Пояснительная записка Предмет «Окружающий мир»



страница1/3
Дата11.02.2017
Размер0.52 Mb.
Просмотров417
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка*

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.



Задачи курса:

– систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

– формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

– знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

– социализация ребенка;

– развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

– воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

– формирование самостоятельной познавательной деятельности;

– воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем – групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок во 2 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Планета знаний», который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (под общей редакцией И. А. Петровой).

Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:



Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник для 2 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – м. : АСТ : Астрель, 2011г. Количество часов в год – 68.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в I четверти – 18.

Количество часов во II четверти – 14.

Количество часов в III четверти – 20.

Количество часов в IV четверти – 16.



Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Окружающий мир» к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать:

о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

– строение и назначение термометра;

– назначение справочной литературы;

– названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;

– название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);

– Луна – спутник Земли;

– глобус – модель Земли;

– названия материков и океанов;

– об источниках звука;

– о вреде шума;

– правила безопасного обращения с электроприборами;

– о значении камня в жизни человека;

– условия жизни растений и животных;

– характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);

– о значении совместного труда в обществе;

– о значении бюджета;

– правила поведения в общественных местах.



Учащиеся должны уметь:

– приводить примеры приборов и инструментов;

– пользоваться термометром;

– различать тела природы и изделия;

– приводить примеры тел и веществ;

– приводить примеры источников энергии;

– приводить примеры растений суши и водоемов (3–4 примера);

– приводить примеры животных суши и водоемов (3–4 примера);

– различать времена года по характерным признакам;

– правильно вести себя дома, на улице, в гостях.



Учащиеся могут знать:

– имена некоторых ученых и изобретателей (3–4 примера);

о путешествии как способе познания мира;

– о великих географических открытиях;

– названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;

– об использовании электрической энергии в жизни человека;

– о значении звука, света и цвета в жизни человека;

– о значении окружающей среды;

– о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;

– некоторые взаимосвязи в живой природе;

– о влиянии деятельности человека на живую природу.

Учащиеся могут уметь:

– приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);

– проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;

– определять время по часам;

– приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.

тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

(этап проектной или исследовательской


деятельности)

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки
обучающихся (результат)

Вид контроля.
Измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Как люди познают мир (15 ч)

1

О науке. Что такое наука

1

комбинированный

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Иметь представление, что такое наука.

Уметь понимать и объяснять назначение окружающих предметов; сравнивать древнюю и современную науки; объяснять, что такое наука; рассказывать, что наука дает человеку

Фронтальный опрос. Работа
с раздаточным материалом

Интеллектуальный марафон. Ученые древ-ности

С. 6–7







2


О науке. Науки бывают разные

1


комбинированный

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы



Иметь представление о науках: география, биология, психология, история, астрономия, экономика.

Уметь называть вид науки; пользоваться справочником; рассказывать, что изучают ученые различных наук

Задания

по группам



Физика.

Химия. Астрономия. Биология. Интеллектуальный марафон



С. 8–9.

Сочинение «Самая интересная наука»









Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

О науке. Ученые России. Чело-век-изобре-татель

1

комбинированный

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

Знать имена, фамилии известных ученых России.

Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, К. Циолковского, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные

Фронтальный и индивидуальный

опрос


Ученые России. Как зобрели радио и телефон

С. 10–

13.


Стенд «Великие изобретения»







4

Экскурсия
в лес

1



экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Знать правила поведения в природе; отличительные признаки леса.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Фронтальный и индивидуальный опрос

Географические и биологические объекты родного края

Наблюдения
и записи в дневнике







5

Экскурсия к водоему

1

экскурсия



Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать отличительные признаки водоема.

Уметь выполнять простейшие опыты и наблюдения, фиксировать их и делать выводы

Фронтальный опрос

Географические и биологические объекты родного края

Наблюдения
и записи в дневнике







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

Как ученые изучают мир

1

комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану; работать с книгой как с источником информации; описывать опыты и результаты

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра




С. 14–15







7

Как ученые изучают мир

1

комбинированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Знать, что можно изучать с помощью опытов, а что с помощью наблюдений.

Уметь рассказывать, чем опыт отличается от наблюдения; проводить простейшие опыты по плану

Фронтальный опрос




С. 16–17







8

Умей видеть

1

комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение наблюдаемых объектов

Уметь наблюдать за явлениями природы; рассказывать об интересном явлении; внимательно читать текст и получать из него полезную информацию; анализировать рисунок и находить на нем ошибки в изображении живой природы

Тест.

Самостоятельная работа






С. 18–19







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность

1



комбинированный

Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды; времени по часам), создание несложных моделей

Знать правила заполнения дневника наблюдения.

Уметь наблюдать в разное время года за природой, трудом людей и погодой; заполнять дневник наблюдений в рабочей тетради; рассказывать о свойствах предметов окружающего мира; находить отличия в паре рисунков

Индивидуальный опрос.

Работа
в парах



Игра «Найди отличия»

С. 20–21







10

Приборы
и инструменты

1

комбинированный

Создание несложных моделей

Знать понятия «исследование», «приборы», «инструменты».

Уметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий; рассказывать, как используются приборы и инструменты; выбирать прибор для изучения поверхности луны; проводить простейшие наблюдения и исследования с помощью ручной лупы

Работа
в парах

Приборы и инструменты

С. 22–23







11

Измерение температуры

1

комбинированный

Измерение температуры

Знать, как устроен термометр; правила использования ртутного термометра.

Уметь называть части термометра; определять температуру с помощью термометра;

Фронтальный опрос

Интеллектуальный марафон

С. 24–25







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
















сравнивать различные термометры (для измерения температуры воздуха, измерения температуры воды; измерения температуры тела человека); составлять прогноз погоды, используя слова «температура воздуха»; выполнять практическую работу с измерением температуры теплой и холодной воды
















12

Измерение времени

1

комбинированный

Измерение температуры. Годовое движение Земли. Високосный год

Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы; понятия «сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках.

Уметь называть части часов (минутная стрелка, часовая стрелка, циферблат); определять время по часам; пользоваться часами

Фронтальный и индивидуальный опрос

Виды часов

С. 26–27







13

Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека

1

комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни
на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать понятия «библиотека», «информация», «справочник», «словарь», «энциклопедия».

Уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; рассказывать о прочитанных книгах; составлять свой

Фронтальный и индивидуальный опрос

Клинопись. Древняя библиотека

С. 28–

29. Составить рассказ на тему «Библиотека бу-










Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал