Пояснительная записка настоящая программа является основным документом, определяющим направленность и содержание тренировочного и воспитательного процессов на отделении шахматы мау до



Скачать 321.47 Kb.
страница1/10
Дата16.02.2017
Размер321.47 Kb.
Просмотров425
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

g:\программы\программы 017.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является основным документом, определяющим направленность и содержание тренировочного и воспитательного процессов на отделении шахматы МАУ ДО «ДЮСШ» г.Чернушка.

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ подготовки в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам с учетом основных положении и требований нормативных и правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации",

- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы,

-Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.13 №1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Приказом Минспорта РФ от 27.12.13 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,

- Уставом МАУДО «ДЮСШ» г.Чернушка.

Образовательная программа по шахматам составлена на основе Программы для детско – юношеских спортивных школ. Шахматы. А.Г.Адабаш, 2005г., Типовой программы по шахматам 1977 года и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов 2007 года (авторы: Чехов В., Архипов С., Комляков В.), с учетом многолетнего опыта работы по подготовке начинающих шахматистов.
Нормативный срок реализации программы – 7 лет. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки, предусматривающий обучение на 2 этапах:

1) этап начальной подготовки - до 2 лет;

2) тренировочный этап- 5 лет

- период начальной специализации – до 2лет;

- период углубленной специализации – до 3 лет.

Краткая характеристика шахмат как вида спорта.

Шахматы – это не просто вид спорта. Шахматы – это увлекательный досуг, тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать игру на несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника. Шахматы – это и железная выдержка, упорство, умение владеть собой и своими нервами.

Шахматы отлично развивают память и логическое мышление, а также воспитывают трудолюбие и волю к победе. Каждый шахматист при соответствующей подготовке может приобрести спортивные качества, которые позволяют ему добиться высших для его индивидуальных возможностей достижений.

Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. Спортивную деятельность шахматиста обычно ассоциируют с умственной работой, имеющей яркую эмоциональную окраску. Шахматы, как вид соревновательной деятельности относятся, согласно Л.П. Матвееву, в общей классификации к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, развитие общей выносливости.

Процесс шахматной тренировки состоит из общей и специальной подготовки, которые взаимосвязаны друг с другом. Общая подготовка направлена, прежде всего, на всестороннее шахматное образование и развитие необходимых качеств шахматиста-спортсмена. Специальная подготовка шахматиста осуществляется в непосредственной связи с овладением и совершенствованием мастерства на базе уже приобретенных навыков и умений общей подготовки.

Вид спорта шахматы включает в себя следующие дисциплины: классические шахматы (классика), быстрые шахматы (рапид), блиц.


Цели образовательной программы:

- воспитание всесторонне развитой личности путем приобщения детей к шахматной культуре;

- развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления, навыков принятия решений в различных ситуациях;
Задачи образовательной программы:

- сформировать у ребенка устойчивый интерес к шахматам;

- обучить основным приемам и методам во всех стадиях шахматной игры;

- способствовать развитию индивидуальных качеств ребенка;

- отработать помимо специальных шахматных навыков, психологическую устойчивость, развить волевые качества, целеустремленность, настойчивость в преодолении недостатков и трудолюбие;

- предоставить возможность использования современных компьютерных методик для освоения шахмат.


Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. В последнее время очень сильно выросла спортивная составляющая шахмат. Тенденция к ускоренным контролям времени на соревнованиях, а также новейшие компьютерные игровые программы и базы данных – все это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки шахматиста.

В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течение нескольких столетий и продолжается в наши дни.



Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (теоретической, психологической и физической подготовки, педагогического контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальные способности спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов тренировки, направленных на решение определенных задач подготовки.

Этапы подготовки, наполняемость учебных групп, возраст учащихся и режим учебно-тренировочной работы.


Год

обучения


Возраст

уч-ся для

зачисления


Кол-во

уч-ся в


группе

Кол-во

учебных


часов в

неделю


Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 42 недели

НП-1

7-9 л

15

6

276

НП-2

8-11 л

15

9

414

ТГ-1

9-13 л

10-12

9

414

ТГ-2

10-14 л

10-12

9

414

ТГ-3

11-15 л

8-10

14

644

ТГ-4

12-16 л

8-10

14

644

ТГ-5

13-18 л

8-10

14

644


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал