Особенности культуры текстовой мобильной коммуникации



Скачать 59.42 Kb.
Pdf просмотр
Дата16.02.2017
Размер59.42 Kb.
Просмотров188
Скачиваний0

Особенности культуры текстовой мобильной коммуникации
Бондаренко Сергей Васильевич, доктор социологических наук, г. Ростов-на-Дону
Сервисы коротких текстовых сообщений (англ. - Short Message
Service, SMS), а также мультимедийных сообщений (англ. - Multimedia
Messaging Services, MMS) - впервые появились на европейском континенте и за непродолжительное время покорили весь мир. Социальный феномен текстовой мобильной коммуникации
1
- это феномен новой субкультуры, во многом опирающуюся на общекультурную традицию эпистолярного творчества. Как отмечал лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года Сэмюэль Беккет, само по себе слово самоценно и самодостаточно
2
, следовательно, именно слово может быть основным элементом коммуникативной системы.
В связи с вышесказанным, на наш взгляд, текстовая коммуникация должна рассматриваться, в первую очередь, как составная часть семиотической культуры, а уже во вторую – с позиции антропологических исследовательских подходов. Говоря иными словами, процессы развития письменной культуры мобильной коммуникации тесно увязаны с
«медиальностью», то есть поиском языка, посредством которого личность могла бы выразить себя в новой среде, приняв участие в формировании и трансляции соответствующих культурных кодов.
При этом текстовая мобильная коммуникация содержит материальные следы устной культуры межличностных взаимодействий (о которой мы писали в предыдущем параграфе нашего исследования).
Основанием для указанного дискурса может служить тот факт, что сообщения SMS сочетают непринужденность устной речи с рефлексивностью эпистолярного жанра. Такой стиль осуществления взаимодействий может нравиться или отторгаться, но выбор коммуникативного канала и паттернов осуществления интеракций всегда остаются за индивидом, косвенным образом подчеркивая его идентичность и культурную компетентность.
В данном случае мы имеем пример того, как форма публикации текстов, обеспечивает инкультурацию новых средств коммуникации в социальную среду, способствуя возникновению потребности в освоении соответствующих навыков, позволяющих обеспечить понимание,
1
В англоязычных странах для обозначения мобильной текстовой коммуникации употребляется не имеющее аналогов в русском языке слово texting. В Японии аналогичный сервис называют shooto meeru
(от англ. short – сообщение).
2
См. Begam R. Samuel Beckett and the End of Modernity. Stanford: Stanford University Press, 1996; Grossman
E. L'Esthétique de Beckett. P.: Sedes, 1998.
интерпретацию и оценку постсовременных культурных кодов. Как мы покажем по тексту параграфа, для осуществления деконструкции текстовых посланий наиболее оптимально использование постмодернистского метода, поскольку интеракции характеризуются множеством смыслов и контекстов осуществления мобильных взаимодействий. Особо подчеркнем, интерпретация сообщений связана с процессами социально-ролевой дифференциации участников социальных сетей мобильной коммуникации.
В виртуальных социальных сетях умение быстро набирать SMS стало одним из элементов культурной компетентности личности и, это не удивительно, поскольку в наши дни функция передачи коротких текстовых сообщений очень популярна в мире мобильных взаимодействий. В некоторых странах, к примеру, на Филиппинах, за несколько лет процесс осуществления текстовой мобильной коммуникации даже превратился в
«национальное времяпрепровождение».
Предшественником текстовой телефонной коммуникации была телеграфная коммуникация, а в последствии – технологии, основанные на использовании пейджеров. Именно с момента появления пейджеров необходимо отсчитывать современную историю семиотических кодов мобильных взаимодействий.
Сегодня мы можем вести речь об институционализации в общественном сознании текстовой мобильной коммуникации. Примеров тому множество. Так, в некоторых странах закон разрешает осуществить развод между супругами с помощью SMS, в Германии священник может отослать таким же способом прихожанам нужную цитату из проповеди, а на Филиппинах в 2001 г. посредством SMS повстанцы координировали антиправительственные действия своих сторонников и т.д.
Текстовая коммуникация может быть либо асинхронной (SMS- коммуникация), либо синхронной – мобильный чат. В дальнейшем при рассмотрении коммуникативной систем текстовой и мультимедийной коммуникации основной акцент сделаем на асинхронной коммуникации как наиболее распространенной. SMS-коммуникация может осуществляться как непосредственно по линии отправитель-получатель, так и опосредованно, через электронные масс-медиа: отправитель –
телестанция – экран телевизора – получатель. Кроме взаимодействий по принципу «каждый с каждым», широко распространена коммуникативная модель «один ко всем», примером которой являются тематические SMS- рассылки.
Текстовая мобильная коммуникация обладает рядом преимуществ по сравнению с голосовой связью
3
, на изучении которых мы остановимся более подробно, поскольку именно преимущества являются определяющими при выборе пользователем того или иного
3
См. Koskinen I. Mobile Asynchronous Communication: Exploring the Potential for Converged Applications //
Personal Technologies, 2000, № 4. РР. 45-53.
коммуникативного канала. При этом технические детерминанты коммуникативной системы, как мы уже подчеркивали ранее, оказывают воздействие на формирование культуры осуществления коммуникации.
Во-первых, полученные асинхронные сообщения могут сколь угодно долго находиться в памяти артефакта. С одной стороны в данном случае мы имеем дело с инженерным решением, а с другой – с одной из разновидностей ментального протезирования, позволяющего человеку расширить данные ему природой возможности.
Соответственно, функция сохранения в памяти мобильного телефона полученных и отправленных сообщений, может рассматриваться как элемент внешней памяти человека. Поскольку в электронных посланиях содержится информация о тех или иных мгновениях жизни индивида
4
, мы можем вести речь и об эмоциональном ресурсе личности, часть которого сохраняется в памяти мобильного артефакта. Так, британский исследователь Уолтер Дж. Оун рассматривает процесс письменного творчества (к которому, заметим, относится и текстовая мобильная коммуникация), как часть процесса интериоризации. Именно по этой причине некоторыми исследователями данный вид человеческой деятельности не расценивается как технология
5
Во-вторых, взаимодействие может осуществляться в публичных местах без опасения утраты конфиденциальности и нарушения приватности окружающих.
В-третьих, появляется возможность обдумывания и редактирования сообщений, до того как они будут отосланы. При этом каждое сообщение самодостаточно и целостно (что, впрочем, при осуществлении деконструкции транслируемых в процессе коммуникативных взаимодействий смыслов не отрицает необходимости установления логических и эмоциональных связей между коммуникативными посланиями).
Именно динамическое многообразие смыслов, организованных на началах субъективности, отличает текстовую коммуникацию от иных коммуникативных практик мобильных и стационарных телефонных взаимодействий. В данном случае зачастую используемый в процессе осуществления коммуникации сленг может рассматриваться как один из социальных ресурсов участников виртуального сетевого сообщества, развитие которого определяется как внешней социальной средой, так и когнитивными практиками выявления в минимизированном тексте посланий сокрытого смысла.
В-четвертых, существуют множество тем, на которые люди по тем или иным причинам не могут беседовать вслух или же религиозные нормы
4
См. Berg S., Taylor A., Harper R. Mobile Phones for the Next Generation: Device Designs for Teenagers /
Proceedings of CHI 2003: Florida, ACM Press, 2003; Taylor A., Harper R. Age-old practices in the «New
World»: A study of gift-giving between teenage mobile phone users. / CHI 2002. Minneapolis, ACM Press,
2002.
5
Ong W.J. Orality and Literacy: The Technologizing of the Word. L.: Menthuen, 1982. Р. 82.
запрещают осуществлять межличностную коммуникацию «лицом к лицу» с представителями противоположного пола. Существуют в обществе и иные ограничения (пример, телефонная связь с находящимися в тюрьме преступниками) и т.д.
В-пятых, одно из неоспоримых преимуществ текстовой коммуникации состоит в том, что собеседника никогда не перебивают, не дослушав высказываемую мысль. Эта коммуникативная норма является следствием технических особенностей передачи контента и, по мнению участников виртуального общения, способствует повышению качества коммуникационных процессов.
В-шестых, в рамках виртуальных сетевых сообществ обмен текстовыми посланиями выступает в качестве формы совместной деятельности, укрепляющей групповую идентичность. Некоторые исследователи широко используют метафору, в соответствии с которой обмен SMS-сообщениями рассматривается в качестве «социального клея», позволяющего индивидам поддерживать долговременные социальные связи
6
. В рамках социальных сетей «сообщения служат объединению участников группы посредством общезначимых историй (нарративов)»
7
Основанные на технологиях текстовой мобильной коммуникация виртуальные социальные сети могут быть как официальными, так и
неофициальными. В официальных сетях распространяется контент не содержащий отчетливо выраженной субъективной интерпретации распространяемых сведений, в то время как в неофициальных сетях такого рода контент превалирует.
Соответственно и осуществляемые участниками социальных сетей интеракции формальны или же неформальны.
Формальные
интеракции предусматривают использование устоявшихся и при этом основанных на нормах литературного языка лексических конструкций, метафор, специальных терминов и т.д.
Неформальные интеракции, вместо вышеназванного, подразумевают примат эмоциональной компоненты, социальных практик неформальных взаимодействий и т.д., всего того, что американский исследователь Питер
Зенге (Piter Senge) назвал «общедоступными ментальными моделями»
(англ. - shared mental models)
8
В-седьмых, по сравнению с взаимодействиями «лицом к лицу» текстовая SMS коммуникация носит более афористичный характер. Кроме того, используя SMS, люди могут выразить чувства, которые они затрудняются передать при личном контакте.
6
См. Kasesniemi E., Rautiainen P. Life in 160 characters. The text message culture of Finnish teenagers. / In:
Aakhus M., Katz J. (eds.). Perpetual contact: Mobile communication, private talk, and public performance.
Cambridge University Press, 2002. РР. 170-192.
7
См. Ling R., Yttri B. Hyper-coordination via mobile phones in Norway. / In: Katz, James E., Aakus, Mark.
(eds.). Perpetual Contact: Mobile Communication, Private Talk, Public Performance. Cambridge: Cambridge
University Press, 2002.
8
См. Senge P. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization. N.Y.: Doubleday, 1990.

Другой составляющей рассматриваемой коммуникативной системы являются средства коммуникации, под которыми понимаются знаки и символы. Именно благодаря существованию указанных средств, становится возможным вести речь о функционировании культуры мобильной коммуникации как знаковой системы.
С появлением текстовой мобильной коммуникации стало возможным вести речь о новой семантике повседневных интеракций. В ее основе находится рационалистический подход примитивной символизации, зачастую проявляющийся в практически полном отсутствии пунктуации и иных проявлениях минимизации текста.
На самом деле сокращение слов и фраз, а также использование акронимов в процессе текстовой коммуникации способствуют увеличению скорости коммуникативного обмена, а значит, сокращению смысловых пауз. При осуществлении процессов синхронной коммуникации пользователь должен быстро набирать на клавиатуре ответы, иначе его корреспондент может счесть, что к нему относятся без должного уважения или даже оскорбительно. Экономия усилий по набору сообщений и ускорение этого процесса являются основным мотивом опытных пользователей, уменьшающих лингвистическую сложность процессов осуществления интеракций.
Выходные данные статьи в печатном виде: Бондаренко С.В.
Особенности культуры текстовой мобильной коммуникации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. 2006. С. 7-9.
© Бондаренко С.В., 2006.
Статья размещена на сайте www.ifap.ru с личного разрешения
автора.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал