Пояснительная записка Курс «Информатика и икт»



Скачать 180.09 Kb.
Дата11.11.2016
Размер180.09 Kb.
Просмотров285
Скачиваний0
ТипПояснительная записка


Пояснительная записка

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Согласно ФК БУП от 2004 года базовый курс ориентирован на учебный план объемом 70 учебных часов.

Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» (3-4 классы) и базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 7-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющими содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:


  • Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов

  • Компьютерный практикум для 10-11 классов.

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и Примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

УМК содержит все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:


  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 10-11 классы» инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании на уроках ОС Alt Linux, эти задания адаптированы (Open Office).

Задания из первого раздела практикума выполняются учениками в индивидуальном режиме и объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной.

Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».

Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе. Имеющиеся здесь задания на работу с Интернетом ориентированы на использование клиент-программы электронной почты и браузера фирмы Microsoft. Однако они легко адаптируются к аналогичным программным продуктам из ОС Alt Linux. Предусмотренная работа в среде СУБД MS Access и MS Excel проводится в среде системы управления БД и электронной таблице из пакета OpenOffice.



Изучение курса информатики преследует две цели: общеобразовательную и прикладную.

1. Общеобразовательная цель заключается в освоении обучающимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

2. Прикладная - в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне в соответствии с новым базисным учебным планом направлено на достижении следующих целей:


  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности.

Фактически учебным планом школы принято изучение базового курса информатики 2 учебных года, т. е. 10-11 классах, объёмом 68 часов. В 10 классе - 1 час в неделю (34 часа в год, 11 классе – 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание курса

Класс

Кол-во

часов


Тема раздела

Кол-во часов раздела

10

35

Информация и информационные процессы

10

Логическая информация и основы логики

8

Информационные ресурсы компьютерных сетей

5

Информационное моделирование и системология

9

Социальная информатика

1

Решение задач на повторение.

2

Итого:__34___ПРАКТИЧЕСКИЕ_ЗАНЯТИЯ'>Итого:__35__11'>Итого:

35

11

35

Информационные системы

9

Компьютерные технологии представления информации

7

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

14

Решение задач на повторение.

4

Итого:

34


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема (раздел учебника)

Контрольные работы

Практика

10 класс







Информация и информационные процессы

1

7

Логическая информация и основы логики

1

3

Информационные ресурсы компьютерных сетей

1

4

Информационное моделирование и системология

1

3

Итого:

4

19

11 класс







Информационные системы

1

3

Компьютерные технологии представления информации

1

2

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

1

5

Основы социальной информатики

1

2

Итого:

4

12



Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • Назначение и функции операционных систем;


уметь

  • Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;

  • Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • Автоматизации коммуникационной деятельности;

  • Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства.



ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика.11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.


Дополнительная литература:

  1. А.Х. Шепелева, Поурочные разработки по информатике. 10-11 класс, Москва, «ВАКО», 2009.

  2. О.Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике. 10 класс, Москва, «ВАКО», 2006.

Программные средства

  • Операционная система ALTLinux Школьный терминал 5 платформа (Windows 2003).

  • Антивирусная программа Антивирус Doktor Web (для Windows)

  • Программа-архиватор Ark (WinRar).

  • Клавиатурный тренажер KTouch.

  • Интегрированное офисное приложение OpenOffise.org 3.2 (Мs Office 2007).

  • Комплект программ ALTLinux 5 платформы

  • Система программирования Kturtle (графический исполнитель)

  • Система программирования Free Paskal IDE.


Тематическое планирование уроков информатики в 10-11 классах
10 класс



Тема урока

Планируемы результаты

Вид контроля. Измерители

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие













Информация

2

Понятие информации

Знать: Понятие «информация», языки, кодирование информации, подходы к измерению информации

Уметь: Получать и сохранять информацию, определять объем информации



Беседа







3

Представление информации, языки, кодирование

Беседа







4

Измерение информации. Объемный подход

Беседа







5

Измерение информации. Содержательный подход

Беседа







6

Итоговый урок по теме «Информация»

Контрольная работа







Информационные процессы в системах

7

Что такое система

Знать: Информационные процессы, виды информационных процессов: хранение, передача, обработка, получение

Уметь: Сохранять, передавать, обрабатывать и искать информацию на компьютере



Беседа







8

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

Беседа







9

Хранение информации

Беседа







10

Передача информации

Практическая работа на компьютере







11

Обработка информации и алгоритмы

Беседа







12

Автоматическая обработка информации

Практическая работа на компьютере







13

Поиск данных

Практическая работа на компьютере







14

Защита информации

Беседа







15

Итоговый урок по теме «Информационные процессы»

Контрольная работа







Информационные модели

16

Компьютерное информационное моделирование

Знать: Что такое моделирование, информационные модели, виды информационных моделей, структуры даннх

Уметь: работать с информационными моделями, создавать структуры данных



Беседа







17

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы

Беседа







18

Структура данных – модели предметной области

Беседа







19

Алгоритм как модель деятельности

Беседа







20

Итоговый урок по теме «Информационные модели»

Контрольная работа







Программно-технические системы реализации информационных процессов

21

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

Знать: Что такое программное обеспечение, представление информации в компьютере, архитектуру компьютера

Уметь: искать информацию во внутренней памяти компьютера



Беседа







22

Программное обеспечение компьютера

Практическая работа на компьютере







23

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

Практическая работа







24

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука

Практическая работа







25

Развитие архитектуры вычислительных систем

Беседа







26

Организация локальных сетей

Беседа







27

Организация глобальных сетей

Беседа







28

Итоговый урок по теме «Программно-технические системы реализации информационных процессов»

Контрольная работа







29

Итоговый урок по курсу информатики в 10 классе




Административная контрольная работа







Резервное время

30

Работа с программами Microsoft Office

Закрепить ранее полученные знания










31

Работа с программами Microsoft Office










32

Работа с программами Microsoft Office










33

Работа с программами Microsoft Office










34

Работа с программами Microsoft Office










35

Работа с программами Microsoft Office









11 класс




Тема урока

Планируемые результаты

Вид контроля. Измерители

Дата

План

Факт

Технология использования и разработки информационных систем

1

Понятие информационной системы. Классификация ИС

Знать: Что такое Информационная система, сеть Интернет, структуру Интернета, ресурсы Интернета

Уметь: Создавать информационные системы, работать с ресурсами Интернета, создавать и редактировать базы данных



Беседа







2

Компьютерный текстовой документ как структура данных

Практическая работа на компьютере







3

Интернет как глобальная информационная система

Беседа







4

World Wide Web – Всемирная паутина

Беседа







5

Средства поиска данных в интернете

Практическая работа на компьютере







6

Web-сайт – гиперструктура данных

Беседа







7

Геоинформационные системы

Практическая работа на компьютере







8

Геоинформационные системы. 2 гис

Практическая работа на компьютере







9

База данных – основа информационной системы

Практическая работа на компьютере







10

Проектирование многотабличной базы

Практическая работа на компьютере







11

Создание базы данных

Практическая работа на компьютере







12

Запросы как приложение информационной системы

Практическая работа на компьютере







13

Логические условия выбора данных

Практическая работа на компьютере







14

Итоговый урок по теме «Технология использования и разработки информационных систем»

Контрольная работа







Технологии информационного моделирования

15

Моделирование зависимостей между величинами

Знать: технологии информационного моделирования

Уметь: Создавать информационные модели



Практическая работа







16

Модели статистического прогнозирования

Практическая работа







17

Моделирование корреляционных зависимостей

Практическая работа







18

Модели оптимального планирования

Практическая работа







19

Итоговый урок по теме «Технологии информационного моделирования»

Контрольная работа







Основы социальной информатики

20

Информационные ресурсы

Знать: Современные информационные ресурсы, влияние информатизации на современное общество, воздействие ИКТ на здоровье человека, законодательство о защите информации

Беседа







21

Информационное общество

Беседа







22

Правовое регулирование в информационной сфере

Беседа







23

Проблема информационной безопасности

Беседа







24

Итоговый урок по теме «Основы социальной информатики

Контрольная работа







25

Итоговый урок по курсу информатики в 11 классе




Административная контрольная работа







Резервное время

26

Работа с программами Microsoft Office

Закрепить ранее полученные знания










27

Работа с программами Microsoft Office










28

Работа с программами Microsoft Office










29

Компьютерное программирование










30

Компьютерное программирование










31

Компьютерное программирование










32

Работа с Интернетом










33

Работа с Интернетом










34

Работа с Интернетом










Каталог: upload -> images -> files
files -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования
files -> Реклама на сайтерегистрация
files -> Вид: детский сад. Юридический адрес
files -> Рабочая программа по предмету по выбору«Общее фортепиано» Преподавателя Клюевой Т. А принята на заседании
files -> Рабочая программа по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5-7 лет
files -> Использование информационных технологий в доу


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал