Пояснительная записка Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов



Скачать 29.09 Kb.
Дата28.10.2016
Размер29.09 Kb.
Просмотров350
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» п. Ханымей



Обсуждена на заседании

методического совета

Протокол № ___

«____» ________ 20__г.



Утверждаю

Директор МОУ ДОД

«Дом детского творчества»

___________ М.Г. Крылосова

«_____» ____________ 20___ г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Увлекательная информатика»
Срок реализации: 1 года

Возраст детей: 6-7 лет

Педагог дополнительного образования

Аржаникова Инна Владимировна


п. Ханымей

2014 год

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.



Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования к другой.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

- развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

- формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

- закрепление навыков счёта и чтения;

- приобретение практических навыков при работе с ПК.

Особенности программы

Программа ориентирована на работу с учащимися 6-7 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу составляет 36 часов.

Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.

Используемые методы:

-практические занятия;

-беседы;

-активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.



Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы

При обучении по данной программы реализуются следующие педагогические технологии:



  • технологии развивающего обучения;

  • технологии продуктивного обучения;

  • технологии игрового обучения;

  • технологии коллективного взаимообучения;

  • здоровьесберегающие технологии.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер и Дошкольник» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.



Учащиеся должны знать:

- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

- правила безопасной работы с компьютером.

Уметь:

- пользоваться манипулятором «мышь»;

- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

- выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

- рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

- перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;

- выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

- вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

-ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

-на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

-на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.



Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:



Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного демонстрационного материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

-принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

-подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).


Календарно-тематический план




п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Знакомство с детьми.



1

1

-

2.

Правила поведения в компьютерном классе.

1

1

-

3.

Применение компьютера.

1


1

-

4.

Знакомство с основными устройствами компьютера.

2

2

-

5.

Знакомство с компьютерной мышью.

3

1


2

6.

Раскрашивание компьютерных рисунков.

3

1

2

7.

Логика.

2

1


1

8.

Конструирование.

3

1


2

9.

Графика.

2

1


1

10.

Информация вокруг нас.

2

1


1

11.

Множества.

3

1


2

12.

Создание простейших компьютерных рисунков.

5

2

3

13.

Знакомство с клавиатурой.

2

1


1

14

Подведение итогов.

2

1


1

15.

Развивающие компьютерные игры.

4

-


4

Всего:

36

16

20


Содержание программы 1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

Цель: познакомиться с воспитанниками.

Раздел 2. Правила поведения в компьютерном классе.

Цель: познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе.

Теория: должны знать правила поведения.

Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе.

Раздел 3. Применение компьютера.

Цель: познакомить детей с применениями компьютера.

Теория: должны знать сферы, где применяются компьютеры.

Раздел 4. Знакомство с основными устройствами компьютера.

Цель: познакомить детей с основными устройствами компьютера.

Теория: должны знать названия основных устройств.

Практика: должны уметь показывать основные устройства.

Раздел 5. Знакомство с компьютерной мышью.

Цель: познакомить детей с мышью.

Теория: должны знать основные приёмы работы с мышью.

Практика: должны применять основные приёмы с мышью в работе.

Раздел 6. Раскрашивание компьютерных рисунков.

Цель: научить детей раскрашивать компьютерные рисунки.

Практика: должны уметь раскрашивать компьютерные рисунки по образцу.

Раздел 7. Логика.

Цель: познакомить детей с понятием логика.

Теория: должны знать понятие логика.

Практика: должны уметь выполнять простейшие логические задания.

Раздел 8. Конструирование.

Цель: познакомить детей с понятием конструирование.

Теория: должны знать понятие конструирование.

Практика: должны уметь выполнять простейшие задания по конструированию.

Раздел 9. Графика.

Цель: познакомить с понятием графика.

Теория: должны знать понятие графика.

Практика: должны уметь собирать картинки.

Раздел 10. Информация вокруг нас.

Цель: познакомить воспитанников с понятием информация.

Теория: должны знать понятие информация.

Раздел 11. Множество.

Цель: познакомить с понятием множество.

Теория: должны знать понятие множество.

Практика: должны уметь выполнять простейшие задания по составлению множеств.

Раздел 12. Создание простейших компьютерных рисунков

Цель: научить детей создавать простейшие компьютерные рисунки.

Теория: должны знать некоторые инструменты.

Практика: должны уметь использовать в работе инструмент (баллончик, ластик), а также уметь пользоваться палитрой.

Раздел 13. Знакомство с клавиатурой.

Цель: познакомить детей с клавиатурой.

Теория: должны знать для чего применяется клавиатура.

Практика: должны уметь набирать отдельные слова, цифры.

Раздел 14. Подведение итогов.

Цель: повторить с детьми изученный материал за год.

Раздел 15. Развивающие компьютерные игры.

Цель: развитие творческих способностей детей.

Практика: должны уметь самостоятельно открывать компьютерные игры.

Занятия проводятся в Доме детского творчества в компьютерном классе на основании договора о сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями.

На подготовительном этапе обучения занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Занятия построены таким образом, что в большинстве своём носят ознакомительный характер: осваивают и запоминают основные устройства компьютера, как пользоваться мышкой для этого используется обучающая программа «Мир информатики». Также используются в работе графический редактор Paint и текстовый редактор Блокнот. С воспитанниками дошкольного возраста используется игровая программа «Земля до начала времён» где ребята вместе с динозаврами изучают буквы и цифры, учатся составлять слова и рисунки, разгадывать головоломки, выполняют задания на внимательность и память, на развитие логики.

Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения.

Формы подведения итогов реализации программы: опрос.

Техническое обеспечение:

Компьютеры-7 шт.

Интерактивная доска

.

Информационно-методическое обеспечение




  1. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

  2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

  4. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

  5. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

  6. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.

  7. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал