Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета



страница1/3
Дата28.04.2017
Размер1.38 Mb.
Просмотров510
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
  1   2   3



Пояснительная записка
Цели и задачи изучения учебного предмета.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи: формирование у воспитанников знаний и умений, способствующих социальной адаптации; развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с ОВЗ; освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире; воспитание позитивных качеств личности.

Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитие художественного вкуса учеников.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Широко используются наглядные средства обучения весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение.


При определении содержания и объёма учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объём, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приёмов работы.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод. Социально-бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Краткая характеристика сформированных знаний, общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года

На начало учебного года в соответствии с требованиями программного материала учащиеся 8 класса должны владеть следующими знаниями, общеучебными умениями и навыками:



- иметь представление о:

- значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;

- назначении индивидуальных предметов личной гигиены;

- необходимости гигиены одежды;

- назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;

- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);

-порядке сдачи и получения багажа в камере хранения;

- назначении промтоварных магазинов;

- порядке приобретения товаров;

-вреде самолечения;

- том, какое место занимают деньги в нашей жизни;

- порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;

- том, сколько денег можно иметь на мелкие расходы.

знать:


- правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши);

- правила смены одежды и нательного и постельного белья;

- санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом;

- особенности стирки цветного и белого белья;

- правила пользования моющими средствами;

- устройство стиральной машины и правила пользования ею;

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;

-последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т. д.;

-назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;

-правила подготовки вещей к сдаче в чистку;

-способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;

-последовательность приготовления блюд;

-возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;

-правила пользования столовыми приборами;

-различные тихие и подвижные игры;

-правила поведения при встрече и расставании;

-правила поведения в гостях;

-правила вручения и приема подарков;

-последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

-способы и периодичность ухода за окнами;

-виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

-способы утепления окон;

-правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;

-правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;

-правила содержания в доме собаки, кошки, попугая;

-функции железнодорожного транспорта;

-виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);

-примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;

-виды справочных служб;

-виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа;

- ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;

- стоимость отдельных товаров;

-перечень предметов, посылаемых бандеролью;

-максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;

-виды и способы упаковки бандеролей;

-состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);

-правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;

-местные лекарственные растения;

-правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;

-правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покои и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины);

-местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;

-названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;

-виды выпускаемой продукции;

-названия рабочих специальностей;

-говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;

-составные части бюджета семьи;

-заработную плату членов семьи.

уметь:

- ремонтировать разорванные места одежды, штопать;



- стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;

- гладить одежду и белье;

- готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);

- готовить третьи блюда;

- оформлять готовые блюда;

- сервировать стол к обеду;

- одевать малышей на прогулку;

- объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;

- помогать первоклассникам при уборке игрушек;

- выбрать подходящую одежду для визита в гости;

- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т. д.);

- выбирать подарки;

- изготавливать простые сувениры;

- вручать и принимать подарки;

- убирать жилые помещения;

- чистить мебель;

- мыть зеркала и стекла;

- утеплять окна;

- ориентироваться в расписании;

- приобретать билеты в железнодорожной кассе;

- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону;

- приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;

- подсчитывать стоимость покупок;

- правильно вести себя в магазине;

- заполнять бланки на отправку бандеролей;

- составлять опись посылаемых предметов;

- упаковывать бандероли;

- пользоваться термометром;

- готовить отвары и настои из лекарственных растений;

- обрабатывать раны и накладывать повязки;

- накладывать временные шины;

- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий;

- подсчитывать бюджет семьи;

- составлять доверенность на получение заработной платы.



Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

К концу усвоения программного материала по социально-бытовой ориентировке за 8 класс учащиеся должны овладеть следующими знаниями, общеучебными умениями и навыками. Учащиеся должны иметь представление о:

- разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;

- способах заготовки овощей и фруктов впрок;

- назначении междугородного автовокзала, речного и морского порта;

- назначении специализированных магазинов.

Знать:

- типы кожи и правила ухода за кожей лица;



- виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими;

- правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;

- правила и последовательность утюжки изделий;

- правила пользования прачечной, виды услуг;

- правила подготовки вещей к сдаче в стирку;

- правила пришивания меток;

- правила пользования прачечной самообслуживания;

- способы и последовательность приготовления изделий из теста;

- способы и последовательность соления и квашения овощей;

- способы варки варенья из фруктов и ягод;

- правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки;

- правила и периодичность купания ребенка;

- правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;

- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;

- правила ухода за грудным ребенком;

- правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;

- требования к внешнему виду молодых людей;

- правила и периодичность уборки кухни, санузла;

- моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла;

- основные автобусные маршруты;

- основные маршруты водного транспорта;

- ассортимент товаров в различных специализированных магазинах;

- стоимость основных продовольственных и промышленных товаров.

- правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним телефоном;

- правила пользования телефонным справочником;

- номера телефонов срочного вызова (пожарной службы, аварийных служб, милиции и т.д.);

- функции и виды междугородной телефонной связи;

- правила пользования автоматической телефонной связью;

- тарифы на телефонные разговоры в дневное и вечернее время, выходные дни, зависимость оплаты от дальности расстояния;

- порядок заказа междугородного телефонного разговора;

- порядок заказа разговора в кредит;

- правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях (правила обработки пораженного при ожогах участка кожи, промывания желудка при отравлении, меры, принимаемые при обмораживании разных степеней, при солнечных и тепловых ударах);

- виды глистных заболеваний и меры их предупреждения;

- куда обращаться в случае необходимой помощи;

- адрес местной префектуры;

- функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела социального обеспечения, отдела народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по трудоустройству;

- основные статьи расхода в семье;

- правила учета расходов;

- размер квартплаты;

- тарифы на электричество, газ;

- порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг;

- размер и порядок внесения платы за телефон;

- порядок планирования крупных покупок;

- стоимость одежды, обуви, мебели и др.

Уметь:


- выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;

- правильно пользоваться косметическими средствами;

- стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;

- утюжить блузки, рубашки, платья;

- заполнять бланки для сдачи белья в прачечную;

- готовить изделия из разных видов теста;

- оформлять эти изделия;

- солить овощи, варить варенье;

- составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания;

- купать, одевать, пеленать куклу;

- кормить куклу с ложки и из соски;

- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;

- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;

- выбирать косметические средства, украшения;

- подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д.);

- мыть кафельные стены, чистить раковины;

- пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла;

- пользоваться расписанием;

- определять стоимость проезда; покупать билет, обращаться за справкой;

- выбирать покупку с учетом различных условий;

- подсчитывать стоимость покупок;

- культурно вести себя в магазине;

- объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;

- получать по телефону справки, узнавать время;

- культурно разговаривать по телефону;

- оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании;

- оказывать первую помощь утопающему;

- подсчитывать расходы;

- планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи;

- снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и газа;

- заполнять квитанции;

- планировать крупные покупки.



Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (или сведения об авторской программе) с указанием наименования, автора и года издания.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.: В 2 сб. /Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 год.-Сб.1. Число часов по предмету определено Учебным планом Мамадышской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2015-2016 учебный год, составленного на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом МО РФ № 29/2065 п. от 10.04.02 г. и составляет 2 часа в неделю. Программа учитывает особенности развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся,способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Материал помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.



Содержание учебного курса по предмету.

Рабочая программа содержит следующие разделы:



  • Личная гигиена.

  • Одежда.

  • Питание.

  • Семья.

  • Культура поведения.

  • Жилище.

  • Транспорт.

  • Торговля.

  • Средства связи.

  • Медицинская помощь.

  • Учреждения и организации и предприятия.

  • Экономика домашнего хозяйства.

Личная гигиена.

Уход за кожей лица Косметические средства (лосьоны, кремы и др.).



Практические работы.

Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесении крема.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • типы кожи и правила ухода за кожей лица;

  • виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;

  • правильно пользоваться косметическими средствами.

Одежда.

  1. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.

  2. Утюжка блузок, рубашек, платьев.

  3. Прачечная. Правила пользования (метки, заполнение бланков). Виды услуг. Прачечная самообслуживания.

Практические работы.

Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

Заполнение бланков для сдачи белья.

Экскурсия.

Экскурсия в прачечную.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;

  • правила и последовательность утюжки изделий;

  • правила пользования прачечной, виды услуг;

  • правила подготовки вещей к сдаче в стирку;

  • правила пришивания меток;

  • правила пользования прачечной самообслуживания.

Учащиеся должны уметь:

  • стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;

  • утюжить блузки, рубашки, платья;

  • заполнять бланки для сдачи белья в прачечную.

Питание.

  1. Приготовление изделий из теста.

  2. Квашение, соление овощей, варка варенья из фруктов и ягод.

  3. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю.

Практические работы.

Приготовление блинов, печенья и других изделий из теста.

Квашение, соление овощей.

Варка варенья из фруктов, ягод.

Упражнения в составлении меню.

Учащиеся должны иметь представление о:


  • разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;

  • способах заготовки овощей и фруктов впрок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • способы и последовательность приготовления изделий из теста;

  • способы и последовательность соления и квашения овощей;

  • способы варки варенья из фруктов и ягод.

Учащиеся должны уметь:

  • готовить изделия из разных видов теста;

  • оформлять эти изделия;

  • солить овощи, варить варенье;

  • составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания.

Семья.

1.Уход за грудным ребенком (кормление из соски и с ложки, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания детской посуды, игрушек).



Практические работы.

Упражнения в купании, одевании, пеленании куклы.

Мытье детской посуды, игрушек.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся



Учащиеся должны знать:

  • правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки;

  • правила и периодичность купания ребенка;

  • правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;

  • санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;

  • правила ухода за грудным ребенком.

Учащиеся должны уметь:

  • купать, одевать, пеленать куклу;

  • кормить куклу с ложки и из соски;

  • содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.

Культура поведения.

  1. Культура общения юноши и девушки.

  2. Внешний вид молодых людей.

Общие требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;

  • требования к внешнему виду молодых людей.

Учащиеся должны уметь:

  • культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;

  • выбирать косметические средства, украшения;

  • подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д.).

Каталог: upload -> images -> files
files -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования
files -> Реклама на сайтерегистрация
files -> Вид: детский сад. Юридический адрес
files -> Рабочая программа по предмету по выбору«Общее фортепиано» Преподавателя Клюевой Т. А принята на заседании
files -> Рабочая программа по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5-7 лет
files -> Использование информационных технологий в доу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал