Приказ № от 2015 г. Рабочая программа Факультативного курса



Скачать 58.66 Kb.
Дата14.02.2017
Размер58.66 Kb.
Просмотров149
Скачиваний0
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бочкаревская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Целинного района

Алтайского края




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла

__________Т. А. Калужина

Протокол №_____________

от «___»__________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «БочкаревскаяС(п)ОШ»

______________Г.Г.Гиганова

от «___»___________2015 г.



«Утверждено»

Директор МБОУ «БочкаревскаяС(п)ОШ»

__________ Е. И. Овчарова

Приказ № _______________

от «___»___________2015 г.



Рабочая программа

Факультативного курса



«Юный информатик»
Класс ____8____

Всего часов на изучение программы 17,5

Количество часов в неделю __0,5_

УМК: Н.В. Макарова, Информатика (начальный курс);

Программа курса «Информатика и технологии программирования», К.Ю. Поляков.

Составила: учитель математики и информатики

Еремеева Ольга Викторовна

с. Бочкари

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков. Функцию постановки «дисциплины ума» в школе выполняет курс математики. Алгоритмы, программирование можно рассматривать как резерв для постановки ума. Постановке «дисциплины действий» служит компьютерное программирование (проектирование). Оно хорошо тем, что, во-первых, школьники учатся самостоятельно и коллективно работать.

Компьютерное проектирование включает в себя следующие этапы: анализ аналогов, анализ предметной области, подготовка технического задания, распределение работы на этапы, техническая работа над проектом и его презентация.

Во-вторых, они сталкиваются с какой-либо предметной областью (зачастую не связанной непосредственно со школьными предметами) и учатся работать с материалом. Таким образом, происходит актуализация знаний, полученных на других предметах.

Одним из способов по решению задачи развития «дисциплины ума» и «дисциплины действий» является работа с языком программирования Лого и КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

Новизна программы. Программа содержит дополнительный изучаемый материал, значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. В данном курсе на конкретных примерах рассматривается программирование на языке Лого, а в системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник. Лого объединяет в себе черты многих языков программирования, но в то же время данный язык очень прост для ребенка, в силу своей близости к естественному языку, следовательно, изучение Лого как начального языка значительно облегчает дальнейшее изучение профессиональных языков программирования и служит вспомогательной ступенькой для изучения в старших классах языков программирования более высокого уровня. Система программирования КуМир имеет ряд неоспоримых плюсов:


  • Она разработана в НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук, является СПО (Свободное программное обеспечение) и распространяется на условиях лицензии GNU GPL 2.0.

  • КУМИР на русском языке, все конструкции команды и переменные мы можем задавать простыми русскими словами.

  • В ней есть 5 различных исполнителей, которые помогут учащимся понять, что такое алгоритм и научиться писать их.

  • В ней есть готовые алгоритмические конструкции, которые мы можем вставлять с помощью команды меню Вставка в свою программу.

  • Отступы проставляются автоматически, что позволяет  приучить учеников к правильно отформатированному коду и его наглядному представлению. 

  • В нем есть отлично расписанная справка на русском языке, которая поможет в постижении основ программирования не только учащимся, но и сделает работу учителя информатики намного проще.

  • Она кроссплатформенная и вы сможете установить и работать с ней как в Windows так и в Linux.

С помощью исполнителей можно создавать и решать интересные задачи, которые почти в игровой форме помогут детям осваивать работу с ветвлениями и циклами. А это очень важно. Каждый учитель, который преподавал эти темы в Паскале или Бейсике, знает, насколько сложно они воспринимаются учащимися. Здесь же все будет наглядно и просто.

Специфика уроков курса состоит в том, что они строятся на уникальной дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.



Педагогическая целесообразность в представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного. Расширить мировоззрение обучающихся, повысить предметные и межпредметные УУД, также возможностью подготовки обучающихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанного выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий в данном курсе направлено на достижение следующей цели:



естественно - научное обучение, воспитание и развитие обучающихся в области алгоритмизации и программирования.

Задачи программы:

  • уметь быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;

  • осваивать и систематизировать знания, относящиеся к математическим объектам информатики;

  • строить описания объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средства моделирования; информационные процессы в технологических и социальных системах;

  • развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации, элементы системного мышления;

  • воспитывать культуру проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувство ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретать опыт создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.

Отличительная особенность данной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности обучающихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.

В реализации данной программы участвуют учащиеся 8 класса. В группе занимаются 18 человек.



Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.

Количество часов в неделю -0,5 часа, всего 17,5 часов.



Организация учебного процесса.

Используются три основные формы обучения:

урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;

внеурочная форма, в которой обучающиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;

дистанционно - сетевая, в которой обучающиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах, проходят обучение на сетевых курсах.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в процессе выполнения практического задания.

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов обучающимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.



Каждое занятие направлено на развития обучающихся в системе образования; активной учебно - познавательной деятельностью обучающихся; построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода, определяет систему требований к уроку:

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно - обучающимися) проблемы. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на занятии; они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.



  1. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

  2. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

  3. Отбор содержания. Это значит, что на занятии должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат занятия является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

  • находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

  • подаетcя в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

  • затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

  • активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);

  • является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);

  • транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

    1. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

    2. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

    3. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания: характеристика задания (планируемый результат выполнения);мотивационная часть; содержание: условия, вопрос; инструкция по выполнению; время выполнения; образец или описание ответа; критерии оценки; методический комментарий.

  1. Подведение итогов каждого этапа занятия обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

  2. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

  3. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос - мысль - внутренняя речь - внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).

  4. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

  5. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

  6. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

  7. Минимизация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

  8. Организация психологического комфорта и условий здоровья сбережения на занятии.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок курса.
Учебно-тематический план



п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика




Исполнители и алгоритмы

1

0,5

0,5




Среда программирования «ЛогоМиры»

3

1

2




Курс по исполнителю Чертежник

4

2

2




Курс по исполнителю Водолей

3

1

2




Курс по исполнителю Робот

6,5

1,5

5




Итого

17,5

6

11,5


Календарно - тематическое планирование


урока

Дата

Тема раздела, урока

Кол- во часов

итого

теория

практика

Исполнители и алгоритмы

1.




Введение. Исполнители и их виды.

Среда и система команд Исполнителя. Алгоритм и его свойства. Способы

представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции


1

0,5

0,5

Среда программирования «ЛогоМиры»

2.





Знакомство со средой ЛогоМиры. Способы задания и правила написания команд Черепашки. Поле форм. Освоение работы с полей форм. Создание новых форм Черепашки. Составление программ для рисования простейших фигур.

1

1




3.




Учим Черепашку двигаться. Первая анимация. Оформление программы. Моделирование в ЛогоМирах.

1




1

4.




Учимся командовать с «умом»

Создание простейших игр.



1




1

Курс по исполнителю Чертежник

5.




Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника. Вектор

1

1




6.




Решение задач с применением вектора

Решение задач для Чертёжника



1




1

7.




Форматы цвета. Процедуры.

1

0,5

0,5

8.




Использование процедур. Решение задач для Чертёжника

1

0,5

0,5

Курс по исполнителю Водолей

9.




Знакомство с исполнителем Водолей. Управление с помощью пульта. Составление программы для управления Водолеем.

1


1





10.




Циклы «N раз». Циклы с условием (циклы «пока»).

1





1


11.




Переменные. Ветвления.

1




1

Курс по исполнителю Робот

12.




Исполнитель Робот. Среда и система команд Робота. Среда системы «Исполнители»

1


1





13.




Простейшая задача для Робота. Создание задачи для Робота

1





1


14.




Решение линейных задач для Робота

1




1

15.




Цикл с заранее известным числом шагов.

1

0,5

0,5

16.




Цикл с условием

1




1

17.




Условный оператор

1




1

18.




Алгоритмы с параметрами

0,5




0,5

Итого




17,5

11

25


Содержание Программы,

Исполнители и алгоритмы

Предмет изучения. Понятие «Исполнитель». Примеры Исполнителей. Виды Исполнителей. Среда Исполнителя. Система команд Исполнителя (СКИ). Понятие «алгоритм». Примеры алгоритмов. Какими свойствами должен обладать алгоритм. Каким образом можно представить алгоритм. Составление словесного алгоритма. Виды алгоритмов; линейный, с ветвлением, циклический. Примеры простейших алгоритмов различных конструкций.



Среда программирования «ЛогоМиры»

Знакомство со средой ЛогоМиры. Способы задания и правила написания команд Черепашки. Поле форм. Освоение работы с полей форм. Создание новых форм Черепашки. Составление программ для рисования простейших фигур. Учим Черепашку двигаться. Первая анимация Оформление программы. Моделирование в ЛогоМирах. Учимся командовать с «умом» Создание простейших игр.



Курс по исполнителю Чертежник

Что собой представляет Исполнитель Чертёжник. Какие задачи решает Чертёжник. Какие команды понимает и умеет выполнять Чертёжник. Что общего и чем отличаются СКИ Черепахи и Чертёжника. Понятие вектора. Направление и длина вектора. Работа с вектором Постановка задачи, модель задачи, алгоритм решения задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. Постановка задач по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. Два формата задания цвета линий и цвета заливки. Примеры записи цветов и оттенков. Постановка и решение задачи с применением формата RGB. Понятие процедуры. Пример процедуры. Постановка и решение задачи с использованием процедуры. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы.



Курс по исполнителю Робот

Что собой представляет Исполнитель Робот. Какие объекты входят в среду Робота, назначение этих объектов и правила поведения Робота. Какие команды Робот понимает и умеет выполнять. Какие ошибки могут возникать в работе Робота. Знакомство со средой «Исполнители». Запуск программы. С какими Исполнителями работает программа. Структура окна программы. «Исполнители». Меню и рабочие кнопки. Что собой представляет лабиринт для Робота и программа для конкретного лабиринта. Режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора, полностью. Демонстрация задачи для Робота. Правила написания программы для Робота. Рассмотрение лабиринта и готовой программы для Робота. Анализ возможных ошибок. Загрузка задачи и выполнение программы. Создание нового лабиринта и постановка задачи для Робота. Решение данной задачи. Линейный алгоритм в задачах для Робота. Постановка задачи, анализ лабиринта, словесный алгоритм решения задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. Постановка задач с линейным алгоритмом по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программ. Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками команд алгоритма. Цикл «Повтори», правила применения и записи цикла. Выполнение программы с использованием цикла «Повтори». Рассмотрение задачи, в которой заранее неизвестно число повторений блоков команд алгоритма. Цикл «Пока», правила применения и записи цикла, условия. Выполнение программы с использованием цикла «Пока». Рассмотрение задачи с применением алгоритма с ветвлением. Условный оператор «Если». Формы оператора и правила записи. Выполнение программы с условным оператором.


Методическое обеспечение Программы

Объекты и средства материально-технического обеспечения курса.

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.

  2. Мультимедиапроектор.

  3. Принтер

  4. Комплект сетевого оборудования с подключением к сети Интернет

  5. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)

  7. Сканер

  8. Цифровой фотоаппарат

  9. Внешний накопитель информации (или флеш - память)

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, графический редактор Paint, программf разработки презентаций .

  6. Программа-переводчик.

  7. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  8. Программы Лого и КуМир

  9. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  10. Программа для записи CD и DVD дисков

Образовательные ресурсы сети Интернет

  1. http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)

  2. http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)

  3. http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)

  4. http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)

  5. https://www.niisi.ru/kumir/ (система программирования КуМир)

  6. http://kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm (сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь»)

  7. http://пролого.рф/ (сайт любителей программ ЛогоМиры и ПервоЛого)

  8. http://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)

  9. http://пролого.рф/http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

  10. http://www.olimpiads.ru (Олимпиадная информатика)

  11. http://ips.ifmo.ru (Российская Интернет-школа информатики и программирования)

  12. http://www.junior.ru/wwwexam/ (Тесты по информатике и информационным технологиям. Центр образования «Юниор»)

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (выдвижение гипотез, осуществление их проверки, элементарные умения прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, развернутое обоснование суждения, умение давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, объективное оценивание своих учебных достижений), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности, умение строить логическое доказательство, умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности.

Предметные:

  • освоение обучающимися специфических умений, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

  • сформированность умений выполнять точные и приближѐнные вычисления сочетая устные и письменные формы работы, проводить прикидку и оценку результатов вычислений, применять изученные формулы для преобразования выражений, использовать готовые компьютерные программы в процессе решения вычислительных задач из различных разделов курса;

  • умение использовать идею координат на плоскости для графической интерпретации объектов, использовать компьютерные программы для иллюстрации решений, для построения, проведения экспериментов;

  • умение записывать различные виды информации на естественном, формализованном и формальном языках, преобразовывать одну форму записи информации в другую, выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью;

  • умение использовать основные методы и средства информатики: моделирование, формализацию и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение использовать основные алгоритмические конструкции;

  • умение безопасной работы на компьютере, в Интернете и сети школы, включая умения работать с антивирусными программами и тестировать объекты компьютера на наличие компьютерных угроз, соблюдение основных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и лицензионной политики использования программного обеспечения и базовых правил обеспечения информационной безопасности на компьютере;

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в социальных, биологических и технических системах;

  • владение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке;

  • владение стандартными приемами написания программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования; отладки таких программ;

  • использование готовых прикладных компьютерных программ;

  • представление о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных;

  • сформированность навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.


Контроль за реализацией программы

Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:

1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.

2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;

3-й уровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.

При организации контроля за знаниями и умениями учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета.



Объективность предполагает такую постановку контроля, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы.

При этом используются различные критерии оценивания знаний и умений учащихся:



нормативный – сравнение знаний обучающихся с существующими нормами, с образовательными стандартами, которые основываются на современных и прогнозируемых требованиях государства к общему образованию граждан, а также на важнейших достижениях научно-методической мысли во многих странах;

личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и развитии;

сопоставительный – сравнения уровня знаний различных учащихся, групп. Оптимальным является сочетание второго критерия с первым.

Полнота контроля предполагает изучение разнообразных качеств знаний.

Регулярность контроля связана с особенностями изучаемого материала и особенностями работы конкретного учителя.

Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Тематический контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися контрольно-практических заданий по теме.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Каждому обучающемуся или группе обучающихся должно быть предложено разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей.
Используемая литература


  1. Аспидов В.В., Мотивация обучения в среде Лого.// Информатика и образование -1998-№7.

  2. Н.В. Макарова, Информатика (начальный курс).//»Питер», 2002 г.

  3. Витухновская А.А. Основы программирования на языке Лого.- Петрозаводск: КГПУ, 2003.

  4. Головкина Т.В., Коллективный проект на уроках по Лого.// Информатика и образование-1997-№1.

  5. Николайчук Г.С. Титова Ю.Ф., Лого – язык и среда. Первые шаги и первые препятствия.// Информатика и образование-1996-№4.

  6. Николов Р., Сендова Е. Начала информатики: Язык Лого, М.: Наука, 1989.

  7. Пейперт С., Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – Москва: Педагогика, 1989.

  8. Сопрунов С.Ф., Лого – среда для детского творчества. Информатика и образование-1995-№5.

  9. Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир. «Лицей», 2012

  10. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98671598 – видеоуроки в Интернет.

  11. http://kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm (сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь»).

  12. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Я.Н.Зайдельман // Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал