Отчет по Экологической Оценке Оценка Экологического Воздействия Номер Проекта: 42052 июнь 2010г



Pdf просмотр
страница1/11
Дата30.01.2017
Размер1.72 Mb.
Просмотров1422
Скачиваний0
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Оценка экологического воздействия является документом заемщика. Взгляды, выраженные в нем, не обязательно представляют те, как таковые у Руководства Правления Директоров или персонала АБР и по своему характеру могут быть предварительными.


Отчет по Экологической Оценке
Оценка Экологического Воздействия
Номер Проекта: 42052 июнь 2010г.

Республика Таджикистан: Проект по Улучшению
ЦАРЭС Коридора 3 (Душанбе – Граница
Узбекистана)
Подготовлено Департаментом Таможенной Службы, Министерством Транспорта и
Коммуникаций для Азиатского Банка Развития (АБР).
i
СОДЕРЖАНИЕ
АББРЕВИАТУРЫ ......................................................................................................................iv
A.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ .......................................................................................................1
1.
Введение..........................................................................................................................1 2.
Описание Проекта...........................................................................................................1 3.
Описание Окружающей Среды ......................................................................................2 4.
Ожидаемые Экологические Воздействия и Меры по Смягчению ...............................7 5.
План Экологического Контроля....................................................................................14 6.
Консультации с Общественностью и Распространение Информации .....................16 7.
Выводы...........................................................................................................................17
B.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРЫ.....................18
C.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА .......................................................................................................19
1.
Тип Проекта ...................................................................................................................19 2.
Категория Проекта ........................................................................................................19 3.
Необходимость в Проекте ............................................................................................19 4.
Предложенный График Реализации Проекта ............................................................20 5.
Месторасположение......................................................................................................20 6.
Результаты.....................................................................................................................20
D.
ОПИСАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ..............................................................................25
1.
Обзор..............................................................................................................................25 2.
Физические Ресурсы .....................................................................................................26 3.
Экологические Ресурсы ...............................................................................................30 4.
Социальные и Культурные Ресурсы............................................................................32
E.
ОЖИДАЕМОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРЫ ПО
СМЯГЧЕНИЮ ................................................................................................................36
1.
Воздействия, Относящиеся к Месту Расположения и Проектированию ..................36 2.
Воздействия, Связанные со Строительством.............................................................38 3.
Воздействия, Относящиеся к Фазе Эксплуатации .....................................................46
F.
АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ...................................................................................................53
1.
Альтернативные Варианты Дорожных Улучшений ....................................................53 2.
Альтернативные Варианты Усовершенствования Пограничной Инфраструктуры .54 3.
Альтернатива «Ничего не Предпринимать» ...............................................................54
ii
G.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, КОНСУЛЬТАЦИИ И УЧАСТИЕ.......................55
1.
Консультации и Распространение на Сегодняшний День .........................................55
H.
МЕХАНИЗМ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ...................................................................59
I.
ПЛАН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ...........................................................................60
1.
Меры по Смягчению......................................................................................................60 2.
Экологический Мониторинг ..........................................................................................73 3.
Меры по Реализации Проекта и Ведомственная Ответственность..........................74
J.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ .........................................................................................75

СПИСОК ТАБЛИЦ
Таблица 1: Краткое Обобщение Существующего Состояния и Предлагаемых Улучшений для Пяти Дорожных Участков ..................................................................................................21
Таблица 2: Краткое Обобщение Предлагаемых Расширений Дороги..................................22
Таблица 3: Объемы Земляных Работ и Работ по Дорожному Покрытию ............................22
Таблица 4: Перечень Мостов и Водопропускных Труб, Подлежащих Замене ....................23
Таблица 5: Сравнение Стандартов Качества Воздуха Таджикистана с Международными по Выбранным Загрязняющим Веществам.............................................................................34
Таблица 6: Выделения Углекислого Газа, тон в год ..............................................................50
Таблица 7: Сводка по Выделениям Углекислого Газа для Всех Типов Автомобилей, тон в год...............................................................................................................................................52
Таблица 8: Сравнение Среднесуточных (День-Ночь) Прогнозов Уровней Шума,
Рассчитанного на Прогнозируемом Увеличении Объема Движения, Улучшенного
Покрытия и Скорости Движения ..............................................................................................52
Таблица 9: Классификация Воздействий на Окружающую Среду и Меры по их Смягчению
....................................................................................................................................................61
Таблица 10: План Экологического Контроля ..........................................................................76
Таблица 11: План Мониторинга ...............................................................................................88

СПИСОК РИСУНКОВ

Рисунок 1: Социальные и Экологические Компоненты Проектных Коридоров ...................26
Рисунок 2: Среднемесячные Осадки и Температура в Душанбе..........................................28
Рисунок 3: Распределение Подземных Вод в Проектной Зоне.............................................30
iii
Рисунок 4: Расположение Существующей Дробильной Установки (2), Асфальтового
Завода, Бетоносмесительной Установки на Берегу Реки Ханака (в км) ..............................38
Рисунок 5: Аэрофотоснимок Новой Дробильной Установки и Места Отвала Материала у
Реки Каратаг у Города Шахринав ............................................................................................39
Рисунок 6: Дробильная Установка и Асфальтовый Завод в Турсунзаде .............................39
Рисунок 7: Структурная Схема Механизма по Рассмотрению Жалоб .................................60

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1: Аэрофотографические Карты Участков Дорог
Приложение 2: Результаты Опроса Местного Населения


iv
АББРЕВИАТУРЫ

ГСИД годовая среднесуточная интенсивность движения
ААШТО
Американская Ассоциация Государственных Дорожных и
Транспортных Властей
АББАТ
Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков
Республики Таджикистан
АБР
Азиатский Банк Развития
ЦАР
Центрально-Азиатские республики
ЦАРЭС
Центрально-Азиатское Региональное Экономическое
Сотрудничество
ДТС
Департамент Таможенной Службы
ОЭВ
Оценка экологического воздействия
ЭВНД
Экономическая внутренняя норма доходности
ПЭК
План экологического контроля
ПЗС
Проектирование, закупка и строительство
ГОСТ
Набор технических стандартов Евро-азиатского Совета по
Стандартизации, Метрологии и Сертификации (EASC), организации региональных стандартов, оперирующая под покровительством Содружества Независимых государств (СНГ)
СГП
Система глобального позиционирования
ПЭЭ
Первоначальная экологическая экспертиза
ИМФ
Институт Международного Финансирования
МСОП
Международный Союз по Охране Природы
ОЗП
Отвод Земли и Переселение
ПОЗП
План по Отводу Земли и Переселению
МТК
Министерство Транспорта и Коммуникаций
ЧПС
Чистая Приведенная Стоимость
ЭС
Эксплуатация и содержание
ОБСЕ
Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе
ТППП
Техническая помощь по подготовке проекта
ГКОПЛХ
Государственный Комитет по Охране Природы и Лесному
Хозяйству
ТП
Техническая помощь
ТЗ
Техническое задание

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

A.
Краткое Изложение
1.
ВВЕДЕНИЕ
1.
Проект по Улучшению ЦАРЭС Коридора 3 (Душанбе – Граница Узбекистана) будет содержать работы по улучшению автодороги между Душанбе и границей, и на трансграничных средствах. Дорога составляет около 61.5 км, состоящая из 4.6 км в пределах черты города Душанбе и 57 км сельской автодороги. Она представляет ключевое значение для импортных и экспортных товаров страны транспортируемых по дороге, будучи являющейся главным маршрутом между Душанбе и югом Таджикистана к
Узбекистану и далее за ее пределами, включая порт Бандар Аббас в Иране. До начала
1990г., в эпоху Советского Союза, этот маршрут был известен как автодорога Душанбе –
Термез и по ней провозились почти все импортные и экспортные товары страны
Таджикистана. Проектная дорога составляет звено коридора ЦАРЭС и является последним из трех, который реконструируется по коридору ЦАРЭС через Таджикистан по направлению от границы Кыргызстана на северо-восток к границе Узбекистана.
2.
Настоящая Оценка Экологического Воздействия (ОЭВ) основывается на принципах представленных в Заявлении Азиатского Банка Развития (АБР) о Политике по
Мерам Безопасности Вложение к Приложению 1 (июнь 2009г.). Руководства АБР по
Экологической Оценке (2003г.) и релевантные регулирования Таджикистана по окружающей среде были рассмотрены при подготовке настоящей ОЭВ.
3.
Настоящая ОЭВ изучает потенциальные воздействия по предложенным реконструкции дороги и работам по улучшению на приграничных средствах, и определяет меры по смягчению во избежание неблагоприятных воздействий и максимизации благотворных воздействий до возможной степени. Методологии в проведении данной
ОЭВ включали полевые визиты, консультации, полевые изыскания, обзор вторичных источников информации, относящейся к основным субпроектам и проектированию, а также оценки затрат мер по смягчению. Работа была проведена Международным
Специалистом (1.5 человеко-месяца) и Местным Специалистом (2 человеко-месяца) в период с февраля по октябрь 2009г. Предложенные меры по смягчению были определены на основе эффективности затрат, при вкладе от Инженеров Проектной
Группы, и принципов международного передового опыта по дорожным проектам.
2.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
4.
Проект будет заключаться в устойчивых улучшениях состояния и пропускной способности дороги и ослаблении нынешних ограничений для трансграничного транспорта и торговли. Результаты проекта включают расширение дороги, незначительное изменение трассы и поэтапные улучшения дорожной одежды, дренажных сооружений и мостов по всей дороге, а также улучшения в инфраструктуру, средства и таможенные средств обеспечения безопасности на таможенном пограничном пункте
Братство на таджикско-узбекской границе. Дорога разделена пять участков. Первый пролегает от Памятника Авиценны в Душанбе до Западных Ворот на краю города. Работы по улучшению на этом участке будет ограничены до нанесения асфальтного покрытия на существующую бетонную дорогу и реабилитации сооружений. Следующие три участка будут расширены до четырех полос, а также будут иметь место незначительное изменение трассы и улучшение дренажных сооружений. Этими участками являются
Западные Ворота – Развилка Гиссара, Развилка Гиссара – Шахринав, Шахринав –
Развилка Турсунзаде. На последнем участке, развилка Турсунзаде – граница

2
Узбекистана, дорога исходно будет реабилитирована в пределах двухполосной дороги, но конечном счете будет расширена до четырехполосной автодороги. Десять мостов будут расширены и/или реабилитированы и укреплены. Лотки будут в значительной степени реконструированы, включая строительство 163 круглых водопропускных труб диаметром 1.0 м и выше, и 37 более крупных прямоугольных водопропускных труб.
Улучшения приграничных средств включают модернизацию и реконструкцию зданий, подключение к надежному источнику энергоснабжения, обеспечение оборудованием включая мобильный сканер и платформенные весы, покрытую крышей пешеходную (для любой погоды) дорожку для пешеходов и подсобные здания и средства.
5.
Специальные характеристики включают (i) разработку программы по содержанию для оценки состояния дороги и инспектирования коридора, (ii) специальные улучшения в геометрии, применяя соответствующие расчетные скорости, усовершенствованные дрены, набор указателей, уличную парковку и удаление визуальных препятствий для улучшения дорожной безопасности (iii) помощь с политическим диалогом оп альтернативной денежной компенсации за землю подлежащей отводу по проекту и (iv) изучение выполнимости введения сбора пошлин на автодороге.
3.
ОПИСАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1
Физические Ресурсы
6.
Проектная дорога расположена в плоском или умерено холмистом ландшафте в пределах Гиссарской долины (также известной как Гиссар), и соединяет западные окраины Душанбе (на высоте 841 м), с городом Братство на границе Узбекистана вблизи
Турсунзаде на высоте 702 м. Дорога в основном – ровная, но достигает уклона до 5%.
Как и весь Таджикистан, дорога находится в сейсмически активном поясе. Гиссарская
Долина имеет обширную площадь, и выходит на большого размера равнину, простирающуюся через Узбекистан в западном направлении. Дорога расположена в северной части долины. Ложе долины состоит в основном из глубоко залегающего лессового грунта, с локализованными осадками, что требует крепкой подосновы для защиты битумного покрытия от разрушения, и прочных оснований для мостов и сооружений. Почва в крае – исключительно темный серозем, который является типичным видом почв долин, сформированных на лессовых наносах, и характеризуется низкой органической составляющей и мелкой структурой; данный вид почвы является пригодным для сельского хозяйства.
7.
Климат западного Таджикистана, где располагается проектная дорога, характеризуется жарким, сухим летом и холодной, влажной зимой. В Душанбе средняя месячная норма осадков колеблется от 1 мм в августе, до 108 мм в марте, а среднегодовая норма осадков составляет 570 мм. Турсунзаде расположен на краю большой засушливой зоны, которая простирается через южный Узбекистан и дальше по направлению к Ирану и является еще более засушливой, чем окружающая местность, со средней годовой нормой осадков от 200 мм до 400 мм
1.
Средняя месячная температура в
Гиссарской Долине колеблется от -2°С в январе, до 25,2°С в июне. Зимние температуры достигают (но редко держатся продолжительное время) минусового уровня – типичной минимальной температурой является -5°, однако известны случаи, когда температура опускалась намного ниже. Потоки поверхностных вод в поздний зимний период can могут быть высокими, и это должно быть принято в расчет при проектировании дренажных сооружений и мостов.

1
Личный комментарий

3 8.
Дорога пересекает несколько, большей частью плывущих в северо-южном направлении, притоков составляющих главную реку Кафирниган, которая находится на юге проектной зоны, крупная из этих, Каратаг, длиной 47 км имеет площадь бассейна 684 км
2
. Реки преимущественно сезонные. Время максимальных водных потоков приходится на конец весны, начало лета (апрель, июнь), когда происходит таяние снегов в горных областях бассейна рек. Водные потоки несут с собой большие количества речного гравия и небольшого размера валуны. В остальное время года бóльшая часть воды отводится на ирригационные нужды и потоки на мостах ограничиваются до маленьких каналов, оставляя русла небольших водотоков сухими.
9.
Применение в регионе ирригационного земледелия, преимущественно для выращивания хлопка, серьезно ограничивает объем воды текущей через речные системы в реку Амур Дарья на юге страны, которая, в конечном счете, впадает в Аральское Море, которая ныне серьезно повреждена уменьшенным объемом притоков воды за последние десятки лет. Избыточное использование ирригационных вод является важнейшей трансграничной экологической проблемой.
10.
В Гиссарской Долине имеются обширные запасы подземных вод. Водоносные горизонты расположены на глубине от 5 м до 40 м, в проектной зоне они расположены глубже.
3.2
Экологические Ресурсы
11.
Гиссарская Долина на протяжении длительного исторического периода была заселена людьми и имеет все признаки интенсивного сельскохозяйственного и промышленного развития, что относится и ко всему дорожному коридору в целом.
Большая часть зеленых насаждений в Гиссарской долине в настоящее время находится на орошаемых землях и в садах; культивируются фруктовые деревья, овощи и зерновые культуры, не считая хлопка. Выращиваются как местные культуры, так и виды растений, завезенные извне. Кроме домов и частных участков, земля, находящаяся в непосредственной близости полосы отвода дороги, используется для выращивания хлопка, овощей, злаков и фруктовых деревьев. По обеим сторонам дороги были посажены ряды деревьев. Большая часть из них имеет возраст около 20 – 30 лет.
Приблизительно 80% из них – декоративные виды, в основном тополя, которые составляют около 50% от общего числа. Оставшиеся 20% – фруктовые и ореховые виды включающие: абрикосы, хурму, грецкий орех и тутовые деревья. Приблизительно в 0,5 км от Западных Ворот располагается Президентский Ботанический Сад – вблизи от проектной дороги. В этом ботаническим саду, который не будет затронут предполагаемыми строительными операциями, имеются различные виды фруктовых деревьев, оранжереи, характерные местные растения, представляющие собой экономическую ценность и некоторые из редких охраняемых видов декоративных деревьев.
12.
В то время как Таджикистан является местом обитания для многочисленных видов животных и птиц, Гиссарская Долина, в результате длительного заселения людьми, интенсивной культивации земель и промышленного развития, обеспечивает место обитания только для ограниченного количества представителей животного мира и растительной фауны. Деревья, находящиеся вблизи дороги и вокруг жилых поселений и в особенности в Ботаническом Саду, обеспечивают источниками пищи и предоставляют место обитания для птиц. По наблюдениям около 21 видов птиц обитают в ботаническом саду; в основном это – юрки, полевые воробьи, но также вороны, скворцы, майны и хищные птицы, такие как ястребы, коршуны и совы. При опросах местного населения о

4 редких видах животных и птиц, существование которых находится под угрозой, большинство из опрашиваемых подтвердили, что такие виды находятся в охраняемых зонах, далеко в стороне от дороги.
13.
Вблизи дороги нет охраняемых природных территорий. Ближайшей охраняемой природной территорией является заповедник Алмасы в 12–14 км к северу от дороги; и
Ширкентский Исторический Природный Парк, приблизительно в 16–18 км к северу от дороги. Заповедник Алмасы предназначен для разведения Ungernia victoris, небольшого цветкового растения, являющегося эндемиком Гиссарского Хребта обладающим целебными свойствами. Ширкентский исторический природный парк является природным заповедником, состоящим в основном из леса деревьев можжевельника, и является местом обитания для многочисленных редких и исчезающих видов растений и животных.
В данный момент въезд в заповедник транспортных средств ограничен, и заповедник до сих пор не имеет туристической инфраструктуры.

3.3
Социальные и Культурные Ресурсы
14.
Таджикистан делится на пять основных административных единиц: три из них имеют статус области, значительные территории которых делятся на районы, которые в свою очередь разделены на джамоаты. Одна из двух оставшихся административных единиц представляет собой группу из тринадцати автономных районов, формирующих регион с названием «Районы регионального республиканского подчинения»; другая – город Душанбе. Дорога расположена в четырех районах «регионального республиканского подчинения», а именно районах: Рудаки, Гиссар, Шахринав и
Турсунзаде.
15.
По данным переписи населения, проведенной в 2000г., население Таджикистана составляло 6,1 миллиона человек. Гиссарский район населяло 225,536 человек,
Шахринав – 88,563 и Турсунзаде – 206,621 человек. Средний рост уровня населения составляет 1,88 %. Сельское население Таджикистана составляет более 70% всего населения; 30% составляют дети моложе десяти лет.
16.
Природные и исторические условия привели к дисбалансу в схеме распределения населения страны. Долины и горные каньоны являются основными местами человеческого обитания и плотность населения в этих местах, обычно, превышает 200 человек на 1 км
2
: такая ситуация сложилась и в Гиссарской Долине. Доминирующей национальностью в Таджикистане являются таджики, составляющие около 80% населения.
17.
Уровень заболеваемости в стране составил 21,826 случаев болезни на 100,000 человек в 2005г., с преобладанием среди болезней респираторных заболеваний.
Промышленное загрязнение является предметом для некоторого беспокойства в районе
Турсунзаде, где по официальным данным в крови проживающих вблизи таджикского алюминиевого завода людей обнаруживается повышенная концентрация фтористых соединений.
18.
Безопасность на дорогах является основной проблемой. Согласно данным ГАИ за
2004-2008гг. на проектной дороге количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) превышает 60 случаев в год. В большинстве случаев ДТП происходят со смертельным исходом, около 10-20 случаев в год, хотя вероятней всего, что происшествий происходит больше, чем о них фактически докладывается. Более половины ДТП это случаи, участниками которых являются пешеходы. Каждый год регистрируется 5-10 ДТП с

5 опрокидыванием автомобиля. Причинными факторами являются плохая видимость, на поворотах, подъёмах дорог и плохое дорожное покрытие, помимо поведения самих водителей.
19.
Гиссарская Долина имеет большое культурное значение для Таджикистана, будучи обитаема с позднего неолита (40 тысяч лет назад), и являясь полем битвы и оккупации для различных рас и цивилизаций на протяжении веков истории, подтвержденной письменными источниками.
20.
Советское влияние остается значительным: русский язык и культура закрепились в стране и русский язык является основным средством для получения образования.
Другими особенностями советского прошлого, доставшихся в наследство Таджикистану, являются: применение коллективной системы в организации сельскохозяйственного производства, индустриализация, и развитие инфраструктуры. Современная культура, поэтому отражает в себе, как влияние древних традиций Ислама, так и влияние русского языка и культуры.
21.
Город Гиссар характеризуется несколькими историческими памятниками 16 века, самым известными из них являются: Гиссарская крепость; «древнее медресе» – учебное заведение, основанное в 16 веке и мавзолей Махдуми Азама, который был выдающейся личностью в 16 веке.
22.
Проектная дорога всегда была важным маршрутом для перемещения пассажиров и грузов. В советское время почти весь импорт и экспорт Республики Таджикистан, транспортируемый по автодорогам, перевозился по этой дороге, составлявшей часть, маршрута, носящего в то время название, автодорога Душанбе – Термез. В локальном масштабе дорога важна для местных передвижений – особенно в и из городов Гиссара и
Турсунзаде (расположенных на некотором расстоянии от главной дороги), а также в меньший по размерам город Шахринав и многочисленные поселки вдоль дороги.
Основным промышленным предприятием Турсунзаде является большой алюминиевый завод, построенный первоначально для поставок продукции внутри Советского Союза; тем не менее, в настоящее время были найдены и другие рынки сбыта. Алюминий, произведенный в Турсунзаде составляет значительную часть всего импорта и экспорта
Республики Таджикистан. Несмотря на то, что большая часть этой продукции транспортируется по железной дороге, автодорожные перевозки также используются.
23.
Проектная зона является одной из наиболее промышленно развитых частей страны, сравнительно не плохо обслуживаемой транспортной и другой инфраструктурой.
Бедные слои населения особенно страдают от уменьшения денежных переводов от членов их семей, работающих за пределами страны.
24.
Взаимосвязанность дорожных соединений в регионе исключительно важна для содействия развивающимся торговым связям, от которых во многом зависит набирающее скорость и находящееся в рамках свободного рынка экономическое развитие страны.
Ожидается, что вложение средств в развитие транспортной инфраструктуры в рамках программы ЦАРЭС обеспечит в результате создание упомянутой взаимосвязанности дорожных соединений и предоставит прямым и косвенным образом дополнительные рабочие места для бедных слоев населения.


6


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал