Панюшкина л. В



Скачать 131.39 Kb.

Дата15.02.2017
Размер131.39 Kb.
Просмотров88
Скачиваний0

ДЕНИСОВ В.Т. г. Саратов, Саратовский институт (филиал) РГТЭУ, д.э.н., профессор кафедры ВЭД,
ПАНЮШКИНА Л.В. г. Саратов, Саратовский институт (филиал) РГТЭУ, к.э.н, доцент кафедры Экономики и менеджмента
ДЕНИСОВ Д.Д. г. Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ
ТРОЛЛЕЙБУСЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОИЗВОДСТВА И РЫНКА
Отличительной особенностью рынка троллейбусов является то, что более
95% потребителей на данном рынке являются либо муниципальными, либо созданными с участием муниципального капитала компаниями. При этом на этих операторов городские власти накладывают обязанность исполнения мандата социальных перевозок по нерентабельному тарифу, в связи с чем у большинства из них не имеется собственных средств на самостоятельные закупки подвижного состава. Муниципальные же бюджеты в большинстве своем дефицитны и финансируют закупки электротранспорта по остаточному принципу. Данный фактор в настоящее время является главной угрозой сокращения рынка сбыта продаж троллейбусов. В связи с зависимостью объема закупок троллейбусов от местных бюджетных решений специфика деятельности предприятий-производителей транспортных средств зависит от изыскания возможности планирования производства продукции на срок, превышающий 1 месяц. Это срок между объявлением конкурса на закупку троллейбусов и объявлением его победителя.
Неритмичность поступления заказов, являясь следствием несвоевременного принятия муниципалитетами бюджетных решений, имеет негативные последствия для удовлетворения потребностей в осуществлении пассажироперевозок городским электрическим транспортом. Так, данные деятельности предприятий-производителей за последние
10 лет
свидетельствуют о том, что в первом квартале календарного года поступает не более 10% объема заказов. Во втором квартале, как правило, наблюдается небольшой рост заказов – до 20% объема заказов В третьем квартале увеличивается рост заказов до 30%, что обычно вызывается перевыполнением доходных статей бюджета по тогам прошедших месяцев и проведением Дней города в большинстве муниципалитетов. И лишь в четвертом квартале нарастает объем заказов почти валообразно – до 40% объема заказов. Это обуславливается необходимостью освоить заложенные в бюджет средства срочно. Такая специфика оказывает значительное влияние на внутреннюю среду всех предприятий-производителей и эффективность их функционирования, обеспечение конкурентоспособности. Между тем, в данном сегменте рынка городского электрического транспорта присутствует немалое количество производителей троллейбусов жестко конкурирующих между собой
(табл.1).
Таблица 1
Предприятия – производители троллейбусов
Рынок
Производитель
Модельная гамма
Годовой объем производства, ед.
Целевой рынок
2007 2008 2009
Россия
ЗАО «Тролза»
6 моделей
330 353 430
РФ, СНГ,
Болгария,
Сербия,
Греция,
Эфиопия
ОАО
«Башкирский троллейбусный завод», Уфа
2 модели
150 97 85
РФ,
Башкортостан,
Казахстан,
Узбекистан
ОАО «Транс-
Альфа», Вологда
5 моделей
14 58 70
Вологда,
Москва, Санкт

- Петербург
ЗАО
«Волгоградский завод транспортного машиностроения»,
Волгоград
3 модели
56 29 46
Волгоград,
Мурманск,
Липецк,
Петрозаводск,
Астрахань
СНГ
УП ПО
«Белкоммунмаш»,
Минск
4 модели
-
98 101
Беларусь,
Москва,
Югославия
РУП «Минский автомобильный завод», Минск
1 модель
10 15 47
Беларусь
АО «Литан»
Днепропетровск ( в прошлом - ПО
«ЮжМаш»)
2 модели
-
17 25
Украина,
Молдавия
Среди предприятий-производителей троллейбусов стран дальнего зарубежья следует выделить компании: Solarisbus & coach , выпускающие 3 модели машин с поставкой в Италию, Польшу, Швейцарию; Skoda elektrik, производящую две модели троллейбусов с поставкой в США и Чехию; Gans
Transelectro, изготавливающую 3 модели машин с поставкой в Чехию,
Венгрию, Италию;Van Hool, выпускающую одну модель с поставкой в
Австрию и Германию;Renault, производящую одну модель изделия с поставкой во Францию, Италию.
Помимо перечисленных имеются небольшие сборочные производства троллейбусов в городах Санкт-Петербург, Новосибирск, Петрозаводск.
Одним из наиболее сильных игроков на Ланном рынке транспортных средств в России и странах СНГ следует признать ЗАО «Тролза»,
производственная мощность которого составляет 2500 машин в год. У ближайших его конкурентов, к числе которых следует отнести ЗАО
«Волгоградский завод транспортного машиностроения»,
УП
ПО
«Белкоммунмаш» (г. Минск), ОАО « Транс-Альфа» (г. Вологда), ОАО
«Башкирский троллейбусный завод» и др. годовая производственная мощность составляет 70-150 троллейбусов.
Следует признать объективные трудности работы на рынке троллейбусов в России и странах СНГ, которые связаны с резким сужением в 2006-2007 гг. платежеспособного спроса. Однако, наметившееся в 2009 году оживление спроса на рынке продолжается и в настоящий момент и, судя по среднесрочным прогнозам, останется приблизительно таким же и в 2010-2011 гг. В связи с этим, у ЗАО «Тролза», как и у остальных производителей троллейбусов в РФ изменились условия изготовления и доля каждого предприятия в общем объеме производства машин (табл.2).
Таблица 2
Деятельность предприятий по производству троллейбусов
Показатели деятельности годы
2007 2008 2009
Произведено троллейбусов ЗАО «Тролза», шт. в т.ч. на экспорт
330 353 430 87 11 76
Доля в объеме производства троллейбусов в РФ, %
36,97 39,37 66,56
Доля конкурентов в объеме производства троллейбусов в РФ, % в т.ч. ОАО «Башкирский троллейбусный завод»
63,03 60,63 33,44 39,89 30,79 14,11
ОАО «Транс-Альфа»
3,72 18,41 11,4
ЗАО «Волгоградский завод ТМ»
14,89 9,21 7,65 прочие производители
4,52 2,2 0,27
Доля ЗАО «Тролза», в объеме производства троллейбусов в СНГ, %
30,42 30,669 50,51

Доля конкурентов в объеме производства троллейбусов в СНГ, %
69,58 69,31 49,49
Известно, что на результативность деятельности предприятий, помимо внутренних, оказывают влияние факторы внешней среды. К их числу следует отнести следующие (табл.3).
Таблица 3
Факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность предприятия
Политические
-разделение функций и правомочий между уровнями власти (муниципальная реформа);
-функции, интересы и права муниципалитетов, разделение с федеральным центром;
-уровень государственной поддержки отрасли;
-лоббирование государственными структурами интересов отрасли на региональном и национальном уровне;
-политика поддержки региональными властями собственных производителей.
Экономические
-платежеспособность муниципальных бюджетов как крупных клиентов;
-различные формы собственности предприятий ГЭТ;
-соотношение общественного автомобильного и электротранспорта;
-госзаказ на троллейбусы;
-таможенная политика;
-уровень и соотношение тарифов на энергоносители, электроэнергию;
-требования потребителей, изменения предпочтений по группам потребителей;
-сертификация, техническое регулирование в отрасли.
Социальные
-формы и методы социальной поддержки населения в пользовании общественным транспортом;
-изменение экологии городов, связанное с интенсивностью городских транспортных узлов, тенденциями пассажирооборота.

Технологические -переход отечественной промышленности на производство двигателей по стандарту Евро-4;
-включение электроники в оснащение систем управления троллейбусами.
Влияние многих из этих факторов неопределенно и может по-разному отразиться на эффективности развития предприятия в перспективе.
В настоящее время выявлена тенденция спроса не только на технически новые троллейбусы, но и на троллейбусы, новые по своему дизайну. Главной причиной этого стала волна смены глав городов, которые хотят предоставить своим избирателям визуально заметные результаты своей деятельности.
Эта же причина является и одной из определяющих довольно успешного сбыта троллейбусов конкурентами ЗАО «Тролза», создающих пусть и технически более слабые, но в дизайнерском отношении отличающиеся от повсеместно использующегося подвижного состава ЗиУ-9 и ЗиУ-682Г, выпускаемого отмеченным предприятием.
В связи с этим для ЗАО «Тролза» четко прослеживается гнобходимость наращивания выпуска и продаж более новых в дизайнерском и техническом отношении моделей троллейбусов - троллейбусы ЗиУ-682Г-016.02 (ЗиУ-682Г-
016.03) и Тролза-5275.05 «Оптима» (табл.4).
Таблица 4
Прогноз структуры сбыта по моделям, %
Модель годы
2005г. 2006г.
2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
(прогноз)
ЗиУ-682Г-016(012)
13-15 15-20 4-7 0-2 0-1 0-1
ЗиУ-682Г-016(017)
3-5 снята с производства
ЗиУ-682Г-016(018)
7-10 10-15 3-6 0-2 0-1 0-1
ЗиУ-682Г-016.02 21-23 47-49 25-27 27-33 27-32 27-30

ЗиУ-682Г-0 16.03 18-20 17-20 18-22 20-23 23-25 24-26
Тролза-5275.05
«Оптима»
25-27 15-20 27-30 35-40 35-40 37-41
Тролза -5265
«Мегаполис»
0,25 0,5-1,5 5-10 3-4 3-4 5-6
Тролза-62052 1-3 2-4 2-4 2-4 0,5-1,0 0,5-1,0
Тролза-6206
«Мегаполис» не разраб отана
0,1 0,5-1,0 3-7 5-8 7-9
Таким образом, имеется возможность снять с производства морально устаревшие и переставшие пользоваться спросом модели ЗиУ-682Г-016(012) и
ЗиУ-682Г-016(018). Модель троллейбуса Тролза-62052, также имеющую низкий уровень спроса, с производства снимать не обязательно, так как этот троллейбус строится на той же платформе, что и ЗиУ-682Г-016.02, что позволит увеличить объем производства последних.
Ожидается, что в ближайшие 3-5 лет возрастет спрос на современные решения в троллейбусостроении, сегодня применяемые как опции (табл. 5).
Таблица 5
Прогноз спроса на новые технические решения, %
Решение
Существующая доля
Прогнозируемая доля
I полугодие
2008г.
2009г.
2010г.
2011г.
Транзисторная система управления двигателем
7,4 8-10 10-15 15-30
Асинхронный привод тягового двигателя
2,9 4-5 7-10 10-20
Пониженный либо низкий уровень пола
2,0 2-5 4-7 5-10
Рама из открытого профиля
4,2 15-20 25-30 35-40
Система автономного хода
0,2 0,5-1,0 1-3 2-5
Вполне грамотным и оригинальным следует признать подход специалистов, менеджеров и исполнителей ЗАО «Тролза» к решению важнейшей проблемы обеспечения конкурентоустойчивости предприятия на
основе инновационных решений. Так, специалисты конструкторского бюро, при содействии компании БЦЦ Энергетические системы, разработали уникальную новинку – ЭКОБУС, экологически чистый автобус. Данное мобильное. Экологичное и экономичное транспортное средство, придя на замену загрязняющим атмосферу дизельным автобусам, позволит кардинально улучшить состояние окружающей среды. Теплый и уютный салон в сочетании с низкопольной платформой и бесшумным ходом делают этот вид транспортного средсва комфортным для пассажиров. Гибридный тяговый привод, в основе которого сверхэкологичный микротурбинный двигательCapstone, обеспечивает движение по городским маршрутам с минимальными затратами топлива, уровнем шума и выбросами токсичных веществ, а при стоянке на остановках или в пробках вообще сводит их к нулю.
В настоящее время Экобус уже прошел необходимые испытания, получил сертификаты качества и готовится к запуску в серийное производство.
Планируется, что первые серийные Экобусы будут выпущены и начнут эксплуатироваться в 2010 году.
Следует отметить, что
ЗАО
«Тролза», обладая большой производственной мощностью и потенциальной конкурентоустойчивостью, может в любой момент времени иметь на конвейере 100-120 троллейбусов различной степени готовности. Это позволяет предприятию осуществлять поставки по контрактам в течение 30 дней после подписания контракта, то время как производственный цикл составляет 90 дней. Отечественные же конкуренты не имеют возможности держать в обороте более двух троллейбусов и зачастую, начинают закладку троллейбуса только после подписания контракта, что, безусловно, увеличивает срок поставок, что не способствует конкурентоспособности их. Кроме того, в ЗАО «Тролза» осуществлен комплекс мер, позволивших повысить срок эксплуатации троллейбусов до 15 лет. К их числу относятся применение технологии Dinol SAB, материалов Dinitrol, комплекса грунтовок и красок Sikkens, стеклопластика, эффективных мер борьбы с электростатическим напряжением.

Разработка и применение четкой управленческой структуры, жесткий контроль качества продукции и внедрение логистического подхода к управлению производством, позволило свести до минимума браки недодел продукции, снизить производственные издержки предприятия до 12% и появилась возможность осуществлять гибкую ценовую политику.
Исследования показали, что в современных условиях значительно ужесточились условия конкурентной борьбы на рынке троллейбусов. Здесь можно выделить 3 сегмента потребителей покупающих машины исходя из следующих факторов: стоимости, дизайна, конструктивных особенностей и дополнительного оборудования, устанавливаемого на троллейбусы.
Первым из них являются троллейбусные депо и управления городов
России и СНГ с троллейбусным парком, не превышающим 250 единиц. Они приобретают бюджетные троллейбусы класса ЗиУ-682, как наиболее популярные из-за невысокой стоимости (ЗиУ-682Г и его аналоги: БТЗ-5276,
АКСВ-101, ВМЗ-170, ЛАЗ-52522). Хотя дизайн и конструкция этих троллейбусов морально устарели, тем не менее, зарекомендовавшие себя за долгие годы, как надежные и дешевые они до сих пор пользуются высоким спросом. А с учетом того, что многие организации, эксплуатирующие троллейбусы, переживают сложную финансовую ситуацию, это пока единственные доступные модели, позволяющие хоть и незначительно, но обновлять парк. И надо сказать на данные модификации ЗАО «Тролза» может установить ряд опций или изготовить специальную партию по заказу.
Ко второму сегменту относятся троллейбусные управления и органы местного самоуправления крупнейших городов России (Москва, Санкт-
Петербург, Казань) и столиц государств СНГ с троллейбусным парком свыше
250 троллейбусов. Бюджеты этих городов позволяют проводить постоянное обновление троллейбусного парка и поэтому руководители местных органов управления заинтересованы в замене старых троллейбусов класса ЗиУ-682, новыми троллейбусами с современным дизайном и повышенным уровнем комфорта. Как правило, стоимость этих троллейбусов не превышает 200000

USD.
Сегмент в основном, представлен недорогими импортными троллейбусами JELCH (Польша), Gans Transelectro (Венгрия), Beijng Norinco
(Пекин, Китай) и новейшими отечественными аналогами МАЗ-ЮЗТ (проект
Минского Автомобильного Завода совместно с УП ГТО «Белкоммунмаш»),
БТЗ-52761Р
(Башкирский
Троллейбусный
Завод,
Уфа),
ВЗТМ-5290
(Волгоградский завод транспортного машиностроения). На некоторых троллейбусах используется низкопольная конструкция. ЗАО «Тролза» представлен в этой группе троллейбусами с транзисторной системой управления Тролза-5275-05 «Оптима» и Тролза-5265 «Мегаполис». Также в эту нишу можно отнести троллейбусы МТрЗ-52791-00001 «Садко» (Филиал ГУП
«Мосгортранс» Московский Троллейбусный ремонтный завод), Ikarus 435Т
(Gans Transelectro и Ikarus, Венгрия), ЛАЗ - Е183 (Львовский Автомобильный
Завод), ЮМЗ -Е-186 (АО «Литан», Днепропетровск), АКСМ-231 (УП ПО
«Белкоммунмаш»
;,
Минск).
В третий сегмент включены зарубежные покупатели принципиально новых троллейбусов с новейшими электронными системами управления на
IGBT-транзисторах, и системами автономного хода, удовлетворяющих современным требованиям по комфорту, безопасности, экономичности, оборудованные современными системами безопасности., видео-мониторинга, кондиционером для пассажирского салона и другими опциями. Троллейбусы ориентированы в основном на крупные мегаполисы, способные закупать троллейбусы, стоимость которых значительно превышает 200000 USD. К числу некоторых представителей этой групп можно отнести Skoda 21 Tr,
Skoda 22 Tr, AEG (Mercedes-Benz) J 405 GTD, Hess, Solaris, Neoplan.
Следует сказать, что стоимость продукции ЗАО «Тролза» по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов меньше в среднем, на 16 процентов, что позволяет увеличивать долю продаж троллейбусов. Сейчас экспортные поставки машин предприятиz на рынке стран СНГ достигают 20% объема выпущенной продукции. С целью укрепления своих позиций на рынке и завоевания конкурентных преимуществ в настоящее время ключевой задачей
для предприятия является повышение качества и технического уровня троллейбусов, для чего на предприятии реализуется программа модернизации.
На 2009-2011гг. ориентиром технического уровня и качества троллейбусов является производитель троллейбусов Solaribus & coach.
В плане рынков сбыта усилия будут сосредоточены на рынках РФ, стран
СНГ Болгарии и Сербии как основных реперных точках коммерческих возможностей. Кроме того, будут разрабатываться рынки других стран СНГ, стран южноамериканского континента и Африки.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал