышает у студентов интерес к получению знаний, способствует формированию необхо-
димых профессиональных компетенций. Рассматриваются особенности применения информационных техно-
логий в инженерной графике и даются рекомендации. По мнению авторов, умелое применение информацион-
но-компьютерных технологий позволит существенно улучшить качество подготовки специалистов.

Ключевые слова и фразы: инженерно-графическая подготовка; компьютерные технологии; электронные учебные пособия; олимпиады; тестирование.

Иван Федорович Боровиков, к.т.н., доцент
Любовь Августиновна Потапова
Кафедра механики и инженерной графики
Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехни-
ческого университета
bif1986@mail.ru; pla46@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
©


Современный мир наполнен неисчислимым количеством сложных геометрических форм и их многомер- ных взаимосвязей. Хорошо ориентироваться и быть востребованным в этом мире может специалист, облада- ющий необходимой суммой знаний, умеющий самостоятельно взаимодействовать с инновационно- развивающейся средой профессиональной деятельности. Подготовка таких специалистов возможна на основе непрерывного развития творческих начал уже с первых дней учебы. Инженерно-графические дисциплины со- ставляют фундамент подготовки технических специалистов, способствуя развитию пространственного пред- ставления, без которого невозможна конструкторская, технологическая и изобретательская деятельность [1; 2].
На современном этапе развития общества появилась необходимость использовать в учебном процессе инфор- мационные технологии, которые оказывают существенное влияние на качество подготовки выпускников ву- зов. Применение таких технологий повышает у студентов интерес к получению знаний, мотивацию обучения, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций. При этом облегчается труд пре- подавателя, сокращается время для проведения контрольных тестов, улучшаются условия для индивидуальной работы со студентами. Кроме того, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий является одной из главных идей реформирования высшего образования. Пренебречь использованием информационных технологий – это верный путь сделать выпускника института невостребованным на рынке труда.
Использование информационных технологий на Кафедре механики и инженерной графики Юргинского технологического института ТПУ осуществляется:
- на лекционных и практических занятиях;
- при разработке электронных учебных пособий;
©
Боровиков И. Ф., Потапова Л. А., 2012

Издательство «Грамота» www.gramota.net
42
- при тестировании;
- в научной работе студентов;
- при выполнении индивидуальных домашних заданий;
- при проведении студенческих олимпиад.
Лекционные и практические занятия. Мультимедийные технологии, объединяющие высококаче- ственные изображения, в том числе видео и анимацию, со звуковым сопровождением позволяют ярко и наглядно представить информацию без применения устаревших плакатов, диафильмов, слайдов. На кафедре разработаны презентации по всем темам учебных курсов, включающие не только чертежи и рисунки, но также справочные данные и положения стандартов. По ходу занятий на интерактивной доске можно вносить изменения и пояснения. Считаем недопустимым для преподавателя чтение текста презентаций. Это быстро утомляет студентов и делает занятие скучным. Для достижения поставленных целей необходимо сочетать применение различных образовательных технологий.
Электронные учебные пособия. В условиях снижения объемов аудиторной нагрузки внимание должно уделяться самостоятельной работе студентов. Ее правильная организация возможна при наличии учебно- методической литературы. Обеспечение каждого студента учебниками и пособиями в бумажном исполне- нии является зачастую невыполнимой задачей. Кроме того, в последнее время наблюдается некоторое их отторжение студентами. На наш взгляд, наиболее приемлемый вариант в современных условиях - электрон- ные учебные пособия. Их «тиражирование» в необходимых объемах не вызывает трудностей. Такие посо- бия, как правило, являются и источником информации (теоретические сведения, справочные данные, инди- видуальные задания), и экзаменатором. На кафедре разработаны несколько таких пособий по начертатель- ной геометрии, инженерной и компьютерной графике.
Тестирование студентов. Эффективный контроль работы студентов со стороны преподавателя, с одной стороны, и самоконтроль студентов, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного фор- мирования знаний, умений и компетенций обучающихся. В настоящее время при осуществлении такого контроля используются компьютеры. Однако, на наш взгляд, полная компьютеризация этого процесса будет являться ошибкой. Студента при оценке знаний нельзя лишать общения с преподавателем. Фонд оценочных средств, разработанный на кафедре, включает как машинные тесты, так и «ручные» варианты контроля.
Научная работа студентов. Важной формой организации самостоятельной работы является научно- исследовательская работа студентов (НИРС), которая позволяет познакомить наиболее способных студентов с современными научными достижениями прикладной геометрии, ввести их в курс научных проблем, научить осуществлять научный поиск решения прикладных задач. Однако НИРС будет эффективной при условии использования современной компьютерной техники и программной продукции. В последние годы на кафедре студенческие научные исследования проводятся по следующим направлениям:
- моделирование сложных технических форм на основе нелинейных инволюций;
- моделирование фрактальных структур;
- твердотельное моделирование технических объектов.
Использование компьютерной техники в научной работе позволяет ускорить получение результатов, сделать исследования интересными и более достоверными.
Индивидуальные задания. Молодой выпускник должен уметь пользоваться графическими редактора- ми, что существенно повышает его профессиональный уровень.
Как правило, инженерно-графическая подготовка студентов предусматривает изучение инженерной гра- фики в течение двух семестров. В первом семестре студенты выполняют графические работы в основном без использования компьютеров. Во втором семестре рабочей программой предусмотрены лекции и практи- ческие занятия по компьютерной графике. Выполнение аудиторных работ позволяет студентам получить навыки работы с графическим пакетом, которые используются при выполнении сборочного чертежа и дета- лировании чертежа общего вида.
Студенческие олимпиады. Традиционными на кафедре стали олимпиады по компьютерной графике, которые способствуют творческой активности и мотивации учебной деятельности студентов в области ин- женерно-геометрических дисциплин. В университетской системе управления качеством обучения результа- ты предметных олимпиад выполняют функцию достаточно весомых индикаторов деятельности кафедр. В последние годы у студентов появился материальный стимул: победители олимпиад поощряются премиями.
Олимпиады по компьютерной графике проводятся на завершающем этапе изучения инженерной графики в конце второго семестра. Опыт проведения таких олимпиад показывает, что победителями становятся те сту- денты, которые не только хорошо владеют приемами компьютерной графики, но также знают теоретические основы построения чертежа и имеют хорошее пространственное представление.
Таким образом, в настоящее время появилась необходимость использования компьютерных технологий в инженерно-графической подготовке. Однако, на наш взгляд, компьютеры не должны заслонять собой учебную дисциплину. Отрицательных примеров, когда студент хорошо владея вычислительной техникой, не может без нее выполнить простейшие вычислительные операции, достаточно много. Использование компьютеров в инженерно-графической подготовке поможет избежать рутинных графических операций и сделать процесс составления конструкторских документов творческим. Но это не означает, что классиче- ские разделы начертательной геометрии и инженерной графики нужно немедленно заменить машинной графикой или другим аналогичным курсом. Необдуманно и крайне опасно отменять проверенные дисци- плины. Такой подход приведет к интеллектуальному обнищанию общества. Напротив, умелое применение

ISSN 1993-5552
Альманах современной науки и образования, № 10 (65) 2012 43 информационно-компьютерных технологий сделает учебный процесс более совершенным, что позволит существенно улучшить качество подготовки специалистов.
Список литературы
1. Боровиков И. Ф., Потапова Л. А. Начертательная геометрия и инженерное образование // Машиностроение и ин- женерное образование. 2009. № 1. С. 62-67.
2. Боровиков И. Ф., Потапова Л. А. Некоторые направления научно-исследовательской работы студентов по начерта- тельной геометрии // Альманах современной науки и образования. 2008. № 12. С. 37-39.
____________________________________________________________________________________________________________________
УДК 94(47).08
Исторические науки и археология

В статье раскрывается опыт использования материалов рецензируемого научного журнала «Историче-
ские, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории
и практики» в преподавании элективного курса «История экономики России» на Экономическом факуль-
тете Тамбовского государственного технического университета. Одновременно определена историогра-
фическая ценность историко-экономических исследований по эпохе феодализма и промышленно-
монополистического капитализма в России, опубликованных в журнале.

Ключевые слова и фразы: экономическая история; методика преподавания; историография; феодализм; ка- питализм; промышленность; сельское хозяйство; торговля; налоги.

Владимир Евгеньевич Бредихин, к.и.н., доцент
Кафедра «История и философия»
Тамбовский государственный технический университет
hist-tstu@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА «ИСТОРИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ,
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ» В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПЕРИОДА

ФЕОДАЛИЗМА, ПРОМЫШЛЕННОГО И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА
©

В Тамбовском государственном техническом университете дисциплина «История экономики России» преподаётся студентам специальностей 200503.65 – «Стандартизация и сертификация», 220501.65 – «Управ- ление качеством» и направления 200500.62 – «Метрология, стандартизация и сертификация» в качестве кур- са по выбору.
Актуальность данного курса обусловлена спецификой экономических отношений в современной России, осуществляющей длительный, болезненный и до сих незавершённый переход от планово-директивной огосударствлённой экономики советского периода к современному рыночному хозяйству на базе многооб- разия форм собственности. Трудности и высокая социальная цена экономических реформ последнего два- дцатилетия, необдуманное использование реформаторами западных экономических теорий и схем при пре- небрежении отечественным экономическим наследием, низкий уровень предпринимательской культуры, как представляется, актуализируют потребность получения выпускниками технического вуза представлений о современной экономической ситуации в России и её хозяйственных традициях. Курс «История экономики
России» призван способствовать формированию у обучающегося логики и стиля экономического мышле- ния; социально-нравственных критериев оценки целей и средств экономических реформ; сохранению пре- емственности в российской хозяйственной практике; повышению общего уровня экономической культуры.
Изучение дисциплины, в первую очередь, ориентировано на реализацию двух задач:
- формирование у обучающихся знаний о содержании основных этапов экономического развития России в мировом контексте, о факторах, предопределивших вектор эволюции хозяйственной системы нашего гос- ударства;
- привитие студентам навыков самостоятельного анализа экономических категорий и явлений в процессе их становления и развития на примере истории народного хозяйства России.
Преподавание дисциплины основано на большом объёме самостоятельной работы, что предполагает актив- ную индивидуальную работу с научной и учебной литературой. Того же требуют практические занятия, эле- ментами которых являются контрольная работа, устный опрос, промежуточное тестирование. Особенностью методики преподавания «Истории экономики России» является её нацеленность на активизацию учебно- познавательной деятельности студентов, развитие творческого, самостоятельного мышления.
Но развитие навыков самостоятельной работы с источниками требует усилий и времени. Студент, как правило, теряется перед большим объёмом библиотечного фонда, не обладает приёмами его библиографи- ческой обработки, ссылается на неудобства посещения библиотек. В последние годы задача упростилась
©
Бредихин В. Е., 2012


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал