Отечественный гибридный автомобиль пример инновации и конкурентоспособности российского автотракторостроения



Скачать 50.12 Kb.
Pdf просмотр
Дата11.02.2017
Размер50.12 Kb.
Просмотров134
Скачиваний0

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
78
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ – ПРИМЕР ИННОВАЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИЯ
Карпухина Е.С.
МГТУ «МАМИ»
В последнее десятилетие в области отечественного автомобилестроения делаются большие усилия, направленные на создание инновационной и конкурентоспособной автомобильной техники. Это происходит как за счет улучшения качества различных конструктивных элементов, так и за счет создания более современных моделей автомобилей. Вместе с тем, анализ состояния современного автомобильного рынка показывает, что отечественное автомобилестроение по многим параметрам неконкурентоспособно в борьбе с зарубежным.
Одной из основных причин низкой конкурентоспособности отечественного автомобилестроения заключается в традициях, которые перешли из плановой системы хозяйствования. В период, когда экономика нашего государства была закрыта, любой автомобиль, сходивший с конвейера, пользовался спросом. В настоящее время, наряду с отечественными производителями, внутренний рынок автомобилей завоевывают и иностранные производители из всех стран мира.
При этом российский автомобиль, по своим техническим характеристикам не может конкурировать даже с подержанными иностранными аналогами. Решение этого вопроса путем увеличения таможенных сборов, квотирования ввоза импортных автомобилей, запчастей, узлов, агрегатов и материалов, увеличения налоговых ставок на пользование иностранными автомобилями не искореняет проблему повышения качества отечественного автомобиля, а, наоборот, загоняет ее вглубь, то есть по-прежнему выпускаются автомобили на продажу, а не на удовлетворение постоянно растущих требований потребителя.
Одним из рациональных путей повышения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения, является создания современного автомобиля с высокими экологическими и топливно-экономическими характеристиками.
Улучшить топливно-экономические и экологические свойства автомобиля можно достаточно большим числом способов:
- в Бразилии, к примеру, осваивают использование биотоплива, либо его смесь с бензином;
- в Европе, больше тяготеют к экономичным дизелям;
- в США усиленно разрабатывают гибриды и электромобили;
- в Японии делают гибриды;
- в Китае делают всего понемножку.
Если раньше мощный автомобиль завлекал покупателя только великолепными показателями бензинового двигателя, то теперь и до суперкаров добрались гибридные силовые установки. К примеру, Корейская фирма Хендэ вообще сделала гибрид в полном смысле этого слова, «Голубая энергия» - супергибрид с ДВС, электромотором, который питается от литий – ионно-полимерных аккумуляторов, прозрачная крыша – новый вид солнечных батарей и в довершение генератор, преобразующий тепло выхлопных газов в электроэнергию. Заявленный расход топлива 2,2 л/100 км и запас хода 1000 км на одной заправке. Гибридный прототип
«Порше» был показан на Женевском автосалоне 2010 года рядом с гибридным ФЕРРАРИ. Свои версии гибридных автомобилей есть почти у всех западных автостроительных компаний.
Однако, как показывает практика, гибриды не панацея от всех бед, не секрет что гибридные автомобили эффективны только в городе, за его пределами на скоростных трассах все его прелести испаряются. Электромобили, которыми в последние время вплотную стали заниматься многие зарубежные фирмы производители автомобилей, сталкиваются также с рядом проблем:
- для электромобилей пока нет компактных и емких батарей (накопителей энергии);

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
79
- нет развитой инфраструктуры подзарядных станций;
- электроэнергия в большей своей части добывается из топлива органического происхождения, вследствие чего также загрязняет окружающую среду.
Для уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу используются и следующие меры: использование альтернативных видов топлива, прежде всего природного газа, спиртов, растительного масла и водорода. Однако на современном этапе развития техники имеются достаточно серьезные технические или технологические препятствия для их использования, в основном из-за сравнительно высокой стоимости, и из-за отсутствия инфраструктуры заправочной сети. На современном уровне развития технологии получения водорода, его использование нельзя признать эффективным.
Для того чтобы залить в бак автомобиля топливо, полученное из нефти, содержащее энергию 1000 Дж, необходимо затратить (на нефтеперегонных заводах, при транспортировке и т.п.) около 190 Дж энергии.
Для того чтобы закачать в баллон на автомобиле количество водорода, содержащее энергию 1000 Дж, необходимо затратить для производства электричества, электролиза и конденсации водорода 3300 Дж. Чтобы заменить энергию, содержащуюся в одном литре бензина, необходимо 4,55 литра водорода. Еще одной проблемой машин, работающих на водороде, являются высокие требования к точности изготовления топливной аппаратуры.
Из большей части «биомассовых» энергетических источников может быть получено пригодное топливо только путем довольно неэффективной переработки. Для того чтобы получить количество спиртов, содержащих 1000 Дж энергии из травяной биомассы, требуется затратить около 1300 Дж. Получение спиртов из древесной биомассы менее выгодно и требует около 1600 Дж. Впрочем, есть некоторые исключения, такие как метан, получаемый на очистных станциях, но доступные количества невелики. Зерно как сырье для получения спирта практически не рассматривается, так как при сегодняшних площадях посева зерновых культур и даже при интенсификации производства топлива на основе зернового спирта таким топливом может быть обеспечено только 2% машинного парка (оценочный расчет проведен для США).
Автомобиль на топливных элементах пока практически не вышел из стадии экспериментальных разработок, топливные элементы пока еще весьма дороги и ожидать их широкое распространение, по различным оценкам, следует не ранее, чем в 2020-2025г.г.
Следующий вариант – это применение нейтрализаторов отработавших газов, которые находят все более широкое применение на транспорте. Однако они борются не с причиной возникновения вредных веществ в отработанных газах двигателей, а с последствиями - каким бы двигатель не был совершенным, какое бы высококачественное топливо не использовалось в двигателе, в выхлопных газах всегда будут содержаться СО, СН, сажа, пусть и в сравнительно малых, количествах. В то же время нейтрализаторы отработавших газов предъявляют определенные требования, как к самому двигателю, так и к качеству топлива.
Исследование данного вопроса показывает, что в условиях жесткой конкуренции на мировой арене, нам необходим современный автомобильный с гибридной силовой установкой.
В первую очередь это связано с постоянным ростом цен на топливо. Цены на пресловутое топливо в России сильно завышены и не соответствуют среднестатистическому прожиточному минимуму в стране. По словам главы нефтепромышленников России Геннадия Шмаля
«Справедливой ценой на бензин АИ-95, исходя из затрат на его производство, должно быть максимум 17-18 рублей за литр», однако цены некоторые виды топлива у нас даже превышают стоимость аналогичных продуктов в США. Действительно пока национальный позор роста бензиновых цен в России продолжается, ничего другого не остается, как только научится бензин этот экономить. При том, что наша страна обеспечивает «черным золотом» треть мира. Во

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
80
вторую, по очереди, а не по значимости, является снижение выброса вредных веществ в отработавших газах Российских автомобилей.
Ни для кого не секрет, что производить отечественные автомобили выгодно для любого государства. Это подтверждают многие факторы, такие как экономический фактор - из-за уменьшения импорта улучшается торговый баланс, растет ВВП, а соответственно душевой доход и занятость; научно-технический фактор - научно-технический прогресс всегда важен для страны; геополитический - уменьшается зависимость от внешнего мира; военная - автомобильная продукция важна для армии; идеологическая - свидетельство мощи страны для народа. Вдвойне выгодно производить отечественные автомобили с гибридной силовой установкой. Ведь никто не может с точностью сказать, когда же закончится нефть. Нефть - ресурс уникальный и не возобновляемый. По оценкам экспертов запасы нефти сильно уменьшаться к началу 2020 года, поэтому разработка, проектирование и производство современных
Российских автомобилей стратегически важный аспект развития конкурентоспособности нашей страны на мировой арене. Способность отечественных автомобилей быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими аналогами, зависит в большей степени от соответствия своих качественных и стоимостных характеристик.
Это показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Конкурентоспособность товара.
Технический
уровень
- соответствие лучшим образцам
- соответствие стандартам
Полезность товара
для потребителей
- функциональные свойства
- социальное назначение товара
- эстетические свойства
- эргономические свойства
- экологические свойства
- гигиенические свойства
- надежность в потреблении
Цена изделия
(цена покупки)
Затраты на
эксплуатацию в
период срока
службы товара
(цена потребления)
Качество
Затраты
Конкурентоспособность
товара

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
81
В МГТУ "МАМИ" конструкторские и исследовательские разработки в области автомобилей с ГСУ ведутся уже около 20 лет. За эти годы кафедрой "Автомобили" и Научно- образовательным центром "Автомобили с ГСУ" выполнены НИОКР по нескольким вариантам автомобилей с ГСУ.
Стоит отметить, что имеет место большое разнообразие компоновочных схем таких автомобилей. Это зависит от конструкции ГСУ и ее составляющих, а также от требований к тягово-скоростным свойствам и других параметров. Следует учесть, что разработанная конструкция установки должна обладать потенциалом по реализации в условиях реального отечественного производства с минимальным затратами. Наиболее вероятными вариантами разработки малотоннажных автомобилей с ГСУ для мегаполисов могут быть транспортные средства, созданные на базе шасси отечественного производства УАЗ и ГАЗ. Например, это может быть небольшой грузопассажирский автомобиль на базе моделей "Газель" или "Соболь", а другим вариантом может являться грузопассажирский полноприводный автомобиль с использованием элементов конструкции автомобилей УАЗ. За основу можно взять как проверенный временем УАЗ Хантер, так и сравнительно новые модели УАЗ Патриот, Патриот спорт и Пикап. Безусловно, за основу должны браться конструктивные элементы Российского производства, что позволит создать перспективный, конкурентоспособный автомобиль с гибридной силовой установкой, с использованием системы автоматического управления ГСУ.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал