Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 496
Московского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
На заседании Педагогического
совета ГБОУ Школы № 496
Московского района Санкт-Петербурга
Протокол от _______ 20__ г№_
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школы № 496
Козлова Н.А.
Приказ от ______20__ г_____
_____________________________
|
ПРИНЯТО
На заседании Педагогического
совета ГБОУ Школы № 496
Московского района Санкт-Петербурга
Протокол от _______ 20__ г№_
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школы № 496
Козлова Н.А.
Приказ от ______20__ г_____
_____________________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
внеурочной деятельности
Студия актерского мастерства
6 а класс
Возраст детей – 11-12 лет
Количество часов по учебному плану - 34
Срок реализации - 2016-2017 учебный год
уровень базовый
Полякова Мария Александровна
Категория первая
Санкт-Петербурга
2016 г.
Пояснительная записка
-
Нормативно - правовая база:
Нормативно-правовые документы.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
-
Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
-
Устав (новая редакция) ГБОУ школы № 496 Московского района СПб (утверждено КО СПб 16.06.2015 №2914-р)
-
Учебный план ГБОУ школы № 496 Московского района СПб на 2016 – 2017 учебный год.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
-
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
-
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
-
Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
-
Программа разработана на основе авторской программы театр «Шоу-театр Полукруг» Н.Р.Евтушенко и типовых программ по театральному творчеству. Является модифицированной.
-
Актуальность и перспективность курса:
Образовательная программа «Студия актерского мастерства» имеет художественную направленность.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр телевизионных передач или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. А это является важным критерием актуальности программы.
Эмоциональное благополучие, своевременное и полноценное психическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям как нельзя лучше обеспечивает организация театрализованной деятельности детей.
Программа направлена на выявление индивидуальных особенностей и потенциальных способностей детей, развитие у них познавательной активности, потребности в творческой самореализации.
Данная программа направленна не только на постановку спектаклей и этюдов, где актер отгорожен от зала «четвертой стеной», но и на постановку праздников, игровых программ, что позволяет детям-актерам научиться «слышать» и «видеть» зрителя, а также уметь импровизировать.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы:
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на создание игровых программ, в том числе.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами театрального искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения театральному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил театрального искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-
занятия в свободное время;
-
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
-
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 5-7 классов.
-
Количество часов
- 34 часа. 1 раз в неделю по 1 часу;
1.5 . Продолжительность одного занятия:
6 классы – 45 минут
1.6. Цель и задачи реализации программы:
Цель: Создание условий для творческого развития ребенка средствами театрального искусства и формирование в каждом ребенке активного творческого мышления.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить с различными формами театрального искусства
-
сформировать начальные навыки актерского мастерства, сценической речи, сценического движения
-
познакомить со сценической терминологией
-
познакомить с драматургическими произведениями и их авторами
-
научить накладывать грим,
Развивающие:
-
способствовать развитию внимания, наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения и этюды
-
развивать стабильный интерес к занятиям
-
способствовать развитию креативных способностей
-
способствовать развитию навыков социального поведения, коммуникативные качества, умение работать в коллективе,
Воспитательные:
-
воспитать общечеловеческие качества: толерантность, честность, ответственность и коммуникабельность
-
способствовать формированию позитивного отношения к своему «Я»
-
формировать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения
-
способствовать профилактике асоциального поведения ребенка.
1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в
процессе обучения комплексу театральных дисциплин. Каждый воспитанник имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из воспитанников не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у воспитанников оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного воспитанника.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- групповая,
- индивидуальная
- индивидуально-групповая.
Основные методы и технологии:
С первых занятий обучающиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени.
Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.
Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:
-
индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
-
доступности и наглядности;
-
прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
-
сознательности и активности;
-
взаимопомощи.
Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить.
Поэтапное построение учебного процесса приводит к последовательному освоению учебного материала (построенном на повторении и закреплении изученного), поддерживает и укрепляет постоянный интерес к предмету.
2 . Структура программы
6-й класс - «Студия актерского мастерства»
Перечень УУД
Личностные результаты:
-
осознавать роль театральной культуры в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о театральных постановках, о собственных работах (этюдах, выступлениях), работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
-
уметь пользоваться сценическое терминологией, навыками актерского мастерства, сценической речи, сценического движения;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, пластического этюда);
-
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3.Содержание программы. Тематическое планирование.
На этом этапе формируется художественно - эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год, родительское собрание.
- Сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, тренинг, пластика.
- Этюд, работа в команде, характер, репетиция.
- Пластика, разминка, баланс, равновесие.
- Сценическая свобода, навыки «управления» своим телом, зажим.
- Речевой тренинг, артикуляция, дикция, чистоговорки.
- Актерское мастерство, сценическое внимание, «четвертая стена», характер, персонаж, рабочее самочувствие.
- Внимание, сценическое внимание, внимание – это начало творческого процесса.
- Репетиция, спектакль, прогон.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Содержание занятия
|
план
|
факт
|
1
|
Вводное занятие.
|
1
|
1 неделя
|
|
Беседа о театре. Игры на знакомство, сплочение коллектива.
|
2
|
Основы актерского мастерства, сценической речи, сценического движения.
|
1
|
2 неделя
|
|
Игры на сплочение коллектива. Основные понятия.
|
3
|
Тренинги на фантазию и воображение.
|
1
|
3 неделя
|
|
Импровизация на тему «Если бы…», тарабарский язык.
|
4
|
Дыхательный и речевой тренинг.
|
1
|
4 неделя
|
|
Тренинги «Море», «свеча», «коровушка», «бдг»
|
5
|
Этюды на предлагаемые обстоятельства, игры на внимание.
|
1
|
5 неделя
|
|
Тренинги «Угадай предметы», «кто ведущий», «три круга внимания».
|
6
|
Развитие опорного дыхания. Развитие резонаторов.
|
1
|
6 неделя
|
|
Тренинги «Свечки», «Колодец», «Воздушный шарик»,
«Ау!», «Кидаем камни».
|
7.
|
Просмотр спектакля (отрывка).
|
1
|
7 неделя
|
|
Обсуждение спектакля. Развитие умения пересказывать увиденное.
|
8.
|
Сценическое внимание.
|
1
|
8 неделя
|
|
Тренинги «телепаты», «зеркало», «5 стульев». Этюды-наблюдения – старики.
|
9
|
Сценическая речь.
|
1
|
9 неделя
|
|
Посыл. Умение четко произносить все звуки и слоги.
|
10
|
Речевой тренинг. Речевые этюды.
|
1
|
10 неделя
|
|
Звуки, простые и сложные звукосочетания.
|
11
|
Актерское мастерство.
|
1
|
11 неделя
|
|
Этюды на предлагаемые обстоятельства.
|
12
|
Сценическое внимание.
|
1
|
12 неделя
|
|
Тренинги «Сколько дверей», «кто ведущий», «зеркало», «угадай голос».
|
13
|
Репетиционная деятельность.
|
1
|
13 неделя
|
|
Речевые этюды. Скороговорки.
|
14
|
Сценическое движение. Репетиционная деятельность.
|
1
|
14 неделя
|
|
Мышечная свобода. Расслабление. Повадки животных.
|
15
|
Сценическая речь. Репетиционная деятельность.
|
1
|
15 неделя
|
|
Скороговорки, стихи, кинолента виденья.
|
16
|
Концертная деятельность.
|
1
|
16 неделя
|
|
Новогодний спектакль (участие).
|
17
|
Развитие творческого мышления.
|
1
|
17 неделя
|
|
Этюды «животные». Этюды на беспредметное действие.
|
18
|
Актерское мастерство.
|
1
|
18 неделя
|
|
Этюды на предлагаемые обстоятельства.
|
19
|
Сценическое движение.
|
1
|
19 неделя
|
|
Расслабление мышц.
Одиночные и парные балансы.
|
20
|
Развитие ассоциативного мышления.
|
1
|
20 неделя
|
|
Коллективное сочинение сказок, несуществующее животное.
|
21
|
Актерское мастерство.
|
1
|
21 неделя
|
|
Этюды на 3 слова. Этюды на образ.
|
22
|
Репетиционная деятельность.
|
1
|
22 неделя
|
|
Работа с партнером.
|
23
|
Репетиционная деятельность.
|
1
|
23 неделя
|
|
Беспредметное действие.
|
24
|
Концертная деятельность.
|
1
|
24 неделя
|
|
Участие в празднике «8 марта»
|
25
|
Актерское мастерство.
|
1
|
25 неделя
|
|
Этюды наблюдения – люди на улице. Репетиционная деятельность.
|
26
|
Расслабление мышц. Развитие сценической осанки.
|
1
|
26 неделя
|
|
Умение правильно сидеть, стоять и ходить на сцене.
Беспредметное действие («Король», «Сижу»).
|
27
|
Актерское мастерство.
|
1
|
27 неделя
|
|
Этюды на достижение цели.
|
28
|
Сценическая речь.
|
1
|
28 неделя
|
|
Тренинг: дыхание, голос, дикция. Речевые этюды.
|
29
|
Сценическое движение.
|
1
|
29 неделя
|
|
Тренинг: «бабочки», «потягушки», «огонь-лед», «муха в меду», «железный человек», «доверительное падение»
|
30
|
Сценическая речь.
|
1
|
30 неделя
|
|
Стихи о войне. Кинолента виденья.
|
31
|
Репетиционная деятельность.
|
1
|
31 неделя
|
|
Этюды, отрывки, мини-спектакли, стихи.
|
32
|
Актерское мастерство.
|
1
|
32 неделя
|
|
Образ. Типаж. Характер.
|
33
|
Репетиционная деятельность.
|
1
|
33 неделя
|
|
Этюды, отрывки, мини-спектакли, стихи.
|
34
|
Концертная деятельность.
|
1
|
34 неделя
|
|
Участие в итоговом концерте.
|
4. Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 6-го класса
Обучающиеся должны приобрести навыки:
-
общительности
-
открытости
-
бережного отношения к окружающему миру
-
ответственности перед коллективом
-
основ актерского мастерства
-
общения с партнером
-
выступления на сцене
-
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
-
коллективного творчества.
Обучающиеся должны знать:
-
основные театральные термины
-
как готовиться к выступлению, правила поведения на сцене
-
5-6 скороговорок
-
3-4 актерских настроечных актерских упражнения, основные речевые тренинги, упражнения по расслаблению мышц.
Обучающиеся должны уметь:
-
Работать в команде
-
Выступать на сцене в групповых парных номерах, читать со сцены стихи
-
Ответственно относиться к тренингам репетициям, выступлениям
-
Придумывать и создавать небольшие парные, одиночные и групповые этюды
-
Настраивать свой речевой аппарат с помощью дыхательного и речевого тренингов
-
Провести 1-2 тренинговых упражнений самостоятельно
-
красиво и осознанно двигаться на сцене.
-
осознанно двигаться по сцене
-
провести 1-2 упражнения речевого, пластического, актерского тренинга самостоятельно
-
готовиться к выступлению
-
концентрировать внимание
-
активизировать свою фантазию
-
создавать и репетировать групповые и парные этюды
-
начинать фиксировать и осмыслять особенности поведения животных в наблюдениях.
-
выражать свои эмоции, мысли, чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
Для педагога
-
Бернд Вайкль. О пении и прочем умении/Бернд Вайкль.- М.: 2002-200 ст.
-
Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика/ Л.В.Грачева.- С-П.б.:2003-123 с.
-
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы/ Л.В.Грачева С-П.б.:2006.
-
Лапина О.А. Школьный театр в системе культуры и образования/ О.А.Лапина.- С-П.б.: Автореферат, 2000.
-
Савкова. Искусство оратора/. 2005.
-
Толшин А.В. Импровизация в обучении актера/ А.В.Толшин,С-П.б.: 2005.
-
Чехов М.А. О технике актера/М.А. Чехов. М.: 2003.
-
Иванцова А. Мир кукольного театра /А. Иванцова. О Коржова.- Ростов-на Дону.: 2002.
-
Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., - «Искусство», 1998
-
Кнебель М. О том, что мне кажется особенно важным. М., «Искусство», 1971.
-
Шехматов Л. Сценические этюды. М.»Просвещение», 1971.
-
Сценическая речь. Под ред. Козляниновой И.П., М., - «Просвещение», 1976
-
Русский драматический театр. – М., «Просвещение», 1976 История русского театра. – М.: ЭКСМО, 2011.
Для детей
1. Энциклопедия для детей: Т.7: Искусство: 4.3: Музыка, театр, кино. Изд. Мир энциклопедий Аванта+ 2000.
2. Культуры мира. Детская энциклопедия «Я познаю мир». 2005.
3. Мартынюк С.Г.Костюм и маска/ С.Г. Мартынюк.М.: АСТ 2001.
4. А.А. Грибовская. Детям о народном искусстве/А.А.Грибовская.- М.: Просвещение, 2001.
5.2. Печатные пособия:
1. дидактический материал (виды театров, театральные профессии)
2. Репродукции картин, скульптур.
5.3. Технические средства обучения:
Наличие тренингового зала, актового зала со сценой
Музыкальная аппаратура
Костюмы, декорации, реквизит
Фонотека с музыкой
Кубы, ширма, стулья, маты
Световое оборудование сцены
Микрофоны
Принтер
Видеокамера со штативом
Компьютер (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
5.4. ЭОРы: .
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
2. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
3. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
4. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
5. Газета «1 сентября»: www.1september.ru
6. Оценка эффективности реализации программы
1. Педагогическое наблюдение, творческая работа (этюд, спектакль);
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Участие в школьных праздниках.
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для тренингов и репетиций нужен хорошо проветриваемый зал с теплым покрытием, матами, зеркалами, музыкальной аппаратурой, местом для хранения реквизита и костюмов; аквагрим (10 наборов, кисточки для грима), столы с зеркалами и светом для грима.
Необходимы костюмы: Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги, платья, шорты, колпачки для клоунады (яркие, похожие), принцессы, принца.
Для репетиций и выступлений нужен актовый зал со сценой, с музыкальным оборудованием, микрофонами, световым оборудованием, большим реквизитом (ширма, кубы, ширмы «черный кабинет»)
В зале для тренингов должны быть стенды
-
С портретами основателей театра, актеров;
-
Видами театра;
-
Театральными профессиями;
-
Скороговорками, тренингами;
-
техника безопасности;
-
награды студии (дипломы, благодарности, кубки);
-
информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о с театральными шедеврами (мировыми, советскими, российскими), историей театра, устройством сцены и закулисья; магнитофона с красивой музыкой на дисках.
Поделитесь с Вашими друзьями: |