Пояснительная записка Цели и задачи изучения факультативного занятия



Скачать 146.24 Kb.
Дата14.02.2017
Размер146.24 Kb.
Просмотров105
Скачиваний0
ТипПояснительная записка

f:\новые скан программ\хуснутдинов\1 - 0007.jpg

Пояснительная записка

Цели и задачи изучения факультативного занятия.

В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика. Предлагаемый факультатив «Компьютерная грамотность» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.

Факультативное занятие «Компьютерная грамотность» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Изучение компьютерной грамотности в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи преподавания курса в коррекционной школе состоят в том, чтобы:

- дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах;

- развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий;

- расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения;

- повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

Краткая характеристика сформированных знаний, общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся 6 класса по факультативному занятию на начало учебного года.

К началу учебного года учащиеся 6-го класса знают:



- правильное применение на бытовом уровне понятия «информация»;

- различие видов информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- определения простейших компонентов компьютера (системный блок, клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

умеют:

- приводить примеры информационных носителей;

- запускать программы из меню «Пуск»;

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры;

- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

К концу учебного года учащиеся 6-го класса должны знать:

• определять информационную ценность сообщения;

• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

• узнавать термин «двоичная система счисления»;

• иметь представление об алгоритмах;

• иметь представления об этических нормах работы с информационными объектами.

• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

• определять назначение файла по его расширению (иконке);

• выполнять основные операции с файлами;

• уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

• уметь применять инструменты графического редактора для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.



Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (или сведения об авторской программе) с указанием наименования, автора и года издания.

В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.

Рабочая программа факультатива разработана на основе программы «Программа по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л. Л. Босов. - М., БИНОМ Лаборатория знаний 2007 г.

Число часов по факультативу определено Учебным планом Мамадышской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2014-2015 учебный год, составленного на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом МО РФ № 29/2065 п. от 10.04.02 г. и составляет 1 час в неделю.

Программа даёт распределение учебных часов по разделам занятия и возможную последовательность изучения разделов и тем факультатива с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Факультатив рассчитан на преподавание в объёме: 33 годовых часов (1 час в неделю). Содержание факультативного занятия требует обязательного наличия компьютерной техники. Факультатив ведётся без учебников.

Содержание факультативного занятия «Компьютерная грамотность» 6 класс

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ



Компьютер для начинающих.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. - 1ч.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. – 12 ч.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. – 3 ч.



Практическая работа «Клавиатурный тренажер» (15ч.)

15 ч.



Информация вокруг нас.

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. – 1 ч.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. - 1 ч.

Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. – 1 ч.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. – 1 ч.



Практическая работа «Набор заданного текста» (4 ч.)

4 ч.



Информационные технологии.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. - 10 ч.

Компьютерная графика. Графические редакторы. – 5 ч.

Практическая работа «Форматирование текста» (5 ч.)

Практическая работа «Форматирование таблиц» (5 ч.)

Практическая работа «Создание графических объектов» (5 ч.)


15 ч.



Итого

34 ч.


Рабочая программа содержит следующие разделы:

№ п/п

разделы



Количество часов



1

Компьютер и информация

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения инфомации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

Практическая работа №4. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Маркированные списки.


11 ч.



Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.



Компьютерный практикум

Практическая работа №6.

Создаем таблицы.

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

Практическая работа №8. Строим диаграммы.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.



13 ч.



Элементы алгоритмизации.

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.



Графические исполнители в среде программирования. Исполнитель Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.



Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая работа №13. Power point. «Часы»

Практическая работа №14. Power point. «Времена года».

Практическая работа №15. Power point. «Скакалочка»

Практическая работа №16 Работаем с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.

Практическая работа №18. Знакомимся со средой программирования Qbasic.

Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

Практическая работа №20. . Исполнитель LINE.

Практическая работа №21. Г Исполнитель CIRCLE.


8 ч.




Итого:

33 часа

Учебно-методическое обеспечение.

1. «Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.

2. «Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.

Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном

учебнике имеются разделы: «Материал для любознательных»,

«Компьютерный практикум», «Терминологический словарик»,

«Справочные материалы».

3. Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net



4. Клавиатурный тренажер «СОЛО на клавиатуре» 5-9 классов

Календарно-тематическое планирование



урока

Содержание (разделы, темы)

Количество

часов

Дата проведения

Примеча-

ние


по плану

по факту




Компьютер и информация













1

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.

1

01.09







2

Файлы и папки. Текстовые файлы.


1

08.09







3

Файлы и папки. Файлы изображения.

1

15.09







4

Файлы и папки. Файлы презентаций.

1

22.09







5

Файлы и папки. Аудиофайлы и видеофайлы.

1

29.09







6

Файлы и папки. Создание папки.

1

06.10







7

Файлы и папки. Выбор файлов для объединения в папку.

1

13.10







8

Файлы и папки. Конфиденциальность информации в личной папке.

1

20.10







9

Как информация представляется в компьютере.

1

27.10







10

Цифровые данные.


1

10.11







11

Двоичное кодирование числовой информации.

1

17.11







12

Двоичное кодирование числовой информации. Примеры двоичного кодирования букв.

1

24.11







13

Двоичное кодирование числовой информации. Примеры двоичного кодирования цифр.

1

01.12







14

Тексты в памяти компьютера.

1

08.12







15

Единицы измерения инфомации. Биты и байты.


1

15.12







16

Единицы измерения инфомации. Гигабайты и Мегабайты.


1

22.12










Человек и информация













17

Информация и знания.

1

12.01







18

Способы получения информации.

1

19.01







19

Способы обработки информации.

1

26.01







20

Способы хранения информации.

1

02.02







21

Чувственное познание окружающего мира.

1

09.02







22

Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Зрение.

1

16.02







23

Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Слух.

1

01.03







24

Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Особые возможности компьютера.

1

15.03







25

Мышление и его формы.

1

05.04







26

Понятие как форма мышления.

1

12.04







27

Как образуются понятия.


1

19.04







28

Содержание и объём понятия.


1

26.04







29

Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия.


1

03.05







30

Классификация.

1

10.05







31

Суждение как форма мышления.

1

17.05







32

Умозаключение как форма мышления

1

24.05










Элементы алгоритмизации













33

Что такое алгоритм?

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.




1


31.05










Итого:

33ч.










f:\новые скан программ\хуснутдинов\1 - 0008.jpg

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал