Отчет о ходе реализации Плана мероприятий



страница1/30
Дата12.02.2017
Размер0.66 Mb.
Просмотров2767
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Сводный отчет о ходе реализации Плана мероприятий

Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы

по итогам 3-го квартала 2014 года
За отчетный период не предоставлены сведения со стороны следующих государственных органов:

- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при ПКР;

- Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР;

- Представительство Правительства КР в Баткенской области;

-Представительство Правительства КР в Жалал-Абадской области;

- Представительство Правительства КР в Чуйской области;

- мэрия г. Ош.

Краткосрочные меры по устранению коррупционных схем

Таблица 1.1



 

N

Мероприятия

Ответственный орган

Соисполнители

Ожидаемый результат

Дата завершения

Промежуточные результаты

1

Разработать правительственный план мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной помощи государственными органами и органами местного самоуправления

Аппарат Правительства

МЭП, ГРС, ГАГМР, МСР, МВД, ГСБЭП, Генпрокуратура (по согласованию), АКС ГКНБ

Выявление и устранение коррупционных схем. Обеспечение прозрачности и гласности проводимых мероприятий госорганами. Выработка рекомендаций системного и организационного характера, направленных на борьбу с коррупционными правонарушениями в конкретной сфере

Октябрь 2014 г.

Утвержденный Правительством План мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной помощи государственными органами и органами местного самоуправления

Отчет о выполнении

Промежуточные результаты:

МЭП - проект распоряжения об утверждении проекта Плана доработанный с учетом большинства, представленных от министерств и ведомств замечаний и предложений в установленном порядке был в 4-раз внесен на утверждение в Аппарат Правительства КР (далее – АПКР) исх.№ 02-2/1998 от 09.04.2014 г.

ГАГМР - в соответствии с поручением Вице-премьер министра КР Т. Сарпашева от 31.10.2013 года исх.№ 15-33767 Госгеолагентство согласовал проект распоряжения Правительства КР об утверждении Правительственного плана мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной государственными органами и органами местного самоуправления без замечаний и предложений. Заключение по вышеуказанному проекту распоряжения направлено в Министерство энергетики КР (исх.№08-2/3574 от 05.11.2013 г).

ГСБЭП - в соответствии с Распоряжением Премьер-министра КР от 21.01.2013 года №13, образована межведомственная группа по разработке правительственного плана. На основании письма МЭП №02-2/4721 от 13.08.2014г. направлены предложения по антикоррупционным мероприятиям в части выделения земель, для включения в проект Правительственного плана. 19.09.14г. в МЭКР прошло заседание рабочей группы по обсуждению плана.

АКС ГКНБ - в отчетном периоде продолжена работа в рамках экспертных групп, образованных при Совете обороны Кыргызской Республики. На основе итогов изучения деятельности Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР выявлено 13 основных коррупционных зон и рисков, а также 13 коррупционных схем. С учётом их анализа разработан и 6 февраля 2014 года Секретарём Совета обороны КР, Директором АКС и Директором Агентства утвержден план пошаговых мероприятий по исключению причин и условий, создающих коррупциогенные риски, а также демонтажу действующих в отрасли коррупционных схем.

12 июня 2014 года по инициативе АКС состоялся промежуточный отчет межведомственной комиссии по реализации пошагового плана по устранению коррупционных условий в Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам КР. По итогам отчёта рассмотрена эффективность исполнения Плана и отмечена необходимость принятия комплекса действенных мер по повышению эффективности и контроля над реализацией запланированных мероприятий. 23 сентября 2014 года в Госгеологии состоялось заседание коллегии по реализации пошаговых мероприятий с участием представителей Правительства, ЖК КР, АКС ГКНБ КР и СМИ, на котором работу Госгеологии по демонтажу системной коррупции признали удовлетворительной и одобрили использование финансовых средств специального счета на развитие минерально-сырьевой базы для разработки и внедрения системы – базы данных «Единое окно», также в 4 квартале с.г. запланировано проведение общественных слушаний по изменениям и дополнениям в Закон КР «О недрах» и возможностях использования Интерактивной карты полезных ископаемых. Закончена работа по линии Дорожно-патрульной службы МВД КР, в результате чего выявлено 6 устойчивых коррупционных схем в 4 зонах коррупционной деятельности и определены факторы и условия, способствующие их присутствию. 18 февраля 2014 года Секретарём Совета обороны КР, Директором АКС и министром внутренних дел одобрен соответствующий пошаговый план, предусматривающий более 20 мероприятий по устранению причин и условий коррупционных рисков, передан руководству ведомства.

2 октября текущего года в Секретариате Советы обороны КР проведено совещание с участием представителей ДПС МВД, АКС ГКНБ, ГРС при ПКР и USAID в ходе которого обсуждался вопрос организации работы ДПС в целях минимизации контакта водителя и сотрудника ДПС на дороге. В ходе совещания предложено исключить практику лишения водительских удостоверений по отдельным категориям нарушений ПДД, как механизма взыскания в отношении водителя, путем внедрения и установки соответствующего аудио-видео оборудования на автомашинах сотрудников ДПС. Вопрос необходимого финансирования (в размере 700 тыс. долларов США) рассматривается руководством USAID. Завершено исследование ситуации в энергетической отрасли, где на основе анализа выявленных 6 основных зон коррупционной деятельности и порядка 20 действующих коррупционных схем, а также изучения причин и условий их присутствия, разработан и 14 марта 2014 года Секретарём Совета обороны КР, Директором АКС и министром энергетики утвержден план, включающий около 40 поэтапных мероприятий, который передан на исполнение Министерству энергетики и промышленности КР.

По инициативе АКС 5 и 12 июня текущего года дополнительно проведено совещание с руководством Министерства энергетики и промышленности, а также совещание с участием начальников отделов выработки, распределения и сбыта электроэнергии, а также глав и представителей ОАО «Электрические станции», ОАО «Северэлектро», ОАО «НЭСК», ОАО «Бишкектеплосеть», ОАО «Кыргызгаз», ГП «Кыргызжилкоммунсоюз» и ГП «Кыргызкомур». В ходе совещаний рассмотрена эффективность исполнения Плана и отмечена необходимость организации надлежащего контроля над его исполнением. В системе образования определены 7 основных коррупционных зон и установлены 94 коррупционных риска с определением причин и условий, для исключения которых разработан план анализа нормативных правовых актов, разделенный на 4 этапа работы экспертной группы. Проводится анализ работы ВУЗов, имеющих непрофильные направления при организации учебного процесса, по итогам данной работы будет составлен план оптимизации деятельности учебных заведений с сокращением непрофильных направлений, отзыв лицензий у учебных организаций, не имеющих возможности предоставления гражданам необходимых профильных знаний.

23 мая 2014 года Секретарем Совета обороны, Директором АКС и Министром образования и науки КР утвержден План пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере образования и науки. В настоящее время, указанный план направлен на ознакомление и организацию пошаговых мероприятий в Министерство образования и науки КР. Также, проводится анализ на предмет продуктивности и целесообразности привлечения министерств в качестве заказчиков будущих профессиональных кадров с возможностью заключения предварительного контракта для обустройства выпускников в профильных министерствах, ведомствах и организациях. На основании результатов изучения ситуации в ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация» АКС внесено предложение о ликвидации данного акционерного общества, которое поддержано Рабочей группой Совета обороны КР. На сегодняшний день Правительством КР принято решение ликвидировать ОАО.Объемная работа проведена по линии системы здравоохранения, где выявлено 9 основных зон коррупционной деятельности, способствующих использованию 21 коррупционной схемы. Проведен анализ всех уголовных дел, возбужденных по преступлениям в системе здравоохранения, на основании которого выявлено 6 наиболее используемых коррупционных механизмов. Дополнительно в Секретариате Совета обороны КРпроведено совещание с участием руководства Министерства здравоохранения КР и всех медицинских учреждений страны. По итогам совещания Министерству здравоохранения и руководителям медучреждений поручено разработать и внести собственные предложения по исключению существующих коррупционных рисков.В начале августа 2014 года Секретарем Совета обороны, Директором АКС и Министром здравоохранения КРутвержден План пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере здравоохранения.

В феврале 2014 года в Секретариате Совета обороны КР проведено расширенное заседание по обсуждению сложившейся коррупционной ситуации в Министерстве юстиции КР. В связи с чем, Рабочей группе Совета обороны КР для дальнейшей передачи экспертной группе со стороны АКС были предоставлены оперативные материалы и материалы уголовных дел, а также представлена презентация с выявленными 4 коррупционными зонами и рисками. Согласно проведенному анализу, наиболее подверженными коррупционным проявлениям в Центральном аппарате и структурных подразделениях Министерства юстицииКР являются:

- Управление по работе с Центральной залоговой регистрационной конторой;

- Государственный центр судебных экспертиз и регистрации юридических лиц;

- Управление нотариата и адвокатуры Министерства юстиции КР;

- Финансово-хозяйственный отдел.

В процессе изучения ОАО «Кыргызалтын» определены 3 основные зоны коррупционной деятельности и выявлено 4 коррупционные схемы, выраженные в занижении объемов добычи золота, подпольной переработке и выводе неучтенной руды, махинациях при госзакупках, а также нарушениях в реализации кадровой политики. В целях их документального подтверждения, а также расширения институциональной базы для экспертных исследований организован комплекс проверочных мероприятий по ряду направлений работы акционерного общества и его филиалов.

В апреле 2014 года на заседании Рабочей группы Совета обороны КР проведена презентация итогов проведенной работы, по результатам которой одобрен предварительный документ по выявленным коррупционным зонам и схемам. В мае 2014 года состоялось заседание Рабочей группы Совета обороны КР, где был одобрен проектный документ выявленных коррупционных схем и принято решение подготовить детализированный план пошаговых мер по демонтажу системной коррупции в ГПС при ПКР. Дополнительно 19 июня сего года АКС проведено совещание с участием руководящего состава ГПС по принимаемым антикоррупционным мерами рассмотрены вопросы организации работы по противодействию коррупции. В настоящее время проводится работа по формированию плана пошаговых мер. Подведены предварительные итоги изучения ситуации в системе Министерства финансов Кыргызской Республики, где на сегодняшний день выявлено 4 основные зоны коррупционной деятельности – это сферы формирования и распределения бюджетных средств, использования стимулирующих долевых грантов и внешних заимствований. Соответствующая информация презентована на совещании в Секретариате Совета обороны КР с участием представителей всех правоохранительных органов и далее передана экспертной группе для выработки мер по устранению причин и условий выявленных коррупционных рисков. 17 июня сего года Секретарём Совета обороны КР, Директором АКС и министром финансов утверждён План пошаговых мероприятий по устранению коррупционных проявлений в Министерстве финансов КР.

Также в мае сего в Секретариате Совета обороны КР проведена презентация материалов по выявленным коррупционным схемам вГосударственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве КР.

Рабочей группой Совета обороны КР презентация одобрена и принято решение о разработке проекта Плана пошаговых мероприятий по демонтажу коррупционных схем в Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве КР. Проводится работа по анализу проблем в области государственных закупок Министерства транспорта и коммуникаций КР, которые выделены, как один из ключевых объектов изучения экспертной группы по данному ведомству. В результате обобщения собранной информации определены факторы, причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям при государственных закупках в системе министерства.24 мая 2014 года в Секретариате Совета обороны КР проведена презентация Рабочей группы по выявленным коррупционными сферам и схемам в деятельности Министерства сельского хозяйства и мелиорации КР.

В результате членами Рабочей группы Совета обороны КР презентация одобрена и внесено предложение создать экспертную группу для дальнейшего изучения и анализа коррупционной составляющей в данном министерстве и подготовки итогового проекта документа.

Также, продолжается работа экспертной группы в системе ГРС. В частности, подготовлен первоначальный проект по коррупционным рискам в системе ГРС, который был рассмотрен 17 апреля 2014 года на заседании Рабочей группы Совета обороны КР, в результате принято решение о доработке указанного проекта с определением мер по демонтажу коррупционных схем.

Так, на сегодняшний день в системе ГРС выявлено 8 коррупционных зон и 48 коррупционных рисков. В состав экспертной группы включены представители гражданского сектора, бизнес-сообщества, секретариата Совета обороны КР, Антикоррупционной службы и 5-го Главного управления МВД. Разработано предложение о необходимости внесения изменений в законодательные акты, с целью снижения рисков коррупционных проявлений со стороны инспекторов Национального Банка КР при проведении проверок обменных бюро, осуществляющих свою деятельность без лицензии Национального Банка КР. В ближайшее время наши рекомендации будут доработаны и внесены в Национальный Банк КР. Дополнительно начата проверка процедур распределения и использования грантовых средств, выделенных международными донорами на развитие сельского хозяйства и аграрного сектора республики. В рамках информационного содействия государственным органам в сокращении коррупционных рисков выработаны рекомендации по проблемным участкам деятельности Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР.

В частности, обозначены проблемы в сфере проведения плановых и внеплановых проверок деятельности публичных компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых компаний и субъектов лотерейной деятельности. Указаны недостатки в реализации лицензионно-разрешительных функций, а также в организации процесса приема отчетов от субъектов деятельности публичных компаний. В июне сего года проведена презентация по выявленным коррупционными сферам и схемам в деятельности Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при ПКР. 18 июня 2014 года по инициативе АКС проведено совещание с участием руководства и руководителей структурных подразделений указанного ведомства, в ходе которого обсуждены вопросы организации работы по противодействию коррупции. 18 июня 2014 года в Фонде по управлению государственным имуществом при Правительстве КР проведено совещание по обсуждению причин и условий, создающих коррупциогенные риски, а также антикоррупционных усилий Фонда по управлению государственным имуществом КР. В целях исключения условий для нерационального использования кредитных и грантовых средств, выделяемых республике иностранными донорами, направлены рекомендации в Правительство и Жогорку Кенеш КР о необходимости введения требований по обязательному соблюдению норм Закона КР «О государственных закупках» при заключении соответствующих соглашений. Таким образом, активизирована работа по демонтажу политической и системной коррупции, координируемая Рабочей группой Секретариата Совета обороны КР, где на сегодняшний день задействовано 24 сотрудника Антикоррупционной службы, участвующих в экспертном изучении деятельности государственных органов.



ГРС - Советом обороны КР одобрен согласованный со Службой План пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Службе (далее - ДКРПНИ), в том числе по пресечению и предупреждению коррупционных проявлений при трансформации земельных участков.

МСР - Гуманитарный груз: Порядок приема и распределения гуманитарной помощи утвержден п. 15 постановлением Правительства КР от 10 октября 2007 года № 459. Гуманитарная помощь медицинского назначения оказывается донорами после предварительного согласования с Министерством здравоохранения КР и получателями с учетом потребности, наименований и количества предоставляемой гуманитарной помощи. Ответственность за количество и качество получаемой гуманитарной помощи возлагается на доноров и получателей в равной мере в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

На 1 октября 2014 года выдано 232 заключений на грузы гуманитарного характера на общую сумму 796,8 млн. сом (вес – 491,7 тыс. тонн).



Причины неисполнения:

МЭП - В соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Премьер-министра КР Дж. К. Оторбаева от 7 мая 2014 гола № 15-36 проект распоряжения об утверждении про-екта Правительственного плана был возвращен. Во исполнение пункта 6 Протокольного поручения Премьер-министра КР от 7 мая 2014 года № 15-36, министерством разработан и направлен на утверждение в АПКР (исх.№ 02-2/3977 от 08.07.2014 г.) согласованный с министерствами и ведомствами проект постановления Правительства КР «О внесении изменения в постановление Правительства КР «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012-2014 годы» от 30 августа 2012 года № 596 (далее - проект) в части исключения из пункта 1 Плана мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012-2014 годы, поручения о разработке мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в области энергетики. Однако, 1 августа 2014 года проект был возвращен АПКР без принятия решения на основании Протокола совещания у Вице-премьер-министра КР В. Диля от 31.07.2014 г. № 15-78 (копия прилагается).

ГАГМР - ответственным за согласование проекта распоряжения Правительства КР является Министерство энергетики

и промышленности КР.



ГСБЭП - в соответствии с Распоряжением Премьер-министра КР от 21.01.2013 года №13, образована межведомственная группа по разработке правительственного плана.

Дальнейшие действия по реализации мер:

МЭП - 19 сентября 2014 года в здании Ми-нистерства экономики КР было проведено заседание межведомственной рабочей группы, образованной распоряжением Премьер-министра КР от 21 января 2013 года № 13 на котором были обсуждены вопросы межведомственного взаимодействия при исполнении ведомственных Планов пошаговых мероприятий по исключению причин и условий, коррупционных рисков и схем, утвержденных в рамках Секретариата Совета обороны КР. По результатам заседания, участникам межведомственной рабочей группы было поручено выделить и объединить в отдельный план пункты Планов, утвержденных в рамках Секретариата Совета обороны КР, исполнителями которых выступают несколько госорганов и направить в МЭП в электронном варианте. На основе совместных пунктов Детализированного плана по реализации мер по противодействию коррупции в энергетике КР и аналогичных пунктов планов Гос.агентства по геологии и минеральным ресурсам при ПКР и Гос. агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при ПКР был сформирован единый план и направлен на электронный адрес отдела политики предупреждения коррупции Министерства экономики КР для рассмотрения.

ГСБЭП - МЭП- созыв рабочей группы по разработке проекта распоряжения.

ГРС - реализация намеченного Плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в ДКРПНИ запланирована на первый квартал 2015 года, а также ДКРПНИ прорабатывается вопрос относительно создания рабочей группы по взаимодействию с заинтересованными ведомствами.

Резолютивная часть:

Достижение ожидаемых результатов. Разработанный проект «Правительственного плана мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, при распределении гуманитарной помощи государственными органами на 2013-2014 годы» Межведомственной рабочей группой, образованной распоряжением Премьер-министра КР от 21 января 2013 года № 13 до конца отчетного года оставался не принятым. Вместе с тем проект данного Плана, в соответствии с протокольным поручением Правительства КР (от 28.02.2014 г. №3) был доработан с учетом, представленных от министерств и ведомств замечаний и предложений, и в установленном порядке повторно внесен на утверждение в Аппарата Правительства Кыргызской Республики (исх.№ 02-2/1998 от 09.04.2014 г.).

Выявление и устранение коррупционных схем за отчетный период активно осуществлялось в рамках реализации Указа Президента КР «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года УП № 215, где Рабочей группой Совета обороны Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики рассматривались коррупционные схемы различных государственных органах (см. отчет АКС ГКНБ).

На основании итогов изучения деятельности данных органов разработан и утвержден План пошаговых мероприятий по исключению причин и условий, создающих коррупциогенные риски, а также демонтажу действующих в отрасли коррупционных схем. Аналогичная работа проведена в Министерстве юстиции, Министерстве финансов, НБКР, ФУГИ и др.

Выявленные коррупционные схемы были широко освещены в СМИ. Обеспечена прозрачность и гласность проводимых мероприятий.

По выявлению и устранению коррупционных схем в государственных органах образованы вспомогательные институты по предупреждению коррупционных проявлений в виде специализированных комиссий или подразделений. Вместе с тем, исходя из анализа предоставленных отчетов, следует отметить низкую эффективность деятельности данных институтов.

Ожидаемые результаты на предстоящий период. С учетом наработанной практики провести корректировку намеченных мероприятий по выявлению и демонтажу коррупционных схем во всех государственных органах КР. Продолжть широкое освещение итогов деятельности по предпринимаемым мерам и выявленных коррупционным схемам. Провести анализ и оценку результативности итогов работы специализированных антикоррупционных комиссий, подразделений, а также реагирования государственных органов по реализации выработанных рекомендаций, направленных на борьбу с коррупционными правонарушениями. Систематизировать процесс выявления в государственных органах и органах местного самоуправления коррупционных рисков, схем, факторов и условий, препятствующих успешной реализации принятых решений в области противодействия коррупции. Выработать рекомендации системного и организационного характера по разработке антикоррупционных моделей и внедрению эффективных методов борьбы с коррупцией в целом, а также в отдельно взятом государственном органе. Разработать и формализовать рекомендации по устранению факторов и условий, препятствующих успешной реализации принятых решений в области противодействия коррупции.

Статус. Осуществляемые мероприятия носят системный характер и должны проводиться на постоянной основе. Вместе с тем, за отчетный период со стороны государственных органов активизации деятельности по выявлению и устранению коррупционных схем не отмечено. В данном направлении следует отметить эффективность проводимых мероприятий со стороны Рабочей группы Совета обороны Кыргызской Республики и АКС ГКНБ.

Причины неисполнения или задержки в исполнении. Предоставленные отчеты отдельных государственных органов показывают слабое участие и заинтересованность со стороны руководителей государственных органов (отчеты не соответствуют указанным мероприятиям, отмечается только «намерения» по их реализации). Отсутствие координации, опыта и методик по осуществлению подобных мероприятий, а также неподготовленность специалистов на уровне государственной службы делало декларативным деятельность государственных органов в данном направлении. Отмечается слабое взаимодействие с институтами гражданского общества, закрытость в освещении ведомственной информации.

Рекомендации. С учетом наработанной практики до конца текущего года предстоит разработать и внедрить типологии по выявлению коррупционных схем в государственных органах и курируемых отраслях, исходя их накопленного опыта и материалов Рабочей группой Совета обороны Кыргызской Республики.

Внутри государственных органов предлагается выделять независимые структуры, осуществляющие контроль за деятельностью государственных служащих и ответственных за выявление коррупционных проявлений. Построить всю работу государственного механизма на принципах прозрачности, подотчетности обществу, ответственности перед ним, на основе господства права.

Предусмотреть ответственность уполномоченных лиц государственных органов по контролю над исполнением решений и иных мер, направленных на выявление и устранение коррупционных схем и рисков. Формализовать формы и механизмы взаимодействия с экспертным и гражданским сообществом.

Определить основные направления и приоритеты по устранению коренных причин коррупции, последовательность и пути снижения уровня коррупции.

Разработать и внедрить внутренние механизмы самоочищения, ограничений противодействия коррупции, взаимодействия с гражданским обществом, которые должны быть встраиваться в повседневную работу государственных органов и регулярно выполняться.

Запустить внутреннюю программу профилактики (превенции) коррупции. Ввести и определить процедуры осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов, обеспечения прозрачности принимаемых решений, а также в целом обеспечить открытость деятельности органа, включая сферы распределения бюджетных средств и осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд.

Предстоит выстроить систему выявления и оценки коррупционных рисков, на которых будет базироваться система определения коррупционных схем и экспертиза (инвентаризация) нормативных правовых актов.

Определить перечень необходимых мероприятий переходящих на 2015-2017 годы.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал