Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»



Скачать 479.44 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2017
Размер479.44 Kb.
Просмотров187
Скачиваний0
  1   2   3

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»

Образовательная программа:

Управление в сфере здравоохранения
Слушатель: Вильгельм Ирина Александровна
Страна стажировки: Израиль

Москва, 2012

Раздел 1. Информационная часть

    1. Наименование образовательной программы: «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах».

    2. Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Вильгельм Ирина Александровна.

    3. Регион, место работы, должность: Алтайский край, г. Барнаул, КГБУЗ «Городская больница №5, г. Барнаул», главный врач.

    4. Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Мотивирование медперсонала поликлиник на обеспечение доступности амбулаторной помощи»

    5. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: 13-26 октября, Израиль.

    6. Дополнительная информация: стажировка проводилась на базе частного медицинского центра «Ассута» в Тель-Авиве, с посещением больниц «Рамбам» и «Шиба», центрального офиса медицинской кассы Маккаби, организации «Сарэль» центрального склада государственных больниц, центрального банка крови, организации Шахаль, оказывающей скорую помощь сердечным больным, в том числе с использованием телемедицины.



Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления

Государство Израиль располагается на юго-западе Азии, у восточного побережья Средиземного моря. Оно создано и провозглашено 14 мая 1948 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 г. в рамках "Плана ООН по разделу Палестины". Согласно Декларации о независимости Израиль провозглашен еврейским государством, но в реальности Израиль - многонациональное демократическое государство, где наряду с евреями равные права имеют многочисленные религиозные и этнические группы населения.

По данным Центрального статистического управления Израиля, в 2012 г. общая численность населения составила 7,980 млн. чел., в том числе 80% - евреев, 16% - мусульман и 4% - представители других вероисповеданий.

Население Израиля относительно молодо: 28% - дети в возрасте до 14 лет (в большинстве стран Европы этот показатель - в пределах 17%). Лица старше 65 лет составляют 10% от общей численности населения. Сопоставление уровня рождаемости в Израиле с европейскими показателями показывает, что в стране каждый год рождается вдвое больше детей, чем в среднем в странах ЕС (21 на 1 тыс. населения против 10). Материнская смертность в Израиле - 4 на 1 тыс. живорожденных (в Европе - 27). Низкий показатель доли пожилого населения (десять процентов) от общего населения страны является прямым следствием высокого уровня рождаемости

Индекс фертильности в 2008 г. составил 2,77 ребенка на женщину, что ставит Израиль на первое место среди развитых стран по этому показателю. В 2008 г. оценочный прирост населения составил 1,713%, а соотношение полов - 1 : 1.

Общие расходы на здравоохранение в 2012г. составили 15,5 млрд.долл., или 7,9% от общего валового продукта. Израиль занимает одно из последних мест среди развитых стран по национальным расходам на здравоохранение по отношению к ВВП. В США, например, по данным за 2008 год, на здравоохранение расходуется 16% ВВП, в Дании - 9,7%, в среднем по ОЭСР - 8,8%. В Израиле же этот показатель равен 7,8%. Средняя продолжительность жизни в Израиле одна из самых высоких в мире – 83 года для женщин и 79 лет для мужчин. По этому показателю Израиль находится на уровне самых развитых европейских стран.



Общая смертность составляет 5,5 на 100000 населения. В структуре смертности на 1 месте – онкологические заболевания, на 2 месте – сердечно-сосудистые заболевания, на 3 месте – сахарный диабет. По заболеваемости диабетом и смертности от него Израиль опережает все европейские страны (44 случая на 100 тыс. населения против 14 в среднем по ЕС).

Вместе с тем в среднем израильтянин пропускает по болезни всего четыре рабочих дня в году, тогда как житель Германии и Франции - 15 рабочих дней, а по странам ЕС в целом этот показатель втрое выше израильского.

Управление системой здравоохранения Израиля.  Система здравоохранения имеет вертикальную структуру, представленную шестью окружными отделами. Управление осуществляет Министерство здравоохранения. В 2007 г. бюджет министерства составил 23,8 млрд. шекелей. Затраты на здравоохранение за последние 10 лет выросли более чем на 90% и достигли 7,8% от валового национального продукта, что составляет в среднем 2040 долл. США в год на каждого жителя страны ( США – 7,8 тыс долл. на 1 чел.).

Система здравоохранения Израиля основана на государственном медицинском страховании. «Государственное страхование здоровья будет основано на принципах справедливости, равенства и взаимопомощи» (из закона).

Всем жителям страны гарантируется право на получение медицинского обслуживания - больничные страховые кассы осуществляют медицинское страхование, фонд которого поддерживается ежемесячными взносами застрахованных и отчислениями работодателей.

По вкладыванию средств в научные разработки, в том числе и в медицине (по отношению к валовому национальному доходу), Израиль занимает первое место в мире. Он является признанным лидером по разработке и использованию высокотехнологичной медицинской помощи в кардиологии и кардиохирургии, гастроэнтерологии, онкологии, ортопедии, лапароскопической хирургии, стоматологии, косметологии и пластической хирургии. Отдельные лекарственные средства, произведенные в Израиле и не имеющие аналогов в мире, составляют основу для успешного лечения во многих странах таких тяжелых заболеваний как рассеянный склероз и болезнь Паркинсона. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — одно из успешных направлений здравоохранения: в стране функционирует 25 отделений искусственного оплодотворения, на миллион жителей приходится 3400 процедур ЭКО в год, что является мировым рекордом. Лишь в Израиле система здравоохранения оплачивает процедуры искусственного оплодотворения без ограничения количества попыток, вплоть до рождения двух детей и до достижения женщиной 45-летнего возраста. Процент успешных зачатий при искусственном оплодотворении выше мирового — до 38 процентов. Израиль находится в первой пятерке стран с самым высоким процентом выживаемости при онкологических заболеваниях, а в случаях с раком легких и кишечника находится на первом месте. Здесь успешно проходят лечение многие граждане из других развитых стран мира, страдающие онкологическими заболеваниями, признанными у себя на родине неизлечимыми. Проведенные в последнее десятилетие реформы здравоохранения были в целом успешными: они существенно повысили престиж национального здравоохранения как внутри страны, так и за рубежом. Достижения здравоохранения, в том числе и в области дорогостоящих высоких технологий, стали доступными практически для всех слоев населения. Это было достигнуто благодаря четким и определенным правилам взаимодействия между государством, обширной сетью производителей медицинских услуг, страховщиками и потребителями медицинских услуг — населением. Они нашли свое отражение в законах «О правах пациентов» и «О государственном медицинском страховании».

Министерство здравоохранения несёт государственную ответственность за здравоохранение жителей государства Израиль. Оно устанавливает государственную политику в области медицинских услуг и услуг в сфере здравоохранения, и несёт ответственность за планирование, надзор, контроль, выдачу лицензий и координирование услуг, предоставляемых системой здравоохранения Израиля.

Министерство здравоохранения занимается организацией, ведением и предоставлением услуг в сфере предупреждения, диагностирования и лечения заболеваний, а также за предоставлением реабилитационных услуг и проведением исследований, как напрямую, так и посредством различных медицинских учреждений. Министерство здравоохранения предоставляет услуги в сфере здравоохранения касательно госпитализации и превентивной медицины, а также страхует население в сфере психического здоровья, гериатрии, общественного здравоохранения и предоставления медицинских приспособлений для реабилитации.

Оно обеспечивает реализацию основного права всех жителей Израиля на получение высококачественных медицинских услуг и на повышение уровня их здоровья, посредством системы здравоохранения, стремящейся к максимальному качеству и равенству, почитая достоинства человека и общества.

Задачи и цели



  • Качество – повышение качества предоставляемых медицинских услуг в сфере диагностики, лечения, реабилитации и предупреждения болезней, устанавливая показатели качества и соответствуя им посредством системы поощрений, контроля и надзора за соблюдением установленных правил. 

  • Сокращение разрыва – сокращение разрыва в сфере здравоохранения между различными группами населения.

  • Ориентирование на израильское общество – повышение качества служб в сфере здравоохранения и качества услуг, предоставляемых жителям Израиля, уделяя особое внимание услугам в сфере превентивной медицины, пропаганды здорового образа жизни и реабилитации в обществе.

  • Эффективность – обеспечение медицинских услуг и услуг в сфере здравоохранения максимального качества, устанавливая приоритеты согласно ограничениям в ресурсах.

  • Исследования – продвижение медицинских исследований.

  • Пропаганда здорового образа жизни и предотвращение болезней – поощрение ведения здорового образа жизни, уделяя особое внимание личной и общественной ответственности.

  • Привлечение к участию широкую общественность и индивидуальных лиц – привлечение широкой общественности и её вовлечение в сферу здравоохранения и создание атмосферы, позволяющей привлечь широкую общественность к установлению и соблюдению политики в сфере здравоохранения.

  • Структурные изменения – повышение эффективности работы Министерства здравоохранения, ответственного за всю систему здравоохранения, отделение должности поставщика услуг от Министерства. 

  • Психическое здоровье – присоединение сферы психического здоровья к общей концепции здравоохранения.

  • Гериатрия – повышение качества услуг в сфере здравоохранения, предоставляемых пожилым людям, продолжая уделять особое внимание предоставлению помощи на дому у пожилого человека и социально-общественной сфере.

Контроль над деятельностью больничных касс:

  • Проверка соответствия работы больничных касс требованиям закона, включая предоставление услуг членам кассы, и за исключением вопросов, связанных с качеством предоставляемых медицинских услуг;

  • Одобрение и проверка, укладываются ли больничные кассы в бюджеты (текущие бюджеты, бюджеты на развитие и бюджеты на рекламу);

  • Контроль над текущими финансовыми отчётами, отчётами о движении денежных средств и иной надзор, слежение за финансовой мощностью больничных касс;

  • Публикация периодичных отчётов, в которых проводится сравнение больничных касс;

  • Регуляция финансовой отчётности больничных касс;

  • Надзор над программами взимания платежей больничными кассами у населения;

  • Выполнение планов по оздоровлению и концентрирование работы штаба по всем вопросам, связанным с программами по стабилизации и с критериями для предоставления финансовой поддержки больничным кассам;

  • Регулирование владений больничных касс корпорациями согласно статье 29 Закона о государственном страховании здоровья (1994г).

 Надзор над программами, предоставляющими дополнительные услуги в сфере здравоохранения:

  • Надзор над предоставлением дополнительных услуг в сфере здравоохранения в рамках программ дополнительного страхования здоровья, предлагаемых больничными кассами посредством:

  • Установления основных правил и руководств для больничных касс касательно программ дополнительного страхования здоровья;

  • Одобрения программ дополнительного страхования здоровья и удовлетворения просьб на внесение каких-либо изменений в них;

  • Надзора над способами рекламы программ дополнительного страхования здоровья и над правилами регистрации новых застрахованных граждан;

  • Регулярного финансового надзора над программами дополнительного страхования здоровья;

  • Надзора над расценками на программы дополнительного страхования здоровья и удовлетворения просьб на внесение каких-либо изменений в них.

Финансирование медицинских учреждений осуществляется по нескольким каналам. Источники - налог на здоровье (прямой налог), другие налоги, в том числе подоходный, страховые взносы в больничные кассы, а также пожертвования от частных лиц и общественных организаций, как в Израиле, так и за рубежом. Взносы, которые платит больной – это не только источник финансирования, но и «регулятор», сдерживающий выполнение избыточных услуг. Сумма взноса невысока, чтобы больной мог себе позволить необходимые медицинские услуги.

Функцию страховщика государство реализует через несколько структур. Одним из ключевых в системе является ведомство национального страхования, осуществляющее распределение средств, предназначенных для финансирования корзины медицинских услуг между больничными кассами в соответствии с количеством застрахованных в них и с поправочным коэффициентом на возраст. Оптимальность функционирования данной организации заключается в том, что она одновременно выполняет функции страховщика, собирает налоги и управляет социальным обеспечением. Ведомство осуществляет распределение социальных пособий всех видов в зависимости от вида наступления страхового случая. Недостаток финансовых средств на обеспечение «корзины здоровья» больничным кассам возмещается министерством финансов за счет средств государственного бюджета. Сосредоточение всех функций в рамках одной структуры имело положительный эффект в планировании, сборе и распределении финансов.

Государственное медицинское страхование Израиля имеет выраженную социальную направленность: все жители застрахованы в системе обязательного медицинского страхования и платят взносы по-разному, но имеют равный доступ к услугам здравоохранения. Взнос по страхованию в Израиле составляет от 3,1 до пяти процентов — в зависимости от месячного дохода. Лица, не имеющие доходов, платят ежемесячно фиксированную плату в зависимости от получаемого пособия (по нетрудоспособности, по старости, пособия студентам и т.д.). Освобождены от уплаты взносов новые репатрианты, солдаты срочной службы, домохозяйки, лица, ставшие гражданами Израиля после установленного законом пенсионного возраста, и др. Население Израиля достаточно четко и широко классифицировано по группам, категориям, видам и т.д., с точки зрения уплаты взносов по страхованию здоровья, что позволяет достаточно эффективно планировать бюджет государственного медицинского страхования.

Особенность и одновременно сложность медицинского рынка: темпы роста медицинских услуг и препаратов значительно превышают темпы экономического роста страны. Для сдерживания роста расходов государство предпринимает следующие меры:



  1. Формирование корзины медицинских услуг:

  • виды услуги;

  • сроки оказания;

  • стоимость услуг (по каждой услуге единая для всех больниц при оказании медицинской помощи гражданам Израиля).

2. Сертификация: государство определяет, кто и где имеет право предоставлять медицинские услуги, дает разрешение на создание медицинских центров, в том числе частных, определяет их мощность.

3. Комиссия препаратов и аппаратов министерства здравоохранения рассматривает заявки и определяет, какие новые услуги будут включены в корзину медицинских услуг, исходя из их эффективности и выделенного бюджета.

4. Государство определяет бюджет медицинского центра. В пределах бюджета финансирование 1:1, при превышении - 1:2.

5. Государство контролирует стоимость медицинских услуг: министерство здравоохранения ответственно за планирование, финансирование и установку тарифов в области услуг в системе здравоохранения. Среди прочего Министерство устанавливает тарифы во всей государственной и общественной системе здравоохранения, несет ответственность за ведение кредита государственных больниц, за надзором над расценками на лекарственные препараты, устанавливает правила, облегчающие переход между больничными кассами, и прилагает усилия для сокращения пробелов в области здравоохранения.

Со временем проблема недофинансирования здравоохранения, по мнению ведущих специалистов Израиля, обостряется. Новые технологии обходятся все дороже, население растет, а коррекция корзины недостаточна. Если в 1995 году общественное здравоохранение покрывало 67,9% всех расходов на здравоохранение, то в 2009-м - только 57,7%. Таким образом, доля частных медицинских услуг за это время увеличилась с 32,1 до 42,3%.Из исследования профессора Джошуа Шемера, в прошлом гендиректора министерства здравоохранения, ныне возглавляющего больницу «Асута», и д-ра Морди Рабиновича из университета им. Бен-Гуриона в Негеве следует, что коррекция отстает от насущных потребностей на 0,5-1% в год. Каждый год появляются новые технологии, позволяющие или вылечить ранее неизлечимые болезни, или значительно облегчить страдания больных. Предлагаемое в исследовании решение - ежегодно увеличивать ассигнования на финансирование медицинской корзины на 2%.

Работа больничных касс. Больничные кассы — негосударственные добровольные организации с особым статусом, контролирующиеся государством через Минздрав и осуществляющие некоммерческое страхование.

Функции министерства здравоохранения в сфере контроля над деятельностью больничных касс – базовая корзина услуг:



  • Проверка соответствия работы больничных касс требованиям закона, включая предоставление услуг членам кассы, и за исключением вопросов, связанных с качеством предоставляемых медицинских услуг;

  • Одобрение и проверка, укладываются ли больничные кассы в бюджеты (текущие бюджеты, бюджеты на развитие и бюджеты на рекламу);

  • Контроль над текущими финансовыми отчётами, отчётами о движении денежных средств и иной надзор, слежение за финансовой мощностью больничных касс;

  • Публикация периодичных отчётов, в которых проводится сравнение больничных касс;

  • Регуляция финансовой отчётности больничных касс;

  • Надзор над программами взимания платежей больничными кассами у населения;

  • Выполнение планов по оздоровлению и концентрирование работы штаба по всем вопросам, связанным с программами по стабилизации и с критериями для предоставления финансовой поддержки больничным кассам;

  • Регулирование владений больничных касс корпорациями согласно статье 29 Закона о государственном страховании здоровья (1994г).

У застрахованного всегда есть выбор между кассами (человек имеет право перейти из одной больничной кассы в другую четыре раза в год), и больничная касса не имеет права ему отказать. Они обеспечивают своим членам доступ к набору услуг, определенному Законом о государственном медицинском страховании. За каждого члена больничной кассы государство ежегодно выплачивает ей определенную сумму. Каждая касса связана договорами со своими лечебными учреждениями, поэтому выбор больничной кассы во многом определяется удобным месторасположением для клиента сети клиник, с которыми она сотрудничает. Оптимальность функционирования больничных касс заключается в принципе конкуренции (он закреплен в законе о конкуренции между больничными кассами), малом их количестве (в стране функционирует четыре кассы: «Клалит», «Леумит», «Маккаби» и «Меухедет») и борьбе за застрахованных по объему услуг, входящих в дополнительные медицинские страховки. В Израиле существует четкое понятие для пациентов в отношении того, какие услуги бесплатны, а за какие нужно заплатить, т.о. возможно совмещение ОМС и ДМС в рамках одной системы. Пациент получает простой и понятный механизм предоставления дополнительных услуг от медицины, а страховые медицинские организации получают мотивацию бороться за пациентов: через реализацию дополнительных медицинских услуг они осуществляют коммерческое страхование, и у них есть экономические стимулы улучшать работу с клиентами. Государство определяет наполнение «корзины», что не позволяет «перевести» бесплатные услуги по ОМС в платные по ДМС.

Комплекс медицинских услуг, обязательных к предоставлению в случае обращения застрахованного, называется "корзиной здоровья". Она ежегодно пересматривается и зависит от денежных средств, выделенных на здравоохранение. Согласно Закону о государственном страховании здоровья, для исключения каких-либо услуг/лекарств из корзины услуг в сфере здравоохранения необходимо получить на это разрешение комиссии Кнессета по работе, благосостоянию и здравоохранению.

"Корзину" утверждает правительство, и она едина для всех больничных касс (приложение №1).

Государственное медицинское страхование распространяется не на все виды медицинской помощи. Психологическая, психиатрическая, наркологическая, стоматологическая помощь, косметические операции, операции за границей, покупка очков и некоторые другие виды помощи не входят в корзину медицинских услуг.

Поскольку Институт национального страхования финансирует больничные кассы по системе капитации, кассы экономически мотивированы эффективно расходовать денежные средства и проводить постоянную работу по привлечению клиентов. С этой целью они осуществляют программы по лекарственному обеспечению, расширяют территорию оказания первичной медицинской помощи, распространяют полезную для клиентов информацию в виде различных брошюр, активно рассылают гражданам приглашения перейти в больничную кассу с разъяснениями преимуществ обслуживания именно этой кассой.

Некоторые специалисты считают, что в России аналогами больничных касс являются страховые медицинские организации. Если бы функции больничных касс ограничились тем, что было описано выше, с этим мнением можно было бы согласиться. Но нет! В каждой больничной кассе имеется разветвленная сеть медицинских учреждений: поликлиники, аптеки, диагностические центры; женские и детские консультации; пункты неотложной помощи, работающие в те часы, когда закрыты поликлиники; клиники сердечнососудистых болезней, хронических неинфекционных заболеваний, альтернативной медицины; дома престарелых и гериатрические центры.









Больничная касса Маккаби: эндоскопическое отделение, лаборатория.
Больничные кассы также заключают договоры с частными врачами и частными лечебными учреждениями, среди которых - крупные медицинские центры и больницы. Членам касс оплачивается лечение во всех больницах страны на основании направления лечащего врача и в экстренных случаях. Таким образом, больничные кассы не только выполняют роль страховщика, но и непосредственно занимаются организацией, оказанием и постоянным совершенствованием медицинской помощи. Для них, на мой взгляд, создан реальный экономический рычаг, который побуждает больничные кассы активно внедрять эффективные и малозатратные виды помощи: набор превентивных мер, позволяющий избежать прогрессирования заболеваний до стадий, когда потребуется госпитализация, дневные стационары, патронаж больных по телефону и видеосвязи, «домашнюю» телемедицину, совершенствовать диагностические службы, проводить замеры медицинских услуг, оптимизировать работу персонала. Ведь лечить пациента в амбулаторно-поликлинических условиях гораздо дешевле, чем в стационарных клиниках. В литературе встретила данные, что 95% населения удовлетворены оказанием медицинской помощи. Может быть, это одна из причин?

Пример. Больничная касса Маккаби имеет 12 медицинских центров, в месяц обслуживает 30000 человек. Запись идет через центр очередей дистанционно, внутри учреждений очередей нет. В больничной кассе развернут центр экстренной медицины, график работы которого с 7час.00 мин. до 22час. 30 мин., в том числе в выходные и праздничные дни. В нем работают семейный врач, травматолог, педиатр, гинеколог. Центр оказывает медицинскую помощь в неотложных случаях, тем самым снимая нагрузку на скорую помощь и неотложную помощь и снижая частоту госпитализации.

Имеется дневной стационар, лабораторная и инструментальная диагностика, центр тайской медицины, отделение для лечения хронической сердечной недостаточности, сахарного диабета с клиникой диабетической стопы, пульмонологический, гематологический, нефрологический, отоларингологический, гастроэнтерологический приемы, кабинет артериальной гипертензии, возможны телемедицинские консультации. Во время посещения нам была продемонстрирована возможность телемедицинской консультации в клинике в Эйлате.

В больничной кассе Маккаби организован Многопрофильный медицинский телефонный центр, осуществляющий патронаж по телефону и видеосвязи хронических больных. Мотивы для его создания:


  • основная причина роста национальных расходов в системе здравоохранения является госпитализация

  • снижение нагрузки на врача - в среднем лечащий врач уделяет- 5-7 минут на приём больного

  • уровень знаний и лечения не единообразен

  • недостаточное взаимодействие со стороны больных на лечение

  • ограниченная доступность и наличие медицинских услуг

  • повторные госпитализации; периодические / необоснованные направления в приёмный покой

  • растущая нехватка профессиональных кадров (врачей и медсестер).

В центре работают медицинские сестры, которые круглосуточно на бесплатной основе консультируют больных с хронической сердечной недостаточностью, хронической обструктивной болезнью легких, стомами, сахарным диабетом, проводят дистанционную сердечную реабилитацию и т.п. Нагрузка на сестру составляет 200 пациентов. В задачи медицинской сестры входит ежедневный контроль состояния, своевременное выявление проблем пациента, мониторинг выполнения пациентом предписанного лечения, коррекция предписаний по лечению согласно утвержденным протоколам в случаях, не требующих посещения врача, информирование врача об изменениях в состоянии больного и данных рекомендациях.

Центр недавно начал свою работу, провести анализ экономической эффективности еще нельзя, но, несомненно, это важное подразделение, призванное повысить приверженность больных к лечению, уменьшить число госпитализаций в результате декомпенсации хронических заболеваний, улучшить физическое и психологическое состояние больного.

Еще одной особенностью системы государственного медицинского страхования является тот факт, что посещение семейного врача бесплатное, а вот при визитах к врачам-специалистам пациент вносит символическую плату один раз в квартал. Пациенты наряду с кассой участвуют в оплате некоторых сложных и редких анализов. Но это не столько доплата за предоставление обязательной медицинской помощи, сколько попытка ограничить очередь путем отсеивания «нецелевых посещений». Тем не менее, от таких дополнительных платежей освобождены лица, получающие пособия по старости, инвалиды, лица, получающие пособие по безработице, по нетрудоспособности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал