«ПорТаЛ моЛоДЫх лидероВ» В. е кИрИеНко



Скачать 58.96 Kb.

Дата14.02.2017
Размер58.96 Kb.
Просмотров95
Скачиваний0
ТипРеферат

Удк 316.3
комПьЮТерНая ИГра «есЛИ БЫ я БЫЛ
мЭром…» В ПроекТе соЦИаЛьНой сеТИ
«ПорТаЛ моЛоДЫх ЛИДероВ»

В.е. кИрИеНко
Администрация города Томска, Россия
Представлен проект создания социальной сети Портал
молодых лидеров как одной из форм активизации участия
молодежи в общественной жизни города. В качестве глав-
ного компонента портала предложена компьютерная игра
«Если бы Я был Мэром. Изложены основные принципы и
содержание игры. Показаны результаты её реализации на
примере формирования квалифицированного состава моло-
дежного парламента города Томска.
Ключевые слова компьютерное моделирование, соци-
альные сети, муниципальное управление.
ВВеДеНИе
«Инновации», Модернизация, Информационные технологии – три императива нашего времени. Эти понятия должны наполниться конкретным содержанием. А наполнение призваны обеспечить все мы – те, кто работает на предприятиях, в учреждениях, компаниях малого, среднего и большого бизнеса, государственных органах и органах местного самоуправления. Так, в настоящее время во многих регионах и муниципалитетах существуют или начинают свою деятельность молодежные парламенты и молодежные правительства. Популярность этой формы участия в общественной жизни среди молодежи весьма высока. Интернет, социальные сети стали привычной составляющей информационного взаимодействия молодого поколения на всем географическом пространстве Российской Федерации.

101
кОМПьЮТЕРНАя ИГРА «ЕСлИ бы я был МЭРОМ…»
в ПРОЕкТЕ СОцИАльНОй СЕТИ «ПОРТАл МОлОдых лИдЕРОв»
Одной из форм привлечения студенческой, научной, инженерной и рабочей молодёжи к участию в созидательной деятельности, реализации её желания испытать свои силы в корпоративном, региональном и муниципальном управлении, генерации идей и поиске инноваций может стать социальная сеть Портал Молодых Лидеров».
1. ЦеЛь ПроекТа
Формирование сообщества по генерации, обсуждению и подготовке к практической реализации идей в различных сферах жизнедеятельности страны с привлечением широких слоев населения, прежде всего молод жи. Содействие развитию преобразований в области государственного управления, местного самоуправления, менеджмента в корпорациях и на предприятиях малого и среднего бизнеса, активизации молодого поколения в процессе поступательного развития нашего общества.
2. ЗаДаЧИ ПроекТа
В соответствии с программными установками выделить ряд проблемных вопросов и задач, требующих конструктивного решения, в различных областях жизнедеятельности страны, регионов, муниципальных образований, предприятий и учреждений. Предложить варианты решений, снимающие проблемные вопросы.
донести проблемы, задачи и решения участникам социальной сети в современном, привлекательном виде, способствующем вызвать интерес к соучастию.
Создать атмосферу активного диалога государственных и муниципальных служащих, ученых и известных специалистов с каждым участником игры, с изложением точек зрения, комментариями по проблемами их решениям.
катализировать креативную составляющую таким образом, который убедительно говорит о том, что органы власти, государственные руководители и менеджеры высшего звена управления корпораций рассчитывают на новое поколение будущей элиты управления, ценят его творческий потенциал, его активность и знания, приглашают к непосредственному участию в решении задач федерального, регионального управления, местного самоуправления и менеджмента предприятий различных секторов экономики.
Обеспечить наличие мотивационного фактора, который должен подкрепляться стимулированием, способствующим вызвать и постоянно поддерживать заинтересованное и широкое участие молодёжи в сети, посредством введения игровой составляющей.

102
в.Е. кИРИЕНкО
3. ИНсТрумеНТарИй ПроекТа
Социальная сеть Портал Молодых Лидеров должна представлять собой интеграцию лучших идей инструментария популярных интернет- ресурсов, наиболее полно отвечающих требованиям современности.
Инструментарий призван задействовать такие мотивирующие человека факторы, как потребность в общении, признании, самовыражении. Ведущим должен быть мотив состязательности, присущей каждому из нас.
В первую очередь нужно использовать механизмы существующих ре- сурсов:
• крупнейших сетей, таких как В контакте, Одноклассники, Мой круг, «ЖЖ» и др.;
• социальных библиотек, как приложений, позволяющих участникам оставлять ссылки на книги, аудиозаписи и т. пс поддержкой системы рекомендаций, рейтингов. многопользовательских сетевых игр. Этот механизм должен позволять имитировать виртуальные парламенты, правительства, муниципалитеты, корпорации с различными организационными структурами и назначением победителей на определенные должности по результатам, показанным входе игровых действий.
4. моДеЛь БаЗоВоГо комПоНеНТа ПроекТа
В основе базового игрового компонента сети лежит модель, которая содержит пять основных блоков процедур:
• блок формирования проблем и решений, содержание которых определяется предметной областью сферы приложения игры экономика, менеджмент, экология, муниципальное управление, медицина, образование и т.д. блок сбора и обработки информации участников игры по предложенным проблемами решениям;
• блок сбора предложений участников игры по инициированным ими проблемами решениям;
• блок формирования коллективной экспертной оценки проблем и решений высококвалифицированными специалистами в предметной области сферы приложения игры, которая входе игры используется в качестве эталона для сравнения с результатами каждого участника игры;
• блок формирования рейтинга участника игры, который формируется на основе сравнения результатов игрока с «эталоном».
Представленная выше модель была опубликована автором данной работы в нескольких проектах. деловая игра «Формирование навыков оценки и самооценки полез-
ных действий сотрудников организации при планировании и управлении

103
кОМПьЮТЕРНАя ИГРА «ЕСлИ бы я был МЭРОМ…»
в ПРОЕкТЕ СОцИАльНОй СЕТИ «ПОРТАл МОлОдых лИдЕРОв»
проектами с ориентацией на достижение стратегических целей дея-
тельности организации». Проект создан в 1995 г. для регионального конкурса в Западной Сибири по программе малых грантов среди неправительственных учреждений Фонда Евразия. Тренинг-игра «Активный менеджер». Проект создан в 1996 г. для регионального конкурса в Западной Сибири по программе малых грантов среди неправительственных учреждений Фонда Евразия.
3. Тренинг-игра «Эффективный сотрудник». Проект создан в
1996 г. для регионального конкурса в Западной Сибири по программе малых грантов среди неправительственных учреждений Фонда Евразия.
4. компьютерная игра «Если бы Я был Мэром». Программный продукт компьютерной деловой игры создан в 1999–2000 гг. и использован для проведения подбора квалифицированного состава молодежного парламента города Томска в 2000 г. [1].
5. В дальнейшем автором были разработаны и предложены заинтересованным лицами организациям проекты интернет-игр «Если бы Я был
Сенатором» (2009), «Если бы Я был Депутатом» (2010) и «Портал Мо-
лодых Лидеров (2010)».
4.1. комПьЮТерНая ИГра «есЛИ БЫ я БЫЛ мЭром …»
Основные принципы и содержание деловой игры проиллюстрируем на примере программного продукта версии 1999–2000 гг. как сказано выше, контекст игры определяется предметной областью рассматриваемых тем, в данном случае различными проблемами и решениями, связанными с работой органов местного самоуправления. Исходный посыл для реализации проекта состоит в том, что при формировании состава Молодежного парламента Томска в 1999–2000 гг. было решено пойти нетрадиционным путем обычной процедуры выборов, а отбором кандидатов в члены парламента по результатам участия в деловой игре Если бы я был Мэром. От участников деловой игры требовались активный интерес к жизни города, творческое осмысление задач управления, умение найти нужное решение и подсказать руководителям администрации, какие еще проблемы волнуют молодежь.
Реализовать идею проведения деловой игры в масштабах города без применения компьютерных технологий было невозможно. С учетом того, что игра проводилась до наступления эпохи массового доступа к Интернету, её программный продукт распространялся на машинных носителях. В шести ведущих государственных университетах города – ТГУ, ТУСУР,
ТПУ, ТГПУ, ТГАСУ, СГМУ – было роздано 600 экземпляров игровых программ на дискетах. В игре приняли участие более 5000 человек. Не все желающие смог-

104
в.Е. кИРИЕНкО
ли выполнить условия игры, так как для этого необходимы некоторые знания в области управления городом и достаточно глубокий интерес к его жизнедеятельности. Это былине только студенты и сотрудники вузов, но и другие категории жителей города, что нашло отражение впер- вом составе молодежного парламента, сформированного в составе 25 человек – первых по рейтингу результатов игры.
4.1.1. сЦеНарИй ИГрЫ «есЛИ БЫ я БЫЛ мЭром …»
Перед началом игры каждый участник игры проходит регистрацию.
В начале игры представлены:
• обращение мэра к участникам игры;
• условия игры;
• формы награждения победителей игры;
• список проблем по тематике игры, перечисленных в произвольном порядке (интерфейс с визуализацией проблем и операционными клавишами показан на рис.1);
• варианты решения каждой проблемы, в числе которых есть не только правильные решения, но и неверные, абстрактные (интерфейс с визуализацией проблем и операционными клавишами показан на рис. 2).
Игрок выполняет следую-
щие действия:
• расставляет проблемы из списка в том порядке, который, по его мнению, определяется значимостью проблемы;
• из предложенных вариантов решения каждой проблемы выбирает те, которые позволят успешно разрешить проблему;
• дополнительно может сгенерировать свой перечень проблем, задачи их решения;
• после проверки игрок отсылает свои результаты в оргкомитет проведения игры, Рис. 1. Экран с предлагаемым списком проблем и возможностью проведения игровых действий (клавиши справа)
Рис. 2. Экран выбора решения каждой проблемы
105
кОМПьЮТЕРНАя ИГРА «ЕСлИ бы я был МЭРОМ…»
в ПРОЕкТЕ СОцИАльНОй СЕТИ «ПОРТАл МОлОдых лИдЕРОв»
результаты кодируются и декодируются при автоматизированной обработке результатов участников.
Организаторы игры выполняют следующие действия:
• на основе экспертного опроса высших руководителей муниципалитета заранее готовят эталон Мэра, содержащий проблемы, упорядоченные по значимости и решения по каждой проблеме для сравнения результатов посредством использования программного модуля системы деловой игры, обеспечивающего операции по сравнению результатов игроков с эталоном Мэра, получают реестр результатов игроков, расположенных в порядке убывания по степени совпадения с эталоном после полной обработки полученных от участников игры данных определяют список победителей, форму оповещения и награждения.
Победителями игры признаются те участники, результаты которых при расстановке проблем по значимости и выбору вариантов решений проблем наиболее близки к оценкам экспертов – эталону Мэра. Помимо основных результатов проведения деловой игры активного участия студенческой молодежи в этой акции и выбора первого состава молодежного парламента города Томска по итогам игры на основе заинтересованного внимания, знаний и понимания участниками определенных процессов в различных сферах жизнедеятельности города, организаторами были получены дополнительные данные. На основе этих данных был составлен портрет современного активного молодого человека, позволивший сформировать представление о направлениях молодежной политики для руководства муниципалитета (рис. 3).
4.1.2. оЦеНка
ПоПуЛярНосТИ
ДеЛоВой ИГрЫ «есЛИ
БЫ я БЫЛ мЭром…»
В ходе игры и апостериорного социологического исследования восприятия молодежной аудиторией деловой игры Если бы Я был Мэром получены следующие результаты. количество участников игры превысило прогнозируемое более чем в 8 раз.
Рис. 3. Брошюра с аналитическими материалами для руководителей муниципалитета

106
в.Е. кИРИЕНкО
2. Что привлекло внимание участников:
• участие мэра и его заместителей;
• постановка реальных проблем жизнедеятельности муниципалитета, требующих решения;
• условия в плане мотивации и стимулирования участников;
• сам факт привлечения молодёжи к решению проблем и постановке актуальных задач управления. Игра оказала влияние на становление конструктивной позиции участников. Форма общения и подачи материала вызвала у молодежи желание последующего участия в подобных акциях.
В заключение необходимо отметить, что деловая игра Если бы я был
МЭРОМ…» как оригинальная идея и ее реализация была создана в Томске впервые в России и странах СНГ. Материалы игры были представлены вниманию независимых экспертов и получили высокую оценку. В качестве примеров отзывов экспертов приведем мнения двух авторитетных специалистов:
• Профессор Ю.А. Михеев, заместитель председателя совета главных конструкторов по информатизации регионов Российской Федерации
(ВНИИПВТИ, Москва Нельзя обойти вниманием опыт Томска по обеспечению регулярного информационного взаимодействия с гражданами. деловая игра Если бы Я был Мэром … – все это события, факты и подсистемы единого целого S. Gadell, Senior Communications and Governance Specialist
(Center for International Development, Research Triangle Institute, USA):
«Bravo! Every city would be wise to have such a program. You’ve obviously decided an important goal of citizens in a way they can appreciate…».
ЛИТераТура
1. Кириенко В.Е. Информатизация муниципального управления от АСУ горисполкома к электронному муниципалитету (томская модель Томск НТЛ, 2006. – 212 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал