Положение об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в Национальном исследовательском университете



Скачать 141.21 Kb.
Дата14.02.2017
Размер141.21 Kb.
Просмотров131
Скачиваний0

Минобрнауки России

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский университет

«Московский институт электронной техники»








«УТВЕРЖДАЮ»




Ректор МИЭТ




____________Чаплыгин Ю.А.




«___»_______ 2015 г.

Положение

об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в Национальном исследовательском университете «МИЭТ»

  1. Общие положения.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет МИЭТ» (далее МИЭТ) признает необходимость обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее студенты с ограниченными возможностями здоровья) на образование на основе принципов инклюзивности, толерантности, социальной и психологической поддержки, а так же партнерства и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

1.1. Настоящее Положение разработано на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального закона от 24.11.1995 г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

- «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн);

- Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения.

1.2. Настоящее Положение определяет особые (специальные) условия обучения и направления работы со студентами с ограниченными возможностями в МИЭТ для обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование и их социальной реабилитации.

1.3. Специальными условиями для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Положении понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. В МИЭТ координация работы подразделений и контроль в сфере инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья возлагается на структурное подразделение - Институт организации учебного процесса. В частности, в задачи института входят координация деятельности в области довузовской подготовки и профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами, сопровождение инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, прохождении ими практик, промежуточной и итоговой аттестации, решение вопросов развития и обслуживания информационно- технологической базы инклюзивного обучения, содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

1.5. На сайте, информационных стендах, газете МИЭТ «Инверсия», телевизионных каналах университета размещается актуальная новостная информация и анонсы событий, мероприятий, адресованные студентам с ограниченными возможностями здоровья, освещение наличия специальных условий, адаптированных программ, адаптационных дисциплин и курсов подготовки, наличие специальных технических и программных средств обучения.

2. Кадровое обеспечение

2.1. Штат МИЭТ может комплектоваться дополнительно должностями: тьютор, социальный педагог (социальный работник), специальный психолог. В случае необходимости дополнительно может быть привлечен специалист по специальным техническим и программным средствам обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и другие необходимые специалисты с целью комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. В МИЭТ предусматривается организация специальных занятий, консультаций профессорско-преподавательского состава по проблемам особенностей здоровья, особых образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в специальной помощи при овладении основной профессиональной образовательной программой. Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся студентов с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации инклюзивного образовательного процесса.

2.3. Программы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава включают, в том числе, специальные программы в сфере инклюзивного образования, применения современных адаптированных методик и технологий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для преподавателей разрабатываются специальные методические рекомендации и учебно-методические материалы по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий.



3. Работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Система довузовской подготовки в МИЭТ должна предусматривать в случае необходимости (востребованности абитуриентами) реализацию специальных дополнительных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов, организуемой на базе университета.

3.2. При организации профориентационной работы с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья должна быть предусмотрена комплексная диагностика (изучение) состояния здоровья и подбор (рекомендация) одной или нескольких профессий или специальностей, доступных в соответствии с рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, собственными интересами, склонностями и способностями абитуриента.

3.3. При поступлении в МИЭТ абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые МИЭТ самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом - инвалидом вступительных испытаний, проводимых МИЭТ самостоятельно, создается специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.



4. Обеспечение безбарьерного архитектурного доступа студентов с ограниченными возможностями здоровья к зданиям МИЭТ, объектам вуза и площадкам практики

4.1. Доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий обеспечивается созданием условий для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, наличия средств информационно-навигационной поддержки, дублирования лестниц пандусами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов. Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве МИЭТ включает визуальную, звуковую и тактильную информацию.

4.2. В аудиториях случае необходимости оборудуются специальные места для студентов с ограниченными возможностями здоровья (по 1 - 2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения). Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные. В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.

4.3. Предусмотрено оборудование санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий с возможностью установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

4.4. В чрезвычайных ситуациях обязательно использование системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий (обеспечение визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности, важных мероприятиях).

4.5. В студенческих общежитиях МИЭТ при необходимости выделяется зона для проживания студентов с ограниченными возможностями здоровья, обеспеченную хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями (группами помещений).



5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

5.1. При обучении студентов с нарушением слуха предусмотрено использование: звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах. Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть по возможности оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой.

5.2. При обучении студентов с нарушением зрения предусмотрено использование: брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видео увеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ- синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Для слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях предусматривается возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видео увеличителей для удаленного просмотра.

6. Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья

6.1. В МИЭТ осуществляется при необходимости адаптация основных образовательных программ для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья

6.2. В вариативную часть основных образовательных программ включаются специализированные адаптационные дисциплины (модули) по выбору студента, предназначенные для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации. Эти дисциплины выбираются кафедрами, исходя из особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и могут быть как социально-гуманитарного назначения, так и профессионализирующего профиля для коррекции коммуникативных умений, в т.ч. путём освоения специальной информационно-компенсаторной техники приёма-передачи учебной информации.

6.3.Подбор и разработка учебно-методического материала производится с учетом специфических восприятий учащихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: представить печатные и электронные образовательные ресурсы в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушением слуха получали информацию визуально, а с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

6.4. Студентам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.

6.5. При определении места для учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно условий и видов труда. При необходимости, для прохождения практики, в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и специфики работы, выполняемой студентом-инвалидом, на кафедрах создаются специальные рабочие места.

6.6. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья при необходимости разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. При составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе, индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более, чем на один год.

6.7.С целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

6.8. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в университете создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

6.9. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Приоритетным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин предусматривается подготовка выпускников-инвалидов к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

6.10. При организации учебного процесса обеспечивается сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.11. В МИЭТ дистанционная форма получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучении, позволяющая полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. Дистанционное обучение также должно обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Учебные мероприятия, должны способствовать сплочению группы и быть направлены на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения.

Одной из форм проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

Вся образовательная информация, представленная на сайте дистанционного обучения, должна соответствовать стандарту обеспечения доступности web-контента (WebContent Accessibility). Веб-контент должен быть доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.

При реализации образовательного процесса в дистанционной форме используются современные технологии ввода, обработки и передачи информации с учетом ограничений возможностей здоровья обучающихся.



7. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережения

7.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико- педагогической комиссии.

7.2. В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам МИЭТ студентам с ограниченными возможностями здоровья должно быть обеспечено:


  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

- наличие альтернативной версии официального сайта МИЭТ в сети «Интернет» для слабовидящих;

- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);



  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения).

7.3. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья в МИЭТ устанавливается особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для полноценного занятия студентами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой предусмотрена планомерная модернизация физкультурно-спортивной базы МИЭТ: оборудование площадок (в помещениях и на открытом воздухе) специализированными тренажерами, установка тренажеров общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажеров в существующих спортивных залах. Все спортивное оборудование должно отвечать требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.

7.3. Для студентов с ограничениями передвижения могут быть предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включаются так же учебные занятия, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни.

7.4. Образовательная политика МИЭТ направлена на создание профессиональной и социокультурной толерантной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.



Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов поощряется такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, поддерживает прогресс толерантности в межличностном общении.

7.5. Медпункты МИЭТ осуществляют оказание первой медицинской помощи; врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществляют лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); содействуют пропаганде гигиенических знаний и культивированию здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал