Отчет подготовлен Всемирным банком 13 мая 2009 г



Скачать 229.29 Kb.
Pdf просмотр
Дата31.01.2017
Размер229.29 Kb.
Просмотров100
Скачиваний0
ТипОтчет

Углубление интеграции в приграничных регионах внутри ЦАРЭС:
Проекты Азиярегио


Отчет подготовлен Всемирным банком
13 мая 2009 г.


Содержание
I. Цель и контекст документа ................................................................................................................... 2
II. Резюме ................................................................................................................................................... 3
III. Европейский Опыт ............................................................................................................................... 5
IV. Уроки Европейского опыта для ЦАРЭС.............................................................................................. 7
V. Почему потенциальные выгоды от программы Азиярегио значительны ........................................... 8
VI. Как можно улучшить существующие соглашения по трансграничному сотрудничеству в рамках
ЦАРЭС.................................................................................................................................................10
VII. Рекомендации для ЦАРЭС.................................................................................................................15
Список использованной литературы: .......................................................................................................17
Приложение 1: Возможный кандидат для Пилотного проекта: «Треугольник Сарыташ-Мургаб-
Кашгар» ................................................................................................................................................18

Настоящий отчет был подготовлен группой специалистов под руководством Сомья Митра, в состав которой вошли Бартоломью Камински (основной исследователь) и Матин Холматов (экономист).
Группа благодарит Моту Кониши и Кази Матина (Всемирный банк), а также Сена Экен и Анну-
Лусию Коронель (МВФ) за комментарии. Банк благодарит Правительство Швейцарии за оказанную поддержку в проведении данного исследования.
Взгляды,выраженныевданном документе,являются мнением автораинеобязательно отражают взгляды или политики
Азиатского банка развития(АБР)или его Совета Директоров,или представляемых ими Правительств. АБРне гарантирует точность данныхвданном документеине берет на себя никакой ответственности за последствия их использования. Используемая терминология необязательно может совпадатьсофициальными терминамиАБР.
Настоящий документ был переведен с английского языка с целью охвата более широкой аудитории. Однако, английский является официальным языком Азиатского банка развития, и оригинал настоящего документа на английском языке является единственно подлинным (то есть официальным и юридически правомочным) текстом. При цитировании текста необходимо давать ссылку на оригинал данного документа на английском языке. Азиатский банк развития не гарантирует точности перевода и не несет ответственности за любые отклонения от оригинала.

‐ 2 ‐
I.

Ц
ЕЛЬ И КОНТЕКСТ ДОКУМЕНТА

Основной целью ЦАРЭС является углубление сотрудничества между его членами по целому ряду направлений развития. Документы, недавно подготовленные Всемирным банком для рассмотрения министрами и представителями органов государственной власти стран ЦАРЭС, были направлены на содействие развитию сотрудничества в сфере приграничной торговли
1
и в содействии таким поддерживающим приграничную торговлю основным институтам, как базары в Центральной Азии. Однако сотрудничество в приграничных областях означает не только одну сферу торговли. Связанные с торговлей направления экономического развития, как туризм, розничная торговля, содействие бизнесу и торговле, а также сотрудничество в области общественных услуг (как совместно используемые учреждения здравоохранения, другие инфраструктурные услуги, как небольшие оросительные системы), оптимальное использование окружающей среды, культурные и спортивные мероприятия, зачастую имеют важное международное значение. Поэтому шаги, предпринимаемые по соседними странами для поддержки таких мероприятий, и использования экономии от масштаба в оказании услуг, может принести высокие дивиденды; и ключевым вопросом экономической политики здесь является, как сделать так, чтобы эти шаги были максимально эффективными.
Данное исследование представляет предварительные соображения по данному вопросу в ответ на просьбу представителей ЦАРЭС. Соображения основаны на обсуждениях с представителями государственной власти в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане в 2008-
2009 гг. и на изучении законодательных актов, регулирующих трансграничное сотрудничество. Исследование в полной мере использует опыт европейских стран, приобретенный в период после Второй мировой войны по разработке и внедрению трансграничных проектов широкого диапазона – программа Еврорегио. Обсуждения, проведенные в прошлом в рамках форума ЦАРЭС, показали, что заинтересованность вызывает опыт Европейских стран, использующий синергию усилий по интеграции на правительственном уровне, и трансграничного сотрудничества в граничащих между собой регионах. Программа Еврорегио позволили осуществить пилотное тестирование различных инструментов интеграции, а также запустить движение «снизу вверх» для более глубокого сотрудничества по вопросам развития, охватывающее целые территории вовлеченных стран.
Более того, выяснилось, что проекты в рамках Еврорегио являются важным средством экономического роста, запускающим процесс дальнейшего трансграничного сотрудничества, решающий вопросы трансграничных последствий экономической деятельности, как положительных, так и отрицательных. В дальнейшем они были созданы не только в граничащих между собой регионах в пределах ЕС, но также и на границах ЕС с другими странами специально для целей содействия интеграции.
1
Определяется как торговля, проводимая в пределах 10‐25 км от границы, при этом удаленность зависит от географических условий и населения приграничного региона.

‐ 3 ‐
II.

Р
ЕЗЮМЕ

Существуют значительные факторы, способствующие трансграничному
сотрудничеству, но которые часто не поддерживаются мерами политики
Данное исследование признает, что хотя культурная и этническая общность, общее историческое прошлое и существующая функциональная взаимозависимость бывших
Советских Средне-азиатских республик по-прежнему обеспечивает естественный и мощный импульс для трансграничного сотрудничества со стороны экономических субъектов, имеются значительные различия в подходах к мерам экономической политики и роли внешней торговли. Такие различия в экономической политике и подходах способствуют сохранению барьеров для сотрудничества и трансграничной торговли. Большинство местных рынков являются фрагментированными, несмотря на соглашения в рамках СНГ/ЕВРАЗЭС о свободной торговле, и, в целом, свободное перемещение людей невозможно. Например, различия в ценах, не связанные с транспортными расходами, являются значительными между граничащими рынками – даже на сельскохозяйственную продукцию. Поэтому, создание проектов Азиярегио (аналогичных Еврорегио), стимулирующих более глубокую интеграцию между граничащими регионами в сравнении с остальной частью страны, может внести вклад в более масштабную интеграцию, более мощную конкуренцию и более эффективное производство.
Для развития трансграничного сотрудничества необходимы четкий правовой
порядок и делегирование полномочий местным властям
Несмотря на высокую интенсивность движения людей и товаров между четырьмя
Центрально-азиатскими государствами – членами ЦАРЭС – Казахстаном, Кыргызстаном,
Таджикистаном и Узбекистаном – правовая база, регулирующая трансграничное перемещение, не предусматривает льготного порядка для жителей приграничных регионов и не обеспечивает функционирование институциональных структур, которые бы содействовали прямому трансграничному сотрудничеству - что представляет собой серьезные барьеры, препятствующие углублению трансграничного сотрудничества. Более того, решения относительно трансграничного движения людей, товаров и услуг, принимаются
центральными правительствами по своему усмотрению. Местные правительства не имеют полномочий принимать решения или действовать самостоятельно для сотрудничества с
«иностранными» субъектами. В результате, учитывая различный уровень децентрализации процесса принятия решений, местные трансграничные инициативы сталкиваются с серьезными административными барьерами.
Более того, отсутствие институциональных структур, связывающих граничащие регионы, объясняется во многом и тем, что представители центральной государственной власти глубоко убеждены в том, что существующий уровень трансграничного сотрудничества граничащих друг с другом территорий в целом является удовлетворительным. Однако данная точка зрения игнорирует значительный потенциал роста, остающийся нетронутым в результате существующих препятствий для развития экономики приграничных регионов.
Создание регионов Азиярегио не может происходить спонтанно на уровне приграничных сообществ, несмотря на существующую у них потребность в более широкой трансграничной деятельности, оно требует наличия региональной структуры, предусматривающей определенное рассредоточение центральных полномочий. Это позволило бы предоставить местным органам власти определенные, четко сформулированные и ограниченные права, такие как право ослаблять ограничения, касающиеся движения людей, товаров и услуг через

‐ 4 ‐ границы, в особенности для жителей пограничных регионов. Такие соглашения являются исключительно важными для создания проектов Азиярегио.
Успешные договоренности по трансграничному сотрудничеству должны быть
комплексными по охвату вопросов
Европейский опыт показывает, что основным элементом организации трансграничной деятельности является ее комплектный характер: Еврорегио стремится создавать структуры для сотрудничества по целому ряду направлений: культура, защита окружающей среды, туризм и образование. Аналогичные договоренности в рамках Азиярегио должны будут отражать характер потребности конкретных приграничных регионов и их экономические характеристики. Опыт Еврорегио также показывает, что создание правовых структур, содействующих сотрудничеству, не требует значительных экономических ресурсов.
Единственной необходимой инвестицией является политическая воля, которая обеспечила бы их внедрение: остальное зависит от местной инициативы и желания местных игроков выявлять новые возможности для сотрудничества и использовать их преимущества.
Опыт показывает острую потребность в углублении сотрудничества на местном
уровне
Имеются свидетельства того, что имеется острая потребность в таком глубоком сотрудничестве в различных сферах деятельности. Протокол переговоров между бизнес структурами Ташкентской области Узбекистана и Южно-Казахстанской области Казахстана показывает необходимость в создании правовой базы для создания регионов программы
Азиярегио. Участники приводили доводы для инвестирования и создания связей между двумя областями посредством организации совместных выставок и ярмарок ; стимулирования создания совместных предприятий; привлечения инвестиций в переработку сельскохозяйственной продукции; совместных проектов по созданию инфраструктуры
(дорог); сотрудничества в сфере туризма; культурных обменов; и обмена знаниями. Важно ознакомиться с мнением на местах. Местные органы власти и бизнес лучше всего знают местные условия, и эти знания могут значительно улучшить качество межгосударственных программ развития.
Можно основываться на существующих примерах трансграничного сотрудничества
Существуют различные виды в рамках Азиярегио. Несмотря на их различия, основной характеристикой рассматриваемых в данном отчете стран ЦАРЭС является отсутствие правовой базы, разрешающей создание зон Азиярегио. Этот факт уже признан проблемой в некоторых станах. Казахское правительство приняло на себя лидирующую роль в разработке законодательства по транграничному сотрудничеству в Еврорегио – что может использоваться другими странами ЦАРЭС как основа. В дальнейшем необходимо будет рассмотреть те пограничные территории, в которых задействованы более чем два различных государства, и где выгоды от трансграничного сотрудничества могут проявиться только в том случае, если все задействованные правительства соблюдают одни и те же правила. Кроме того, эти соглашения должны будут включать такие важные сферы, как туризм, вопросы окружающей среды, занятости, водных, земельных ресурсов, энергетики и инфраструктуры.
Рекомендации в отношении мер политики предоставлены в заключительном разделе данного документа.

‐ 5 ‐
III.

Е
ВРОПЕЙСКИЙ
О
ПЫТ

Структура Еврорегио поначалу возникла как механизм содействия сотрудничеству и
стимулирования экономического сотрудничества в регионах, расположенных вдоль
внутренних границ европейских государств. Содержание программ трансграничного сотрудничества обычно характеризовалось широким диапазоном - от культурных, экологических, образовательных, туристические проектов до мер содействия бизнесу и торговле. Оно также в значительной степени зависело от почти беспрепятственного движения людей, капитала, товаров и услуг. Положение об открытии границы в определенные дни для совершения покупок было одним из многочисленных разнообразных договоренностей, поддерживавших первую зону Еврорегио, созданную вдоль нидерландско- германской границы в 1958 году. По мере достижения прогресса в интеграции, ставшей результатом проводимой в Европе политики и исчезновения внутренних границ, это положение быстро утратило свое значение. В свою очередь, уровень экономического развития приграничных регионов определял тип и относительное значение экономических обменов для их населения. Взаимодействие между регионами на низком уровне экономического развития принимало формы, отличные от взаимодействия регионов с высокоразвитыми экономиками, так как последнее часто приводило к более совершенному разделению труда.
Начиная с 1990-х гг. данная концепция применялась не только на внешних границах ЕС, она также была принята странами за пределами ЕС при значительной поддержке, оказываемой как Европейской Комиссией, так и Советом Европы.
2
В результате практически все местные и региональные органы власти по всей Европе теперь вовлечены в инициативы трансграничного сотрудничества.
Организационные структуры Еврорегио различаются, тем не менее, все они имеют одну общую характеристику: разнообразие областей взаимного интереса для приграничных регионов отражается в разнообразии организационных структур для решения проблемных вопросов при поддержке со стороны транснациональных правовых инструментов, разрешающих партнерам объединять свои усилия. Деятельность в регионах Еврорегио регулируется «координационными комитетами», сформированными региональными и местными органами власти для продвижения местного бизнеса и культурных инициатив, развития инфраструктуры, защиты окружающей среды и содействия движению людей и товаров через границу.
Формы внедрения в рамках сотрудничества могут включать создание Ассоциаций торговых палат участвующих пограничных регионов и Советов и Рабочих комиссий, занимающихся совместными трансграничными проектами. Это могут быть такие инициативы как проекты в сфере экологии, здравоохранения, торговые ярмарки, сотрудничество между отделами милиции и университетами и другими профессиональными ассоциациями, образование совместных предприятий в области закупок, производства и
2
Совет Европы разработал рамочные основы для трансграничного сотрудничества, представленные в его решении 1980 года по Рамочной конвенции трансграничного сотрудничества, впоследствии ратифицированную большинством членов (Cовет Европы 1995). Ряд государств вне ЕС реализовали концепцию. Например, Венгрия установила связи в приграничных областях с Австрией, Италией и бывшей Югославией в 1989 году (Maskell and Törnqvist 1999, p. 32).

‐ 6 ‐ маркетинга. Такое трансграничное сотрудничество доказало, что оно является особенно выгодным для средних и малых предприятий.
Трансграничному сотрудничеству, представленному в рамках Еврорегио,
содействовал общий процесс Европейской интеграции. Роль двух наднациональных органов, Европейской Комиссии и Совета Европы, была исключительно важной в устранении основного юридического препятствия, заключающегося в том, что центральные, а не местные правительства обладали юридическим полномочием принимать решения, касающиеся трансграничного взаимодействия. На более ранних стадиях в 1960-е и 1970-е годы создавались двусторонние и многосторонние правительственные комиссии для решения вопросов трансграничного транспортного сообщения и трансграничного территориального планирования.
Впоследствии прогресс в прояснении правовых условий и делегирования ответственности местным органам власти был достигнут благодаря поддержке Совета Европы, тогда как
Европейская Комиссия оказала значительное финансовое содействие регионам, которым предоставлялись средства из региональных и совместных фондов для удовлетворения острой потребности в трансграничном сотрудничестве, вызванной местными или региональными интересами. Обычно трансграничные инициативы, предпринимаемые местными органами власти, приводили к возникновению «ассоциаций-побратимов» муниципалитетов и районов по обе стороны от границы на базе соглашений, имеющих различную степень официальности, и часто основанных на доброй воле (Perkmann 2003). Эти соглашения впоследствии часто преобразовывались в трансграничное соглашение о создании региона
Еврорегио.
Программа Еврорегио играла все возрастающую роль во внедрении программ
регионального сотрудничества. Выделение средств регулировалось Координационными комитетами с вовлечением местных игроков, а также органами власти более высокого уровня, таких как центральные правительства и/или регионы из участвующих стран. Программа
Interreg, финансируемая ЕС, является, несомненно, важнейшим источником финансирования большинства инициатив Еврорегионов
3
, следовательно при исполнении этих инициатив в обязательном порядке должны соблюдаться условия, изложенные в положениях ЕС и региональной политике. Поэтому, многие зоны Еврорегио фактически действуют как субъекты, обеспечивающие внедрение этого особого типа транснациональной региональной политики.
В проектах Еврорегио нет ничего уникально «европейского» за исключением сильного
политического желания создавать структуры для более тесного трансграничного
сотрудничества приграничных регионов и выделения Европейской Комиссией ресурсов, поддерживающих трансграничные проекты. Их концепции и организационная поддержка может быть легко перенесена в другие регионы при условии, что имеется готовность совершать «действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более
3
Инетррег – это инициатива Европейского Союза, финансируемая из Европейского Регионального
Фонда, целью которой является стимулирование межрегионального сотрудничества в ЕС.

‐ 7 ‐
Договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей».
4
Его основополагающие концепции вытекают из простой идеи о том, что продвижение на один шаг «дальше и глубже» от существующей структуры двусторонних отношений между правительствами повышает благосостояние приграничных местных сообществ и одновременно прокладывает дорогу для более хороших отношений между народами.
IV.

У
РОКИ
Е
ВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ДЛЯ
ЦАРЭС
Что касается положения государств ЦАРЭС в Центральной Азии, стоит особо
отметить, что для формирования регионов Азиярегио ни экономическая интеграция,
ни наличие наднационального органа не являются предварительными условиями.
Скорее должна присутствовать политическая готовность признать большой потенциал для экономического и социального развития от интенсивного трансграничного сотрудничества, а также готовность делегировать, в заранее определенных пределах, полномочия местным органам власти. Потребуется межправительственное соглашение или понимание для этих целей для содействия процессу.
Основные уроки опыта проектов Еврорегио, представляющие интерес для государств-членов
ЦАРЭС, могут быть обобщены следующим образом:
Проектам Азиярегио необходимо иметь союзника на уровне ЦАРЭС. Это может подразумевать создание Межрегионального комитета ЦАРЭС, несущего общую ответственность за: o
разработку правовой базы, что позволит более легко внедрять региональные инициативы, o
стимулирование развития реализуемых стратегий территориального развития на транснациональном уровне, которые бы содействовали сотрудничеству между приграничными городами и между городскими и сельскими регионами в контексте устойчивого развития; o
определение приграничных областей, в которых сотрудничество будет особенно выгодным в контексте долгосрочных инфраструктурных проектов, включая сферы экологии, туризма, транспорта, информационных и коммуникационных сетей и услуг, водных и энергетических систем и др; o
и создание общего фонда ЦАРЭС, возможно с участием международных доноров, который бы содействовал трансграничному сотрудничеству приграничных регионов.
Центральным правительствам следует активно искать и приветствовать местные
инициативы трансграничного сотрудничества и стимулировать формирование ими
«ассоциаций-побратимов», даже при отсутствии формализованных рамок, а только на основе доброй воли.
Интеграция снизу-вверх, вызываемое сотрудничеством приграничных регионов обычно начинается с либерализации движения товаров, транспортных средств и людей.
4
Как определено в «Рамочной Конвенции» Совета Европы, цитируемой в Perkmann (2003, p. 4).

‐ 8 ‐
• Без значительных организационных усилий и содействия, оказываемого центральным правительством при помощи внешних доноров, таких как ЦАРЭС, и без делегирования
полномочий местным региональным органам достичь трансграничного сотрудничества по многочисленным проблемным областям будет трудно.
Преимущества трансграничного сотрудничества, включая, среди прочего, местное предпринимательство, местные инициативы по трудоустройству, соблюдение экологических норм и принципов не проявятся сразу: необходимо время для того, чтобы они материализовались, однако их действие длится долгое время.
Программа Еврорегио никогда не задумывалась как универсальное решение.
Наоборот, ее организационные формы и сферы деятельности для трансграничного сотрудничества сильно различаются в зависимости от местных условий.
V.

П
ОЧЕМУ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ ОТ ПРОГРАММЫ
А
ЗИЯРЕГИО ЗНАЧИТЕЛЬНЫ

Выгоды от проектов Азиярегио, по всей вероятности, будут значительными.
• Во-первых, имеются веские основания географического характера, которые
благоприятствуют трансграничному сотрудничеству. Члены ЦАРЭС имеют границы огромной протяженности. Два члена ЦАРЭС (Кыргызстан и Таджикистан) имеют границы только со странами-членами ЦАРЭС. Центрально-азиатские страны - члены ЦАРЭС не имеют выходов к морю, их выход к морю возможен в основном через другие страны ЦАРЭС. Границы других стран-членов ЦАРЭС составляют 13 процентов сухопутных границ Китая, 26 процентов - Афганистана, 40 процентов границ Казахстана и 74 процентов границ Узбекистана. Хотя процентное отношение намного меньше для Китая, его значение сильно возрастает, если учитывать
Монголию (до 30 процентов). Более того, Центрально-азиатские члены ЦАРЭС (за исключением Монголии) граничат только с одной провинцией Китая (Синьцзян-
Уйгурский автономный округ), которая на протяжении последнего десятилетия является одной из основных движущих сил расширения торговли Китая с ЦАРЭС.
• Во-вторых, в дополнение к географии культурная и этническая общность, общее историческое прошлое и существующая функциональная взаимозависимость бывших
Советских Средне-азиатских республик по-прежнему обеспечивает мощный импульс
для трансграничного сотрудничества. Как и для других стран ЦАРЭС, развитие функциональной взаимозависимости будет одним от отправных моментов трансграничного сотрудничества.
• В третьих, торговля и приграничная торговля с ближайшими соседями за
последнее время значительно расширилась. Торговля внутри ЦАРЭС (без учета
Азербайджана) росла в среднем на 40 процентов в год с 2002 года. Росло и значение торговли с ближайшими соседями ЦАРЭС. Объем торговли внутри ЦАРЭС в 2006 году (28 млрд. долларов США) увеличился в пять раз по сравнению с объемом в 2002 году. Аналогичным образом, доля Афганистана с ближайшими государствами- членами ЦАРЭС в общем объеме торговли была почти на 26 процентов больше, чем

‐ 9 ‐ в 2002 году. За исключением Узбекистана, чья торговля росла темпами более низкими, чем темпы роста торговли других стран, торговля внутри ЦАРЭС выросла в 2006 году по сравнению с 2002 годом более чем на 50 процентов.
5
Учитывая, что область в пределах 25 км от границы составляет большую часть площади территории трех стран ЦАРЭС: Кыргызстан (42 процента), Таджикистан (64 процента) и Узбекистан
(27 процентов), торговля в небольших масштабах между приграничными регионами широко распространена (См. World Bank 2007). Тысячи людей, в основном жителей прилегающих к границе регионов, пересекают ППГ (пункт пересечения границы) каждый день, чтобы воспользоваться разницей в ценах, зарплатах, и нормативно- правовом регулировании.
6
Для многих мелких сельскохозяйственных производителей, продажа на рынке за границей часто является единственной возможностью приобрести другие товары. Например, потребители могут купить свежую продукцию по привлекательным ценам. Для других посредничество и оказание услуг торговцам является их единственным источником дохода, позволяющим многим домохозяйствам избежать нищеты. Далее, для сообществ в удаленных регионах, где нет хорошо развитых дорог, контракты с подобными сообществами на другой стороне границы могут быть единственной возможностью выйти за рамки натурального хозяйства и получить доступ к необходимым услугам, которые отсутствуют там, где они проживают.
Имеются признаки того, что потребность на местном уровне в таком глубоком
сотрудничестве по целому ряду направлений является значительной, и это мнение разделяется местными органами власти. Протоколы переговоров между бизнес структурами
Ташкентской области Узбекистана и Южно-Казахстанской области Казахстана выглядят как описание из программы Еврорегио, указывая на необходимость создания правовых договоренностей, содействующих возникновению программы Азиярегио. Участники высказывались в пользу инвестиционных и торговых связей между двумя областями через совместные выставки и ярмарки; содействие созданию совместных предприятий; привлечение инвестиций в переработку сельскохозяйственной продукции; совместные проекты по развитию инфраструктуры (дорог); сотрудничество для развития туризма; культурные обмены; обмен знаниями. Стороны согласились с необходимостью проводить совместные семинары, конференции, рабочие заседания, посвященные вопросам, представляющим взаимный интерес, и стимулировать обмен научно-технической информацией (Ташкент, 11 мая 2007 года). Участники также согласились с мнением о необходимости постоянного механизма, договорившись проводить регулярные встречи между двумя областями на уровне руководителей областей, с участием субъектов частного бизнеса.
7 5
Доля соседей Узбекистана в его общей торговле была на 10 процентов меньше на протяжении того же периода. Вызванные проводимой политикой барьеры могут быть причиной этого. Согласно недавнему исследованию (ADB 2006, p. 25-28), режим внешней торговли Узбекистана является самым протекционистским среди экономик стран Центральной Азии, которые являются членами ЦАРЭС.
6
Во многих районах с ограничениями на движение людей и товаров границы часто пересекаются нелегально.
7
Информация предоставлена министерством торговли и промышленности Казахстана.

‐ 10 ‐
Важно прислушиваться к мнению на местах. Местные органы власти и предприятия знают лучше кого бы то ни было местные условия, и эти знания могут значительно улучшить качество межгосударственных программ развития. Вдобавок, представители местных органов власти и НПО, вовлеченные в создание Азиярегио, выступят в качестве групп, лоббирующих в пользу более глубокой взаимовыгодной интеграции внутри ЦАРЭС, имеющей политическую подоплеку.
Программа Азиярегио будет также содействовать развитию разделения труда, связывающего производителей по разные стороны границы на основе прочного фундамента.
Рамки программы Азиярегио не только устранят неопределенность, связанную с условиями, влияющими на движение товаров и людей через границу, но также будут стимулировать предпринимательство путем обмена информацией и местных инициатив по трудоустройству.
Наконец, реализация программы Азиярегио может усилить привлекательность
регионов благодаря эффекту экономии от масштаба для инвесторов, как
иностранных, так и отечественных, и для туризма. Что касается последнего, имеются привлекательные для туризма районы по обе стороны от границы: специальные визовые договоренности могут усилить их привлекательность для иностранных туристов, приезжающих из стран, чьим гражданам требуется въездная виза.
8
Удобные и доступные ППГ вместе с соответствующей туристической инфраструктурой по обе стороны границы также могут повысить привлекательность этих зон для туристов.
VI.

К
АК МОЖНО УЛУЧШИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ТРАНСГРАНИЧНОМУ
СОТРУДНИЧЕСТВУ В РАМКАХ
ЦАРЭС
География и историческое наследие вместе с политикой правительств внесли вклад в
возникновение очень разнообразных структур, работающих по вопросам
регионального сотрудничества. Имеются значительные различия не только между, с одной стороны, Центрально-азиатскими странами, являющимися также членами СНГ (Содружество независимых государств) или ЕВРАЗЭС (Евразийское экономическое сотрудничество), и, с другой стороны, членами ЦАРЭС, но и внутри обеих групп. Но первое, несомненно, затмевает последнее: хотя имеются соглашения между Центрально-азиатскими членами
ЦАРЭС/членами СНГ, которые непосредственно рассматривают вопросы трансграничного сотрудничества на уровне границ, нам известны только два примера соглашения между двумя
«группами», имеющих региональный характер: соглашение между правительствами Китая и
Казахстана и Китая и Таджикистана.
8
Например, если требуются визы для пересечения границы, жители регионов Азиярегио могут переходить границу на короткий срок без визы. Хорошим кандидатом для такого визового порядка может быть район между Самаркандом (Самаркандская область) в Узбекистане и Согдской областью
(Пяджикент) Таджикистана, расположенный на пути из Самарканда в горные районы Таджикистана с семью озерами, в том числе озером Александра Македонского (Искандеркул).

‐ 11 ‐

ВСТАВКА 1. Договоренности между поселками Панфилов/Хоргос
Соглашение между Китаем и Казахстаном является уникальным. Оно определило упрощенный порядок пересечения границы местными жителями казахского приграничного
Панфиловского района границы с Китаем через пограничный переходный пункт в Хоргосе.
В отличие от жителей других регионов Казахстана жителям Панфиловского района разрешен въезд в Китай без визы на один день. Отмена визового требования действительно имеет значение, так как визы могут быть получены только в Алматы, находящемся примерно в 300 километрах от Джаркента, центра Панфиловского района, и они дорого стоят.
Специальное визовое соглашение в сочетании с таможенными положениями Казахстана, благоприятствующими челночной торговле, внесло свой вклад в снижение цен на импортные продукты, в том числе на продовольствие и фрукты, и позволило большому количеству людей найти работу в областях, связанных с торговлей.
9
Несмотря на разнообразие многочисленных региональных соглашений, общим
знаменателем, характеризующим страны ЦАРЭС, охваченные в данном отчете, является
отсутствие правовой основы, которая бы позволила создать Азиярегионы. Некоторые страны уже расценили это обстоятельство в качестве проблемного. Правительство Казахстана подготовило проект закона о трансграничном сотрудничестве, который позволит местным органам власти осуществлять деятельность по трансграничному сотрудничеству: однако, он был отклонен Парламентом на том основании, что вопросы трансграничного сотрудничества следует регулировать на основе двусторонних соглашений. Но проблема остается в том, что двусторонние соглашения являются межгосударственными соглашениями и они оставляют вопрос делегирования полномочий правительству. Без решения данного вопроса в рамках двусторонних соглашений или соглашений внутри ЦАРЭС одностороннее делегирование без соответствующих действий с другой стороны границы не изменит ситуацию. Ясно, что без такого соглашения областные органы власти не могут добиваться трансграничного сотрудничества до тех пор, пока центральные правительства граничащих стран не передадут некоторые полномочия региональным властям.
Имеются две другие проблемы, связанные с использованием двусторонних
соглашений для целей трансграничного сотрудничества, как это предусмотрено концепцией
Еврорегио.
• Во-первых, существуют приграничные области, охватывающие более двух
национальных юрисдикций, где преимущества трансграничного сотрудничества могут материализоваться только в той степени, в которой все вовлеченные правительства придерживаются одних и тех же правил.
9
В Казахстане груз, вес которого не превышает 50 килограммов, и ценность не превышает 1000 долларов США, может ввозиться без уплаты каких-либо пограничных сборов. Как и крупномасштабная челночная торговля, поставки сельскохозяйственной продукции объемом до 10 тонн и поставки промышленных товаров объемом до 2 тонн, ценность которых не превышает 10000 долларов США, подпадают под упрощенную таможенную процедуру с единой ставкой 17 процентов
(14 процентов НДС и 3 процент таможенные сборы) объявленной стоимости.

‐ 12 ‐
• Во-вторых, существующие двусторонние соглашения нацелены на решение
определенных вопросов. Те соглашения, которые нацелены на торговлю, не рассматривают других вопросов, имеющих значение для трансграничного сотрудничества приграничных регионов. Они оставляют без рассмотрения такие важные области как туризм, экология, трудовые ресурсы, вода, земля, энергия и инфраструктура.
В отсутствии национальных правовых баз, которые бы делегировали некоторую автономию властям приграничных регионов, должны быть одновременно выполнены два условия для того, чтобы обеспечить трансграничное сотрудничество: должно существовать двустороннее межправительственное соглашение, обеспечивающее порядок работы, а центральные власти обеих стран должны иметь желание действовать. Двусторонние межправительственные соглашения, в свою очередь, вытекают, главным образом из более широких соглашений о региональной интеграции, например, СНГ (Содружество независимых государств), ЕВРАЗЭС
(Евразийское экономическое сотрудничество) или ЦАРЭС. Это оставляет мало пространства, если вообще оставляет, для спонтанных усилий по децентрализации для целей сотрудничества между граничащими регионами. Таким образом, вопросы приграничного сотрудничества относятся к компетенции межправительственных комиссий, обычно состоящих из представителей местных правительств приграничных регионов.

ВСТАВКА 2: Договоренности по сотрудничеству в районе Кушигурмон
Кушигурмон расположен на Таджикско-Узбекской границе и получает выгоды от свободного передвижения людей и товаров через обе границы. В то время как в соответствии с существующими межправительственными соглашениями, местное население, проживающее в 30-ти километровой зоне, прилегающей по обе стороны всей Таджикско-Узбекской границы может пересекать границу без визы, Кушигурмон является уникальным регионом в том смысле, что жители обоих, прилегающих к границе с Узбекистаном, районов (районы Горный и Плотина Согдийской области Таджикистана) могут также пересекать границу на собственных автомобилях (хотя только при наличии автомобильных номеров Узбекистана) и перевозить товары в небольших количествах для продажи.
Этот особый порядок введен в двух районах (расположенных в Таджикистане), которые ранее находились под юрисдикцией Узбекистана, и их жители являются в основном гражданами
Узбекистана. Пограничные власти имеют полный список местных жителей, которые ежедневно пересекают границу как в целях работы, так и для закупа свежей продукции и мелких товаров. Около
300 жителей и 150 автомобилей ежедневно пересекают границу в соответствии с установленным порядком. Наряду с тем, что грузовым автомобилям большой грузоподъемности не разрешается пересекать границу, легкогрузным автомобилям разрешается перевозить до 1 тонны товаров.
Кушигурмон представляет собой прекрасный пример того, как ослабленный административный порядок может способствовать развитию приграничной торговли и повышать благосостояние населения, о чем свидетельствует двусторонняя приграничная торговля, даже при незначительных различиях в цене товаров за границей.
Вопрос трансграничного сотрудничества, несмотря на его жизненно важное значение для благосостояния местного населения в силу предоставления льготного режима для приграничных регионов, остается на втором плане в большинстве стран ЦАРЭС из-за
других актуальных вопросов экономической политики на национальном уровне. Хотя имеются определенные договоренности, касающиеся жителей, проживающих в

‐ 13 ‐ приграничных регионах бывших Советских Центрально-азиатских республик
10
, им недостает качеств, характерных для Еврорегио, по трем основным пунктам.
Во-первых, это в основном межправительственные соглашения, прописывающие
общие условия по движению людей и товаров через границу. Они не учитывают
особенностей какого-либо определенного приграничного региона. Их можно разделить на три большие группы: соглашения, связанные с отношениями внутри ЦАРЭС; соглашения, существующие в рамках СНГ; и двусторонние соглашения вне рамок как
ЦАРЭС, так и СНГ. Так как соглашения, связанные с ЦАРЭС, не такие глубокие и всесторонние как соглашения СНГ, мы остановимся на последних. Кроме этого, двусторонние, по сравнению с региональными соглашениями, определяют правовые инструменты для внедрения соглашений регионального характера.
Хотя отношения между Центрально-азиатскими государствами-членами ЦАРЭС, в том числе по вопросам трансграничного сотрудничества, регулируются хорошо проработанной правовой основой как в рамках СНГ, так и в рамках двусторонних соглашений между
Центрально-азиатскими странами СНГ , двусторонние соглашения являются основными инструментами реализации соглашений по СНГ. Соответствующие международные соглашения являются частью правовых договоренностей, являющихся основой интеграционных соглашений (СНГ). Нижеследующие документы напрямую относятся к трансграничному сотрудничеству. Они включают: «Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ», утвержденную Советом Глав государств-участников СНГ, от 15 сентября 2004 года; «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников», принятое в марте 1996 года; и
«Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» от 29 марта
1996 года. Вместе с другими соглашениями в рамках СНГ и ЕВРАЗЭС о движении лиц и товаров между странами СНГ они совместно определяют контуры приграничного сотрудничества.
Хотя соглашения в рамках СНГ, а также все в более возрастающей мере соглашения ЦАРЭС, определяют общую основу, их преобразование в исполнимые договоренности сильно зависят от межгосударственных двусторонних соглашений.
11
Данные соглашения не только дополняют региональные соглашения, но и выходят за их рамки. Фактически, имеются многочисленные перекрывающие друг друга двусторонние соглашения, как в рамках СНГ, так и ЦАРЭС. Соглашения между странами-членами как СНГ/ЕВРАЗЭС, так и ЦАРЭС, и теми членами ЦАРЭС, которые не являются членами СНГ или ЕВРАЗЭС, представляются, как и следовало ожидать, «менее глубокими» в отношении интеграции. Это отражает различия в ходе интеграции, имеющей политическую подоплеку внутри обоих региональных блоков.
Соглашения в основном направлены на экономическое и гуманитарное сотрудничество.
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, с одной стороны, и другие страны
10
Хорошим примером является особый порядок, регулирующий движение товаров и людей, проживающих в регионе «Куштигумон» или «Плотина» Согдийского региона, пересекающего территорию Таджикистана и Узбекистана – см. Вставку 1.
11
Например, хотя соглашения СНГ и отменили визовые требования для граждан СНГ, Узбекистан предъявляет визовое требование к гражданам Таджикистана, за исключением лиц, проживающих в определенных приграничных районах.

‐ 14 ‐
ЦАРЭС, Китай и Афганистан, с другой стороны, подписали такие соглашения. В то время как они имеют большое значение для двусторонних отношений этих стран, они не всегда решают вопросы, связанные с трансграничным сотрудничеством, хотя часто содействуют приграничной торговле.
Во-вторых, соглашения, по большей части, посвящены отдельным вопросам,
останавливаясь исключительно на коммерческих отношениях, что прописывается в общих чертах в соответствующих двусторонних отношениях, и не рассматривают комплексным образом другие вопросы, также представляющие взаимный интерес.
Правительства Кыргызстана и Таджикистана издали положения, регулирующие приграничное сотрудничество, но они охватывают исключительно трансграничную торговлю.
12
Они не рассматривают комплексно все вопросы, потенциально важные для благосостояния населения, проживающего в приграничных регионах, а главным образом сфокусированы на сотрудничестве между органами власти приграничных районов. Имеются некоторые исключения, хотя они по-прежнему не достигают модели Еврорегио.
Существуют отдельные двусторонние соглашения между странами, регулирующими двустороннее приграничное сотрудничество, но они главным образом направлены на создание стимулов для расширения трансграничной торговли. Кыргызстан подписал такие соглашения с Казахстаном и Таджикистаном. Другие соглашения, хотя в основном по- прежнему рассматривают трансграничную торговлю, часто содержат положения для сотрудничества в других областях, таких как туризм, сельское хозяйство и т.д. Примерами могут служить соглашения между Южно-Казахстанской и Ташкентской областями, и
Согдийской областью Таджикистана и Баткентской областью Кыргызстана.
Соглашения между Кыргызской Республикой и Казахстаном, подписанные 26 апреля 2007 года, о создании международных центров для приграничной торговли «Аухатты-КенБулун»
(Кордайский район Джамбульской области) и «Аишабиби-Чонкапка» (Иссык-Атинский район Чуйской области) сочетает продвижение торговли с мероприятиями, помогающими развивать инвестиции и торговлю. Оно призывает к созданию «международных центров» и обязывает соответствующие пограничные власти ускорить процесс прохождения таможенного и фито-санитарного контроля. Тот факт, что соглашение было заключено между центральными правительствами, а не приграничными регионами, подтверждает отсутствие правовой основы.
В-третьих, существующим соглашениям в значительной степени не хватает
организационной структуры, которая бы обеспечила постоянный механизм
содействия трансграничному сотрудничеству, хотя некоторые зачаточные формы таких структур уже имеются. В настоящее время институциональным средством в странах, охваченных исследованием, является межправительственная комиссия.
Межправительственные комиссии созданы для проведения переговоров и перевода общих положений существующих двусторонних соглашений в практические действия.
12
См., например, Указ от 2003 года об организации приграничной торговли Таджикистана с
Кыргызстаном и Узбекистаном, Указ Правительства Таджикистана от 1996 года о приграничной торговле с Афганистаном, Указ 2003 года о создании приграничный торговых пунктов в Хатлонской области с Афганистаном.

‐ 15 ‐
Тем не менее, определенные шаги уже были предприняты для внедрения местного постоянного механизма для содействия трансграничному сотрудничеству. Кыргызско- таджикская межправительственная комиссия недавно утвердила открытие представительств, координирующих сотрудничество между Джиргитальским районом Таджикистана и Ошской областью Кыргызстана. Некоторые соглашения между странами ЦАРЭС, которые выходят за рамки данного исследования, имеют базовую организационную структуру. Например, соглашения между Таджикистаном и Афганистаном и между Китаем и Таджикистаном, имеют действующие координационные комитеты или положения, предусматривающие регулярные встречи между местными органами власти соседних регионов.
Соглашения не рассматривают области, которые бы максимизировали влияние данного сотрудничества на повышение благосостояния по причинам, рассмотренным выше, т.е. их узость, отсутствие правовых инструментов и организационной основы. Распространенность соглашений, решающих главным образом торговые аспекты трансграничного сотрудничества и неформальных контактов между предприятиями и органами власти приграничных областей Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и, в меньшей степени,
Узбекистана, показывает растущую осведомленность о выгодах более тесного сотрудничества.
Проблемой, с которой сталкиваются правительства ЦАРЭС, является устранение барьеров для региональной торговли и создания механизмов ее поддержки. Они включают не только правовые инструменты, но также и финансовую поддержку. Представляется, что это будет область, которая привлечет иностранных доноров, заинтересованных в содействии инициативам, предусматривающие меры, укрепляющие стабильность и снижающие уровень бедности.
VII.

Р
ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
ЦАРЭС
Как показывает данное исследование, рост уровня и интенсивности связей внутри ЦАРЭС демонстрирует наличие значительного потенциала для повышения благосостояния, вытекающего из создания основы для трансграничного сотрудничества соседних регионов.
Существующая основа двусторонних соглашений с положениями, регулирующими трансграничное сотрудничество, не достигает этой цели. Во-первых, двусторонние соглашения, рассматривающие трансграничные вопросы обычно являются торговыми соглашениями, тогда как вопросы, которые могли бы быть эффективно решены благодаря росту благосостояния в сотрудничающих регионах, охвачены, если охвачены, другими межгосударственными соглашениями и государственными ведомствами. В результате, такие области как, например, туризм, культура, экология, энергия, не могут быть легко решены путем трансграничного регионального сотрудничества. Во-вторых, регионы, которые могли бы выиграть от расширенного трансграничного сотрудничества, часто расположены на территории более чем двух стран. По той же причине, они требуют координации не на двустороннем, а региональном уровне. ЦАРЭС находится в уникальном положении, позволяющем обеспечивать необходимые институциональные и концептуальные основы мер политики для достижения этого.
Данный документ содержит ряд рекомендаций для стран ЦАРЭС, включая изменения в правовой области, передачу полномочий местным властям, принятие широкого межсекторного подхода для сотрудничества, создание специальных институтов для реализации проектов по сотрудничеству и т.п. В данном разделе приводятся конкретные рекомендации для стран ЦАРЭС.

‐ 16 ‐
Чтобы сформировать благоприятные условия для программы Азиярегио, сначала необходимо создать Межрегиональный комитет ЦАРЭС. Комитет должен нести ответственность за следующее: a) разработку общей правовой базы (которая должна быть принята государствами-членами
ЦАРЭС), которая устранит правовые барьеры и будет содействовать региональным инициативам для усиления трансграничного сотрудничества; b) проведение оценки выгод от более тесного трансграничного сотрудничества, охватывающего вопросы, выходящие за рамки торговли для выбора регионов - кандидатов для реализации пилотных проектов; c) координацию и стимулирование развития целесообразных стратегий территориального развития в транснациональном масштабе на основе сотрудничества между приграничными городами и между городскими и сельскими регионами в контексте устойчивого развития.
До того, как возникнут общие правовые концептуальные рамки для программы Азиярегио, государствам-членам ЦАРЭС следует включить вопрос регионального трансграничного сотрудничества в перечень приоритетов. В дополнение к тесной работе с Межрегиональным комитетом ЦАРЭС, правительствам следует поощрять и оказывать организационную поддержку местным органам власти приграничного региона, заинтересованного в разработке стратегии местного сотрудничества.

‐ 17 ‐
С
ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
:
Kordela-Borczyk, Zofia. 1996. “The Case for Economic Cooperation and Development in the
Central Carpathian Region: The Euroregion Model.” Global Security Fellows Initiative, Occasional
Paper No. 4, University of Cambridge, Cambridge, UK, October.
Maskell, Peter and Gunnar Tornqvist. 1999. Building a Cross-Border Learning Region: Emergence of the
North European Oresund Region, Copenhagen Business School Press, Copenhagen.
Perkmann, Marcus.2003. The Rise of the Euroregion. A bird’s eye perspective on European cross-border co-
operation, published by the Department of Sociology, Lancaster University, UK, at http://www.comp.lancs.ac.uk/sociology/papers/Perkmann-Rise-of-Euroregionon.pdf
[WB 2007] Cross-Border Trade among the Countries of Central Asian Regional Cooperation, CAREC and
World Bank, Washington and Manila, August/September.

‐ 18 ‐
П
РИЛОЖЕНИЕ
1:

В
ОЗМОЖНЫЙ КАНДИДАТ ДЛЯ
П
ИЛОТНОГО ПРОЕКТА
:

«Т
РЕУГОЛЬНИК
С
АРЫТАШ

УРГАБ

АШГАР
»
Пилотный регион программы Азиярегио мог бы состоять из двух Центрально-азиатских государств-членов ЕВРАЗЭС/ЦАРЭС - Кыргызской Республики и Таджикистана - и Китая
(см. Карту 1). География, уровень экономического развития, потенциально крупные экономические выгоды от трансграничного сотрудничества, вместе с открытостью правительств к трансграничному сотрудничеству и развитию инфраструктуры поддерживают этот выбор.
Карта 1: Азиярегион: Треугольник Сарыташ-Мургаб-Кашгар
Географическая область является крупной и организованной вокруг трех городов: Сатыташ в
Кыргызской Республике, Мургаб в Таджикистане и Кашгар в Китае. Они значительно удалены друг от друга (Таблица 8.2). Треугольник, образуемый этими городами, охватывает большую территорию (более 30 тыс. кв. км), включающую 5 процентов территории
Таджикистана, 3 процентов Кыргызстана и менее 2 процентов Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Она негусто населена, население составляет более 300 тыс. человек, при этом доля Китая составляет более 80 процентов общего количества, доля
Кыргызстана – 10 процентов, и доля Таджикистана – 10 процентов. Мургаб, население которого составляет менее 15 тыс. человек, является наиболее удаленным районом
Таджикистана. Сарыташкский район с населением менее 10 тыс. человек, также является одним из наиболее удаленных районов Кыргызской Республики. В отличие от них Кашгар

‐ 19 ‐ является самым крупным городом южного Синьцзян-Уйгурского автономного округа с населением более 200 тыс. человек.
Хотя данный треугольник характеризуется суровыми климатическими условиями, большими расстояниями, и дорожная инфраструктура не отвечает требованиям, создание зоны
Азиярегио может резко улучшить экономические и социальные условия в этих отдаленных регионах, так как в Иркештаме и Кулме бурно развивается торговля. Сарыташ расположен в
80 км от Иркештама, и это один из беднейших районов Кыргызстана, где среднемесячная зарплата составляет 40 долларов США. Однако Сарыташ находится на пересечении дорог в регионе. Действительно, это главный город Мургабского региона, расположенный в 235 км от Оша и 360 км от Кашгара, крупнейшего города южного Синьцзян-Уйгурского автономного округа (см. Таблицу 8.2 для получения сведений о расстояниях внутри треугольника).
Приложение Таблица 1: Расстояния внутри треугольника: Сарыташ-Мургаб-Кашгар
( в км)


Сарыташ
(КЫРГ)
Иркештам
(КЫРГ)
Мургаб
(ТАДЖ)
Кулма
(ТАДЖ)
Кашгар
(КИТ)
Иркештам
(КИТ)
Сарыташ
80
235 355 360 80
Иркештам -
КЫРГ
315 435 280 0
Мургаб
120 390 315
Кулма
270 435
Кашгар
280
Иркештам -
КИТ
Примечание: Кулма-Иркештам через Сашташ
Перспективы развития этого во всех отношениях отдаленного региона могут быть значительно улучшены, если барьеры для сотрудничества, созданные в результате государственной политики, будут снижены, - в этом случае создание Азиярегиона снимет или снизит некоторые из барьеров. Например, привлекательность этого региона для экологического туризма будет повышена при потенциальной возможности въезда в этот
Азиярегион при наличии въездной визы хотя бы в одну из соседних трех стран. Все три региона могут получать выгоды от этой программы. Хотя ее реализация на местах потребует соответствующих усилий, разнообразие сфер, а также возможностей получения выгод от эффекта масштаба четко указывает на значительные выгоды от трансграничного сотрудничества.
Трансграничное сотрудничество и его институционализация в Азиярегио может принести значительные экономические выгоды приграничным регионам трех стран. Недавние события указывают на значительный потенциал экономического развития. Во-первых, примите во внимание тот факт, что Кашгар, который уже привлек торговцев из Южного
Кыргызстана и Бадахшана в Таджикистане, также стал главным рынком в Южном Синьцзяне.
Торговцы из Центральной Азии могут найти здесь все для трансграничной торговой

‐ 20 ‐ деятельности, например, местные продовольственные продукты, товары повседневного спроса, а также потребительские товары. Во-вторых, Таджикско-китайская двусторонняя торговля, проходящая через Кулму, увеличилась с нуля в 2003 году до 400 млн. долларов
США в 2006 году, бурно развивается Кыргызско-китайская торговля через пограничный переходный пункт Иркештам.
13
В Бадахшане быстро возникли отели, кафе и склады, свидетельствующие о бурном развитии экономики региона. Если открывается ППГ Кулма - неофициальная занятость увеличивается в два раза (Асанова 2007). И, наконец, это помогло бы снизить бедность в Мургабе, отрезанном от основных городов Таджикистана. Мургаб – это не только единственный самый удаленный район Таджикистана, но и один из самых бедных районов (доля бедных в общем населении района - 84%). Официальная занятость практически не существует.
Нужно будет разработать институциональную структуру Азиярегиона Сарыташ-Мургаб-
Кашгар в тесном сотрудничестве, во-первых, с центральными органами власти, для создания основы для тесного сотрудничества и институционализации льготного порядка пересечении границы и, во-вторых, с местными органами власти для создания основы для сотрудничества и мониторинга. Нужно будет также определить сферы трансграничного сотрудничества, которые, как правило, включают создание ассоциаций для решения вопросов, представляющих взаимный интерес для приграничных областей, таких как экология, торговля и инфраструктура, а также создание официальных административных связей между местными органами власти. Одним из вариантов может быть создание Совета Треугольника
Азиярегиона, состоящего из представителей местных и центральных правительств, чьи встречи проходили бы на регулярной основе и которые имели бы административную и научно-исследовательскую поддержку.
Также должно быть достигнуто соглашение о масштабах ослабления ограничений в рамках договоренностей по проведению единой политики по этому вопросу. Представляется, что следует отменить ограничения на передвижение людей и товаров трех приграничных регионов, т.е. трем сторонам следует договориться о безвизовом перемещении жителей приграничных районов. Это положение будет действовать в отношении движения лиц и товаров между, с одной стороны, Китаем, и Кыргызской Республикой и Таджикистаном, с другой стороны. В качестве первого шага, следует принять Хоргосскую модель как для людей, так и транспортных средств на обоюдной основе, за чем должна последовать более глубокая интеграция. В качестве второго шага, следует реализовать программу развития инфраструктуры с учетом потребности в создании местных связей, являющихся неотъемлемой частью существующей институциональной сети.
Учитывая серьезный потенциал расширения торговли в удаленных районах, а также модернизации инфраструктуры, у трех регионов имеется сильная заинтересованность в создании экономической интеграции и развитии регионального экономического сотрудничества для взаимовыгодной стратегии.
13
Однако, как поясняется в Ячейке 2, если ППГ Кулма был бы постоянным, торговый оборот между
Китаем и Таджикистаном вырос бы еще больше с последующими положительными эффектами для местных экономик. В Иркештаме визовые сборы сдерживают какую бы то ни было торговую деятельность.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал