Пояснительная записка учебно тематический план содержание программы



Скачать 218.13 Kb.
Дата22.05.2017
Размер218.13 Kb.
Просмотров314
Скачиваний0
ТипПояснительная записка


d:\sait\4. образование\титулки\белая ладья 001.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………....3

  2. Учебно - тематический план …………………………………………...7

  3. Содержание программы ………………………………………………..10

  4. Прогнозируемый результат реализации программы,

формы и методы диагностики результатов……………………………….14

  1. Методическое обеспечение …………………………………………....17

  2. Список используемой литературы для педагога…………………….21

  3. Список используемой литературы для учащихся…………………....22



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Белая ладья» физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы авторов Ю. С. Разуваева, И. Г. Сухина, С. П. Абрамова «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий», а также программы двух лет обучения «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год» («Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» М.: Просвещение, 2002).

«Шахматы» – это один из современных инновационных предметов, успешно решающих некоторые проблемы социализации личности. Игра в шахматы требует колоссальной человеческой мысли, многостороннего расчёта вариантов. Много родственного в шахматах с математикой, комбинаторикой, с моделями современного программирования. «Обучение шахматам с использованием современных компьютерных технологий» – это целостный интегрированный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ребенка. Основным моментом занятий становится самостоятельная деятельность самих учащихся, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности.

Новизна программы заключается в широком использовании занимательного материала, создании на занятиях игровых ситуаций, позволяющих превратить знакомство с шахматами, через внедрение современных компьютерных технологий, в увлекательный процесс, поддерживая у детей устойчивый интерес к знаниям на протяжении всего занятия.

Игра в шахматы полезна для ума, а так же через игру осуществляется воспитание в детях таких необходимых для жизни качеств как:

- способность самостоятельно мыслить,

- внимание,

- дисциплинированность,

- коммуникативность,

- активность личности, способность к созиданию.

Шахматы являются интересной увлекательной игрой, в которой невидимый мир мысли и мечты проявляется в передвижении шахматных фигур по игровому полю. Игра на протяжении детства является неотъемлемой формой деятельности учащихся, она необходима детям как средство удовлетворения органической потребности в самовыражении и моделировании социальных отношений.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен всем учащимся. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. Часть заданий детям предстоит решать на компьютере, благодаря чему они постепенно и без особых затруднений начинают привыкать к современнымкоммуникационным средствам.

Требования государства, общества и семьи к результатам образования основаны на представлении об образовании как институте социализации личности, обеспечивающим:


  1. формирование нравственногопоколения;

  2. овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

Учащиеся детского объединения должны получить не просто знания, а «знания в действии», то есть уметь учиться, переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует развитию интеллектуальных способностей, познавательных интересов, самостоятельности в принятии решений, формированию толерантности в условиях нашего многокультурного общества.

Так как особо важным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, где дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, то в результате у них формируются такие ценные волевые качества, как целеустремлённость, настойчивость, выдержка.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что её реализация формирует общеучебные умения и способность к интеллектуальной деятельности, развивает творческие способности учащихся, стимулирует самостоятельность мышления.



Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, самостоятельности в принятии решений, формирование толерантностичерез обучение игре в шахматы.

Задачи:

1. Обучающие:

- обучать основным знаниям и умениям шахматной игры;

- формировать умение самостоятельно принимать решения и анализировать полученные результаты.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, память;

- расширять кругозор учащихся.

3. Воспитательные:

- воспитывать внимание, дисциплину и коммуникативные навыки;

- воспитывать активную личность, способную к созиданию.

Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 14 лет, со сроком реализации 1 год, количество учащихся в группе 12-15 человек.



Формы проведения занятий

Основная форма проведения занятий игровая, включая практическую деятельность.Форма организации образовательного процесса разнообразная: групповая, индивидуальная, коллективная.

В рамках данной программы предусматривается возможность проведения занятий по индивидуальному образовательному маршруту. Занятия проводятся с учащимися, которые умеют ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, «матовать» одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, т.е. имеющие первоначальные навыки игры в шахматы.

Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает знание индивидуальности ребёнка с учетом природных, физических и психических свойств личности.

Особенностью индивидуального подхода является то, что учебный план составляется и корректируется в ходе обучения учащегося, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным организатором своих знаний.

Программа рассчитана на то, что учащиеся будут принимать участие как во внутренних соревнованиях, так и в городских, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в своей подготовке.



Режим занятий

Год обучения

Режим занятий в неделю

Всего часов в неделю

Всего часов в год

Групповые занятия

2 раза в неделю по 2 часа

4

144

Групповые занятия

2 раза в неделю по 1 часа

2

72

Индивидуальные занятия

1 раз в неделю по 1 часу

1

36

Учебно - тематический план

1-й год обучения (4 ч.)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Компьютер и шахматы. Шахматная доска

2

0,5

1,5

2

Шахматные фигуры

2

0,5

1,5

3

Начальная расстановка фигур

2

0,5

1,5

4

Ходы и взятие фигур

18

4,5

13,5

5

Цель шахматной партии

12

3

9

6

Игра всеми фигурами из начального положения

12

3

9

7

Техника матования одинокого короля

10

2,5

7,5

8

Шахматная комбинация

10

2,5

7,5

9

Основы дебюта

14

3,5

10,5

10

Основы миттельшпиля

10

2,5

7,5

11

Основы эндшпиля

8

2

6

12

Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период

12




12

13

Итоговая аттестация учащихся.

Итоговое занятие за I полугодие



4




4

14

Подготовка к соревнованиям, проведение шахматных турниров, участие в турнирах

28




28




Всего часов

144

25

119

Учебно - тематический план

1-й год обучения (2 ч.)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Компьютер и шахматы. Шахматная доска

1

0,3

0,7

2

Шахматные фигуры

2

0,3

0,7

3

Начальная расстановка фигур

2

0,5

1,5

4

Ходы и взятие фигур

9

3

8

5

Цель шахматной партии

6

2

4

6

Игра всеми фигурами из начального положения

6

2

4

7

Техника матования одинокого короля

5

1,5

3,5

8

Шахматная комбинация

5

1,5

3,5

9

Основы дебюта

7

2

5

10

Основы миттельшпиля

5

1,5

3,5

11

Основы эндшпиля

4

1

3

12

Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период

4

-

4

13

Итоговая аттестация учащихся.

Итоговое занятие за I полугодие



2

-

2

14

Подготовка к соревнованиям, проведение шахматных турниров, участие в турнирах

14

-

14




Всего часов

72

18

54


Учебно - тематический план

индивидуальных занятий

Цель: развитие интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, самостоятельности в принятии решений.

Задачи:

1. Обучающие:

- повышения уровня знаний и умений шахматной игры;

- формировать умение самостоятельно принимать решения и анализировать полученные результаты.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, память;

- расширять кругозор учащихся;

3. Воспитательные:

- воспитывать внимание, дисциплину и коммуникативные навыки;

- воспитывать активную личность, способную к созиданию.



№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы дебюта

15

3, 5

11,5

2

Основы миттельшпиля

6

1, 5

4, 5

3

Основы эндшпиля

4

1

3

4

Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период

3




3

5

Итоговая аттестация учащихся.

Итоговое занятие за I полугодие



2




2

6

Подготовка к соревнованиям, проведение шахматных турниров, участие в турнирах

6




6




Всего часов

36

6

30

Содержание программы

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры “Горизонталь”, “Вертикаль”. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадай-ка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”,

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Виды простейших матов: «Детский мат», «Дурацкий мат». Розыгрыш дебюта. Короткие партии.

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание “Повторюшек”. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Содержание программы

индивидуальных занятий

Основы дебюта. Решение заданий “Мат в 1 ход”. Двухходовые партии, трехходовые партии, ввод в игру ладей и ферзя. Игра на «мат». Развитие фигур. Вариации детского мата. Защита от мата. Копирование ходов. Гамбиты. Игра пешками в дебюте. Связка в дебюте. Виды дебютов.

Основы миттельшпиля. Игра в миттельшпиле, тактические приемы. Связка в миттельшпиле, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах. Темы завлечения, отвлечения, блокировки, матовыми комбинациями и комбинациями, ведущими к достижению материального перевеса. Темы “рентгена”, перекрытия. Комбинации для достижения ничьей.

Основы эндшпиля. Игра тяжелыми фигурами в эндшпиле. Пешка против короля. Игра белой пешки на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Ферзь против слона, ферзь против коня, ладья против слона ладья против коня. Игра слонами и конями в эндшпиле.

Прогнозируемый результат реализации программы,

требования к результатам обучения

(1-й год обучения)

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, «стоять под боем», «взятие на проходе», длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры;

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность и сравнительную силу шахматных фигур.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать,

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй;

- проводить элементарные комбинации.



Способы проверки:

- наблюдение;

- устный опрос;

- решение специальных задач;

- анализ партий.

Формы подведения итогов:

Итоги подводятся по окончании каждой темы, в форме:

- фронтального опроса,

- викторины,

- письменного опроса,

- практических заданий.



Прогнозируемый результат реализации программы

(индивидуальные занятия)

Требования к результатам обучения.

К концу обучения учащиеся должны знать:

• историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

• правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

• основы тактики и стратегии шахмат;

• порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

• правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

• уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

• строить и реализовывать свои стратегические планы;

• самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий

Способы проверки:

- наблюдение;

- устный опрос;

- решение задач;

- анализ партий;

- по результатам выступления на турнирах

Формы подведения итогов:

- фронтальный опрос,

- практические задания,

- участие в шахматных турнирах.


Методическое обеспечение

Учебный курс программы включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. При реализации программы основной упор делается на методику, рекомендованную И.Г. Сухиным, которая подробно изложена в его пособиях для педагогов и учащихся.

При реализации программы используются следующие методы

1. Индивидуально-групповой метод изучения материала. Групповые занятия постепенно переходят в занятия индивидуальные. Достигается это путем использования проверочно – закрепляющего материала, который предлагается учащимся в виде карточек – заданий или заданий-тестов в компьютерной программе СПК «Шахматное образование». Для обучения детей используется индивидуальный маршрут. Если ребенок пропустил занятие, например по болезни, то придя в класс, он продолжает свое шахматное образование с того материала, где он остановился. Таким образом, целиком исключается пропуск материала из–за отсутствия ребенка по той или иной причине. Кроме этого к программе СПК «Шахматное образование» имеются дополнительные приложения, такие как компьютерная программа для начального обучения «Динозавры учат шахматам» и компьютерная программа «Шахматная тактика», которые позволяют повысить уровень обучения. Присутствие всей группы позволяет педагогу, по мере необходимости, наряду с индивидуальными занятиями, давать общие указания и объяснения темы всем детям.

2. Дифференцированно - интегрированный метод изучения шахматной доски заключается в том, что шахматная доска представляется детям как геометрический элемент, состоящий из полей, последовательно набранных по трем направлениям, а именно: по вертикальным, горизонтальным и диагональным.

3. Интегрированный метод изучения шахматных фигур – это действия и взаимодействие детей на шахматной доске, который в первый год обучения открывает им мир шахматных фигур. Процесс раскрытия темы осуществляется с помощью иллюстрации фигур, а также раскрытия их возможностей, а именно, шахматные фигуры могут:

а) передвигаться по шахматным полям;

б) нападать на фигуры противника;

в) защищать свои фигуры.

Понимание трех функций действия фигур является базовым знанием, ведущим в дальнейшем к усвоению понятия «контроль поля».

4. Метод целевого мышления, где шахматист во время игры должен не просто думать над каждым ходом, а думать в определенном порядке, состоящем в следующем:

а) определяется цель хода противника.

б) намечаются ходы кандидаты (не менее трёх ходов).

в) из трёх ходов выбирается только один, наиболее рациональный в данной позиции.

г) прежде чем сделать выбранный ход шахматист должен проверить его на безопасность:

• не окажется ли твоя фигура под боем;

• не стоит ли фигура противника под боем;

• нет ли мне мата в один ход;

д) только после этого делается ход.

5. Метод одновременного изучения трёх частей шахматной теории, а именно: геометрии шахматной доски, шахматной нотации и шахматных правил. При этом система обучения сохраняется с первого до последнего занятия на протяжении всего начального курса. Кроме вышеперечисленного используются такие формы занятий как:



  • игры (турниры) детей между собой один на один;

  • командные игры;

  • сеанс одновременной игры (педагог против учащихся)

Всё вышеперечисленное обеспечивает твёрдое усвоение изучаемого материала. При составлении плана занятий необходимо учитывать степень усвоения воспитанником предыдущего материала так, чтобы градиент новизны не был завышен. Важно добиться от ученика успеха и радости от понимания изучаемой темы. Устойчивое достижение успеха на каждом занятии приводит учащихся к стойкому мотивированному увлечению шахматной игрой.

Перечень методических пособий, необходимых для реализации программы:



  1. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование». Авторы: Ю. С. Разуваев, И. Г. Сухин, С. П. Абрамов, 2007.

  2. Сухин И.Г. Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или учусь и учу". - Обнинск, Духовное возрождение, 2008.-80с.

  3. Сухин И.Г. Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или учусь и учу". - Обнинск, Духовное возрождение, 2008.-90с.

Условия реализации программы

В кабинете для проведения занятий по шахматам необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя, включающего мобильный или стационарный компьютер, и 10-15 компьютерных мест для учащихся, включающих, помимо стационарного или мобильного компьютера, наушники с микрофоном, веб - камеру и установленную программу специализированного шахматного комплекса «Шахматное образование». Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть и иметь выход в интернет для участия в различных интернет - турнирах через программу Skype. В кабинете должны иметься основные пользовательские устройства, в том числе проектор с потолочным креплением, интерактивная доска. Необходима также комбинация принтеров и сканеров, позволяющая сканировать и распечатывать различные шахматные позиции, задачи, партии. Необходимо также наличие шахматных столов, комплектов игровых шахмат и шахматных досок, демонстрационной магнитной шахматной доски и шахматных часов.



Список литературы для педагога

  1. Авербах Ю., Котов А., ЮдовичМ. Шахматная школа. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -130с.

  2. Древ С.С. Шахматная практика: позиции для решения.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-94с.

  3. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам!- М,: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009.-85с.

  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы – Ленинград, «Детская литература», 1985.-232с.

  5. Карпов А.Е., Гик Е.Я. Шахматный калейдоскоп.- М,: «Наука», 1981.-112с.

  6. Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи ( + CD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр).- СПб,: Питер, 2009.- 215с.

  7. Петрушина Н.М. Шахматные дебюты для детей/ Н.М. Петрушина, Ростов н/Д: Феникс, 2009.-126с.

  8. Пожарский В. Шахматный учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 1

  9. Сухин И.Г. Игры для мальчиков и девочек. Шахматы. Мат в два хода. –М,: Астрель, 2006. -102с.

  10. Сухин И.Г. Учебник "Шахматы, первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны".- Обнинск, Духовное возрождение, 2009.-120с.

  11. Сухин И.Г. Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. - Обнинск, Духовное возрождение, 2009.-272с.

  12. Сухин И.Г. Рабочая тетрадь: «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны». - Обнинск, Духовное возрождение, 2008.-32с.

  13. Сухин И.Г. Учебник "Шахматы, второй год, или играем и выигрываем". - Обнинск, Духовное возрождение, 2009.-160с.

  14. Сухин И.Г. Рабочая тетрадь: "Шахматы, второй год, или играем и выигрываем» - Обнинск, Духовное возрождение, 2008.-32с.

Список литературы для учащихся

  1. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам!- М,: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009.-85с.

  2. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы – Ленинград, «Детская литература», 1985.-232с.

  3. Петрушина Н.М. Шахматные дебюты для детей/ Н.М. Петрушина, Ростов н/Д: Феникс, 2009.-126с.

  4. Сухин И.Г. Игры для мальчиков и девочек. Шахматы. Мат в два хода. –М,: Астрель, 2006. -102с.

  5. Сухин И.Г. Учебник "Шахматы, первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны".- Обнинск, Духовное возрождение, 2009.-120с.

  6. Сухин И.Г. Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. - Обнинск, Духовное возрождение, 2009.-272с.

  7. Сухин И.Г. Рабочая тетрадь: «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны». - Обнинск, Духовное возрождение, 2008.-32с.

  8. Сухин И.Г. Учебник "Шахматы, второй год, или играем и выигрываем". - Обнинск, Духовное возрождение, 2009.-160с.

  9. Сухин И.Г. Рабочая тетрадь: "Шахматы, второй год, или играем и выигрываем» - Обнинск, Духовное возрождение, 2008.-32с.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Государственное областное бюджетное
2016 -> В. П. Зинченко писал о том, что если человек в детстве не дополучил некую норму участия в игровом времяпрепровождении, он приобретает социально-психологическую ущербность вроде «игровой дистрофии», которую в последу
2016 -> Общешкольное родительское собрание «Об ответственности родителей за воспитание детей»
2016 -> 1 июня 2016 года Международный день защиты детей 1 июня
2016 -> «Формирование социально-нравственной позиции дошкольников посредством введения сказочных сюжетов в компьютерные дидактические игры»
2016 -> Принята Утверждена
2016 -> Конкурс по разработке компьютерных игр патриотической направленности «патриот by»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал