Полякова Мария Александровна Категория первая Санкт-Петербурга 2016 г пояснительная записка Нормативно правовая база: Нормативно-правовые документы. Федеральный закон



Скачать 202.22 Kb.
Дата27.10.2016
Размер202.22 Kb.
Просмотров96
Скачиваний0
ТипЗакон
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 496

Московского района Санкт-Петербурга


ПРИНЯТО

На заседании Педагогического

совета ГБОУ Школы № 496

Московского района Санкт-Петербурга

Протокол от _______ 20__ г№_


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 496

Козлова Н.А.

Приказ от ______20__ г_____

_____________________________


ПРИНЯТО

На заседании Педагогического

совета ГБОУ Школы № 496

Московского района Санкт-Петербурга

Протокол от _______ 20__ г№_


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 496

Козлова Н.А.

Приказ от ______20__ г_____

_____________________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

внеурочной деятельности

Студия актерского мастерства
6 а класс

Возраст детей – 11-12 лет

Количество часов по учебному плану - 34

Срок реализации - 2016-2017 учебный год

уровень базовый

Полякова Мария Александровна

Категория первая

Санкт-Петербурга

2016 г.

Пояснительная записка


    1. Нормативно - правовая база:

Нормативно-правовые документы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)

  3. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).

  4. Устав (новая редакция) ГБОУ школы № 496 Московского района СПб (утверждено КО СПб 16.06.2015 №2914-р)

  5. Учебный план ГБОУ школы № 496 Московского района СПб на 2016 – 2017 учебный год.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  8. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

  9. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

  10. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

  11. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

  14. Программа разработана на основе авторской программы театр «Шоу-театр Полукруг» Н.Р.Евтушенко и типовых программ по театральному творчеству. Является модифицированной.




    1. Актуальность и перспективность курса:

Образовательная программа «Студия актерского мастерства» имеет художественную направленность.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр телевизионных передач или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. А это является важным критерием актуальности программы.

Эмоциональное благополучие, своевременное и полноценное психическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям как нельзя лучше обеспечивает организация театрализованной деятельности детей.

Программа направлена на выявление индивидуальных особенностей и потенциальных способностей детей, развитие у них познавательной активности, потребности в творческой самореализации.

Данная программа направленна не только на постановку спектаклей и этюдов, где актер отгорожен от зала «четвертой стеной», но и на постановку праздников, игровых программ, что позволяет детям-актерам научиться «слышать» и «видеть» зрителя, а также уметь импровизировать.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы:

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на создание игровых программ, в том числе.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами театрального искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения театральному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил театрального искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:



  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;


1.3. Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 5-7 классов.



    1. Количество часов

- 34 часа. 1 раз в неделю по 1 часу;

1.5 . Продолжительность одного занятия:

6 классы – 45 минут

1.6. Цель и задачи реализации программы:

Цель: Создание условий для творческого развития ребенка средствами театрального искусства и формирование в каждом ребенке активного творческого мышления.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с различными формами театрального искусства

  • сформировать начальные навыки актерского мастерства, сценической речи, сценического движения

  • познакомить со сценической терминологией

  • познакомить с драматургическими произведениями и их авторами

  • научить накладывать грим,

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения и этюды

  • развивать стабильный интерес к занятиям

  • способствовать развитию креативных способностей

  • способствовать развитию навыков социального поведения, коммуникативные качества, умение работать в коллективе,

Воспитательные:

  • воспитать общечеловеческие качества: толерантность, честность, ответственность и коммуникабельность

  • способствовать формированию позитивного отношения к своему «Я»

  • формировать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

  • способствовать профилактике асоциального поведения ребенка.


1.7. Формы и методы работы:
Формы:

Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в

процессе обучения комплексу театральных дисциплин. Каждый воспитанник имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из воспитанников не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у воспитанников оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного воспитанника.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

- групповая,

- индивидуальная

- индивидуально-групповая.



Основные методы и технологии:

С первых занятий обучающиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени.

Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.

Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:



  • индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;

  • доступности и наглядности;

  • прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;

  • сознательности и активности;

  • взаимопомощи.

Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить.

Поэтапное построение учебного процесса приводит к последовательному освоению учебного материала (построенном на повторении и закреплении изученного), поддерживает и укрепляет постоянный интерес к предмету.


2 . Структура программы




6-й класс - «Студия актерского мастерства»




Перечень УУД

Личностные результаты:

  • осознавать роль театральной культуры в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о театральных постановках, о собственных работах (этюдах, выступлениях), работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • уметь пользоваться сценическое терминологией, навыками актерского мастерства, сценической речи, сценического движения;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, пластического этюда);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3.Содержание программы. Тематическое планирование.


На этом этапе формируется художественно - эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.

Теоретическая часть:

- Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год, родительское собрание.

- Сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, тренинг, пластика.

- Этюд, работа в команде, характер, репетиция.

- Пластика, разминка, баланс, равновесие.

- Сценическая свобода, навыки «управления» своим телом, зажим.

- Речевой тренинг, артикуляция, дикция, чистоговорки.

- Актерское мастерство, сценическое внимание, «четвертая стена», характер, персонаж, рабочее самочувствие.

- Внимание, сценическое внимание, внимание – это начало творческого процесса.

- Репетиция, спектакль, прогон.



Календарно-тематический план (Практическая часть)




Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Содержание занятия

план

факт

1

Вводное занятие.

1

1 неделя




Беседа о театре. Игры на знакомство, сплочение коллектива.

2

Основы актерского мастерства, сценической речи, сценического движения.

1

2 неделя




Игры на сплочение коллектива. Основные понятия.

3

Тренинги на фантазию и воображение.

1

3 неделя




Импровизация на тему «Если бы…», тарабарский язык.

4

Дыхательный и речевой тренинг.

1

4 неделя




Тренинги «Море», «свеча», «коровушка», «бдг»

5

Этюды на предлагаемые обстоятельства, игры на внимание.

1

5 неделя




Тренинги «Угадай предметы», «кто ведущий», «три круга внимания».

6

Развитие опорного дыхания. Развитие резонаторов.

1

6 неделя




Тренинги «Свечки», «Колодец», «Воздушный шарик»,

«Ау!», «Кидаем камни».



7.

Просмотр спектакля (отрывка).

1

7 неделя




Обсуждение спектакля. Развитие умения пересказывать увиденное.

8.

Сценическое внимание.

1

8 неделя




Тренинги «телепаты», «зеркало», «5 стульев». Этюды-наблюдения – старики.

9

Сценическая речь.

1

9 неделя




Посыл. Умение четко произносить все звуки и слоги.

10

Речевой тренинг. Речевые этюды.

1

10 неделя




Звуки, простые и сложные звукосочетания.

11

Актерское мастерство.

1

11 неделя




Этюды на предлагаемые обстоятельства.

12

Сценическое внимание.

1

12 неделя




Тренинги «Сколько дверей», «кто ведущий», «зеркало», «угадай голос».

13

Репетиционная деятельность.

1

13 неделя




Речевые этюды. Скороговорки.

14

Сценическое движение. Репетиционная деятельность.

1


14 неделя




Мышечная свобода. Расслабление. Повадки животных.

15

Сценическая речь. Репетиционная деятельность.

1

15 неделя




Скороговорки, стихи, кинолента виденья.

16

Концертная деятельность.

1

16 неделя




Новогодний спектакль (участие).

17

Развитие творческого мышления.

1

17 неделя




Этюды «животные». Этюды на беспредметное действие.

18

Актерское мастерство.

1

18 неделя




Этюды на предлагаемые обстоятельства.

19

Сценическое движение.

1

19 неделя




Расслабление мышц.

Одиночные и парные балансы.



20

Развитие ассоциативного мышления.

1

20 неделя




Коллективное сочинение сказок, несуществующее животное.

21

Актерское мастерство.

1

21 неделя




Этюды на 3 слова. Этюды на образ.

22

Репетиционная деятельность.

1

22 неделя




Работа с партнером.

23

Репетиционная деятельность.

1

23 неделя




Беспредметное действие.

24

Концертная деятельность.

1

24 неделя




Участие в празднике «8 марта»

25

Актерское мастерство.

1

25 неделя




Этюды наблюдения – люди на улице. Репетиционная деятельность.

26

Расслабление мышц. Развитие сценической осанки.

1

26 неделя




Умение правильно сидеть, стоять и ходить на сцене.

Беспредметное действие («Король», «Сижу»).



27

Актерское мастерство.

1

27 неделя




Этюды на достижение цели.

28

Сценическая речь.

1

28 неделя




Тренинг: дыхание, голос, дикция. Речевые этюды.

29

Сценическое движение.

1

29 неделя




Тренинг: «бабочки», «потягушки», «огонь-лед», «муха в меду», «железный человек», «доверительное падение»

30

Сценическая речь.

1

30 неделя




Стихи о войне. Кинолента виденья.

31

Репетиционная деятельность.

1

31 неделя




Этюды, отрывки, мини-спектакли, стихи.

32

Актерское мастерство.

1

32 неделя




Образ. Типаж. Характер.

33

Репетиционная деятельность.

1

33 неделя




Этюды, отрывки, мини-спектакли, стихи.

34

Концертная деятельность.

1

34 неделя




Участие в итоговом концерте.



4. Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 6-го класса
Обучающиеся должны приобрести навыки:

  • общительности

  • открытости

  • бережного отношения к окружающему миру

  • ответственности перед коллективом

  • основ актерского мастерства

  • общения с партнером

  • выступления на сцене

  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

  • коллективного творчества.


Обучающиеся должны знать:

  • основные театральные термины

  • как готовиться к выступлению, правила поведения на сцене

  • 5-6 скороговорок

  • 3-4 актерских настроечных актерских упражнения, основные речевые тренинги, упражнения по расслаблению мышц.


Обучающиеся должны уметь:

  • Работать в команде

  • Выступать на сцене в групповых парных номерах, читать со сцены стихи

  • Ответственно относиться к тренингам репетициям, выступлениям

  • Придумывать и создавать небольшие парные, одиночные и групповые этюды

  • Настраивать свой речевой аппарат с помощью дыхательного и речевого тренингов

  • Провести 1-2 тренинговых упражнений самостоятельно

  • красиво и осознанно двигаться на сцене.

  • осознанно двигаться по сцене

  • провести 1-2 упражнения речевого, пластического, актерского тренинга самостоятельно

  • готовиться к выступлению

  • концентрировать внимание

  • активизировать свою фантазию

  • создавать и репетировать групповые и парные этюды

  • начинать фиксировать и осмыслять особенности поведения животных в наблюдениях.

  • выражать свои эмоции, мысли, чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.


5. Литература и средства обучения

5.1. Литература
Для педагога

  1. Бернд Вайкль. О пении и прочем умении/Бернд Вайкль.- М.: 2002-200 ст.

  2. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика/ Л.В.Грачева.- С-П.б.:2003-123 с.

  3. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы/ Л.В.Грачева С-П.б.:2006.

  4. Лапина О.А. Школьный театр в системе культуры и образования/ О.А.Лапина.- С-П.б.: Автореферат, 2000.

  5. Савкова. Искусство оратора/. 2005.

  6. Толшин А.В. Импровизация в обучении актера/ А.В.Толшин,С-П.б.: 2005.

  7. Чехов М.А. О технике актера/М.А. Чехов. М.: 2003.

  8. Иванцова А. Мир кукольного театра /А. Иванцова. О Коржова.- Ростов-на Дону.: 2002.

  9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., - «Искусство», 1998

  10. Кнебель М. О том, что мне кажется особенно важным. М., «Искусство», 1971.

  11. Шехматов Л. Сценические этюды. М.»Просвещение», 1971.

  12. Сценическая речь. Под ред. Козляниновой И.П., М., - «Просвещение», 1976

  13. Русский драматический театр. – М., «Просвещение», 1976 История русского театра. – М.: ЭКСМО, 2011.

Для детей

1. Энциклопедия для детей: Т.7: Искусство: 4.3: Музыка, театр, кино. Изд. Мир энциклопедий Аванта+ 2000.

2. Культуры мира. Детская энциклопедия «Я познаю мир». 2005.

3. Мартынюк С.Г.Костюм и маска/ С.Г. Мартынюк.М.: АСТ 2001.

4. А.А. Грибовская. Детям о народном искусстве/А.А.Грибовская.- М.: Просвещение, 2001.
5.2. Печатные пособия:

1. дидактический материал (виды театров, театральные профессии)

2. Репродукции картин, скульптур.

5.3. Технические средства обучения:

Наличие тренингового зала, актового зала со сценой

Музыкальная аппаратура

Костюмы, декорации, реквизит

Фонотека с музыкой

Кубы, ширма, стулья, маты

Световое оборудование сцены

Микрофоны

Принтер

Видеокамера со штативом



Компьютер (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).


5.4. ЭОРы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

2. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

3. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

4. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

5. Газета «1 сентября»: www.1september.ru



6. Оценка эффективности реализации программы

1. Педагогическое наблюдение, творческая работа (этюд, спектакль);

2. Участие в школьных конкурсах.

4. Участие в районных конкурсах.

5. Участие в школьных праздниках.

Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для тренингов и репетиций нужен хорошо проветриваемый зал с теплым покрытием, матами, зеркалами, музыкальной аппаратурой, местом для хранения реквизита и костюмов; аквагрим (10 наборов, кисточки для грима), столы с зеркалами и светом для грима.

Необходимы костюмы: Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги, платья, шорты, колпачки для клоунады (яркие, похожие), принцессы, принца.

Для репетиций и выступлений нужен актовый зал со сценой, с музыкальным оборудованием, микрофонами, световым оборудованием, большим реквизитом (ширма, кубы, ширмы «черный кабинет»)

В зале для тренингов должны быть стенды



  • С портретами основателей театра, актеров;

  • Видами театра;

  • Театральными профессиями;

  • Скороговорками, тренингами;

  • техника безопасности;

  • награды студии (дипломы, благодарности, кубки);

  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о с театральными шедеврами (мировыми, советскими, российскими), историей театра, устройством сцены и закулисья; магнитофона с красивой музыкой на дисках.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал