«политика икт»




страница1/11
Дата13.02.2017
Размер7.16 Mb.
Просмотров585
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ii
iii
О ПРОЕКТЕ
«
ПОЛИТИКА ИКТ
»
«Содействие Правительству Республики
Узбекистан в формулировании и внедрении политики информационно- коммуникационных технологий для развития Узбекистана» - это совместный проект Программы Развития ООН (ПРООН) и Правительства Республики Узбекистан.
Проект начал свою деятельность в мае
2005 года и является практическим осуществлением цели ПРООН оказать содействие Правительству Республики
Узбекистан в развитии информационно- коммуникационных технологий, а также реализации задач, предусмотренных правительственными решениями в области ИКТ.
Шухрат Абдуллаев
Дамир Амиров
КООРДИНАТОРЫ
Он-лайн версия доступна в сети Интернет на сайте проекта ПРООН «Политика ИКТ» по адресу:
www.ictp.uz, а также Программы Развития ООН в Узбекистане: www.undp.uz
Контактная информация:
Проект «Политика ИКТ»
Республика Узбекистан, г. Ташкент, 100084
ул. Амира Темура, 108, здание ТУИТ
Тел.: (+998 71) 234-10-37/51/52
Факс: (+998 71) 234-10-63
E-mail: info@ictp.uz
Веб: www.ictp.uz
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ ЗА 2006-2008 ГОДЫ
Copyright©2008 UNDP ICTP Project

ii
iii

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
АТС
Автоматическая Телефонная Станция
ВОЗ
Всемирная Организация Здравоохранения
ЛВС
Локальная вычислительная сеть
СЭД
Система электронного документооборота
ГИР
Государственный информационный ресурс
ИКТ
Информационно – коммуникационные технологии
МСЭ
Международный Союз Электросвязи
МTK
Дочернее Предприятие “Menejment Tizimlari Konsaltingi”
ПКД
Пункты Коллективного Доступа
ПО
Программное Обеспечение
РЧС
Радиочастотный спектр
СПД
Сети передачи данных
УзАСИ
Узбекское агентство связи и информатизации
ЦНТМИ
Центр научно-технических и маркетинговых исследований
ЦППМП
Центр Подготовки и Поддержки Молодых Программистов
ЭЦП
Электронная цифровая подпись
3G
Сотовые сети третьего поколения
CDMA
Стандарт мобильной связи
ICTP
Совместный проект Правительства Республики Узбекистан и Программы

Развития ООН «Содействие Правительству Республики Узбекистан в

формулировании и внедрении политики ИКТ для развития Узбекистана»


(«Политика ИКТ»)

iv
v
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ (1991 – 2008)

iv
v

vi
vii
РАЗВИТИЕ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ
краткий обзор
1000 800 600 400 200 0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 (6 м.)
Объем оказанных предприятиями сферы ИКТ
платных услуг
Общий объем оказанных услуг Объем услуг, оказанных населению
207,1 89,7 283 128 401,4 128,5 580,4 294,5 908,5 516,5 614,5 305,9 2 500,0 2 000,0 1 500,0 1 000,0 500,0 0,0
тыс. шт
.
01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008
Установленная ёмкость Используемая ёмкость
1 985,3 1 991,8 2 079,9
Используемая ёмкость местных платных услуг
коммутационных станций общего пользования
млр
д. су
м
ов
10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,00 01.01. 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Количество абонентов сотовой связи (тыс.)
320,8 544,1 1 149,9 2 720,0 5 888,2 9 000,0 1,2%
2,0%
4,4%
10,2%
22,0%
33,2%
Доля абонентов сотовой связи от населения (%)
0,7%
186,8
Количество абонентов сотовой связи в Узбекистане
01.07.2008
01.10.2008
Всего: 10,88 млн.
Количество абонентов и рыночная доля
операторов сотовой связи
2 500,0 2 000,0 1 500,0 1 000,0 500,0 0,00
Количество абонентов в 2007 г. (тыс.)
Количество абонентов в 2006 г. (тыс.)
99,9 292,1 221,9 480,5 125,5 261,1 59,4 147,1 132,5 312,1 69,6 141,1 148,4 321,9 233,3 482,5 90,8 232,2 57,5 137,2 1 098,6 2 179,9 257,3 612,2 126,1 287,3 18,20%
19,58%
16,69% 13,67% 12,47% 17,06% 14,82% 16,07% 11,66%
19,80%
46,38%
20,61%
19,10%
600 500 400 300 200 100 0
Мбит/с
143 231 362 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.07.2008 511
Скорость (пропускная способность) доступа
к международным информационным сетям
1200 1000 800 600 400 200 0
829 425 680 781
Количество провайдеров и операторов услуг
Интернет и сетей передачи данных
Количество абонентов и уровень проникновения сотовой связи по регионам Узбекистана
Уровень проникновения сотовой связи в 2007 г. (в % от населения)
1 - Республика Каракалпакстан
2 - Андижанская область
3 - Бухарская область
4 - Джизакская область
5 - Кашкадарьинская область
6 - Навоийская область
7 - Наманганская область
8 - Самаркандская область
9 - Сурхандарьинская область
10 - Сырдарьинская область
11 - г. Ташкент,
Ташкентская область
12 - Ферганская область
13- Хорезмская область
13 12 11 10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
МТС
46,55%
Билайн
28,93%
UСell
19,52%
Перфектум
Мобайл
4,70%
UzMobile
0,30%
1 725,6 1762,6 1 806,0 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.07.2008

vi
vii
2 500 2 000 1 500 1 000 500 0
тыс. чел.
01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008
Оценочное количество пользователей сети Интернет
01.07.2008 2 015 855 1 700 2 202,9 15,000 10,000 5,000 0
01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008
Количество абонентов широкополосного
доступа - физических и юридических лиц
3,031 900 7,091 1,548 14,647 3,361
01.01.2008
Абоненты широкополосного доступа
физические лица в разрезе скоростей подключения
Способ подключения организаций к Интернет
Выделенная линия - 12%
Через мобильный телефон - 5%
Радио Ethernet /
Wi-Fi - 2%
Обычная телефонная связь (через обычный модем) - 45%
По технологии хDSL
- 36%
8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0
тыс. шт
.
01.01.2002
Количество доменов 2-го уровня в зоне UZ
01.01.200301.01.200401.01.200501.01.200601.01.200701.01.200801.07.2008 2 657 587 700 2 980 2 696 3 621 5 766 6 900
Количество студентов ВУЗов на 1 компьютер
16 15 14 13 12 11 10 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 12,8 14,9 14,4 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0
Количество населения на 1 терминал (тыс. чел.)
Количество терминалов
650 1 029 1 004 493 962 1 639 754 918 714 1 651 1 629 771 555 4 983 3,50 3,00 2,50 2,00 0,50 1,00 0,50 0,00 1 - Республика Каракалпакстан
2 - Андижанская область
3 - Бухарская область
4 - Джизакская область
5 - Кашкадарьинская область
6 - Навоийская область
7 - Наманганская область
8 - Самаркандская область
9 - Сурхандарьинская область
10 - Сырдарьинская область
11 - г. Ташкент
12 - Ташкентская область
13 - Ферганская область
14 - Хорезмская область
14 13 12 11 10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
64 Кб/сек
14,11%
128 Кб/сек
39,35%
256 Кб/сек
23,70%
512 Кб/сек
11,04%
1 Мб/сек
11,81%
Физические лица Юридические лица
Количество терминалов для приема платежей пластиковыми картами и количество населения
на 1 терминал в разрезе регионов

viii
ix
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................................................1
ЦЕЛЬ ОБЗОРА ......................................................................................................................................................................2
МЕТОДОЛОГИЯ ОБЗОРА ....................................................................................................................................................2
ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА В СФЕРЕ ИКТ....................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА .............................................................................................................6
1.1 ИНФРАСТРУКТУРА ФИКСИРОВАННОЙ СВЯЗИ .......................................................................................................... 6 1.1.1. ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ФИКСИРОВАННОЙ СВЯЗИ ............................................................................................. 7 1.2. ИНФРАСТРУКТУРА СОТОВОЙ СВЯЗИ.........................................................................................................................8 1.2.1. ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ ............................................................................................................9 1.3. ИНТЕРНЕТ .................................................................................................................................................................... 10 1.3.1. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КАНАЛОВ.................................................................... 10 1.3.2. ПРОВАЙДЕРЫ И ОПЕРАТОРЫ УСЛУГ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ......................... 11 1.3.3. СЕТЬ ПО ОБМЕНУ IP ТРАФИКОМ TAS-IX .........................................................................................................12 1.3.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НАСЕЛЕНИЕМ ..................................................................................... 13 1.3.4.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУНКТОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ............................... 14 1.3.4.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WI-FI ДЛЯ ДОСТУПА В СЕТЬ ИНТЕРНЕТ.................................. 15 1.3.4.3. ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП..............................................................................................................15 1.3.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ ................................................16 1.3.5.1. ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП..............................................................................................................16 1.3.6. ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ИНТЕРНЕТ ......................................................................................................................17 1.3.7. РАЗВИТИЕ ДОМЕННОЙ ЗОНЫ «.UZ» ...............................................................................................................18
ГЛАВА 2. ИКТ И НАСЕЛЕНИЕ .................................................................................................................................................20
2.1. ДОСТУП К ИКТ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ..............................................................................................................................20 2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НАСЕЛЕНИЕМ.....................................................................................................................22 2.3. ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ....................................................................................................... 24 2.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ........................................................................................................................26
ГЛАВА 3. ИКТ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ................................................................................................................30
3.1. ДОСТУП К ИКТ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ .................................................................................................... 30 3.2. ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ...................................................................................................................................... 36 3.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА ......................................................................... 39 3.4. АУТСОРСИНГ ИКТ-УСЛУГ........................................................................................................................................... 40 3.5. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИКТ СПЕЦИАЛИСТАМИ...........................................................................................................41
ГЛАВА 4. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.......................................................................................................................43
4.1. ДОСТУП К ИКТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.............................................................................................. 43 4.2. ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ................. 45 4.3. НАВЫКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ.................................................................. 46 4.4. ИКТ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ .............................................................................................. 46 4.5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.................................................47 4.6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ................................................................................................... 47 4.7. ВЕБ-САЙТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ...........................................................................................................49
СОДЕРЖАНИЕ

viii
ix
ГЛАВА 5. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ ................................................................................................................................ 51
5.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ...................................................................................................... 51 5.2. ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ.............................................................................................................................................. 55 5.3. ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ................................................................................................................................................ 55
ГЛАВА 6. ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ................................................................................................................... 56
6.1. ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ .......................................... 56 6.2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ УЗБЕКИСТАНА.................................................................................................................................................... 58 6.3. ТЕЛЕМЕДИЦИНА В ОБРАЗОВАНИИ........................................................................................................................... 58 6.4. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН............................................................................................................................................... 59
ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ............................................................................................................................ 60
7.1. ДОСТУПНОСТЬ ИКТ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ................................................................................................... 60 7.1.1. ДОСТУПНОСТЬ ИКТ ДЛЯ ШКОЛ......................................................................................................................... 60 7.1.2. ДОСТУПНОСТЬ ИКТ ДЛЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ........................................................................ 61 7.1.3. ДОСТУПНОСТЬ ИКТ ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ......................................................................... 61 7.1.4. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ............................................................................................... 62 7.2. ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................................................................. 62 7.3. ПОДГОТОВКА ИКТ СПЕЦИАЛИСТОВ.......................................................................................................................... 63 7.3.1. ПРОГРАММЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ............................................................................................. 63 7.3.2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КУРСЫ..................................................................................................................... 64
ГЛАВА 8. ИКТ СЕКТОР.............................................................................................................................................................. 65
8.1. СТАТУС ИКТ СЕКТОРА ................................................................................................................................................. 65 8.1.1. ПРОИЗВОДСТВО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...................................................................................... 65 8.1.2. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ............................................................................... 67 8.1.3. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ИКТ СЕКТОР.............................................................................................................. 70 8.2. АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ УЗБЕКИСТАНА ........................................................................................................................................... 71 8.3. ПОТРЕБНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ .................................................... 72 8.4. РАСХОДЫ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ИКТ ...................................................................................... 73
ГЛАВА 9. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ................................................................................................................ 75
9.1. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТКРЫТЫХ КЛЮЧЕЙ............................................................................................. 75 9.2. СЛУЖБА РЕАГИРОВАНИЯ НА КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ ............................................................................ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................................................................................... 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ И
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ....................................................................................................................................... 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ .......................................................... 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.................................................. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕЕСТР БАЗОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ............................................. 97

x
xi

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
ТАБЛИЦА 1:
СТОИМОСТЬ УСТАНОВКИ И ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ФИКСИРОВАННОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ И
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ............................................................................................................................................................7
ТАБЛИЦА 2:
КОЛИЧЕСТВО ПРОВАЙДЕРОВ И ОПЕРАТОРОВ УСЛУГ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕЙ
ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ................................................................................................................. 11
ТАБЛИЦА 3:
КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ КОММУТИРУЕМОГО ДОСТУПА (Dial-Up) ......................................................................12
ТАБЛИЦА 4:
КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА
(ВКЛЮЧАЯ xDSL И RADIOETHERNET) ............................................................................................................................12
ТАБЛИЦА 5:
ПОКАЗАТЕЛИ ОХВАТА НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА ДОСТУПОМ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РАЗРЕЗЕ
РЕГИОНОВ ...........................................................................................................................................................................14
ТАБЛИЦА 6:
КОЛИЧЕСТВО ПУНКТОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА (ПКД) К СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РАЗРЕЗЕ
РЕГИОНОВ ...........................................................................................................................................................................14
ТАБЛИЦА 7:
КОЛИЧЕСТВО ТОЧЕК БЕСПРОВОДНОГО ДОСТУПА Wi-Fi ПО ПРОВАЙДЕРАМ........................................................15
ТАБЛИЦА 8:
ТАРИФЫ НА УСЛУГИ КОММУТИРУЕМОГО ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ (Dial-Up).................................................17
ТАБЛИЦА 9:
СРЕДНИЙ РАЗМЕР АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ НА ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПО xDSL ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ .....................................................................................................................................................18
ТАБЛИЦА 10: СРЕДНИЙ РАЗМЕР АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ НА КОРПОРАТИВНЫЙ ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ПО xDSL ТЕХНОЛОГИИ......................................................................................................................................................18
ТАБЛИЦА 11: КОЛИЧЕСТВО ДОМЕННЫХ ИМЕН 2-ГО УРОВНЯ В ЗОНЕ «.UZ» ПО РЕГИСТРАТОРАМ ...........................................19
ТАБЛИЦА 12: НАЛИЧИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РАБОТЕ У РАБОТАЮЩИХ РЕСПОНДЕНТОВ ..............................................................21
ТАБЛИЦА 13: НАЛИЧИЕ У РЕСПОНДЕНТА ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ НА РАБОТЕ ........................................................22
ТАБЛИЦА 14: ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД, НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ................................
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ..............................................................................................................................................................22
ТАБЛИЦА 15: ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД, НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ..............................................................................................................................................................23
ТАБЛИЦА 16: МЕСТА ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ СРЕДИ РЕСПОНДЕНТОВ –
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ................................................................................................................................24
ТАБЛИЦА 17: СПОСОБЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИЗ ДОМА ..........................................................................................25
ТАБЛИЦА 18: ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИЗ ДОМА.............................................................................25
ТАБЛИЦА 19: СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЕ РАСХОДЫ НА ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ...............................................................................26
ТАБЛИЦА 20: ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД, НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ...........................
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ..............................................................................................................................................................27
ТАБЛИЦА 21: ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ .......................................................................28
ТАБЛИЦА 22: ВРЕМЯ, ПОТРАЧЕННОЕ НА РАБОТУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ТЕЧЕНИЕ ОБЫЧНОЙ НЕДЕЛИ ..................................29
ТАБЛИЦА 23: ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ОПРОШЕННЫЕ НЕ ЗАКАЗЫВАЛИ ТОВАРЫ ИЛИ УСЛУГИ ПО СЕТИ ИНТЕРНЕТ.......29
ТАБЛИЦА 24: КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ КОМПЬЮТЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ.......................................................................................30
ТАБЛИЦА 25: ЧИСЛЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ И КОЛИЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ...............................................................................................................................31
ТАБЛИЦА 26: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЛВС...................................................................................................................................32
ТАБЛИЦА 27: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ИНТРАНЕТ.......................................................................................................................33
ТАБЛИЦА 28: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРАНЕТ .......................................................................................................................34
ТАБЛИЦА 29: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ «БАНК-КЛИЕНТ» ............................................................................................34
ТАБЛИЦА 30: ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ............................................................37
ТАБЛИЦА 31: ФАКТИЧЕСКИЙ РАЗМЕР АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПО xDSL
ТЕХНОЛОГИИ В ОПРОШЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ........................................................................................................38
ТАБЛИЦА 32: ФАКТИЧЕСКИЙ ОБЪЁМ ТРАФИКА, ВКЛЮЧЕННОГО В АБОНЕНТСКУЮ ПЛАТУ ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ
К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПО xDSL ТЕХНОЛОГИИ (МБ) В ОПРОШЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ............................................38
ТАБЛИЦА 33: ОПТИМАЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ КАНАЛА БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ
ТРАФИКА, И СРЕДНЕГО РАЗМЕРА АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ПО xDSL ТЕХНОЛОГИИ, ПО МНЕНИЮ ОПРОШЕННЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ........................................38
ТАБЛИЦА 34: ОПЫТ ПРОБЛЕМ С ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, СВЯЗАННЫХ С РАБОТОЙ В СЕТИ
ИНТЕРНЕТ............................................................................................................................................................................39
ТАБЛИЦА 35: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА КОМПЬЮТЕРАХ
ОРГАНИЗАЦИИ....................................................................................................................................................................39
ТАБЛИЦА 36: НАЛИЧИЕ ВЕБ-САЙТА У ОПРОШЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (%)......................................................................................40
ТАБЛИЦА 37: ОСНАЩЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ НА МЕСТАХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ (НА 100 СЛУЖАЩИХ)..............................................................43

x
xi
ТАБЛИЦА 38: ДОЛЯ БЕЗБУМАЖНОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ВНУТРИ ВЕДОМСТВ ......................................................................45
ТАБЛИЦА 39: ДОЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ НА МЕСТАХ, ВЛАДЕЮЩИХ НАВЫКАМИ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ.........................................................46
ТАБЛИЦА 40: ДОЛЯ БЕЗБУМАЖНОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ОБОРОТЕ..........................................47
ТАБЛИЦА 41: САМЫЕ ДОСТУПНЫЕ ВЕБ-САЙТЫ ГОСОРГАНОВ.........................................................................................................50
ТАБЛИЦА 42: КОЛИЧЕСТВО ТЕРМИНАЛОВ ДЛЯ ПРИЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ (ПО ОБЛАСТЯМ).............52
ТАБЛИЦА 43: КОЛИЧЕСТВО ВЫПУЩЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ В ОБРАЩЕНИЕ
ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ.........................................................................................................................................................53
ТАБЛИЦА 44: НАЛИЧИЕ У ОПРАШИВАЕМОГО ПЛАСТИКОВОЙ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ И ПОСЛЕДНЕЕ ЕЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ..............................................................................................................................................................54
ТАБЛИЦА 45: ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ..........................................60
ТАБЛИЦА 46: ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ...........................................................................................................................................61
ТАБЛИЦА 47: ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ...........................................61
ТАБЛИЦА 48: ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ...........................................................................................................62
ТАБЛИЦА 49: ПОКАЗАТЕЛИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ .....................................62
ТАБЛИЦА 50: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ....................................................63
ТАБЛИЦА 51: СТОИМОСТЬ ОКАЗАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ ИКТ ПЛАТНЫХ УСЛУГ........................................................65
ТАБЛИЦА 52: ПОДАЧА ЗАЯВОК И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ.............................................................66
ТАБЛИЦА 53: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДАННЫХ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ
И БАЗ ДАННЫХ ПО КАТЕГОРИЯМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАЯВИТЕЛЕЙ..........................................................................66
ТАБЛИЦА 54: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДАННЫХ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ
И БАЗ ДАННЫХ ПО СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ.....................................................................................................................67
ТАБЛИЦА 55: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ, ЭКСПОРТУ И ИМПОРТУ СРЕДСТВ ИКТ И
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ....................................................................................................................................70
ТАБЛИЦА 56: СУММА СРЕДСТВ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИКТ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ,
ФИНАНСИРУЕМЫМ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА. .........................................................................................70
ТАБЛИЦА 57: ВЫДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ .................................................................................71
ТАБЛИЦА 58: ПОТРЕБНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ .........................................................72
ТАБЛИЦА 59: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕНТРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И
МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ..............................................................................................................................73
ТАБЛИЦА 60: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НА 2006-2007 ГОДЫ
ПО ИНСТИТУТУ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ............74
ТАБЛИЦА 1.1: ВОЗРАСТ РЕСПОНДЕНТОВ ...............................................................................................................................................83
ТАБЛИЦА 1.2: НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПОНДЕНТА НА МОМЕНТ ОПРОСА ...................................................83
ТАБЛИЦА 1.3: МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВА ......................................................................................................83
ТАБЛИЦА 1.4: СТАТУС ОПРАШИВАЕМОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ ..................................................................................................85
ТАБЛИЦА 1.5: ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ........................................................................................................85
ТАБЛИЦА 1.6: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ:.....................85
ТАБЛИЦА 1.7: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПО ГОДУ НАЧАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .....................................85
ТАБЛИЦА 1.8: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ:................................................86

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГРАММ
ДИАГРАММА 1: КОЛИЧЕСТВО (ПЛОТНОСТЬ) ОСНОВНЫХ ТЕЛЕФОННЫХ АППАРАТОВ .....................................................................6
ДИАГРАММА 2: ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЁМКОСТЬ МЕСТНЫХ КОММУТАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.......................7
ДИАГРАММА 3: КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ В УЗБЕКИСТАНЕ.................................................................................8
ДИАГРАММА 4: КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ И УРОВЕНЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ

ПО РЕГИОНАМ УЗБЕКИСТАНА..........................................................................................................................................8
ДИАГРАММА 5: КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ И РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ .................................................9
ДИАГРАММА 6: ОБЩАЯ СКОРОСТЬ (ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ) ДОСТУПА К МЕЖДУНАРОДНЫМ

ИНФОРМАЦИОННЫМ СЕТЯМ .........................................................................................................................................10
ДИАГРАММА 7: СКОРОСТЬ (ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ) ДОСТУПА К МЕЖДУНАРОДНЫМ

ИНФОРМАЦИОННЫМ СЕТЯМ В РАЗРЕЗЕ ПРОВАЙДЕРОВ.........................................................................................10
ДИАГРАММА 8: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОВАЙДЕРОВ И ОПЕРАТОРОВ УСЛУГ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕЙ

ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ......................................................................................................................................................... 11
ДИАГРАММА 9: ТРАФИК В РАМКАХ ПИРИНГОВОЙ СЕТИ TAS-IX..........................................................................................................13
ДИАГРАММА 10: ОЦЕНОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПО РЕСПУБЛИКЕ .............................................13

xii
1
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008
ДИАГРАММА 11: КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА – ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ...........................................15
ДИАГРАММА 12: АБОНЕНТЫ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА - ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – В РАЗРЕЗЕ

СКОРОСТЕЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯ .........................................................................................................................................16
ДИАГРАММА 13: КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ .......................................16
ДИАГРАММА 14: АБОНЕНТЫ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА - ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – В РАЗРЕЗЕ

СКОРОСТЕЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯ .........................................................................................................................................17
ДИАГРАММА 15: КОЛИЧЕСТВО ДОМЕННЫХ ИМЕН 2-ГО УРОВНЯ В ЗОНЕ «.UZ».................................................................................18
ДИАГРАММА 16: НАЛИЧИЕ В ДОМОХОЗЯЙСТВЕ ТЕЛЕФОНА .................................................................................................................20
ДИАГРАММА 17: НАЛИЧИЕ В ДОМОХОЗЯЙСТВЕ КОМПЬЮТЕРА И ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИЗ ДОМА...................................21
ДИАГРАММА 18: ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД, НЕЗАВИСИМО

ОТ МЕСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.........................................................................................................................................23
ДИАГРАММА 19: ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД, НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ............................................................................................................................................................24
ДИАГРАММА 20: ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД, НЕЗАВИСИМО

ОТ МЕСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.........................................................................................................................................27
ДИАГРАММА 21: ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ .................................................................................28
ДИАГРАММА 22: ДОЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ДОСТУП К КОМПЬЮТЕРУ ДЛЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ СВОЕЙ РАБОТЫ (ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ) ...............................................................................32
ДИАГРАММА 23: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

(ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ)..............................................................................................................35
ДИАГРАММА 24: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

(ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ) ........................................................................................................................................35
ДИАГРАММА 25: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

(ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ)..............................................................................................................36
ДИАГРАММА 26: НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ)..................................36
ДИАГРАММА 27: СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ..................................................................................37
ДИАГРАММА 28: ФАКТИЧЕСКАЯ ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПО xDSL ТЕХНОЛОГИИ (КБ/СЕК) В ОПРОШЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.......................................................................37
ДИАГРАММА 29: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕБ-САЙТОВ ОПРОШЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ...........................................40
ДИАГРАММА 30: ДОЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИВЛЕКАВШИХ В 2006-2007 ГОДАХ ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

И ЧАСТНЫХ ЛИЦ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ИКТ (В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ)...................................................................41
ДИАГРАММА 31: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ ЗАТРАТ НА ИКТ-УСЛУГИ

ПРИВЛЕЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЧАСТНЫХ ЛИЦ....................................................................................................41
ДИАГРАММА 32: НАЛИЧИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ПО ИКТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОПРОШЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ..............................42
ДИАГРАММА 33: НАЛИЧИЕ ЛВС В ЦЕНТРАЛЬНЫХ АППАРАТАХ ГОСОРГАНОВ (%)..............................................................................44
ДИАГРАММА 34: НАЛИЧИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (%).....................................................................................................................45
ДИАГРАММА 35: СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОПРОШЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ИНТЕРАКТИВНЫМИ УСЛУГАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ КАЧЕСТВОМ..............................................48
ДИАГРАММА 36: СТЕПЕНЬ НАЛИЧИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ВЕБ-САЙТАХ ГОСОРГАНОВ .......................................................................50
ДИАГРАММА 37: КОЛИЧЕСТВО ТЕРМИНАЛОВ ДЛЯ ПРИЕМА ПЛАТЕЖЕЙ

ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ (ВСЕГО ПО РЕСПУБЛИКЕ)..............................................................................................52
ДИАГРАММА 38: КОЛИЧЕСТВО ТЕРМИНАЛОВ ДЛЯ ПРИЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ И

КОЛИЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ НА 1 ТЕРМИНАЛ (ТЫС. ЧЕЛ) В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ .................................................53
ДИАГРАММА 39 КОЛИЧЕСТВО ВЫПУЩЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ В ОБРАЩЕНИЕ

ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ИХ КОЛИЧЕСТВО НА 1 ТЕРМИНАЛ.......................................................................................54
ДИАГРАММА 40: КОЛИЧЕСТВО КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, ИМЕЮЩИХ КАРТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ И ЭЛЕКТРОННУЮ СИСТЕМУ БАНК-КЛИЕНТ......................................54
ДИАГРАММА 41: КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ ШКОЛ НА 1 КОМПЬЮТЕР ...................................................................................................61
ДИАГРАММА 42: КОЛИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА 1 КОМПЬЮТЕР ................................................................................................62
ДИАГРАММА 43: СТОИМОСТЬ ОКАЗАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ ИКТ ПЛАТНЫХ УСЛУГ........................................................65
ДИАГРАММА 44: РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ КОМПАНИЙ РЫНКА ЭКСПОРТА ПО В УЗБЕКИСТАНЕ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРА КОМПАНИЙ ................................................................................................................68
ДИАГРАММА 45: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ КЛИЕНТОВ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

УСЛУГАМИ КОМПАНИЙ УЗБЕКИСТАНА В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТА ПО .........................................................................69
ДИАГРАММА 46: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПОРТОМ ПО ...................................................................69
ДИАГРАММА 47: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ВЫДАННЫХ СЕРТИФИКАТОВ ЭЦП ........................................................................................76

xii
1
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во всём мире растет осознание тех преимуществ, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Их революционное воздействие касается деятельности государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Они предоставляют людям возможность широкого использования своего потенциала и служат достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения благосостояния, укрепления демократии, мира и стабильности.
Узбекистан не остается в стороне от этих процессов, принимает все более активное участие в формировании глобального информационного общества. Стратегия социально-экономического развития
Узбекистана в долгосрочном плане также ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет Узбекистану интегрироваться в мировое экономическое пространство в качестве равноправного партнера.
Для осуществления данной стратегии принят целый ряд законодательных и подзаконных актов. В частности, Указом Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года No УП-3080 определены задачи развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий, создан Координационный совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий, установлены таможенные и налоговые льготы, определены меры по стимулированию предпринимательства.
По состоянию на сентябрь 2007 года разработаны и приняты несколько национальных программ, нацеленных на развитие ИКТ в Узбекистане:
«Национальная программа реконструкции и развития телекоммуникационной сети Республики
Узбекистан на период до 2010 года», целью которой является создание на базе цифровых систем передачи и цифрового коммутационного оборудования Национальной сети телекоммуникаций для глубокого интегрирования в мировую систему телекоммуникаций и всестороннего обеспечения потребностей экономики и населения страны в услугах связи.
«Программа модернизации и развития Национальной сети передачи данных Республики Узбекистан
на период 1999-2003 годы», определившая основные организационно-технические меры по модернизации и развитию Национальной СПД на период 1999-2003 гг. для обеспечения расширения сети в городах
Ташкент, Нукус и областных центрах в 1999-2001 гг., а в райцентрах - в 2000-2003 гг.
«Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002
- 2010 годы», направленная на удовлетворение информационных потребностей общества и повышение конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках. Для достижения намеченной цели предусматривается:
– ускорение развития современной технической инфраструктуры телекоммуникаций и цифровизации сетей, а также развитие сетей подвижной связи;
– развитие национального сегмента сети Интернет;
– создание условий по стимулированию развития компьютеризации, отечественной индустрии и экспорта программных продуктов;
– подготовка высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере ИКТ;
– развитие конкурентной среды в сфере ИКТ;
– дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, стандартизации и сертификации.
В целях дальнейшего развития ИКТ Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июля
2005 года No ПП-117
«О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-
коммуникационных технологий» были утверждены:
– целевые ориентиры развития сетей телекоммуникаций, передачи данных и применения информационно-коммуникационных технологий до 2010 года;
– Программа применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственного управления и государственной власти на местах до 2010 года;
– Программа формирования и развития Национальной информационно-поисковой системы.

2
3
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008
Цель обзора
Целью настоящего обзора является выявление тенденций развития информатизации, изменений в уровне осведомленности и использования ИКТ населением и хозяйствующими субъектами Узбекистана.
Показатели развития ИКТ за последние несколько лет будут прослеживаться в данном обзоре по следующим разделам:

Информационная инфраструктура. В данном разделе освещены показатели развития сетей и услуг фиксированной связи, сотовой связи, развития услуг доступа к сети Интернет, формирования национального сегмента сети Интернет, рассмотрены тарифы на услуги фиксированной, сотовой связи, доступа к сети Интернет и тенденции их изменения, вопросы развития услуг широкополосной связи.

ИКТ и население. Раздел подготовлен на основе данных опроса, проведенного среди домохозяйств по всей республике. Освещены вопросы осведомленности населения об ИКТ, использования средств связи, компьютеров и сети Интернет, целей и периодичности пользования компьютером и сети Интернет, способов подключения к сети Интернет, осведомленности об он-лайн ресурсах, участия в электронной коммерции и т.д.

ИКТ и хозяйствующие субъекты. Раздел подготовлен на основе данных опроса хозяйствующих субъектов по всей республике. Рассмотрены вопросы использования средств связи, компьютеров и сети Интернет, способов подключения к сети Интернет, осведомленности об он-лайн ресурсах, участия в электронной коммерции и т.д.

Электронное правительство. В данном разделе приведены показатели использования ИКТ в государственном управлении, развития он-лайн ресурсов государственных органов, использования
ИКТ во внутриведомственном и межведомственном документообороте, повышения уровня навыков государственных служащих в пользовании средствами ИКТ.

Электронная коммерция. В данном разделе рассмотрены вопросы использования ИКТ в банковском секторе, развития Интернет-торговли и платежных систем.

Электронное здравоохранение. Раздел посвящен инициативам и проектам по развитию телемедицины и использованию ИКТ в здравоохранении.

Электронное образование. В разделе рассмотрены вопросы оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой, укомплектованности квалифицированными преподавателями
ИКТ, доступа к сети Интернет из образовательных учреждений, использования ИКТ и сети Интернет в образовательном процессе, а также подготовка ИКТ-специалистов.

ИКТ-сектор. В разделе освещены вопросы развития производства и экспорта программного обеспечения, производства аппаратного обеспечения, потребности и обеспеченности предприятий отрасли квалифицированными специалистами, а также научные исследования в области ИКТ.

Информационная безопасность. Раздел содержит данные об обеспечении безопасности при работе в сети Интернет, и защите информации от несанкционированного доступа.
Методология обзора
При подготовке обзора, был осуществлен сбор данных из различных источников. В частности, от органов государственной статистики были получены данные по формам отчетности 1-информатизация, 1-связь
(квартальная, годовая), 1-ИКТ (квартальная), Приложение 1-ИКТ к форме 1-МБ (ВЭС) (квартальная, годовая). Также, были получены данные от Узбекского агентства связи и информатизации, Центрального банка Республики Узбекистан, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Государственного патентного ведомства, Центра научно-технических и маркетинговых исследований, и Интернет–провайдеров. Были использованы результаты проведенного в 2007 году
Проектом ПРООН «Содействие Правительству Республики Узбекистан в формулировании и внедрении политики ИКТ для развития Узбекистана» («Политика ИКТ») исследования «Индустрия экспорта программного обеспечения в Узбекистане».
Для определения уровня осведомленности и использования ИКТ населением и хозяйствующими субъектами, были проведены опросы домохозяйств и хозяйствующих субъектов, с привлечением специализированной организации ДП «МТК» ЦНТМИ. Методика проведения опросов описана в Приложении 1.
ВВЕДЕНИЕ

2
3
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008
Правовая и институциональная основа в сфере ИКТ
Для организации исполнения Национальной стратегии и плана действий созданы следующие органы:
Координационный Совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных
технологий, возглавляемый заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан и являющийся высшим органом по координации развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий.
Сектор по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и обеспечения
информационной безопасности при Кабинете Министров Республики Узбекистан
Узбекское агентство связи и информатизации, являющееся специальным уполномоченным органом по государственному регулированию в области ИКТ. Узбекское агентство связи и информатизации является рабочим органом Координационного Совета по развитию компьютеризации и информационно- коммуникационных технологий.
Узбекское агентство по печати и информации, являющееся специальным уполномоченным органом по государственному регулированию развития средств массовой информации, издательского дела и полиграфии.
Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий — UZINFOCOM, на который возложены задачи по содействию разработке и реализации стратегических приоритетов Национальной программы развития компьютеризации и внедрения ИКТ для всех отраслей экономики, управления и социальной сферы, а также для удовлетворения информационных потребностей Узбекистана.
Центр научно-технических и маркетинговых исследований (ЦНТМИ), занимающийся координацией работы служб стандартизации на предприятиях отрасли, а также осуществлением научно-технического и организационно-методического руководства работой по стандартизации и сертификации в сфере ИКТ.
Центр подготовки и поддержки молодых программистов (ЦППМП), основанный в 2004 году с целью подготовки специалистов в области разработки программного обеспечения, развития отечественного рынка программных продуктов, цифровой графики и анимации, а также развития отрасли связи и информатизации.
Проект «Содействие Правительству Республики Узбекистан в формулировании и внедрении
политики ИКТ для развития Узбекистана» (ICTP) — совместный Проект Программы Развития ООН и
Правительства Республики Узбекистан, инициированный в мае 2005 года и направленный на продвижение и развитие ИКТ в Узбекистане.
Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана, учрежденнаяв конце 2005 и зарегистрированная в апреле 2006 года с целью консолидации усилий для ускоренного развития сферы информационных технологий в стране. Членами ассоциации являются более 45 компаний и фирм.
Для обеспечения правовой базы сферы ИКТ, было принято 8 законов, 3 указа Президента Республики
Узбекистан, 17 постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, и более 300 подзаконных актов, в том числе:
Закон «Об информатизации» в новой редакции от 11 декабря 2003 года регулирует отношения в области информатизации, использования информационных ресурсов и информационных систем. В законе даны определения понятий «информатизация», «информационные ресурсы», «информационные системы»,
«владельцы» и «собственники» информационных ресурсов, информационных систем, «информационные технологии». В соответствии с данным законом государственное регулирование в области информатизации осуществляется Кабинетом Министров и специально уполномоченным органом.
Закон устанавливает:
– полномочия специально уполномоченного органа в области информатизации;
– правовой режим информационных ресурсов и информационных систем;

4
5
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008
– статус электронного документа и право собственности на информационные ресурсы и инфор- мационные системы;
– понятие государственных информационных ресурсов;
– категории доступа к информационным ресурсам;
– равные права на доступ к информационным ресурсам.
Закон «О телекоммуникациях», принятый 20 августа 1999 года, регулирует отношения в области создания, функционирования и развития телекоммуникаций. В законе приведены виды сетей телекоммуникаций, которые подразделяются на сети телекоммуникаций общего пользования, ведомственные и выделенные сети, установлено, что государственное регулирование и управление в сфере телекоммуникаций осуществляется специальным уполномоченным органом в сфере телекоммуникаций, определены полномочия специального уполномоченного органа в сфере телекоммуникаций, и определены виды деятельности, подлежащие лицензированию в сфере телекоммуникаций.
Закон устанавливает:
– требования по сертификации технических средств телекоммуникаций;
– гарантии участникам рынка на доступ к участию в создании и развитии сетей телекоммуникаций и рынка услуг на равноправной основе;
– понятие «универсальные услуги телекоммуникаций», тарифы на которые регулируются специальным уполномоченным органом;
– порядок установления тарифов на услуги телекоммуникаций;
– обязанности по обеспечению тайны телефонных разговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям телекоммуникаций.
Закон «Об электронной цифровой подписи», принятый 11 декабря 2003 года, определяет условия признания равнозначности ЭЦП в электронном документе и собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В законе определены:
– понятие ЭЦП и электронного документа;
– государственное регулирование в области использования ЭЦП осуществляется Кабинетом Министров и специальным уполномоченным органом;
– полномочия специального уполномоченного органа, в том числе осуществление государственной регистрации центров регистрации ключей ЭЦП;
– задачи, обязанности и ответственность центров регистрации ключей ЭЦП;
– требования к сертификату ключа ЭЦП, к его выдаче, приостановлению и аннулированию;
– права и обязанности владельцев закрытых ключей ЭЦП и пользователей открытых ключей ЭЦП.
Закон «Об электронном документообороте», принятый 29 апреля 2004 года, регулирует правовые отношения в области электронного документооборота и защищает права и законные интересы участников электронного документооборота. Законом установлена юридическая сила электронного документа наравне с документом на бумажном носителе.
В законе определены:
– обязательные реквизиты электронного документа;
понятия оригинала и копии электронного документа, отправителя, получателя электронного документа и информационного посредника;
– условия отправления и получения электронного документа;
– требования к хранению и защите электронных документов.
Закон «Об электронной коммерции», принятый 29 апреля 2004 года, регулирует отношения в области электронной коммерции. Цель закона — создание правовых условий для развития в республике электронной коммерции.
ВВЕДЕНИЕ

4
5
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008
В законе определены:
– участники электронной коммерции;
– условия договора и условия заключения договора в электронной коммерции;
– требования к оферте в электронной коммерции;
– условия использования электронных документов в качестве доказательства совершения сделки в электронной коммерции;
– обязанности и ответственность участников электронной коммерции.
Закон «Об электронных платежах», принятый 16 декабря 2005 года, регулирует отношения при совершении электронных платежей. Цель закона — создание правовых условий для осуществления платежей в электронном виде. В законе установлены требования к созданию, обработке и хранению электронных платежных документов, определено, что электронный платежный документ приравнен к денежно-расчетному документу и имеет одинаковую с ним юридическую силу и определены требования по исполнению обязательств по электронным платежам и обеспечению безопасности и защиты информации в платежной системе.
В законе определены:
– понятия «электронный платеж», «платежная система» и ее виды: межбанковская, внутрибанковская платежные системы и система розничных платежей;
– установлены требования к содержанию к правилам платежной системы;
– субъекты платежной системы: члены платежной системы и пользователи платежной системы;
– права и обязанности членов и пользователей платежной системы, а также отношения между ними.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2005 года No ПП-117 предусматривает меры по дальнейшему развитию ИКТ в Республике Узбекистан, ускорению внедрения электронных технологий в деятельность государственных органов, обеспечению последовательной реализации законов
Республики Узбекистан «Об информатизации» и «Об электронной цифровой подписи».
Постановление Кабинета Министров от 26 сентября 2005 года No 215 направлено на реализацию
Закона Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи», совершенствование нормативно- правовой базы в области использования ЭЦП, организацию деятельности центров регистрации ключей
ЭЦП в республике.
Постановление Кабинета Министров от 22 ноября 2005 года No 256 принято с целью реализации
Закона «Об информатизации», совершенствования нормативно-правовой базы в сфере информатизации, и обеспечения условий для формирования государственных информационных ресурсов и создания информационных систем государственных органов.
Постановление Кабинета Министров от 20 февраля 2006 года No 27 направлено на создание государственных информационных ресурсов в республике.
Постановление Кабинета Министров от 30 января 2007 года No 21, принято в целях реализации
Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», и стимулирования развития торговли с использованием современных информационных технологий. Постановлением определены меры по развитию электронной коммерции в Республике Узбекистан.
Постановление Кабинета Министров от 12 июня 2007 года No 120, определяет меры по реализации
Закона Республики Узбекистан «Об электронных платежах», и совершенствованию системы проведения платежей при осуществлении электронной коммерции в розничной торговле. Постановлением утвержден
План мероприятий по дальнейшему совершенствованию систем платежей при осуществлении электронной коммерции на 2007-2008 гг.
Постановление Кабинета Министров от 23 августа 2007 года No 181, принято в целях совершенствования взаимодействия государственных органов с юридическими и физическими лицами с использованием
ИКТ. Им утверждены Положение об интерактивных государственных услугах с использованием ИКТ, реестр базовых интерактивных государственных услуг. На Узбекское агентство связи и информатизации возложено ведение Реестра интерактивных государственных услуг.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию
правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет» от 17 декабря 2007 года
No259. Постановлением утверждены Положение о Правительственном портале Республики Узбекистан в сети Интернет, схема взаимодействия по его информационному обеспечению, а также организационная структура Группы информационного обеспечения и развития Правительственного портала Республики
Узбекистан при Центре UZINFOCOM.

6
7
ОБЗОР РАЗВИТИЯ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ 2006-2008


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал