«п о ч е м у в о д а м о к р а я ? П о ч е м у д ы н я с л а д к а я ?»



Скачать 65.73 Kb.
Pdf просмотр
Дата11.02.2017
Размер65.73 Kb.
Просмотров102
Скачиваний0

Воронцова Марина Игоревна,
Романова Ольга Игоревна
« ПОЧЕМУ ВОДАМ ОКР А Я ?
П О ЧЕМУ ДЫНЯ СЛАДКАЯ »
Аннотация
В работе обсуждается опыт создания кружка Д искавери» для развития навыков устной речи на английском языке для детей 10—12 лет. Рассматриваются когнитивные особенности детей данного возраста, и предлагается методика интегрированного обучения языку и началам естествознания, позволяющая использовать любознательность и желание все попробовать самому для освоения английского и исследования окружающего мира Give pupils som ething to do, not something to learn; and the d oin g is o f such a nature as to demand thinking; learning naturally resu lts.”
Jolin Dewey
«М огут ли капибара и гуанако встретиться в природе?»
«Есть ли рыбы, которые умеют ходить Кто был пра-пра-прадедушкой Л охн есск ого чудовища Зачем человеку два глаза?»
Если вы задаете себе такие вопросы и хотите научиться пользоваться английским языком для достижения своей цели, приходите на занятия кружка Д искавери» в Московскую гимназию на Юго-Западе № 1543.
6 0

Почему «Дискавери»?
«Одна из наиболее важных функций языка — использование его в общении. Эффективное общение требует не только знаний грамматических правили значений словно и умения выразить соответствующую мысль в соответствующем месте ив соответствующее время соответствующим слушателям по соответствующему вопросу, то есть понимания, как этим языком пользоваться1.»
Ж елание приблизить наших учащихся к умению свободно пользоваться иностранным языком на том уровнена котором они находятся, и мотивировать их в стремлении совершенствовать свою языковую компетенцию , заставило нас задуматься о подходе к выбору материала и методики для развития навыков устной речи.
С ущ ествую т разные подходы к решению этой задачи, и они различаются, прежде всего, в зависимости от возраста — то, что хорошо для взрослых или подростков, не подходит для детей предподросткового возраста (1 0 —12 лет. Возраст 10 лет ( плюс- минус один год) педагоги и психологи называют золотым именно в этом возрасте когнитивные способности ребенка уже достаточно хорошо развиты, ион легко и охотно поддается обучению. Эти данные подтверждаются физиологически, так как именно в этом возрасте завершается формирование основных биоэлектрических ритмов в коре головного мозга, свидетельствующее о его зрелости.
В своем когнитивном развитии дети 10—12 лет, согласно теории Пиаже, находятся на стадии конкретных операций, когда они уже способны понимать определенные логические правила и давать логические обоснования (в отличие от предыдущей доопе-
рациональной стадии, более свободно переходить от одной точки зрения к другой, становятся более объективными в своих оценках. Ребенок этого возраста может удерживать в поле внимания несколько объектов, а также связи и отношения между ними Вместе стем, в этом возрасте ребенок еще остается ребенком — любознательным, готовым, играя, открывать для себя окружающий мир. Он постоянно экспериментирует и методом- Изо п ы тара боты учителей Московской гимназии на Юго- Западе См. [Массен 1987. с 93]
2 См [Массен 1987, с 108]
61
Творчество учителя как необходимое условие. учебно воспитательного процесса проб и ошибок ищет верное решение. Поэтому так важно именно в этом возрасте не убить его любопытство, исподволь направляя и ставя задачи так, чтобы дать ему возможность самостоятельно совершать откры тия.
Желание самост оят ельного открытия и является той сверхзадачей, на пути к которой можно преодолеть все препятствия, в том числе и языковой барьер Это и явилось отправной точкой при создании кружка Д и с­
кавери» — интегрированное обучение английскому языку на основе изучения окружающего мира.
t
Что и как «открывать»?
Основной задачей кружка было, стимулируя интерес кис следовательской деятельности, побудить детей говорить по-ан­
глийски, используя язык осмысленно, те. как инструмент для выражения своих идей. Поэтому так важно было выбрать тему, интересную для детей 10—12 лет. В этом возрасте, когда дети так любознательны, их больше всего интересует природа. Природа, как мир вокруг нас, и природа различных вещей и явлений.
Дети 10—12 лет легко и охотно учатся, экспериментируя и играя. Они развивают в этих играх и совместных экспериментах навыки общения. Поэтому мы подобрали и составили разные виды заданий, чтобы наш курс с одной стороны не был тяжеловесным, ас другой стороны , создавал условия для того, чтобы дети говорили по-английски. В рамках каждого занятия представлены все основные виды языковой деятельности чтение, слушание, письмо и, разумеется, говорение.
Задания отвечают потребностям учащихся всех когнитивных стилей визуального, аудиального, вербального, кинестетического и др.
Наш курс предполагает работу над различными творческими проектами, развивающую такие важные качества, как автономия и независимость, и различные виды групповой деятельности, развивающие навыки сотрудничества, умение работать в команде.
Очень важен тот факт, что мы используем аут ент ичны е тексты и записи. Это могут быть описания животных и способов 2
Изо п ы тара боты учителей Московской гимназии на Юго- Западе их адаптации, инструкции по проведению экспериментов или руководства по использованию различных вещей и т.п.
В процессе работы над заданиями нужно применять различные навыки и умения. Например, умение угадывать и сравнивать, выстраивать логические цепочки и делать выводы, находить соответствия и противоречия.
Все что мы делаем — это исследуем и открываем. Мы исследуем и открываем мир вокруг нас и, одновременно и незаметно для себя, английский язы к.
Наш курс разделен на две основные части Животный мири Научные эксперименты Части взаимосвязаны и последовательность занятий внутри каждой из них может варьироваться. Темы занятий первой части это Животные и среда их обитания, Доисторические животные, Вымершие животные и животные, находящиеся на грани исчезновения, Адаптация и поведение животных. Во второй части курса темы звучали следующим образом Эти удивительные чувства, Сделай радугу сам, Разноцветное колесо, Как мы слышим, Веревочный телефон, Зачем нам два глаза, Световой портрет, Карта вкусов и многие другие.
Виды заданий
Так как одна из задач курса — стимулирование интереса учащихся к исследовательской деятельности, возникла идея организовать две вы ездны е сессии. Одну на базе Музея палеонтологии (тема Исследуем доисторический мир, другую — в Московском зоопарке (тема Адаптация животных. Для проведения этих занятий были разработаны два специальных путеводителя, построенных по принципу поиска сокровищ. Следуя указаниями заданиям путеводителя, ребята переходили от одного экспоната к другому, отвечая на разного рода вопросы и попутно открывая для себя что- тоновое. (Путеводители, разумеется, написаны на английском языке) Задания, представленные в путеводителях были трех основных типов 1) теоретические вопросы , на которые учащийся должен был ответить, используя знания, полученные на занятиях кружка) практические задания (например, найти экспонат и выяснить что- то о нем, записав 3
Творчество учителя как необходимое условие. учебно воспитательного процесса или зарисовав ответ 3) Дополнительная информация Известно ли тебе, которая помогала ребенку сориентироваться и содержала необходимый и интересный материал об экспонатах музея или зоопарка.
При выполнении этих заданий члены кружка демонстрировали умение наблюдать и делать выбор давать краткие и полные ответы описывать объекты , используя репрезентативный словарь делать выводы (например, о стиле питания животного, базируясь настроении частей его тела выбирать важную информацию об объектах, пользуясь данными информационных табличек умение обсуждать полученную информацию с партнерами в парах и группах.
В качестве описательных заданий, предполагающих способность наблюдать и фиксировать свои наблюдения, предлагалось, например, сосчитать число яиц вкладке диплодока и зарисовать гнездо. Или перечислить, чем занимались нильские крыланы в момент наблюдения (задание не из легких, ведь в вольере около
30 особей).
Для чего служил рог на голове динозавра завролофа (неужели для украшения) и чем питался стенеозавр (в информационной табличке данных нет, вывод надо сделать на основании строения челюсти животного примеры аналитических заданий на умение строить гипотезы и делать выводы.
Почему у одних животных густой мех служит защитой от холода, а другим помогает адаптироваться к жаре Такие вопросы удобнее сначала обсудить в команде, чтобы потом дать наиболее полный и интересный ответ.
Работа в команде проходит ив классе. Иногда он превращается в лабораторию, где проводятся эк спер имен ты. Вот некоторые ихних. Откуда шум (Эти удивительные чувства слух»)

Вы когда-нибудь задумывались, зачем человеку два уха Для проведения этого эксперимента вам понадобится банка с орехами или фасолью, наполненная наполовину, шарф, чтобы завязывать глаза, и друг (или несколько).
Сядьте на стул и завяжите себе шарфом глаза. Потом попросите друга потрясти банкой в разных местах слева, справа, спереди, сзади, над головой 4
Каждый раз показывайте пальцем, откуда, как вам кажется, идет звук. Сколько раз вы угадаете правильно?
2. Карта языка (Эти удивительные чувства вкус»)
А вызнаете, что разные части языка чувствуют разное одни — кислое, другие — сладкое, одни — горькое, другие — соленое Нарисуйте карту своего языка и проверьте.
Вам понадобятся четыре стаканчика с разными жидкостями соленой водой, сладкой водой, холодным черным кофе или ­
монным соком а также трубочки для коктейля, чтобы сделать из них пипетки.
Н арисуйте языки разделите его на зоны. Наберите лимонного сока в пипетку (опустив трубочку в стаканчики зажав потом пальцем верхнее отверстие, потом аккуратно капайте на каждый участок языка, отмеченный на рисунке. Где вкус лимона ощущается сильнее всего Отметьте на карте.
П рополощ ите рот водой и повторите эксперимент с другими жидкостями, отмечая результаты исследования на карте. А что получилось у других?
3. Веревочный телефон («Звук»)
Если вы вдруг забыли свой мобильный телефон дома, а вам что- то очень срочно нужно сообщить другу, так чтобы никто не слышал, вам поможет веревочный телефон.
Вам понадобится длинная веревка или нитка, два пластиковых или бумажных стаканчика и ножницы.
Сделайте маленькое отверстие в дне стаканчика и проденьте туда с наружной стороны нитку. Завяжите узел, так чтобы нитка не выскочила. Тоже самое проделайте со вторым стаканчиком . Натяните нитку, иначе телефон не будет работать. Говорите тихо в стаканчика ваш друг пусть держит свой у уха. Получается После экспериментам ож но ответить на вопросы любопытного слоненка и не давать ему тумаков, как злобный Дядька Павиан и Тетка Б егем отиха, даже если он спрашивает, что ест на обед крокодил. А бывает, что он сам может рассказать вам больше, чем вызнали до этого. Дети, которые смогли рассказать что- тоновое своему учителю или одноклассникам , повышают самооценку, и это лучшая мотивация для новых исследований во всех областях- Из опыта работы учителей Московской гимназии на Юго- Западе Творчество учителя как необходимое условие. учебно воспитательного процесса w w .b b c.co.u k /n a tu re/a n im a ls w w w .n h m .a c.u k /
w w w . sciencem useum . o r g . u k /
w w w .ta lk scien ce.org .u k /resou rces/
Литература
1. М . М . Безруких, Н. В. Дубровинская, ДА. Фарбер. Психофизиология ребенка. М МПСИ, МОДЭК, 2005.
2. М . М . Безруких, В. Д. Сонъкин, ДА. Фарбер. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) МА ка де ми я » , 2009.

3.Д ж . Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М Прогресс. Джон Дъюи. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку. М .: Карапуз. Массен 1987 — П . М ассен , Дж. К ондж ер, Дж. Ка га н ,
А. Хьюстон Развитие личности ребенка. М Прогресс te Knighton. 100 Science Experim ents.
Usborne Publishing Ltd, 2009.
S. Jane Bingham. The Usborne book o f Science Experiments.
Usborne Publishing Ltd, 2006.
9. Sarah Burwood, H elen D u n ford , D iane Phillips. P rojects with Young Learners. O xford U niversity Press, 2000.
10. S teve D a m . Content and Language Integrated Learning. / /
TeachingEnglish |
British Council |
BBC (www.teachingeng- lish.org.uk), 2006.
11. M ick O ’Hare. H ow to Fossilise Y o u r Hamster. P rofile
Books Ltd, 2009.
12. Jon Milton. Do T ry This A t Home. Macmillan C hildren’ s
Books, 2008.
13. David N orm a n , Angela M ilner. Eyewitness: Dinosaur.
Dorling Kindersley Ltd, 2003.
6 6


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал