Презентация педагогического опыта по теме «Электронный школьный музей»



Скачать 37.42 Kb.
Дата16.02.2017
Размер37.42 Kb.
Просмотров84
Скачиваний0
ТипПрезентация


МБОУ «Касплянская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Смоленской области

Презентация педагогического опыта
по теме
«Электронный школьный музей»

Содержание


  1. Общие сведения о педагоге ………………………………………3

  2. Тема инновационного педагогического опыта…………………..4

  3. Причины, побудившие к изменению педагогической практики..5

  4. Сущность инновационного педагогического опыта……………..6

  5. Условия реализации изменений…………………………………...9

  6. Недостатки проекта……………………………………………….10

  7. Результат, полученный в ходе реализации инновационного педагогического опыта …………………………………………… 11

  8. Распространение инновационного педагогического опыта …….15


Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество - Богачева Ольга Вениаминовна


Образовательное учреждение - МБОУ «Касплянская средняя
общеобразовательная школа» Смоленского района Смоленской области
Образование - высшее, СГПИ, 1993 год
Специальность - физика и математика
Квалификация - учитель физики и математики
Должность - учитель математики
Стаж педагогической работы - 18 лет
Стаж работы в Касплянской школе - 18 лет
Квалификационная категория – высшая
Являюсь классным руководителем, руковожу школьным музеем.


Тема инновационного педагогического опыта
«Электронный школьный музей»
Проект «Электронный школьный музей» носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма.

Цель проекта: Преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Задачи проекта: 1.Оцифровать и систематизировать материалы музея с помощь современной компьютерной техники. Обеспечить свободный доступ к имеющимся материалам.

2. Расширить возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы краеведческой работы. Накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

3. Активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.

4. Формировать и совершенствовать коммуникативную и информационную компетентности.

5. В перспективе привлечь и увеличить музейную аудиторию, посредством размещения информации в сети Интернет.

Причины, побудившие к изменению педагогической практики
Школьный музей может быть хранилищем для экспонатов, а может стать важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения.

Наша школа гордится тем, что в ее стенах функционирует школьный музей. Он был создан в 1967 году силами педагогического и ученического коллектива. В музее накоплен богатый материал по древнейшей истории села, предвоенных годах, Великой Отечественной войне, истории школы и др. Музей неоднократно получал почетные грамоты за свою работу, сюда часто приезжали учащиеся из других школ, студенты техникумов и ВУЗов.

Собрано более 4000 экспонатов и документов основного и вспомогательного фондов. Количество экспонатов постоянно пополняется. Деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество.

К изменению педагогической практики побудили следующие противоречия и причины:



  1. Накоплен богатый краеведческий материал, но им не всегда удобно пользоваться.

  2. Появились новые средства обучения: компьютер и Интернет стали привычными атрибутами школьной жизни, а значит, возможность шире использовать материалы музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы, расширять дидактическую базу.

  3. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению, но в последние десятилетия у подростков заметно снизился интерес к краеведческой теме, поисковой работе.

Сущность инновационного педагогического опыта



  1. Оцифровка музейных коллекций.

Обеспечивает широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея размещена на стендах, часть в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников, упрощает систематизацию фондов.

  1. Совершенствование форм и методов учебной и воспитательной работы с использованием материалов музея. Создание средств обучения.

Сегодня в нашей школе в четырех учебных кабинетах есть компьютер и мультимедийный проектор, имеется ноутбук и переносной проектор.

Учителя и ученики школы становятся потребителями информации. Они могут получить свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций на краеведческие темы.

Если на уроке заходит речь о каком-либо человеке или предмете, фотография которого размещена на музейном стенде, учитель вряд ли потратит 10-15 минут драгоценного учебного времени на поход в музей во время урока, а при наличии электронного варианта легко проиллюстрирует объяснение, рассказ.

Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет более наглядно и интересно проводить уроки и внеклассные мероприятия. При использовании программ Power Point или Publisher выступления учащихся с докладами, сообщениями становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами помогает школьнику повысить самооценку. Именно на этом этапе нужна поддержка учителей-предметников и родителей. Когда ребёнок создаёт слайд или буклет, он понимает, что его работы увидят не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.

Подготовлены презентации по различным темам краеведческого музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе.

Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свой продукт на основе имеющихся готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов).

Электронный архив позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.


  1. Организация поисковой деятельности

Неожиданно работа по реализации проекта позволила по-новому организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала.

Во-первых, с помощью Интернета удалось найти новые интересные документы, сведения по истории села. Часто есть возможность связаться с их авторами, авторами сайтов, на которых размещены эти документы, найти ссылки на архивы.

Во-вторых, пополнился фотоархив. Многие старожилы села поделились фотографиями, которые они не согласны отдать нам совсем, а вот отсканировать – пожалуйста.

В-третьих, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации поисково - исследовательской работы. С некоторыми из них я тоже познакомилась через Интернет.

Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их тоже можно найти в Интернете. Например, в этнографическом отделе у нас хранятся отдельные детали ткацкого стана, а картинки и фотографии из Интернета позволяют показать различные типы станов, основы их работы. Портреты героев войны 1812 года, Великой Отечественной войны, которые ранее имелись в единственном экземпляре, теперь можно легко размножить.


  1. Совершенствование коммуникативной и информационной компетентностей посредством использования ИКТ - технологий.

Через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.

Многие ученики нашей школы прошли через участие в краеведческих конференциях, слетах, олимпиадах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».



  1. Популяризация музея

Информация, представленная в школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.

В перспективе планируется привлечь и увеличить музейную аудиторию, посредством размещения информации в сети Интернет.




Условия реализации изменений

Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии):

  • Кабинет информатики

  • Подключение к сети Интернет

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран) в кабинетах литературы, химии, начальной школе

  • Переносное мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран)

  • Сканер

  • Принтер

  • Ксерокс

  • Цифровой фотоаппарат

Кадровые ресурсы

  • Директор школы Струженкова Р.Н., руководитель краеведческого кружка

  • Зам. директора по воспитательной работе Хомель Е.И., учитель истории

  • Учитель истории Смоленщины Мойсеюк И.В., руководитель краеведческого кружка

  • Руководитель музея Богачева О. В., учитель математики

  • Учителя-предметники, учителя начальной школы (все прошли подготовку по ИКТ-технологиям)

  • Из обучающихся и педагогов, знающих материалы музея и владеющих ИКТ-компетенциями, предполагается создание актива музея, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экспозиций. Внутри актива также предполагается распределение обязанностей.

Недостатки проекта

1. Виртуальный мир не заменит мир реальный.

Посещение музея, проведение настоящих экскурсий должны оставаться обязательным звеном образовательного процесса. Электронный музей может стать только лишь эффективным дополнением к работе по популяризации краеведческих знаний. Никогда электронный музей не заменит музей настоящий, где можно не только увидеть, но и прикоснуться (в прямом смысле слова) к реальным вещам, документам, просто старым фотографиям. Никакие компьютеры не передадут настоящий музейный дух.


  1. Временные затраты

Оцифровка материалов занимает значительное количество времени (частично оно оправдывается при использовании готовых материалов).

  1. Неблагоприятное влияние на здоровье

Работа с компьютером крайне вредна для глаз (даже при соблюдении гигиенических требований), опорно-двигательного аппарата, головного мозга. Этот вред не компенсируется.

  1. Низкий уровень ИКТ-компетентности, отсутствие современных компьютерных программ, сканеров, цифровой видеокамеры, диктофона, скоростного Интернета заметно усложняют работу, требуют значительно больших энергетических затрат, не позволяют создавать сложные мультимедийные продукты.


Результат, полученный в ходе реализации инновационного педагогического опыта

1.Оцифрованы и систематизированы материалы музея по разделам:

  • Древнейший период

  • Отечественная война 1812 года

  • Владимир Куриленко

  • Расстрел мирных граждан с. Каспля 1июля 1942 года

  • История Касплянской школы

  • История комсомольской организации школы

и частично другим разделам музея.

Учителя и ученики школы имеют свободный доступ к этим материалам.

Разрабатывается единая система хранения и каталогизации файлов в электронном архиве.

Упрощается составление поясняющих текстов для экспозиций.



(Приложение 1)

2. Материалы музея используются в учебной и внеклассной деятельности.

3. Поисково-исследовательская деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея активизируется:

  • Найдены новые документы по истории села.

  • Проверяются факты, опубликованные в Интернете о Каспле и ее истории.

(Приложение 2)

  • Оцифрованы фотографии по истории села старожилов Каспли Гращенковой М.В., Мартыненковой Л.А. и др.

(Приложение 3)

  • По найденным в Интернете картам ученик 6 класса Столяров Александр с отцом Столяровым А.А. провели поиск, обнаружили много монет, гильз, и др. Большая часть экспонатов передана в школьный музей.

(Приложение 4)

и др.



  1. Формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в краеведческих акциях, олимпиадах. Все работы носят исследовательский характер и выполняются с использованием ИКТ

Учебный

год


Мероприятие

Кто

участвовал



Вид, тема работы

Результат

2008 – 2009

Областная краеведческая конференция

Ученица 10 класса Ковалева Полина

Руководитель –

Богачева О.В.


Исследовательская работа «История комсомольской организации Касплянской школы»

Диплом 1 степени




Областная краеведческая олимпиада

Ученица 9 класса Будякова Татьяна

Руководитель –

Богачева О.В.


Исследовательская работа «Писатель-касплянин Ефрем Михайлович Марьенков»

Свидетельство участника Грамота

2009 – 2010

Областная краеведческая олимпиада

Ученица 9 класса Титова Татьяна

Руководитель –

Гаврилова В.Н.


Исследовательская работа «Концлагерь «Каменка»

Свидетельство участника

2010-

2011


Областная краеведческая акция

«Сохранить от забвения»



Ученица 10 класса Боровкова Светлана (представляла работу), ученицы 9 класса Прохоренкова Кристина, Филиппова Анна

Руководитель –

Богачева О.В.


Исследовательская работа «Воробьёвский сельский совет»


Диплом

I степени






Областная краеведческая акция

«Сохранить от забвения»



Ученица 10 класса Титова Татьяна

Руководитель –

Гаврилова В.Н.


Исследовательская работа

«Деревня Пындино»




Диплом

I степени






Конкурс

«Поклонимся великим тем годам»

Номинация

«Эхо прошедшей войны»



Ученица 7 класса

Чеканова Анна

Руководитель Богачева О.В.


Исследовательская работа «Операция «Дети»








Областная краеведческая олимпиада

Ученица 10 класса Титова Татьяна

Руководитель – Богачева О.В.



Исследовательская работа «История Касплянской школы»

Диплом победителя

2011-

2012


Областной историко-литературный конкурс «Души прекрасные порывы», посвященный 200-летию восстания декабристов и 190-летию Отечественной войны 1812 года

Ученица 10 класса Филиппова Анна

Руководитель Струженкова Р.Н.



Сочинение

Победитель




Областной краеведческий историко-литературный конкурс, посвященный 1150-летию Смоленска

Ученица 11 класса Ладочкина Марина

Руководитель Струженкова Р.Н.

Хомель Е.И.


Викторина

Победитель II этапа




Областной конкурс рефератов «Смоляне – защитники Отечества»

В течение года Руководитель

Хомель Е.И.












Областной краеведческий конкурс «Зовет к Отечеству любовь»

Руководитель

Хомель Е.И.












Викторина ВНО, посвященная памятным датам истории

Руководитель

Хомель Е.И.









(Приложение 5)

5. В перспективе привлечь и увеличить музейную аудиторию, посредством размещения информации в сети Интернет.



Распространение инновационного педагогического опыта

Выступление на секции «Работа школьного музея» на областной краеведческой конференции , 2010 год

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал