Основные термины и определения



Дата15.02.2017
Размер0.51 Mb.
Просмотров181
Скачиваний0




Оглавление


Основные термины и определения 5

Обозначения и сокращения 6

Резюме 9



Основные термины и определения


Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов работы с электронными информационными ресурсами и методов информационного взаимодействия, осуществляемых с применением аппаратно-программного комплекса и сети телекоммуникаций.

Информационное обществообщество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формызнаний. 

Интеграция информационных систем – мероприятия по организации и обеспечению информационного взаимодействия между двумя и более информационными системами на основании используемых в Республике Казахстан стандартных протоколов передачи данных.

Информационно-коммуникационная услуга – услуга или совокупность услуг по имущественному найму (аренде) и (или) размещению вычислительных ресурсов, предоставлению программного обеспечения, программных продуктов, сервисных программных продуктов и технических средств в пользование, включая услуги связи, посредством которых обеспечивается функционирование данных услуг.

Информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования технологической среды в целях формирования электронных информационных ресурсов и предоставления доступа к ним.

Архитектура «электронного правительства» – описание объектов информатизации «электронного правительства», а также комплекс нормативных и технических требований, используемых для управления и координирования процессов создания и развития объектов информатизации «электронного правительства».

Электронные информационные ресурсы – информация, предоставленная в электронно-цифровой форме и содержащаяся на электронном носителе, интернет-ресурсе и (или) в информационной системе.

Сервисная модель информатизации – реализация централизованного подхода в информатизации государственных органов, основанного на оказании государственным органам информационно-коммуникационных услуг оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» с привлечением собственников информационно-коммуникационной инфраструктуры и сервисных программных продуктов.

Свободное программное обеспечение – программное обеспечение с открытым исходным кодом, в отношении которого правообладатель предоставляет пользователю право на неограниченную установку, запуск и копирование, а также свободное использование, изучение, развитие и распространение.

Открытые данные – общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде.

Цифровая грамотность – знание и умение человека использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности.



Обозначения и сокращения


B2B

Бизнес для бизнеса;

B2C

Бизнес для потребителя;

CERN

Европейский совет по ядерным исследованиям;

CRDF

Американский фонд гражданских исследований и развития;

DEISA

Распределенная Европейская инфраструктура для суперкомпьютерных приложений;

EDCF

Фонд экономического развития и сотрудничества Республики Корея;

EGDI

Индекс развития электронного правительства;

EGI

Европейская грид-инфраструктура;

EPI

Индекс электронного участия;

G2В

Правительство для бизнеса;

GCI

Глобальный индекс кибербезопасности;

IDI

Индекс развития ИКТ;

IMPACT

Международнее многостороннее партнерство против киберугроз;

KIPA

Корейское Агентство по развитию ИТ-индустрии;

NFSAT

Фонд гражданских исследований и развития США;

NREN

Национальная сеть для науки и образования;

NRI

Индекс готовности к сетевому обществу;

TAE

Проект Транс-Азия-Европа;

TASIM

Транс-Евразийская Супер-Информационная Магистраль;

UNIDO

Организация Объединённых Наций по промышленному развитию;

АБР

Азиатский Банк Развития;

АИС

Автоматизированная информационная система;

АТС

Автоматическая телефонная станция;

БД

База данных;

ВБ

Всемирный Банк;

ВВП

Валовой внутренний продукт;

ВВУИО (WSIS)

Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества;

ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения;

ВОЛС

Волоконно-оптические линии связи;

ВПС

Всемирный почтовый союз;

ВЭФ (WEF)

Всемирный экономический форум;

ГЧП

Государственно-частное партнерство;

ДЭСВ ООН (UNDESA)

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН;

ЕАЭС

Евразийский экономический союз;

ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития;

ЕС

Европейский союз;

ИАС

Информационно-аналитическая система;

ИБ

Информационная безопасность;

ИИТО

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании;

ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии;

ИР

Информационные ресурсы;

ИТ

Информационные технологии;

МСЭ

Международный союз электросвязи;

НДС

Налог на добавленную стоимость;

НИИ

Научно-исследовательский институт;

НИОКР

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

НПА

Нормативные правовые акты;

НПО

Неправительственные организации;

НСИ

Нормативно-справочная информация;

НТИ

Научно-техническая информация;

ОДКБ

Организация Договора о коллективной безопасности;

ООН (UN)

Организация Объединенных Наций;

ООР

Открытые образовательные ресурсы;

ОС

Операционная система;

ОЭСР

Организация Экономического Сотрудничества и Развития;

ПИИ

Прямые иностранные инвестиции;

ПК

Персональный компьютер;

ПО

Программное обеспечение;

ПРООН

Программа развития ООН;

ПРООН-ЮНЕП

Программа ООН по окружающей среде;

РСС

Региональное содружество в области связи;

СМИ

Средства массовой информации;

СНГ

Содружество Независимых Государств;

ТНК

Транснациональные компании;

ФАО

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН;

ЦРТ

Цели развития тысячелетия;

ШОС

Шанхайская организация сотрудничества;

ШПД

Широкополосный доступ;

ЭП

Электронное правительство;

ЭЦП

Электронно-цифровая подпись;

ЮНЕСКО

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;

ЮНИСЕФ

Детский фонд ООН;

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию;

ЮНСИТРАЛ

Комиссия ООН по праву международной торговли;

ЮСАИД, АМР (USAID)

Агентство США по международному развитию.


Резюме


Государства-участники СНГ активно участвуют в процессах формирования информационного общества, как на национальном, так и на глобальном уровне. Большинство из них внесли свой вклад в подготовку и проведение инициированной ООН ВВУИО, которая прошла в два этапа с декабря 2003 по ноябрь 2005 г. в Женеве и Тунисе.

2015-й год является годом подведения итогов и планирования дальнейшей работы по развитию информационного общества на глобальном уровне и в регионе СНГ – на этот год приходится завершение сроков действий и Женевского плана действий и Плана действий СНГ. Кроме того, подготовлены проекты Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2025 года. В этой связи стало актуальным проведение анализа ситуации в государствах-участниках СНГ в области развития информационного общества и выработка соответствующих рекомендаций как по доработке новых Стратегии и Плана, так и по конкретным действиям заинтересованных сторон.

При анализе развития информационного общества использованы результаты проведенных исследований, а также показатели и композитные индексы развития информационного общества, которые собираются и рассчитываются международными организациями и национальными статистическими агентствами. В качестве источников значений показателей для анализа развития информационного общества в странах СНГ использовались публикации и базы данных Международного союза электросвязи, Всемирного экономического форума, Департамента Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам, Всемирного банка.

Содержательно отчет разделен на два основных блока:

Развитие информационного общества во всех странах СНГ, в частности:

анализ национальных программ и стратегических документов, а также показатели стран в международных рейтингах;

анализ сильных и слабых сторон по каждому из направлений Плана действий ВВУИО;

выводы, сформулированные на основе проведенного анализа по каждому из вышеперечисленных направлений на фоне глобальных тенденций и передового мирового опыта.

Сравнительный анализ данных о развитии информационного общества в странах СНГ по приоритетным направлениям Плана действий ВВУИО, который включает:

характеристику предметной области;

краткое описание глобальных тенденций, мировых достижений и проблем, требующих решения;

отражение данного направления в стратегических документах СНГ по развитию информационного общества;

анализ и выводы реализации данного направления в Содружестве с характеристикой успехов и зон отставания в соответствующих странах региона.

Анализ показал, что информационное общество в странах СНГ развивается динамично. В последние годы в ряде стран Содружества можно было наблюдать быстрый рост показателей ИКТ и их мест в международных рейтингах: начиная с 2011-2012 гг. некоторые страны на 30, а то и 40 позиций улучшили свое положение. При этом процессы проникновения и использования ИКТ в странах СНГ отличаются неравномерностью в различных регионах и социальных слоях населения. Развитие информационного общества привело к появлению нового вида пространственной и социальной поляризации – информационного неравенства, которое является сегодня новым фактором разобщенности стран СНГ и их регионов, а также маргинализации отдельных групп населения. Эти различия в регионе СНГ более выражены, чем в ЕС, – например, по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения между странами СНГ наблюдается разрыв в более, чем 700 раз (28,84 в Беларуси и 0,04 в Туркменистане).

Необходимо отметить, что в странах СНГ отсутствует единственный абсолютный лидер развития информационного общества – по разным направлениям и показателям использования ИКТ лидируют разные страны. Общей проблемой для стран СНГ являются плохие или недостаточно высокие показатели в среднем по региону по следующим направлениям, где вряд ли можно говорить о лидерстве для каких бы то ни было стран:

С5 «Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» (среднее значение интегрального показателя 3,109 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 4,82);

С6 «Благоприятная среда», включая защиту прав собственности, независимость судебной системы, конкурентность местных рынков и т.п. (среднее 3,335 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 3,943);

в целом С7 «Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни» (среднее 3,68 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 5,184).

Среднее значение всех остальных показателей по региону трубет улучшение: самые высокие из них (4,473 по доступу к информации и знаниям и 4,189 по развитию человеческого потенциала) пока весьма далеки от мирового максимума (7) и от максимума по региону СНГ (5,083).

Если посмотреть на отдельные направления использования ИКТ, то здесь разрыв между ними с точки зрения максимальных и средних значений по региону еще более выражен. Так, например, этот контраст очень существен в области электронной окружающей среды и электронного сельского хозяйства и заметен в области электронной занятости, электронного здравоохранения и электронной научной деятельности. Критически низкие значения интегральных показателей региона СНГ отмечаются по электронному государственному управлению: среднее значение составляет 2,427, а максимальное всего 3,467 из 7 возможных. Именно по этим направлениям в проектах Стратегии 2025 и Плана действий по ее реализации необходимо предусмотреть меры по преодолению информационного неравенства между государствами-участниками СНГ.



Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в проектах Стратегии 2025 и Плана действий по ее реализации должно быть уделено внимание всем без исключения основным направлениям действий при особом внимании к укреплению доверия и безопасности при использовании ИКТ и формированию благоприятной регуляторной среды.

Анализ также в явном виде показал необходимость разработки в СНГ современной системы мониторинга развития информационного общества, включая разработку модельного статистического инструментария, который позволит не только гармонизировать статистическую практику стран СНГ с международными стандартами, но и определит стандарты СНГ для измерения тех направлений развития информационного общества, которые отсутствуют или недостаточно представлены в наработках международных организаций – электронная культура, электронное здравоохранение и др., связанные, в том числе, с достижением Целей устойчивого развития, принятых в сентябре 2015 г. на Генеральной Ассамблеи ООН.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал