При развитии речевых процессов у детей с задержкой психического развития в рамках элективного курса



Скачать 96.74 Kb.
Дата01.11.2016
Размер96.74 Kb.
Просмотров249
Скачиваний0
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества обучающихся с дисграфией и дислексией. Нарушения чтения и письма затрудняют усвоение школьниками программного материала по всем предметам, препятствуют формированию полноценной учебной деятельности. Необходимо своевременно восполнять пробелы в речевом развитии детей, формировать речевую базу для успешной социальной адаптации обучающихся в современном обществе.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребёнка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории.

Как показывает практика, наиболее оптимальными, способствующими интенсификации логопедической работы, являются информационно – коммуникативные технологии. Их применение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий при необходимости многократного повторения материала. Мультимедийность электронных ресурсов повышает заинтересованность и познавательную активность детей. Полисенсорный характер их воздействия активизирует компенсаторные механизмы, так как позволяет задействовать сохранные анализаторы, что способствует повышению результативности коррекционной работы.

Компьютерные задания – дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный и эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.

Желание учителя разнообразить деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, сделать занятия более интересными и познавательными, создать новый виток общения, взаимопонимания, развивать личностные качества детей, способствовать автоматизации уже полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия побудило к созданию и проведению с детьми данной категории элективных курсов по логопедии «Уроки Мудрой Совы».

Данные элективные курсы направлены на логопедическую коррекцию с использованием возможности интернета в режиме онлайн – работы: игры, упражнения, тесты, тренажёры и др.

Программа «Уроки Мудрой Совы» разработана авторами В.И.Варченко, Л. И. Клетневой, А. Б. Лариной для подготовки детей к обучению в начальной школе (для применения с пятиклассниками мною частично переработана и дополнена). Данная программа относится к парциальным учебным программам (по одному или нескольким направлениям развития ребенка) и является специализированной, локальной программой в дополнение к основной – комплексной. Программа разработана на основе требований стандарта и Программы развития и воспитания детей в школе.

Программа «Уроки Мудрой Совы» состоит из 34 учебных тем, каждая из которых включает совокупность различных направлений развития ребенка, представляя возможность для выбора деятельности, поддержки детской инициативы, формирования потребности в совместной деятельности. Каждое из направлений решает определённые задачи.

Комплект учебно – методического обеспечения программы «Уроки Логозаврии» включает в себя сборник обучающих историй «Сказки Мудрой Совы» и компьютерный онлайн – практикум «Учимся с Логошей».

Сборник обучающих историй представляет собой учебно – методическое пособие, направленное на организацию деятельности по развитию у школьников читательской и языковой компетентности, общей осведомленности через формирование предметных знаний, универсальных учебных действий, развитию индивидуальных качеств личности ребенка. Пособие создает основу освоения ребенком учебной программы.

Для каждой темы из учебно – методического пособия представлен набор развивающих компьютерных флеш – игр «Учимся с Логошей». Компьютерный практикум «Учимся с Логошей» представляет собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление полученных в ходе учебной программы знаний, умений и навыков в форме проведения дидактических компьютерных игр.

Структура занятия строится следующим образом. Сначала учитель – логопед читает обучающие истории ребенку, задает вопросы, беседует по содержанию прочитанного текста, выясняя степень освоения материала. Затем ребенок выполняет онлайн – задания из компьютерного практикума (в соответствии с изученной темой), с постепенным увеличением доли своей самостоятельной деятельности.

Выполнение практической части программы предполагает как освоение минимально возможного количества заданий для каждого ребенка, исходя из его особенностей, за выделенное для самостоятельной деятельности время, так и предоставление ребенку для освоения большего количества заданий.

Уже на подготовительном этапе работы используются упражнения для развития зрительно – моторной координации, восприятия, внимания и зрительной памяти и мышления. Приведенные здесь упражнения могут быть успешно использованы на занятиях по пространственным понятиям (право, лево, верх, низ). Такие легкие игры учат детей «видеть» экран компьютера, ориентироваться на нем, двигать «мышью». Дети охотно и быстро выполняют упражнения. Эти простые упражнения подготавливают ребенка к более сложной работе по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Развитие фонематического слуха происходит за счёт различения гласных и согласных звуков. Здесь есть одно немаловажное обстоятельство – условное обозначение звуков. Такой подход облегчает детям выполнение упражнений по составлению схем к словам, а тренировка в этом виде работ становится для них доступной и интересной. В компьютерном практикуме этот вид работы представлен очень широко и разнообразно. Здесь обозначения гласных и согласных звуков дано соответствующими цветами. Дети могут также «вытащить» название картинки, указав на нее курсором, посчитать буквы, определить место нужного звука в слове, определить звук по счету, вставить правильную букву в слово.

Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки, нахождение соответствий между рисунком и схемой слова, распознавание места буквы (звука) в слове (в начале, в середине, в конце), нахождение данной буквы среди других, выделение ее в слове, подстановка буквы в схему слова, дифференциация данного звука с другими звуками.

Для тренировки скорости чтения, понимания смысла прочитанного в программе используется еще один вид заданий – игра «Прочитай». Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены различные картинки. Через несколько секунд слово исчезает, нужно успеть его прочесть, а затем показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально (имеется несколько уровней).

Особенно полезен компьютерный практикум при восполнении пробелов лексико – грамматического характера. Упражнения «Составь слово», «Анаграмма», «Ребус», «Изограф» и другие обогащают лексику школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Игры типа «Пятнашка», «Грибники» развивают логическое мышление, внимание, память. Грамотно подобранные задания помогают учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнять пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.

Как показывает опыт, использование компьютерных игр естественно вписывается в систему школьного образования и носит полуфункциональный характер, т.е. в ходе компьютерных занятий происходит не только усвоение, закрепление знаний и развитие познавательных способностей ребенка, но и формирование его самооценки как результата анализа своей деятельности и соотнесения ее с деятельностью других детей. И, конечно, очень важным результатом взаимодействия с компьютером является эмоциональная удовлетворенность школьников, желание проводить такие занятия как можно чаще.

Результаты занятий с детьми, имеющими задержку психического развития и регулярно посещающих элективные курсы «Уроки Мудрой Совы» с сентября 2013 года по апрель 2014 года, показаны на диаграмме. За основу берется средний уровень развития критериев, указанных в диаграмме.

Результаты занятий с детьми за учебный год

http://www.logozavr.ru/1549/ Уроки Мудрой Совы | Учимся с Логошей | Игры | Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»

Описание:
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Особенности программы:

В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".


Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития.
Игровая форма обучения.
Интерактивность.
Полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов.
Дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки.
Объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.
Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

http://www.mts.kg/details.php?id=124636

Логопедический тренажер «Дельфа- 142»

в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития

Логопедический тренажер "Дэльфа-142", версия 1.5 - комплексная многосторонняя программа по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать самые разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный
стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по меню: Звук, Буква, Слог, Слово, Предложение.

Логопедический тренажер "Дэльфа-142", версия 2.0.
Включает в себя все упражнения версии 1.5 с добавлением меню "Текст" - упражнения предназначены для работы над связным текстом.
В упражнении «Пересказ» предложен набор текстов разного уровня сложности; вопросы к текстам; словарная работа и опорные слова для пересказа. 
В упражнениях «Рассказ по картине» и «Рассказ по картине (для отличников)» представлены на выбор 21 картина русских художников (портреты, сюжетные картины и пейзажи), к каждой картине подобран музыкальный отрывок, соответствующий ее эмоциональному фону, вопросы сопровождаются выделением на экране смысловых частей картины, предоставляется возможность использовать при необходимости готовую лексику для описания, даны образцы текстов-описаний.

Уникальной особенностью тренажера "Дэльфа-142" является глубокая индивидуализация его настройки для конкретного ученика, группы, класса и т.д. Это достигается применением системы пользовательских словарей.
Комплект тренажера содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч. Это общие и тематические словари (как, например, «Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принципу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.

Комплект тренажера  включает в себя Блок обработки речевого сигнала, микрофон, основную программу и программы работы со словарями, подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и  и методикой проведения групповых занятий.
Данная версия предназначена для логопедических занятий в детском саду, школе, развивающих центрах.

http://www.twirpx.com/file/371504/Логопедический тренажер Дэльфа-142.1 Практическое руководство Скачать бесплатно


http://www.zondov.ru/product_523.html логопедическая программа Дэльфа купить

Общеразвивающий сайт по любым направлениям

(русский язык, литература, математика, история и т.д.)

https://learningapps.org



LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.  

Здесь Вы найдете разные виды упражнений. По окончанию Вы можете их опубликовать, чтобы и другие пользователи также могли создать свои, научиться новому, благодаря вашей работе.
Каталог: files
files -> Основная часть 1 История создания школы
files -> Методические рекомендации по проведению Дня Знаний, посвященного Году кино в РФ
files -> Подросток и компьютерные игры
files -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования
files -> Правила закаливания… Выпуск №1. Чтоб улыбка сияла. Мама первый стоматолог
files -> О существовании значения игры преследования
files -> Учебное пособие по нейрохирургии. Часть I. Краткая история нейрохирургии. Черепно-мозговая травма санкт-Петербург 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал