Отчет по анализу факторов оценки готовности к использованию открытых данных в республике казахстан



Скачать 276.09 Kb.
Дата13.02.2017
Размер276.09 Kb.
Просмотров271
Скачиваний0
ТипОтчет

ОТЧЕТ ПО АНАЛИЗУ ФАКТОРОВ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

(Согласно методике Всемирного Банка)

Настоящая Оценка рассматривает готовность по семи направлениям, которые считаются важными для инициатив в сфере открытых данных и формируют устойчивую экосистему таких данных. Приведенные рекомендации предполагают, что инициатива открытых данных будет затрагивать различные аспекты этой экосистемы.

При рассмотрении определенного показателя наличие готовности отмечается знаком “+”, отсутствие готовности – знаком “-“. Сведения, которые позволяют сделать двоякий вывод, или же не говорят ни в пользу готовности, ни наоборот, отмечаются знаком “0”.

Предлагаемые рекомендации основаны на передовом международном опыте.



ЛИДЕРСТВО

Существует ли понимание политической важности открытых данных / открытого правительства?

  • Казахстан выступил первым государством в центрально-азиатском регионе с инициативой «Открытого правительства». На развитие «Открытого правительства» в период с 2014 по 2016 гг. выделено 39 680 000 тенге.

  • Правительство Республики Казахстан уделяет огромное внимание открытости, доказательством тому служит 2-е место по индексу е-участия, которое страна заняла в рейтинге ООН в 2012 году, разделив его с Сингапуром.

  • Интернет-отрасль проявила высокий интерес к Открытым данным. ОЮЛ «Ассоциация Казахстанского интернет бизнеса и мобильной коммерции»  готово активно сотрудничать, развивать проекты и создавать приложения на основе «Открытых данных».

  • Был запущен пилотный проект «Прототип портала «Открытых данных», на котором были собраны, обработаны и опубликованы в машиночитаемом виде (XML) данные некоторых государственных органов, а также приложение с рабочим названием «Навигатор государственных органов».

  • Некоторые органы государственной власти относятся к публикации данных с особой осторожностью.

  • В ТЭО «Развитие веб-портала и шлюза «электронного правительства» Республики Казахстан» имеется модуль «Открытое Правительство»


Сформирована ли политическая структура для выработки политики и реализации межведомственных инициатив?
+ Согласно Государственной программе "Информационный Казахстан - 2020" на 2013 - 2017 годы автоматизация информационного взаимодействия государственных органов в 2017 году - 80 %.

+ Функционирует единая система электронного документооборота между государственными органами Республики Казахстан (ЕСЭДО)

  • Отсутствие четкого разграничения сфер ответственности, полномочий и функций отдельных государственных органов и организаций в части открытости


Существуют ли политические действия или планы, имеющие отношение к «Открытым данным»? (Важность: Средняя)
+ Особое внимание открытым данным было уделено в Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020». В не только озвучивается такие понятия как «открытые данные», но и говорится о площадке «открытых данных»

  • Правительство ввело практику транслировать в реальном времени заседания и иные важные мероприятия

  • На официальных интернет-ресурсах государственных органов функционирует блог для обратной связи

  • Правительство Республики Казахстан большое внимание уделяет открытости. Практически во всех официальных документах (стратегиях, программах, планах) открытость обозначена как один из основных факторов достижения поставленных целей

  • Отсутствует государственный План по реализации проекта «Открытые данные» (в пример взять Open data Initiative, Open Data Plan of Canada/USA)

  • Было одобрено создание Лаборатории Больших Данных при АО «Национальные информационные технологии» для изучения «Открытых данных»



Рекомендации:


  • Продумать отдельную государственную программу «Открытые государственные данные» по открытию информации центральных государственных органов и органов местного управления в Республике Казахстан.

  • Особое внимание в части открытости уделить опыту Великобритании, США, Сингапура и ЕС

  • Написать Национальный план действий в части открытости государственных данных с указанием конкретных сроков, целей и задач, целевых индикаторов и путей их достижения

  • В будущем размещать отчеты по реализации государственных программ на портале открытых данных, поскольку на данный момент отчеты «разбросаны» по разным сайтам, что препятствует их изучению

  • Создать нормативно-правовую основу для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного управления в форме открытых данных

  • Создать стимулы для открытия данных государственными органами

  • Принятие Закона «Об открытых данных»;

  • Внесение изменений в отраслевые законодательные акты в части обеспечения доступа к официальной информации;

  • Создать отдельную страницу для открытых данных на официальных ИР ГО.

  • Создать на портале «Открытых данных» страницу, посвященную статистической информации (граждане имеют право дополнять самостоятельно данные в специальном разделе);

  • Дать гражданам возможность предлагать рекомендации по распределению средств из государственного и местных бюджетов («OpenSpending»);

  • Публиковать актуальные и достоверные статистические данные на портале «Открытых данных»;

  • На официальном ресурсе органа, ответственного за бюджет раз в два месяца проводить «Гражданский чат» с целью выявления перспективных областей для выделения средств из бюджета (эффект мозгового штурма);

  • На официальном ресурсе Агентства Республики Казахстан по статистике раз в два месяца проводить «Гражданский чат», с целью обсуждения статистических данных и формирования тренда в части некоторых статистических данных.

  • Пересмотреть механизмы управления информационным пространством с четким разграничением сфер ответственности, полномочий и функций отдельных государственных органов и организаций, выделением единого руководящего центра, определяющего стратегию государства в части открытости.

  • Особое внимание уделить следующим пунктам, поскольку именно они характеризуют открытостьгосударственных органов:

1) наличие обратной связи с населением / целевой аудиторией (наличие блогов);

2) взаимодействие с институтами гражданского общества;

3) медийная открытость

4) организация общественных слушаний по программам, планам, инициативам правительства



ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Какие нормы существуют в отношении государственной информации, которые могли бы повлиять на развитие открытых данных?


  • обеспечение права на доступ к информации Конституцией РК

  • отсутствие платы за использование государственной информации

  • проект Закона «О доступе к информации»

  • четкое определение «доступа к информации»

  • Механизм запросов информации со стороны общества государственным органам описан в НПА РК.

  • В Законе РК «О государственных секретах»:

    • информация, относящаяся к государственным секретам.

    • информация, которую запрещено считать секретной или конфиденциальной.

  • В законодательстве РК четко указан обладатель информации государственного сектора, вид информации, предоставляемой к опубликованию государственными органами и органами местного самоуправления.

  • нет определения «права на информацию».

  • отсутствие законов и политических мер по многократному использованию информации государственного сектора

  • отсутствие закона «О доступе к информации»

  • отсутствие открытого лицензирования своих данных государством.

  • законопроекты «О доступе к информации», «Об информатизации» годами находятся на рассмотрении в законодательном органе.

  • На веб-сайтах практически всех министерств указаны уведомления о защите авторских прав, принадлежащих отдельным министерствам.

  • Некоторые определения в Законе «О государственных секретах» немного расплывчаты

  • На практике существуют достаточно широкие возможности для удерживания информации в качестве секретной или конфиденциальной


Рекомендации:


  • создание гибкой лицензии, подходящей для повторного использования информации, публикуемой ГО (предложение примера лицензии в «Зерде»)

  • принятие закона «О доступе к информации» или «О свободе к информации»

  • Ввести регламент обработки сообщений пользователей на Портале Открытых данных

  • Ввести в понятийный аппарат проекта Закона «Об информатизации» новые термины, касающиеся открытых данных (открытые данные, машиночитаемые данные, портал открытых данных и т.д.).

  • Требуется внести изменения в законодательную базу РК, касающуюся государственных секретов, точнее:

    • четкие определения информации, относящиеся к секретной;

    • предоставлять доступ к различным видам тайн, относящихся к государственным секретам, в случае большей пользы общественности от ее раскрытия, нежели пользы от ее сокрытия государством.

  • Размещение на сайтах государственных органов в открытом доступе информации для ознакомления с общественностью (создание отдельной страницы открытых данных на сайтах государственных органов).


Какие законодательные и нормативные акты существуют в отношении права государства на секретность своей деятельности и доступ к информации? Какие нормы/законы помогают или противодействуют использованию информации общественностью или гражданским обществом?


  • Персональные данные: для обработки персональных данных требуется предварительное согласие лица, чьи данные будут обрабатываться или его законного представителя.

  • Коммерческая тайна: коммерческая тайна не может быть разглашена без согласия субъекта частного предпринимательства.

  • Конкуренция и монополия: Законодательство РК предусматривает меры ограничения использования информации, касающиеся вопросов монополии и конкуренции.

  • Государственная тайна: четко определена информация, относящаяся к государственной тайне, ее разглашение наказывается в виде лишения свободы. Проблемой в рамках нашего государства является то, что многие государственные органы интерпретируют различную информацию, к которой ограничивают доступ как информацию, относящуюся к государственной тайне или государственным секретам.

  • Защита детей: законодательство не препятствует открытию данных.

  • Реклама: в Законе «О рекламе» не наблюдается препятствий открытию данных, кроме как использование «скрытой информации» в публикации данных.

  • Операторы сотовой связи: право доступа к информации, относящейся к «оператору»

  • Интернет-провайдеры: право доступа к информации, относящейся к интернет-провайдерам.

  • Средства Массовой Информации: право запрашивать информацию о всех действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных ассоциаций и их официальных представителях.

  • отсутствие запретов на обнародование информации в сферах чрезвычайных происшествий и катастроф, состояния окружающей среды, здоровья населения, санитарной обстановки, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, правонарушений гражданами и/или бизнесом, правонарушений ГО и/или официальными представителями ГО, пособий, компенсаций, социальных пакетов.


Рекомендации: Принятие закона «О доступе к информации», регулирующего право на доступ к информации во всех сферах в пользу жителей страны и внесение соотвествующих изменений в законодательство РК.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
Достижения
Права граждан на доступ к информации:

  • Конституция РК

  • Проект закона Республики Казахстан «О доступе к информации»

  • Проект Закона Республики Казахстан «Об информатизации»


Механизмы диалога и обратной связи государства с населением и бизнесом.

  • Всеми государственными органами созданы интернет-ресурсы, содержащие информацию для граждан и бизнеса.

  • На портале «электронного правительства» реализована услуга «Виртуальная приемная», где граждане напрямую обращаются в государственные органы.

  • Ведутся блоги первых руководителей государственных органов и Правительства Республики Казахстан, где каждый желающий может оставлять комментарии и задавать интересующие вопросы.

  • Многие руководители имеют свой аккаунт в социальной сети twitter.com


Рекомендации:
Внести дополнения к существующим проектам законов РК «О доступе к информации», «Об информатизации» в институциональной части (полномочия, компетенции, технические навыки, вовлечения граждан и.т.д):

  • Подготовка переченя данных, которые органы власти должны раскрывать в машиночитаемом виде;

  • Организация граждан к сбору идей онлайн;

  • Привлечение экспертов к оценке идей;

  • Определение ответственности госслужащих за несвоевременную или неполную публикацию открытых данных, которая должна быть предусмотрена по закону

  • Проведение работ по формированию активного спроса на информацию в форме открытых данных со стороны общества, распространение передового опыта

  • Вовлечение граждан в совместное решение проблем социальной инфраструктуры

  • Проводить кампании по продвижению открытых данных среди органов государственной власти


НАЛИЧИЕ ДАННЫХ И СПРОС НА ДАННЫЕ
Технические требования к публикации данных на официальных ИР


  • Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2007 года N 598 были утверждены Правила размещения электронных информационных ресурсов на интернет-ресурсах государственных органов. Данные правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 января 2007 года "Об информатизации" и определяют порядок размещения электронных информационных ресурсов на интернет-ресурсах государственных органов.

  • Динамическая информация обновляется по мере поступления новой информации, но не реже чем раз в неделю.

  • Статическая информация на интернет-ресурсах государственных органов обновляется по мере необходимости.

  • Электронные информационные ресурсы, размещаемые на интернет-ресурсах государственных органов, представляются в следующем виде:

1) в текстовых форматах Word, Excel, HTML и других;

2) графические файлы в форматах JPG, GIF и других.



  • Нет требований к размещению данных в машиночитаемом виде


Мультиязычность контента


  • В Казахстане на сегодняшний день проводится политика трехъязычности, что отражается и на официальных интернет-ресурсах государственных органов. В исследованных интернет-ресурсах контент предлагается на трех языках: государственный – казахский, русский и английский.

  • Данный подход по использованию мультиязычного контента расширяет аудиторию пользователей. Для Казахстана использование двух иностранных языков – русского и английского вполне достаточно. Так как английский язык – открывает путь в мировое сообщество, русский – для стран СНГ.


Хранение данных в цифровом виде


  • На законодательном уровне хранение электронных документов описано следующим образом: электронные документы хранятся в государственных и (или) негосударственных информационных системах в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. (статья 8 Закона Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II
    Об электронном документе и электронной цифровой подписи).


Вопрос полноты данных


  • На сегодняшний день в Казахстане вопрос о полноте данных рассмотрены в проекте закона РК «О доступе к информации» и в Законе Республики Казахстан «Об информатизации».

  • На обладателей информацией возложены обязанности о предоставлении полной и достоверной информации.

  • Не учтены вопросы о метаданных. То есть, понятно, что данные для портала открытых данных считаются полными если есть метаданные (данные о данных)

  • Не рассмотрены вопросы о паспорте наборов данных.


Технические стандарты и стандарты метаданных


  • Стратегический план Агентства Республики Казахстан по статистике на 2011 - 2015 годы включает пункт разработки системы метаданных

  • 22 мая 2000г. - Общий стандарт распространения данных (GDDS), МВФ

  • 24 марта 2003г. - Специальный стандарт распространения данных (SDDS), МВФ

  • 2011 год – 1 этап создания ИС «Метаданные» как компонент ИИС «е-Статистика» Агентства Республики Казахстан по статистике


Рекомендации:


  • Рекомендуется не разрабатывать собственные стандарты метаданных. Лучше принять или адаптировать к национальным условиям техническую спецификацию ISO 19139, основанные на абстрактной спецификации ISO 19115.

  • Рекомендуется установить приоритеты для документирования данных.

  • Собирать метаданные лучше постепенно.

  • Рекомендуется создание системы идентификации координированных пространственных данных для использования на глобальном уровне


Процесс перевода данных из «твердого» формата в цифровой
Самые основные показатели перехода на безбумажный документооборот:

  • В Казахстане действует «Электронное правительство»

  • Единая Система Электронного документооборота

  • Электронный архив


Плюсы Электронного документооборта

  • Экономия. Отказ от бумажного документооборота дает значительную экономию средств.

  • Доступ. Электронный документооборот предполагает цифровой формат всех документов. Их можно хранить в облаке, получая доступ к данным через веб-приложения. Это повышает мобильность сотрудников, которые могут работать удаленно.

  • Организация. Электронные документы легче упорядочивать, искать и редактировать. Гораздо проще и быстрее найти нужный файл в компьютере, чем копаться в кипе бумаг.

  • Экология. Отказ от использования офисной бумаги позволит спасти немало деревьев.


Минусы


  • Непрерывность. К цифровым данным можно легко получить доступ, но также легко их можно и потерять. Если жесткий диск выйдет из строя, пропадут все документы, хранящиеся на нем. Чтобы не потерять данные нужно использовать внешнюю систему резервного копирования.

  • Безопасность. Конфиденциальность информации является серьезной проблемой безбумажных офисов. Можно использовать локальные сервера, шифрование и ограниченный доступ. Некоторые документы нужно обязательно иметь в бумажном варианте.

  • Процессы. Переход на электронный документооборот предполагает пересмотр текущих процессов и операций.


Форматы публикации данных (проприетарность – непроприетарность)


  • На данный момент в проекте закона о доступе к информации рассмотрены вопросы о предоставлении государственными органами данные в свободном доступе, что свойственно открытым данным. Плата за предоставление информации взимается в случае запроса в письменном (бумажном) виде, когда печать или копирование документа превышает более 10 страниц. Но главный вопрос касательно открытости данных, в плане предоставления данных в свободном доступе на официальных ресурсах государственных органов рассмотрен. Есть лишь некоторые проблемы с доступом к нормативным актам и законам, в частных ресурсах, где за документ требуют оплату.

Процесс агрегирования данных в социально-экономические показатели


  • В рамках проекта «Е-статистика» созданы четыре компонента: информационные системы «Хранилище первичных статданных», «Статистический регистр населения», базы данных «Административная информация» и «Агрегированные показатели», а также усовершенствованы 7 информационных систем. Информационно-аналити­ческая система «Талдау» – это удобный инструмент работы со статистикой для любого пользователя, имеющего доступ к Интернету


Доступность ключевых массивов данных


  • На Казахстанских ресурсах полезные данные доступны. Основные данные по официальной статистике находятся на сайте агентства.. Данные о жилищных строительствах, коммунальных хозяйств и.т.д находятся на разных интернет-ресурсах. Наиболее полезная информация предоставлена на сайте электронного правительства, но множество из них не актуальны.


НАЛИЧИЕ СООБЩЕСТВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДАННЫХ
Существуют ли посредники в предоставлении информации (такие как журналисты по данным), способные перевести открытые данные в информацию, имеющую смысл для общественности?


  • Существуют НПО, журналисты и медийные организации, собирающие информацию о деятельности государственных органов из разных источников

  • Журналистика организована главным образом вокруг крупных медийных организаций. Независимые журналисты осуществляют свою деятельность, однако им необходимо дать больше возможностей и открытости.


Осуществляет ли правительство деятельность по продвижению многократного использования хранимых в правительстве данных (например, разработку программных приложений или проведение совместных мероприятий по созданию программных приложений)?


  • Сущетвуют мобильные версии официальных интернет-ресурсов государственных органов. Доступны мобильные приложения некоторых государственных органов. Мобильные версии сайтов. Создаются приложения на основе государственных данных, однако их мало;

  • В октябре в г.Астана прошел Хакатон, посвященный тематике «Смарт-Астана». Проведение конкурсов для разработчиков в стране стало актульным недавно и только начало набирать обороты

  • Государственные данные используются внутренними (правительственными) или внешними (неправительственными) сообществами. Налажена система электронного взаимодействия.

  • Имеются свидетельства обмена данными между государственными органами и повторного использования одним органом информации другого органа. Например, Агентство по статистике повторно использует данные государственных органов РК.

  • Экономика мобильных приложений в РК находится на начальном этапе. Существуют приложения, которые требуют доработки, либо основанные на некачественных и неактуальных данных.


Существуют ли организации, занимающиеся исследованиями в сфере открытых данных?


  • При АО «НИТ» функционирует Лаборатория Больших Данных, которая занимается анализ готовности к открытым данным и открытости в Казахстане

  • Существуют технические училища и высшие учебные заведения с программами по информатике, однако данных училищ меньше, чем с гуманитарным уклоном

  • В учебную программу средних школ входит информатика и обучение в области ИКТ


Итоги анализа по фактору
0 Государственные органы должны вовлекать граждан, коммерческие организации и другие заинтересованные стороны для получения отзывов о своих услугах, решениях и деятельности в целом, в том числе об участии граждан и коммерческих организаций в оказании услуг, принятии решений и деятельности ведомств – либо с использованием ИКТ, либо более традиционными способами.

  • В Казахстане функционирует блог-платформа руководителей государственных органов, где можно задать вопрос либо обратиться с просьбой или обращением к министрам и председателям агентств и комитетов.

  • Необходимо вовлечение разработчиков в создание программных приложений и электронных услуг.

  • Был организован конкурс на разработку портала «Открытых данных»

0 Необходимо проведение совместных мероприятий по созданию программных приложений и электронных услуг (например, работа групп программистов над узкими темами, конкурсы компьютерных программ, конкурсы разработчиков программных приложений).

0 В Казахстане проведение Хакатонов только внедряется. Необходимо заитересовать и мотивировать молодых и креативных разработчиков на создание полезных приложений.



  • Существует небольшая масса местных разработчиков, и они, как сообщество, активно участвуют на платформах социальных медиа и в частном порядке.

  • Предпринимателям и вновь созданным компаниям доступно финансирование на начальном этапе. Создание Start-Up-ов поддерживается в Казахстане, однако часто «на бумаге»

  • В стране начала формироваться экономика на основе программных приложений (даже если она невелика), в которой компании разрабатывают программные приложения, а люди используют/приобретают/загружают программные приложения.

  • Доступны приложения для смартфонов, планшетов, разработанные казахстанскими разработчиками, либо российскими

  • Существуют высшие учебные заведения с учебными программами по информатике и информационным системам, которые ежегодно выпускают значительное количество специалистов с техническим образованием.

  • Функционирует Международный Университет информационных технологий. При Национальных Университетах действуют факультеты с технической направленостью

  • Журналистика организована в основном вокруг крупных медийных организаций, свободных/независимых журналистов мало, и не существует независимых ассоциаций журналистов.

  • В медиа-индустрии доминируют средства массовой информации, контролируемые государством.

  • В Республике Казахстан существуют общественные организации, активно выражающие свои интересы по отношению к открытости и прозрасности деятельности государственных органов;

  • Граждане заинтересованы в открытых данных;

0 Необходимо привлечь общественные организации к внесению рекомендаций по опубликованию данных.

  • Разработчики столкнулись с трудностями в поиске необходимой информации в процессе создания приложений

  • Граждане имеют недоверие к данным, в связи с тем, что отсутствуют ссылки на официальные источники

  • Были учтены мнения граждан в социальных сетях о необходимости раскрытия государственных данных для свободного использования.


Рекомендации:


  • Принять закон об открытости данных, по которому правительство будет обязано раскрывать весь перечень направлений своей деятельности, а граждане могут запрашивать детальную информацию по интересующему их направлению. Благодаря этому подавляющая часть правительственных данных будет открытой, закрытой останется лишь информация, которую нельзя раскрывать из соображений государственной безопасности;

  • Особое внимание следует уделить популяризации и продвижению открытых данных в Республике Казахстан среди граждан;

  • Необходимо проведение Хакатона после запуска портала Открытых данных и размещения на нем основным данных;

  • Необходимо привлечь к участию талантливых программистов и «идейщиков», проведя предварительный отбор (использовать социальные сети и СМИ);

  • Вовлекать студентов в работу с открытыми данными, мотивировать их на проведение исследований;

  • Проводить семинары и лекции в образовательных учреждениях страны об открытых данных;

  • Приглашать международных экспертов для сотрудничества в исследовательской части по открытости и открытым данным;

  • Наладить сотрудничество с Исследовательствкими институтами, школами, лабораториями, занимающимися вопросом открытых данных;

  • Организовать конкурсы, олимпиады для студентов и молодых специалистов по проведению исследований в области открытых данных;

  • Необходимо развить группу пользователей открытыми данными, как инфопосредники, поскольку эта группа способна заметно облегчить доступ к данным и их использование гражданами и бизнесом.


ФИНАНСИРОВАНИЕ
Достаточно ли ресурсов для финансирования начального этапа инициативы по открытым данным, включая разработку приложений? Имеется ли необходимая для реализации инициативы по открытым данным ИКТ-инфраструктура и достаточны ли навыки сотрудников, необходимые для управления этой инициативой?
+ На данный момент имеются средства для финансирования и обеспечения кадрами начального этапа инициативы по открытым данным, которая будет включать: портал открытых данных, целевое наращивание потенциала внутри правительства и инвестиции в инициативы по совместному созданию приложений и повторному использованию данных. Средства будут выделяться в рамках портала Электронного Правительства РК.

  • Государством не определены средства для финансирования разработки отдельных высокоприоритетных программных приложений и электронных услуг, в которых будут использоваться открытые данные.

  • По инициативе АО «НИТ» создан прототип портала «Открытые данные»

  • На портале имеются публикации данных, касающихся различных государственных учреждений

  • Также на портале имеется приложение на основе вышеупомянутых данных

  • Не ясно, выразили ли интерес к работе с государством по открытым данным другие финансирующие организации.

  • Сторонние организации не поддерживают инициативу открытых данных, вернее не проявляют большого интереса.

  • Государством не определены источники потенциального финансирования инициативы по использованию открытых данных.

  • Тем не менее, сотрудники Лаборатории Больших Данных при АО «Национальные Информационные Технологии» сотрудничают с представителями Всемирного Банка, а именно:

  • Эндрю Стотт - Член Совета по Прозрачности Публичного Сектора, Великобритания;

  • Дженнифер Шкабатур - специалист МБРР (Международный банк реконструкции и развития) по открытым данным;

  • Джефф Каплан - Старший эксперт по вопросам открытых данных и открытому правительству, Отдел ИКТ, Всемирный Банк, управляющий директор, Open ePolicy solutions.

  • Государство не определило потенциальные источники финансирования развития инфраструктуры ИКТ, необходимой для поддержки экосистемы открытых государственных данных.

  • Почти все органы исполнительной власти имеют в штате ИТ-специалистов

  • Государство пока не назначило работающих полный рабочий день сотрудников, ответственных за управление данными в государственных и местных исполнительных органах.

  • Государство уже на протяжении долгого времени инвестирует в обучение государственных служащих использованию ИКТ


Рекомендации:


  • Необходимо финансирование инициативы по открытым данным в Республике Казахстан.

  • Необходимо финансирование инициативы государства в повторное использование данных, а именно финансирование совместного создания приложений, а также повторного использования данных. Это включает в себя объявление конкурсов, проведение мероприятий, хакатонов для развития повторного использования данных.

  • Включить в национальный план действий запуск новых грантовых программ и реорганизацию существующих программ с переориентацией их на открытость и прозрачность государства и общества.

  • Необходимо инвестирование в области обеспечения совместного использования ИКТ-инфраструктуры, а также наличия обладающего навыками персонала для управления данными

  • Государственное либо стороннее финансирование для создания школ и институтов открытых данных, а также введение курсов по открытым данным;

  • Продвижение инициативы открытых данных как в государстве, так и среди гражданского общества


Имеются ли у правительства механизмы финансирования инноваций?


  • В РК уже действуют некоторые устоявшиеся механизмы финансирования инноваций.

  • Государство осуществляет инвестиции в разработку электронных услуг и проектов электронного правительства.

  • Государство выдает гранты для финансирования инноваций

  • В Республике Казахстан имеются государственно-частные партнерства в области технологий с участием государства

  • Не имеется ГЧП, финансирующие открытые данные

Рекомендации


  • Увеличение размеров финансирования инноваций государством, выделение грантов на инициативы «открытых данных»

  • Необходимо инвестирование ГЧП для разработки продуктов с добавочной стоимостью на основе открытых данных.


ИКТ ИНФРАСТРУКТУРА И НАВЫКИ
На достаточном ли уровне обеспечивается доступ в интернет для поддержки надежной экосистемы открытых данных в стране?


  • Высокоскоростной интернет, в том числе мобильный, доступен для большинства граждан в Республике Каазхстан.

  • Пользователями сети Интернет являются более половины населения Казахстана

  • Министерство транспорта и коммуникаций постановило оснастить Wi Fi все крупные вокзалы Казахстана. Беспроводной интернет становится доступным во многих бизнес-центрах и ВУЗах, торгово-развлекательных комплексах, кафе и гостиницах.


Осуществляет ли государство совместное использование инфраструктуры и услуг?


  • Государство не имеет архитектуры предприятия, но осуществляет совместное использование ИКТ-инфраструктуры. Государственные органы используют государственный интранет.

+ Государство осуществляет совместное использование некоторых услуг – таких как электронная почта, система электронного документооборота и система хранения законов/законопроектов.

+ Существует специальная межведомственная организация, отвечающая за информационную безопасность



  • Несмотря на то, что навыки владения ИКТ высокопоставленными должностными лицами оценить сложно, можно отметить, что ведутся блоги руководителей государственных органов, а также используются социальные сети. Это подразумевает достаточно серьезный уровень цифровой грамотности.

  • Мобильный офис, все руководители пользуются программным обеспечением на планшетах

  • Государственные служащие получают базовую подготовку в области ИКТ.


Рекомендации


  • Предлагается внедрение стандарта, который позволит унифицировать процесс подготовки кадров государственных служащих

  • Требуется развитие совместного использования инфратсруктуры и услуг в области использования открытых данных.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая оценка готовности открытых данных разработана для того, чтобы произвести быструю оценку готовности РК к открытым данным и поддержать инициативу открытых данных. При выполнении этого были рассмотрены ключевые измерения.




НАПРАВЛЕНИЕ

ЗНАЧИМОСТЬ

Лидерство

ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ

Нормативная правовая база

ВЫСОКАЯ

Институциональная готовность

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Внутриправительственные данные

ВЫСОКАЯ

Потребность в открытых данных

ВЫСОКАЯ

Сообщества пользователей данных

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Финансирование

ВЫСОКАЯ

ИКТ-инфраструктура и система развития навыков

ВЫСОКАЯ


Основываясь на результатах анализа, можно сделать общий вывод о том, что в целом, Республика Казахстан располагает ресурсами и средствами для реализации качественной инициативы по открытым данным. Однако необходима согласованная и продуманная работа в этом направлении, осознание важности «открытых данных» государственными органами и популяризация данного направления среди общества.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал