Политика Германии в отношении Китая в конце 1990-х начале 2010-х годов



Скачать 222.28 Kb.
страница1/15
Дата16.02.2017
Размер222.28 Kb.
Просмотров612
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Отделение Международных Отношений

Кафедра Мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему:
Политика Германии в отношении Китая в конце 1990-х начале 2010-х годов

Студент группы № 468

Тавитов Владимир Сергеевич
Руководитель ВКР

Профессор кафедры Мировой политики, д.и.н. Кривушин Иван Владимирович


Москва, 2013

Оглавление





Правительство Российской Федерации 1

Введение 2

Глава 1 Обзор взаимоотношений Германии и Китая после холодной войны 5

1.1.Консервативно-либеральная коалиция, правительство Гельмута Коля (1982-1998). Реакция Германии на события на площади Тяньаньмэнь 5

1.2. Красно-зеленая коалиция, правительство Герхарда Шредера (1998-2005). Смена европейского идеализма экономическим реализмом 6

1.3. Эволюция внешнеполитического курса Германии от Шредера до Меркель (2005-2013). Современное состояние внешнеполитических взаимоотношений КНР и ФРГ 9

Глава 2 Экономический аспект отношений Германии и Китая 12

2.1. Торговые отношения 13

2.2. Взаимные инвестиции 17

2.3. Научно-Техническое сотрудничество 19

2.4. Иные формы экономического сотрудничества 21

2.4.1. Сотрудничество малого и среднего бизнеса 21

2.4.2. Помощь в развитии 23

2.4.3. Сотрудничество в области сельского и лесного хозяйства 23

2.4.4. Сотрудничество по инфраструктурным проектам 24

2.4.5. Совместные проекты геологоразведки и добычи полезных ископаемых 25

2.4.6. Сотрудничество в области энергетики 27

2.4.7. Сотрудничество в области интеллектуальной собственности 27

Глава 3 29

Права человека как главное препятствие во взаимоотношениях Германии и Китая 29

3.1. Проблема соблюдения прав человека как фактор германо-китайских отношений на современном этапе. 29

3.2. Проблема Тибета и вопрос соблюдения прав человека 31

3.3. Китайская реакция на правозащитную критику со стороны западных государств 32

3.4. Предлагаемые немецкой стороной решения основных проблем, связанных с соблюдением прав человека в КНР 34

Глава 4 Политический аспект взаимоотношений Германии и Китая 35

4.1. Различие во внешнеполитических стратегиях Германии и Китая, их представлениях о своей роли и интересах в СМО и оценках перспектив дальнейшего сотрудничества 35

4.2. Вопросы безопасности, сотрудничества в военной сфере ФРГ и КНР 39

4.3. Проблема Тайваня во взаимоотношениях Германии и Китая 41

4.4. Сотрудничество в области юстиции 42

Глава 5 Отношения в сфере культуры, образования и охраны окружающей среды 43

5.1. Культурное сотрудничество Германии и Китая 43

5.2. Совместные образовательные проекты КНР и ФРГ 44

5.3. Сотрудничество в сфере защиты окружающей среды и борьбе с изменением климата 45

Заключение 47

Список используемой литературы: 49



Введение


Актуальность темы. В современном мире, в условиях глобализации мировой экономики и трансформации Системы международных отношений (СМО) из Вестфальской в Поствестфальскую систему – роль традиционных центров силы снижается, а новые полюсы многополярного мира выходят на первый план. КНР по экономическим, демографическим и военным показателям претендует если не на место второй сверхдержавы, то, по крайне мере, на роль лидера Азии и одного из полюсов СМО. Германия, традиционно играла исключительную роль в укреплении экономического и политического влияния ЕС как центра силы СМО. В современную эпоху проблемы и перспективы взаимоотношения развитых и развивающихся государств становятся определяющим трендом мировой политики. Ключевыми остаются вопросы адаптации в стратегическом плане: чья модель общества будет более успешна в цивилизационном плане, кто лучше сможет адаптироваться к миру глобализации? Однако единственным перспективным путем является экономическое и политическое сотрудничество.

С экономической точки зрения, взаимоотношения ФРГ и КНР развиваются чрезвычайно динамично. По показателям взаимной торговли, инвестициям, научно-технического сотрудничества – страны выходят на уровень крупнейших партнеров в Европе и Азии, соответственно. Однако нельзя не отметить, что отношения развиваются неравномерно, поскольку подвержены влиянию международных экономических отношений и замедляются в соответствии с волнами финансовых и экономических кризисов. С другой стороны, политическое сотрудничество также встречает два ключевых препятствия на пути укрепления отношений: проблема соблюдения прав человека в КНР, а также «тибетский вопрос». С обострением кризиса правительство Германии ужесточало внешнеполитический курс, но постепенно экономические интересы затмевали вопросы соблюдения прав человека.

Необходимо отметить, что в среднесрочной перспективе вероятно дальнейшее укрепление отношений Германии и Китая. Причины заключаются в следующем: Германия необходима Китаю для укрепления многополярной системы Международных отношений; а также в качестве локомотива европейской интеграции, для сохранения ЕС как центра силы; наконец, ФРГ важна для КНР в качестве ориентира дальнейшего экономического развития, модели, источника технологий, в условиях параллельной растущей зависимости Германии от КНР. Китай важен Германии как рынок сбыта высокотехнологичной продукции и устаревающих технологий, а также для укрепления многополярной системы МО и сотрудничества по вопросам безопасности и укрепления дружественных отношений. Одним из наиболее позитивных факторов укрепления отношений между странами и продолжения традиционной китайской политики ФРГ является отсутствие существенных конфликтов в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе), в Юго-Восточной Азии и в других регионах мира, при напряженных отношениях Китая в этих регионах с другими акторами МО (США, Индия, Япония и др.).
Объектом исследования выступят отношения ФРГ и КНР после холодной войны.

Предметом эволюция внешней политики ФРГ по отношению к КНР в 1998-2013 гг. в ее экономической, политической и культурной составляющих.

Наиболее важная цель работы: выявить содержание и основные этапы эволюции внешней политики ФРГ по отношению к КНР в 1998-2013 гг. и определить ключевые факторы, обусловившие эту эволюцию.


Реализация поставленной цели предполагает постановку следующих исследовательских задач:

Задачи исследования:      


  • Во-первых, определить роль экономических интересов в формировании внешнеполитического курса ФРГ по отношению к КНР в конце 1990-х – начале 2010-х гг., проанализировав динамику экономических отношений между Германией и Китаем; выяснить современное состояние взаимной торговли между странами, объем взаимных инвестиций и их роль в экспортно-ориентированной модели немецкой экономики;

  • Во-вторых, выявить содержание формы и значение научно-технического сотрудничества и иных направлений экономического сотрудничества (малого и среднего бизнеса, по инфраструктурным проектам и геологоразведке, энергетическим проектам и вопросам интеллектуальной собственности и др.) между ФРГ и КНР;

  • В-третьих, выявить удельный вес и проанализировать динамику торговых отношений и взаимных инвестиций КНР и ФРГ в конце 1990 – начале 2010-х гг. в контексте торгово-экономических отношений между КНР и ЕС;

  • В-четвертых, проанализировать внешнеполитические концепции ФРГ по отношению к Китаю, сравнив эволюцию внешнеполитических концепций на примерах курсов канцлеров ФРГ Г. Шредера и А. Меркель (выявляя ключевые составляющие и трансформацию концепций), представления о национальных интересах и месте ФРГ и КНР в Системе международных отношений, а также сотрудничество в сфере безопасности и определить влияние этих факторов на германо-китайские отношения на современном этапе;

  • В-шестых, выяснить роль проблемы соблюдения прав человека в КНР как фактора, препятствующего развитию экономических и политических отношений и степень ее воздействия на формирование внешнеполитического курса Германии в контексте внутриполитической борьбы конца 1990-х – начала 2010-х гг.; определить важность этой проблемы в двусторонних отношениях на современном этапе и оценить перспективы ее влияния в будущем;

  • В-седьмых, выявить роль «тибетского» и «тайваньского» факторов в формировании внешней политики Германии по отношению к Китаю на современном этапе взаимоотношений;

  • Наконец, рассмотреть наиболее важные компоненты культурного сотрудничества между странами, роль совместных образовательных проектов, проектов борьбы с изменением климата и защиты окружающей среды – в рамках укрепления сотрудничества ФРГ и КНР.

Таким образом, гипотеза работы заключается в следующем: экономические интересы ФРГ в Китае (необходимость рынка сбыта немецкой продукции, а также растущая потребность в инвестициях и др.), отвечающие принципам Realpolitik, детерминировали такой внешнеполитический курс, в рамках которого прагматические соображения и экономическая целесообразность имели приоритетное значение по сравнению с традиционными западными политическими и гражданско-правовыми ценностями, с развитием сотрудничества в гуманитарной и культурно-образовательной сферах.

Поставленные задачи обуславливают следующую структуру исследования. В первой главе будет проведен обзор внешнеполитических взаимоотношений Германии и Китая после холодной войны. Во второй главе будут рассмотрены вопросы экономического сотрудничества двух стран. Третья глава будет посвящена проблеме соблюдения прав человека в КНР. В четвертой главе будет проведен анализ политического аспекта взаимоотношений на современном этапе. В Пятой главе будут рассмотрены вопросы культурного сотрудничества, сотрудничества по защите окружающей среды.


Методология исследования: Анализ политики Германии в отношении Китая будет осуществлен в рамках реалистической школы Международных отношений, в концепции неореализма. Причина заключается в необходимости проанализировать реальные интересы акторов в регионе, соотношение их сил, а также учесть фактор среды, влияющий на поведение ключевых игроков. Кроме того, одной из важнейших задач работы является выявление роли «реалистических» интересов (в первую очередь экономических) по сравнению с ценностными политическими и гражданско-правовыми установками в процессе выработки внешней политики ФРГ. Однако в ходе анализа политической составляющей будет использован сравнительный метод (сравнение позиций правительств и коалиций Бундестага по вопросам соблюдения прав человека в Китае, сравнение внешнеполитического курса Г.Шредера и А. Меркель и др.). Для более объективного анализа экономических отношений будут использованы Теории международной торговли и метод статистического анализа. Наконец, необходимым представляется использование таких методов, как сравнительно-исторический метод (выявления тождества и различия во временном измерении); синхронный (рассмотрение явлений в контексте исторической обстановки); децизионный метод (изучение процесса принятия политических решений); контент-анализ (систематизированное исследование текстов).

Степень изученности темы. Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в недостаточной степени была исследована в российском научном сообществе, при этом она вызывала живой интерес, как в Германии, так и в Китае. Стоит упомянуть такие работы, как докторскую диссертацию профессора Юлин Гу (профессора института европейских исследований Академии социальных наук КНР) на тему «Обзор и перспективы германо-китайских отношений» (28), а также работы на соискание степени доктора философии Т. Эслингера «Политика Германии на китайском направлении: отдаление и сотрудничество» университет Констанца (15), исследовательскую работу Й. Зигмунда «Китайское понимание прав человека и политики в этой области» (23). Кроме указанных работ исследование будет основано на анализе ряда тематических статей в немецкой, британской и китайской прессе, анализа статистических отчетов министерств и центральных банков, а также других исследовательских работ, проведенных в Германии и научно-исследовательских центрах ЕС.

Информационная база исследования.

  1. Официальные документы (договоры, соглашения, заявления официальных лиц);

  2. Исследовательские работы, по рассматриваемой теме, (научно-исследовательские центры ЕС и Германии, Китая);

  3. Статистические материалы (данные Всемирного Банка, ОЭСР, отчеты Федерального министерства экономики и технологий Германии и Министерства Экономики КНР, отчеты ЦБ);

  4. Парламентские документы (резолюции Бундестага и Бундесрата);

  5. Материалы правозащитных организаций;

  6. Материалы СМИ (аналитические статьи и обзоры, тематические статьи в немецкой, британской и китайской прессе).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал