Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов Издание 2012 года для защиты людей и охраны окружающей среды



Pdf просмотр
страница1/14
Дата12.02.2017
Размер4.29 Mb.
Просмотров967
Скачиваний0
ТипПравила
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ВЕНА
ISBN 978–92 –0–438510–6
ISSN 1020–5845
"Обязанность правительств, регулирующих органов
и операторов во всем мире – обеспечивать полезное,
безопасное и разумное применение ядерных материалов
и источников излучения. Нормы МАГАТЭ по безопасности
предназначены способствовать этому, и я призываю все
государства-члены пользоваться ими"
Юкия Амано
Генеральный директор
Обеспечение безопасности с помощью международных норм
Нормы МАГАТЭ по безопасности
Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов
Издание 2012 года
для защиты людей и охраны окружающей среды
№ SSR-6
Конкретные требования безопасности
СЕРИЯ
НОР
М
МАГ
АТЭ
ПО
БЕ
ЗОПА
СНОС
ТИ

SSR-6

НОРМЫ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И ДРУГИЕ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
НОРМЫ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии со статьей III своего Устава МАГАТЭ уполномочено устанавливать или принимать нормы безопасности для защиты здоровья и сведения к минимуму опасностей для жизни и имущества и обеспечивать применение этих норм.
Публикации, посредством которых МАГАТЭ устанавливает нормы,
выпускаются в Серии норм МАГАТЭ по безопасности. В этой серии охватываются вопросы ядерной безопасности, радиационной безопасности, безопасности перевозки и безопасности отходов.
Категории публикаций в этой серии ‑ это Основы безопасности,
Требования безопасности и Руководства по безопасности.
Информацию о программе МАГАТЭ по нормам безопасности можно получить на сайте МАГАТЭ в Интернете http://www-ns.iaea.org/standards/
На этом сайте содержатся тексты опубликованных норм безопасности и проектов норм безопасности на английском языке. Тексты норм безопасности выпускаются на арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, там также можно найти глоссарий МАГАТЭ по вопросам безопасности и доклад о ходе работы над еще не выпущенными нормами безопасности. Для получения дополнительной информации просьба обращаться в МАГАТЭ по адресу: PO. Box 100, 1400 Vienna, Austria.
Всем пользователям норм МАГАТЭ по безопасности предлагается сообщать
МАГАТЭ об опыте их использования (например, в качестве основы для национальных регулирующих положений, для составления обзоров безопасности и учебных курсов) в целях обеспечения того, чтобы они по-прежнему отвечали потребностям пользователей.
Эта информация может быть направлена через сайт МАГАТЭ в Интернете или по почте
(см. адрес выше), или по электронной почте по адресу Official.Mail@iaea.org.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
МАГАТЭ обеспечивает применение норм и в соответствии со статьями III и VIII.C своего Устава предоставляет сведения и способствует обмену информацией, касающейся мирной деятельности в ядерной области, и служит в этом посредником между своими государствами-членами.
Доклады по вопросам безопасности и защиты в ядерной деятельности выпускаются в качестве
докладов по безопасности, в которых приводятся практические примеры и подробные описания методов, которые могут использоваться в поддержку норм безопасности
.
Другие публикации МАГАТЭ по вопросам безопасности выпускаются в качестве

докладов по радиологическим оценкам, докладов ИНСАГ ‑ Международной группы по ядерной безопасности,
технических докладов и документов серии TECDOC.
МАГАТЭ выпускает также доклады по радиологическим авариям, учебные пособия и практические руководства, а также другие специальные публикации по вопросам безопасности.
Публикации по вопросам физической безопасности выпускаются в
Серии изданий
МАГАТЭ по физической ядерной безопасности.
Серия изданий МАГАТЭ по ядерной энергии состоит из информационных публикаций, предназначенных способствовать и содействовать научно-исследовательской работе в области ядерной энергии, а также развитию ядерной энергии и ее практическому применению в мирных целях. В ней публикуются доклады и руководства о состоянии технологий и успехах в их совершенствовании, об опыте, образцовой практике и практических примерах в области ядерной энергетики, ядерного топливного цикла, обращения с радиоактивными отходами и снятия с эксплуатации.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ
ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Издание 2012 года
P1570_R.book Page i Monday, April 8, 2013 9:44 AM

Членами Международного агентства по атомной энергии являются следующие государства:
Устав Агентства был утвержден 23 октября 1956 года на Конференции по выработке Устава
МАГАТЭ, которая состоялась в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в
Нью-Йорке. Устав вступил в силу 29 июля 1957 года. Центральные учреждения Агентства находятся в
Вене. Главной целью Агентства является достижение “более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире”.
АВСТРАЛИЯ
АВСТРИЯ
АЗЕРБАЙДЖАН
АЛБАНИЯ
АЛЖИР
АНГОЛА
АРГЕНТИНА
АРМЕНИЯ
АФГАНИСТАН
БАНГЛАДЕШ
БАХРЕЙН
БЕЛАРУСЬ
БЕЛИЗ
БЕЛЬГИЯ
БЕНИН
БОЛГАРИЯ
БОЛИВИЯ
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
БОТСВАНА
БРАЗИЛИЯ
БУРКИНА-ФАСО
БУРУНДИ
БЫВШАЯ ЮГОСЛ. РЕСП.
МАКЕДОНИЯ
ВЕНГРИЯ
ВЕНЕСУЭЛА
ВЬЕТНАМ
ГАБОН
ГАИТИ
ГАНА
ГВАТЕМАЛА
ГЕРМАНИЯ
ГОНДУРАС
ГРЕЦИЯ
ГРУЗИЯ
ДАНИЯ
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
РЕСПУБЛИКА КОНГО
ДОМИНИКА
ДОМИНИКАНСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
ЕГИПЕТ
ЗАМБИЯ
ЗИМБАБВЕ
ИЗРАИЛЬ
ИНДИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
ИОРДАНИЯ
ИРАК
ИРАН, ИСЛАМСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
ИРЛАНДИЯ
ИСЛАНДИЯ
ИСПАНИЯ
ИТАЛИЯ
ЙЕМЕН
КАЗАХСТАН
КАМБОДЖА
КАМЕРУН
КАНАДА
КАТАР
КЕНИЯ
КИПР
КИТАЙ
КОЛУМБИЯ
КОНГО
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА
КОСТА-РИКА
КОТ-Д’ИВУАР
КУБА
КУВЕЙТ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛАОССКАЯ НАРОДНО-
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЛЕСОТО
ЛИБЕРИЯ
ЛИВАН
ЛИВИЯ
ЛИТВА
ЛИХТЕНШТЕЙН
ЛЮКСЕМБУРГ
МАВРИКИЙ
МАВРИТАНИЯ
МАДАГАСКАР
МАЛАВИ
МАЛАЙЗИЯ
МАЛИ
МАЛЬТА
МАРОККО
МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА
МЕКСИКА
МОЗАМБИК
МОНАКО
МОНГОЛИЯ
МЬЯНМА
НАМИБИЯ
НЕПАЛ
НИГЕР
НИГЕРИЯ
НИДЕРЛАНДЫ
НИКАРАГУА
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОРВЕГИЯ
ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕСПУБЛИКА
ТАНЗАНИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫЕ
АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ
ОМАН
ПАКИСТАН
ПАЛАУ
ПАНАМА
ПАРАГВАЙ
ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ
ПЕРУ
ПОЛЬША
ПОРТУГАЛИЯ
РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РУАНДА
РУМЫНИЯ
САЛЬВАДОР
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ
СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА
СЕНЕГАЛ
СЕРБИЯ
СИНГАПУР
СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
СЛОВАКИЯ
СЛОВЕНИЯ
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ
ИРЛАНДИИ
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ
АМЕРИКИ
СУДАН
СЬЕРРА-ЛЕОНЕ
ТАДЖИКИСТАН
ТАИЛАНД
ТОГО
ТРИНИДАД И ТОБАГО
ТУНИС
ТУРЦИЯ
УГАНДА
УЗБЕКИСТАН
УКРАИНА
УРУГВАЙ
ФИДЖИ
ФИЛИППИНЫ
ФИНЛЯНДИЯ
ФРАНЦИЯ
ХОРВАТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
ЧАД
ЧЕРНОГОРИЯ
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЧИЛИ
ШВЕЙЦАРИЯ
ШВЕЦИЯ
ШРИ-ЛАНКА
ЭКВАДОР
ЭРИТРЕЯ
ЭСТОНИЯ
ЭФИОПИЯ
ЮЖНАЯ АФРИКА
ЯМАЙКА
ЯПОНИЯ
P1570_R.book Page ii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ
ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Издание 2012 года
КОНКРЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящия публикация сопровождается компакт-диском, содержащим
Глоссарий МАГАТЭ по вопросам безопасности, издание 2007 года (2007 год), и
Основополагающие принципы безопасности (2006 год), на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках.
Этот компакт-диск можно также купить отдельно.
См.: http:www-pub-iaea.org/MTCD/publications/publications.asp
МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ВЕНА, 2013 ГОД
СЕРИЯ НОРМ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ № SSR-6
P1570_R.book Page iii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
МАГАТЭ, ВЕНА, 2013
STI/PUB/1570
ISBN 978–92–0–438510–6
ISSN 1020–5845
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
Все научные и технические публикации МАГАТЭ защищены в соот- ветствии с положениями Всемирной конвенции об авторском праве в том виде,
как она была принята в 1952 году (Берн) и пересмотрена в 1972 году (Париж).
Впоследствии авторские права были распространены Всемирной организацией интеллектуальной собственности (Женева) также на интеллектуальную собс- твенность в электронной и виртуальной форме. Для полного или частичного использования текстов, содержащихся в печатных или электронных публикаци- ях МАГАТЭ, должно быть получено разрешение, которое обычно является предметом соглашений о роялти. Предложения о некоммерческом воспроизве- дении и переводе приветствуются и рассматриваются в каждом отдельном слу- чае. Вопросы следует направлять в Издательскую секцию МАГАТЭ по адресу:
Группа маркетинга и сбыта, Издательская секция
Международное агентство по атомной энергии
Vienna International Centre
PO Box 100 1400 Vienna, Austria факс: +43 1 2600 29302
тел.: +43 1 2600 22417
эл. почта: sales.publications@iaea.org веб-сайт: http://www.iaea.org/books
© МАГАТЭ, 2013
Напечатано МАГАТЭ в Австрии
Март 2013
P1570_R.book Page iv Monday, April 8, 2013 9:44 AM

ПРЕДИСЛОВИЕ
Юкия Амано
Генеральный директор
Устав МАГАТЭ уполномочивает Агентство “устанавливать или применять … нормы безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни и имущества" – нормы, которые МАГАТЭ должно использовать в своей собственной работе и которые государства могут применять посредством их включения в свои регулирующие положения в области ядерной и радиационной безопасности. МАГАТЭ осуществляет это в консультации с компетентными органами Организации Объединенных Наций и с заинтересованными специализированными учреждениями. Всеобъемлющий свод высококачественных и регулярно пересматриваемых норм безопасности наряду с помощью МАГАТЭ в их применении является ключевым элементом стабильного и устойчивого глобального режима безопасности.
МАГАТЭ начало осуществлять свою программу по нормам безопасности в 1958 году. Значение, уделяемое качеству, соответствию поставленной цели и постоянному совершенствованию, лежит в основе широкого применения норм
МАГАТЭ во всем мире. Серия норм безопасности теперь включает единообразные Основополагающие принципы безопасности, которые выработаны на основе международного консенсуса в отношении того, что должно пониматься под высоким уровнем защиты и безопасности. При твердой поддержке со стороны Комиссии по нормам безопасности МАГАТЭ проводит работу с целью содействия глобальному признанию и использованию своих норм.
Однако нормы эффективны лишь тогда, когда они надлежащим образом применяются на практике. Услуги МАГАТЭ в области безопасности охватывают вопросы проектирования, выбора площадки и инженерно- технической безопасности, эксплуатационной безопасности, радиационной безопасности, безопасной перевозки радиоактивных материалов и безопасного обращения с радиоактивными отходами, а также вопросы государственной основы, регулирования и культуры безопасности в организациях. Эти услуги в области безопасности содействуют государствам-членам в применении норм и позволяют обмениваться ценным опытом и данными.
Ответственность за деятельность по регулированию безопасности возлагается на страны, и многие государства принимают решения применять нормы МАГАТЭ по безопасности в своих национальных регулирующих положениях. Для сторон различных международных конвенций по безопасности нормы МАГАТЭ являются согласованным и надежным средством обеспечения эффективного выполнения обязательств, вытекающих из этих
P1570_R.book Page v Monday, April 8, 2013 9:44 AM

.
конвенций. Эти нормы применяются также регулирующими органами и операторами во всем мире в целях повышения безопасности при производстве ядерной энергии и применении ядерных методов в медицине,
промышленности, сельском хозяйстве и научных исследованиях.
Безопасность – это не самоцель, а необходимое условие защиты людей во всех государствах и охраны окружающей среды в настоящее время и в будущем.
Риски, связанные с ионизирующими излучениями, должны оцениваться и контролироваться без неоправданного ограничения вклада ядерной энергии в справедливое и устойчивое развитие. Правительства, регулирующие органы и операторы во всем мире должны обеспечивать, чтобы ядерный материал и источники излучения использовались для всеобщего блага, в условиях безопасности и с учетом мнения общественности. Для содействия этому предназначены нормы МАГАТЭ по безопасности, которые я призываю применять все государства-члены.
P1570_R.book Page vi Monday, April 8, 2013 9:44 AM

ЗАПИСКА СЕКРЕТАРИАТА
Нормы МАГАТЭ по безопасности отражают международный консенсус в отношении того, что является основой высокого уровня безопасности для защиты людей и охраны окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. В процессе разработки, рассмотрения и установления норм МАГАТЭ участвуют Секретариат МАГАТЭ и все государства-члены, многие из которых представлены в четырёх комитетах
МАГАТЭ по нормам безопасности и в Комиссии МАГАТЭ по нормам безопасности.
Нормы МАГАТЭ, которые являются ключевым элементом глобального режима безопасности, регулярно пересматриваются
Секретариатом,
комитетами по нормам безопасности и Комиссией по нормам безопасности.
Секретариат собирает информацию об опыте применения норм МАГАТЭ и информацию, полученную в связи с реагированием на произошедшие события,
с целью обеспечения соответствия этих норм потребностям пользователей. В
настоящей публикации нашли отражение информация и опыт, накопленные до
2010 года, и она была серьезно переработана в рамках процесса рассмотрения норм.
Уроки, которые могут быть извлечены из аварии на АЭС "Фукусима- дайити" в Японии, произошедшей после катастрофического землетрясения и цунами 11 марта 2011 года, будут учтены в будущей пересмотренной публикации МАГАТЭ по требованиям безопасности.
P1570_R.book Page vii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

P1570_R.book Page viii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

НОРМЫ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Радиоактивность – это естественное явление, и в окружающей среде присутствуют естественные источники излучения. Ионизирующие излучения и радиоактивные вещества с пользой применяются во многих сферах – от производства энергии до использования в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Радиационные риски, которым в результате этих применений могут подвергаться работники, население и окружающая среда,
подлежат оценке и должны в случае необходимости контролироваться.
Поэтому такая деятельность, как медицинское использование радиации,
эксплуатация ядерных установок, производство, перевозка и использование радиоактивного материала и обращение с радиоактивными отходами, должна осуществляться в соответствии с нормами безопасности.
Регулированием вопросов безопасности занимаются государства. Однако радиационные риски могут выходить за пределы национальных границ, и в рамках международного сотрудничества принимаются меры по обеспечению и укреплению безопасности в глобальном масштабе посредством обмена опытом и расширения возможностей для контроля опасностей, предотвращения аварий,
реагирования в случае аварийных ситуаций и смягчения любых вредных последствий.
Государства обязаны проявлять должную осмотрительность и соответствующую осторожность, и предполагается, что они будут выполнять свои национальные и международные обязательства.
Международные нормы безопасности содействуют выполнению государствами своих обязательств согласно общим принципам международного права, например касающимся охраны окружающей среды. Кроме того,
международные нормы безопасности укрепляют и обеспечивают уверенность в безопасности и способствуют международной торговле.
Глобальный режим ядерной безопасности постоянно совершенствуется.
Нормы МАГАТЭ по безопасности, которые поддерживают осуществление имеющих обязательную силу международных договорно-правовых документов и функционирование национальных инфраструктур безопасности, являются краеугольным камнем этого глобального режима. Нормы МАГАТЭ по безопасности - это полезный инструмент, с помощью которого договаривающиеся стороны оценивают свою деятельность по выполнению этих конвенций.
P1570_R.book Page ix Monday, April 8, 2013 9:44 AM

НОРМЫ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Статус норм МАГАТЭ по безопасности вытекает из Устава МАГАТЭ,
которым Агентство уполномочивается устанавливать и применять, в консультации и, в надлежащих случаях, в сотрудничестве с компетентными органами Организации Объединенных Наций и с заинтересованными специализированными учреждениями, нормы безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни и имущества и обеспечивать применение этих норм.
В целях обеспечения защиты людей и охраны окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения нормы МАГАТЭ по безопасности устанавливают основополагающие принципы безопасности,
требования и меры для обеспечения контроля за радиационным облучением людей и выбросом радиоактивного материала в окружающую среду,
ограничения вероятности событий, которые могут привести к утрате контроля за активной зоной ядерного реактора, ядерной цепной реакцией,
радиоактивным источником или любым другим источником излучения, и смягчения последствий таких событий в случае, если они будут иметь место.
Нормы относятся к установкам и деятельности, связанным с радиационными рисками, включая ядерные установки, использование радиационных и радиоактивных источников, перевозку радиоактивных материалов и обращение с радиоактивными отходами.
Меры по обеспечению безопасности и физической безопасности
1
преследуют общую цель защиты жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды. Меры по обеспечению безопасности и физической безопасности должны разрабатываться и осуществляться комплексно, таким образом, чтобы меры по обеспечению физической безопасности не осуществлялись в ущерб безопасности, и наоборот, чтобы меры по обеспечению безопасности не осуществлялись в ущерб физической безопасности.
Нормы МАГАТЭ по безопасности отражают международный консенсус в отношении того, что составляет высокий уровень безопасности для защиты людей и охраны окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Они выпускаются в Серии норм МАГАТЭ по безопасности, которая состоит из документов трех категорий (см. рис. 1).
1
См. также публикации в Серии изданий МАГАТЭ по физической ядерной безопасности.
P1570_R.book Page x Monday, April 8, 2013 9:44 AM

Основы безопасности
Основы безопасности содержат основополагающие цели и принципы защиты и безопасности и служат основой для требований безопасности.
Требования безопасности
Комплексный и согласованный набор требований безопасности устанавливает требования, которые должны выполняться с целью обеспечения защиты людей и охраны окружающей среды в настоящее время и в будущем.
Требования регулируются целями и принципами основ безопасности. Если требования не выполняются, то должны приниматься меры для достижения или восстановления требуемого уровня безопасности. Формат и стиль требований облегчают их гармоничное использование для создания национальной основы регулирования. Требования, включая пронумерованные всеобъемлющие требования, выражаются формулировками “должен, должна, должно, должны”.
РИС. 1. Долгосрочная структура Серии норм МАГАТЭ по безопасности.
P1570_R.book Page xi Monday, April 8, 2013 9:44 AM

Многие требования конкретной стороне не адресуются, а это означает, что за их выполнение отвечают соответствующие стороны.
Руководства по безопасности
Руководства по безопасности содержат рекомендации и руководящие материалы, касающиеся выполнения требований безопасности, и в них выражается международный консенсус в отношении необходимости принятия рекомендуемых мер (или эквивалентных альтернативных мер). В руководствах по безопасности представлена международная образцовая практика, и они во все большей степени отражают наилучшую практику с целью помочь пользователям достичь высоких уровней безопасности. Рекомендации,
содержащиеся в руководствах по безопасности, формулируются с применением глагола “следует”.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Основные пользователи норм безопасности в государствах – членах
МАГАТЭ – это регулирующие и другие соответствующие государственные органы. Кроме того, нормы МАГАТЭ по безопасности используются другими организациями-спонсорами и многочисленными организациями, которые занимаются проектированием, сооружением и эксплуатацией ядерных установок, а также организациями, участвующими в использовании радиационных и радиоактивных источников.
Нормы МАГАТЭ по безопасности применяются в соответствующих случаях на протяжении всего жизненного цикла всех имеющихся и новых установок, используемых в мирных целях, и на протяжении всей нынешней и новой деятельности в мирных целях, а также в отношении защитных мер для уменьшения существующих радиационных рисков. Они могут использоваться государствами в качестве базы для их национальных регулирующих положений в отношении установок и деятельности.
Согласно Уставу МАГАТЭ нормы безопасности являются обязательными для МАГАТЭ применительно к его собственной работе, а также для государств применительно к работе, выполняемой с помощью МАГАТЭ.
Кроме того, нормы МАГАТЭ по безопасности закладывают основу для услуг МАГАТЭ по рассмотрению безопасности, и они используются МАГАТЭ в содействии повышению компетентности, в том числе, для разработки учебных планов и организации учебных курсов.
Международные конвенции содержат требования, аналогичные требованиям, которые изложены в нормах МАГАТЭ по безопасности, и делают
P1570_R.book Page xii Monday, April 8, 2013 9:44 AM
их обязательными для договаривающихся сторон. Нормы МАГАТЭ по безопасности, подкрепляемые международными конвенциями, отраслевыми стандартами и подробными национальными требованиями, создают прочную основу для защиты людей и охраны окружающей среды. Существуют также некоторые особые вопросы безопасности, требующие оценки на национальном уровне. Например, многие нормы МАГАТЭ по безопасности, особенно те из них, которые посвящены вопросам планирования или разработки мер по обеспечению безопасности, предназначаются, прежде всего, для применения к новым установкам и видам деятельности. На некоторых существующих установках, сооруженных в соответствии с нормами, принятыми ранее,
требования, установленные в нормах МАГАТЭ по безопасности, в полном объеме соблюдаться не могут. Вопрос о том, как нормы МАГАТЭ по безопасности должны применяться на таких установках, решают сами государства.
Научные соображения, лежащие в основе норм МАГАТЭ по безопасности, обеспечивают объективную основу для принятия решений по вопросам безопасности; однако лица, отвечающие за принятие решений,
должны также выносить обоснованные суждения и должны определять, как лучше всего сбалансировать выгоды принимаемых мер или осуществляемой деятельности с учетом соответствующих радиационных рисков и любых иных вредных последствий этих мер или деятельности.
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ НОРМ МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Подготовкой и рассмотрением норм безопасности занимаются
Секретариат МАГАТЭ и четыре комитета по нормам безопасности,
охватывающих ядерную безопасность (НУССК), радиационную безопасность
(РАССК), безопасность радиоактивных отходов (ВАССК) и безопасную перевозку радиоактивных материалов (ТРАНССК), а также Комиссия по нормам безопасности (КНБ), которая осуществляет надзор за программой
МАГАТЭ по нормам безопасности (см. рис. 2).
P1570_R.book Page xiii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

Все государства - члены МАГАТЭ могут назначать экспертов в комитеты по нормам безопасности и представлять замечания по проектам норм. Члены
Комиссии по нормам безопасности назначаются Генеральным директором, и в ее состав входят старшие правительственные должностные лица, несущие ответственность за установление национальных норм.
Для осуществления процессов планирования, разработки, рассмотрения,
пересмотра и установления норм МАГАТЭ по безопасности создана система управления. Особое место в ней занимают мандат МАГАТЭ, видение будущего применения норм, политики и стратегий безопасности и соответствующие функции и обязанности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ
При разработке норм МАГАТЭ по безопасности принимаются во внимание выводы Научного комитета ООН по действию атомной радиации
(НКДАР ООН) и рекомендации международных экспертных органов, в
Секретариат и консультанты:
составление новых или пересмотр существующих норм безопасности
Проект
Одобрение со стороны КНБ
Окончательный проект
Рассмотрение комитетом(ами) по нормам безопасности
Государства-члены
Замечания
Проект
Общая схема и план работы,
подготовленные Секретариатом,
рассмотрение комитетами по нормам безопасности и КНБ
РИС. 2. Процесс разработки новых норм безопасности или пересмотр существующих
норм.
P1570_R.book Page xiv Monday, April 8, 2013 9:44 AM
частности, Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ).
Некоторые нормы безопасности разрабатываются в сотрудничестве с другими органами системы Организации Объединенных Наций или другими специализированными учреждениями, включая Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций, Программу
Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Международную организацию труда, Агентство по ядерной энергии ОЭСР, Панамериканскую организацию здравоохранения и Всемирную организацию здравоохранения.
ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА
Относящиеся к безопасности термины должны толковаться в соответствии с определениями, данными в Глоссарии МАГАТЭ по вопросам безопасности (см. http://www-ns.iaea.org/standards/safety-glossary.htm). Во всех остальных случаях в издании на английском языке слова используются с написанием и значением, приведенными в последнем издании Краткого оксфордского словаря английского языка. Для руководств по безопасности аутентичным текстом является английский вариант.
Общие сведения и соответствующий контекст норм в Серии МАГАТЭ по нормам безопасности, а также их цель, сфера применения и структура приводятся в разделе 1 "Введение" каждой публикации.
Материал, который нецелесообразно включать в основной текст
(например материал, который является вспомогательным или отдельным от основного текста, дополняет формулировки основного текста или описывает методы расчетов, процедуры или пределы и условия), может быть представлен в дополнениях или приложениях.
Дополнение, если оно включено, рассматривается в качестве неотъемлемой части норм безопасности. Материал в дополнении имеет тот же статус, что и основной текст, и МАГАТЭ берет на себя авторство в отношении такого материала. Приложения и сноски к основному тексту, если они включены, используются для предоставления практических примеров или дополнительной информации или пояснений. Приложения и сноски неотъемлемой частью основного текста не являются. Материал в приложениях,
опубликованный МАГАТЭ, не обязательно выпускается в качестве его авторского материала; в приложениях к нормам безопасности может быть представлен материал, имеющий другое авторство. Содержащийся в приложениях посторонний материал, с тем чтобы в целом быть полезным, по мере необходимости публикуется в виде выдержек и адаптируется.
P1570_R.book Page xv Monday, April 8, 2013 9:44 AM

P1570_R.book Page xvi Monday, April 8, 2013 9:44 AM

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
Общие сведения (101–103) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
Цель (104–105) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
Сфера применения (106–110) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Структура (111) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
РАЗДЕЛ II.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (201–249). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
РАЗДЕЛ III.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Радиационная защита (301–303) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Аварийные мероприятия (304–305) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Система управления (306) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Обеспечение соблюдения правил (307–308) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Несоблюдение правил (309) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
Специальные условия (310) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
Подготовка кадров (311–315) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
РАЗДЕЛ IV.
ПРЕДЕЛЫ АКТИВНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ. . . . .
23
Общие положения (401) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
Основные значения для радионуклидов (402) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
Определение основных значений для радионуклидов (403–407) . . . . . . . . .
23
Классификация материала (408–420) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
50
Классификация упаковок (421–433). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Специальные условия (434) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
60
РАЗДЕЛ V.
ТРЕБОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК . . . . . . . . . . . . . .
61
Требования, подлежащие выполнению перед первой перевозкой (501) . . .
61
Требования, подлежащие выполнению перед каждой перевозкой (502–503) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
62
Перевозка других грузов (504–506) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
62
Другие опасные свойства содержимого (507). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
63
Требования и контроль в отношении радиоактивного загрязнения и упаковок с утечкой (508–514) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
63
P1570_R.book Page xvii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

Требования и контроль в отношении перевозки освобожденных упаковок (515–516) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
65
Требования и контроль в отношении перевозки материалов НУА и
ОПРЗ в промышленных упаковках или без упаковок (517–522) . . . . . . .
65
Определение транспортного индекса (523–524) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
68
Определение индекса безопасности по критичности для грузов,
грузовых контейнеров и транспортных пакетов (525) . . . . . . . . . . . . . . .
69
Пределы значений транспортного индекса, индекса безопасности по критичности и уровня излучения для у паковок и транспортных пакетов (526–528) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
69
Категории (529) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
70
Маркировка, знаки опасности и информационные табло (530–544) . . . . . .
71
Ответственность грузоотправителя (545–561) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
81
Перевозка и транзитное хранение (562–581). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
87
Таможенные операции (582) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
94
Недоставленные грузы (583). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
95
Сохранение и наличие транспортных документов у перевозчиков (584–588) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
95
РАЗДЕЛ VI.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К
РАДИОАКТИВНОМУ МАТЕРИАЛУ, УПАКОВОЧНЫМ
КОМПЛЕКТАМ И УПАКОВКАМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
97
Требования, предъявляемые к радиоактивным материалам (601–605) . . . .
97
Требования, относящиеся к материалу, который не подпадает под классификацию делящегося материала (606). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
98
Общие требования, предъявляемые ко всем упаковочным комплектам и упаковкам (607–618) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
98
Дополнительные требования, предъявляемые к упаковкам, перевозимым воздушным транспортом (619–621) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
100
Требования, предъявляемые к освобожденным упаковкам (622) . . . . . . . . . 101
Требования, предъявляемые к промышленным упаковкам (623–630) . . . . . 101
Требования, предъявляемые к упаковкам, содержащим гексафторид урана (631–634) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
104
Требования, предъявляемые к упаковкам типа А (635–651) . . . . . . . . . . . . . 105
Требования, предъявляемые к упаковкам типа B(U) (652–666) . . . . . . . . . . 107
Требования, предъявляемые к упаковкам типа B(М) (667–668) . . . . . . . . . . 110
Требования, предъявляемые к упаковкам типа С (669–672) . . . . . . . . . . . . . 111
Требования, предъявляемые к упаковкам, содержащим делящийся материал (673–686) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
112
P1570_R.book Page xviii Monday, April 8, 2013 9:44 AM

РАЗДЕЛ VII.
ПОРЯДОК ИСПЫТАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Подтверждение соответствия требованиям (701–702) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Испытание на выщелачивание материала НУА-III и радиоактивного материала с низкой способностью к рассеянию (703). . . . . . . . . . . . . . . .
120
Испытания радиоактивного материала особого вида (704–711) . . . . . . . . . . 120
Испытания радиоактивного материала с низкой способностью к рассеянию (712) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
123
Испытания упаковок (713–737) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
РАЗДЕЛ VIII.
ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ УТВЕРЖДЕНИЯ
И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ . . . . . . . . . . . 131
Общие положения (801–802) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Утверждение радиоактивного материала особого вида и радиоактивного материал а с низкой способностью к рассеянию (803–804). . . . . . . . . . . . 132
Утверждение материала, который не подпадает под классификацию делящегося материала (805–806) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
133
Утверждение конструкций упаковок (807–816) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Утверждение альтернативных пределов активности для груза приборов или изделий, на который распространяется изъятие (817-818) . . . . . . . .
136
Положения для переходного периода (819–823) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Уведомление о серийных номерах и их регистрации (824). . . . . . . . . . . . . . 139
Утверждение перевозок (825–828) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Утверждение перевозок в специальных условиях (829–831) . . . . . . . . . . . . 141
Сертификаты об утверждении, выдаваемые компетентными органами (832-833) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
141
Содержание сертификатов об утверждении (834–839) . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Подтверждение сертификатов (840). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
ПРИЛОЖЕНИЕ I:
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ В ОТНОШЕНИИ
УТВЕРЖДЕНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
УВЕДОМЛЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
ПРИЛОЖЕНИЕ II: ПЕРЕВОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
И ПРИСТАВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
ПРИЛОЖЕНИЕ III: ПЕРЕЧЕНЬ ГРУЗОВ, ТРЕБУЮЩИХ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ . . . . . . 163
P1570_R.book Page xix Monday, April 8, 2013 9:44 AM

СОСТАВИТЕЛИ И РЕЦЕНЗЕНТЫ (2012 ГОД). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ОРГАНЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОДОБРЕНИИ НОРМ
МАГАТЭ ПО БЕЗОПАСНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
Таблица 1.
Выдержки из перечня номеров оон, надлежащих транспортных наименований и описаний грузов. . . . . . . .
24
Таблица 2.
Основные значения для радионуклидов . . . . . . . . . . . . . . .
27
Таблица 3.
Основные значения для неизвестных радионуклидов или смесей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
50
Таблица 4.
Пределы активности для освобожденных упаковок . . . . .
56
Таблица 5.
Требования, предъявляемые к промышленным упаковкам для материала НУА и ОПРЗ . . . . . . . . . . . . . . .
67
Таблица 6.
Пределы активности на перевозочных средствах для материалов НУА и ОПРЗ в промышленных упаковках или без упаковок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
67
Таблица 7.
Коэффициенты пересчета для цистерн, грузовых контейнеров и неупакованных НУА-I и ОПРЗ-I . . . . . . . .
68
Таблица 8.
Категории упаковок, транспортных пакетов и грузовых контейнеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
70
Таблица 9.
Маркировка ООН упаковок и транспортных пакетов . . . .
72
Таблица 10.
Пределы транспортных индексов для грузовых контейнеров и перевозочных средств, не находящихся в исключительном использовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
88
Таблица 11.
Пределы индексов безопасности по критичности для грузовых контейнеров и перевозочных средств,
содержащих делящийся материал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
89
Таблица 12.
Параметры инсоляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Таблица 13.
Значения Z для расчета ИБК в соответствии с пунктом 674 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Таблица 14.
Высота свободного падения при испытаниях упаковок на нормальные условия перевозки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
P1570_R.book Page xx Monday, April 8, 2013 9:44 AM

1


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал