Основная образовательная программа мбдоу «црр детский сад №14»



Скачать 177.36 Kb.
Дата27.10.2016
Размер177.36 Kb.
Просмотров65
Скачиваний0
ТипОсновная образовательная программа
c:\users\администратор\pictures\основн обр прогр.png

Приложение 1



Основная образовательная программа

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 14», г. Чернушка

ООП ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет по пяти образовательным областям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.



Цель основной общеобразовательной программы МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 14»организация образовательного процесса для развития личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Достижение поставленной цели требует решения определённых задач деятельности ДОУ:



  1. Содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

  2. Создавать условия для равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  3. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

  4. Выстраивать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

  5. Приобщать к культуре самостоятельного и творческого выполнения разных видов детской деятельности, средствам и способам самореализации и саморазвития в них.

  6. Обогащать и систематизировать представления об окружающем, природном и социальном мире как системе систем, способы и формы собственного эстетического отношения к миру.

  7. Обеспечить своевременное становление стартовой готовности к обучению в школе, предпосылки учебной деятельности.

  8. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  9. Приобщать воспитанников к культуре здорового образа жизни.

  10. Использовать интерактивные технологии вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.

  11. Обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ.

ООП ДОУ разработана в соответствии нормативно – правовыми актами в сфере образования.

Содержание ООП ДОУ выстроено в соответствии с принципами дошкольного образования обозначенными в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и учётом ключевых позиций, определённых авторами реализуемой в ДОУ программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 14» существует с 1973 года, и за это время зарекомендовало себя, как стабильно работающее учреждение, имеющее высокий рейтинг в городе и районе.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей, определены Уставом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14». Режим работы ДОУ – 12 часов, пребывание детей с 7.00 до 19.00 при пятидневной неделе, с выходными днями субботой и воскресеньем.

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ состоит из 63 человек. Образовательную работу осуществляют 30 педагогов: из них воспитатели – 20 человек, специалисты: учитель – логопед, ст.воспитатель – 2 человека; педагог – психолог, воспитатель ФИЗО, инструктор ЛФК – 1 человек, музыкальный руководитель – 3 человека, воспитатель по изодеятельности.

ДОУ посещают 313 детей с 2 до 7 лет (10 возрастных групп).

С 1986 года детским садом руководит заведующий – Башкова Ольга Константиновна.

Все педагоги ДОУ имеют специальное образование, 16 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 26% - 1-ю и 58 % - соответствие и 2-ю квалификационные категории. Коллектив детского сада в 2008 году успешно прошел процесс аккредитации на статус «Центр развития ребенка».

Анализ итогов работы учреждения за предшествующий период и запросов родителей (законных представителей), особенности организации образовательного процесса и функционирования ДОУ позволяют выделить физкультурно - оздоровительную работу как приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы, а также выделить приоритетное условие по реализации данного направления – сотрудничество с семьями воспитанников. Выбор данного направления обусловлен тем, что педагогическая деятельность именно по этому направлению является наиболее эффективной: большинство детей имеют высокий уровень физической подготовленности в соответствии с возрастными и региональными нормами; уровень заболеваемости стабильно держится ниже районных показателей.

Содержание ООП ДОУ учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Порядок приема воспитанников в ДОУ установлен Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, и закреплён в Уставе образовательного учреждения. В детском саду функционирует 9 групп общеразвивающей направленности, в том числе 2 группы раннего возраста, 7 групп дошкольного возраста, 1 группа компенсирующей направленности.

Наполняемость в группах определяется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г. и возрастом детей. В настоящее время в ДОУ воспитывается 313 детей. Все группы однородны по возрастному составу детей.



Возраст детей

Наименование групп

Ко-во групп

От 2 до 3 лет

I младшая группа

2

от 3 до 4 лет

II младшая группа

2

от 4 до 5 лет

средняя группа

2

от 5 до 6 лет

старшая группа

старшая группа компенсирующей направленности



2

от 6 до 7 лет

подготовительная группа

2

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.


Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

  1. усвоение норм и ценностей

  1. общение и взаимодействие со взрослыми

и сверстниками

  1. развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции

  1. развитие социального и эмоционального интеллекта

  1. формирование позитивных установок к труду и творчеству

  1. становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие 

  1. развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации

  1. формирование познавательных действий, становление сознания

  1. развитие воображения и творческой активности

  1. формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, о планете Земля

Речевое развитие

  1. владение речью как средством общения и культуры

  1. обогащение активного словаря

  1. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

  1. развитие речевого творчества

  1. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

  1. знакомство с книжной культурой

  1. формирование звуковой аналитико-синтетической активности

Художественно-эстетическое развитие

  1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

  1. становление эстетического отношения к окружающему миру

  1. Формирование элементарных представлений о видах искусства

  1. восприятие  музыки, художественной литературы, фольклора

  1. стимулирование  сопереживания

персонажам художественных произведений

  1. реализация  самостоятельной творческой деятельности детей

Физическое развитие

  1. приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики

  1. формирование  начальных представлений о некоторых видах спорта

  1. овладение подвижными играми с правилами

  1. становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

  1. становление ценностей здорового образа 

жизни

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.



№ п/п

Дети раннего возраста

(1 год – 3 года)



Дети дошкольного возраста

(3 года – 8 лет)




1

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)

2

Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

3

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

4

Восприятие смысла сказок, стихов,

Рассматривание картинок



Восприятие художественной литературы и фольклора

5

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

6




Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

7




Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

8

Восприятие смысла музыки

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

9

Двигательная активность

Двигательная (овладение основными движениями)

Характер взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Особенности организации педагогического процесса:


  • Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности и окружающей среды.

  • Обучение проходит в практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач (выполнение творческих занимательных заданий на игровом материале, моделирование и схематизация, проблемные поисковые ситуации, постановка вопросов причинно-следственного характера и вопросов, требующих рассуждения, додумывание сказок, сочинение стихотворений на основе зрительного алгоритма, игровые тренинги мышления, инициирование интеллектуального сотрудничества, самостоятельных открытий, разыгрывание повседневных бытовых ситуаций)

Принципы сотрудничества в воспитании реализуется в:



  • Особой целевой установке педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;

  • Совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектной связи;

  • Коллективной организации деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

  • Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

  • Преобладании эмпатии в межличностных отношениях.

В своей деятельности педагоги активно используют следующие методы, которые приводят к осуществлению субъектной позиции ребёнка: поддержка и одобрение, создание ситуации успеха, выстраивание перспектив, метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод «мозгового штурма», самоанализа и самооценки, метод импровизации и др. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает каждого – и педагога и воспитанника – в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности.

С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья в детском саду функционирует ПМПк ДОУ в составе: председатель консилиума – заведующий, секретарь – ст.воспитатель, фельдшер, учитель-логопед, педагог-психолог, приглашённые воспитатели. Организация ПМПк регламентируется Положением о ПМПк.

Члены ПМПк вырабатывают единую стратегию деятельности. Содержательное накопление маршрута реализуется в процессе работы ПМПк в течение пребывания ребенка в детском саду. Развитие ребенка находится под постоянным контролем.

Организация логопедической работы в ДОУ

Логопедическое сопровождение детей осуществляется с учётом основной цели: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности, через формирование грамотной речи, развитие познавательных функций.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

В ходе организации воспитательно – образовательного процесса использование зрительно – телесных тренажёров В.Ф. Базарного; систематический контроль за состоянием здоровья, нагрузкой на органы зрения, оказание необходимой помощи при самообслуживании и ориентировке в пространстве.



Коррекционная работа с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата

В ходе организации воспитательно – образовательного процесса систематический контроль за постоянным ношением ортопедической обуви, оказание необходимой помощи при самообслуживании, исключение диагностики физической подготовленности.

Воспитанник гр. № 9 – нахождение в ДОУ не более 4 часов (по рекомендациям ИПР).

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Воспитательно – образовательный процесс организуется в основном в индивидуальной форме.

Специально организованная непосредственно образовательная деятельность в дошкольном учреждении начинается с 1 сентября. В организацию образовательного процесса включены каникулы:


  • зимние – последняя неделя декабря;

  • летние – три месяца лета.

Длительность непосредственно образовательной деятельности:

  • В группах для детей от 2 лет до 3 лет – не более 10 минут.

  • в группах для детей от 3 лет до 4 лет – не более 15 минут,

  • в группах для детей от 4 лет до 5 лет – не более 20минут,

  • в группах для детей от 5 лет до 6 лет – не более 25 минут,

  • в группах для детей от 6 лет до 7 лет – не более 30 минут.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3 – 4 часа в день (может изменяться в зависимости от температуры воздуха). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом домой.

  • Планирование образовательного процесса осуществляется по тематическому принципу на основе темы недели.

  • Объем образовательного содержания на неделю определен перспективно-тематическим планом на каждую группу.

  • Отказ от обучающих занятий по конструированию и ознакомлению с художественной литературой в пользу совместной деятельности в ходе режимных моментов и свободного непринужденного чтения.

  • В период адаптации к условиям детского сада, дети освобождаются от специально организованной деятельности, основой познавательной, творческой деятельности ребенка в этот период является игра.

  • Используются такие формы работы с детьми как образовательные и проблемные ситуации, валеологические игры, соревнования, игры в Театре здоровья, которые являются основными и доступными для детей дошкольного возраста.

В основе традиционных событий, праздников и мероприятий лежит комплексно – тематическое планирование образовательной работы ДОУ, приоритетное физкультурно – оздоровительное направление и запросы родителей (законных представителей) воспитанников.

В ДОУ за последние годы сложился ряд традиций:



  1. Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семей воспитанников старшего дошкольного возраста (апрель)

  2. Дни открытых дверей (сентябрь, апрель)

  3. Походы в лес, на каток (сентябрь, февраль)

  4. Малые Олимпийские игры (лето, зима)

  5. День здоровья (1 раз в квартал)

  6. Акции «Посади дерево», «Кормушка», «Покормите птиц зимой»

  7. Выставки семейного творчества «Что нам осень подарила», «Рождественские узоры», «Бессмертный полк»

  8. Ритуализация сна.

С целью обеспечения баланса обязательной части в объёме 60% и части, формируемой участниками образовательных отношений в объёме 40% в структуре основной образовательной программы дошкольного образования в детском саду реализуются дополнительные образовательные услуги:

  • образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: программы «Оркестр», «Вокальный кружок»

  • образовательная область «Познавательное развитие»: программа «Компьютерные игры», региональная программа «Пермский край – мой родной край» (автор А.М.Федотова), программа «Линейная графика»

  • образовательная область «Физическое развитие»: программа «Ритмика», программа «Парная гимнастика», региональная программа физического воспитания «Система» (Л.М.Пустынникова), региональная программа «Здоровейка в гостях у малышей» (Л.А.Меньшикова, Н.Л.Попова).

Одним из центральных звеньев своей деятельности коллектив считает взаимодействие с родителями воспитанников. В основе современной философии взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Поэтому главным моментом в контексте "семья - детский сад" мы считаем личностное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей, радостей, успехов и неудач в воспитании конкретного ребенка в конкретной семье.

Ведущими задачами, стоящими перед коллективом при взаимодействии с семьей, являются:



  1. формирование основ родительской культуры;

  2. вовлечение родителей непосредственно в педагогический процесс детского сада;

  3. обмен опытом, традициями семейного воспитания.

Признание определяющей роли семьи в воспитании детей привело к разработке модели взаимодействия ДОУ и семьи.

Современная модель сотрудничества понимается педагогами как процесс межличностного общения, основными задачами которого являются:



  1. установление партнерских отношений с семьей, создание общей установки и объединение усилий для развития и воспитания детей.

  2. активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их педагогического потенциала.

  3. осуществление дифференцированного подхода к детям и родителям.

Модель взаимодействия с родителями

группа

1 собрание

2 собрание

3 собрание

1 мл.

Адаптация + игры в период адаптации + образовательный процесс в раннем возрасте.

«Калейдоскоп здоровья»

(оценка эмоционального состояния + права ребенка)



Итоги работы за год + знакомство с воспитателями + программа «Детство»

2 мл.

«Переходим в детский сад»

анкетирование родителей

биоритмологический профиль


«Играет ребенок – играем вместе»

виды игрушек

драматизация с родителями


«Скоро лето»

развитие познавательной активности

экология

трудовая деятельность



средняя

«Здоровье в наших руках»

ЛФК


снегохождение

ритмика


«Роль семьи в речевом развитии»

логопед


книги

«Безопасность ребенка»

КИК



старшая

«Валеологическое воспитание»

«Межличностные отношения в группе сверстников»

темперамент



«Ребенок в семье»

стили воспитания

рисунок семьи


подг.

«За год до школы»

учителя


психолог

подготовка руки



«Здорово жить!»

«Я – семья – род – семья»

терпимость

толерантность


Система взаимодействия с семьей


№ п/п

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

1

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

  • беседы (администрация, педагоги, специалисты),

  • наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком,

  • анкетирование,

  • проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

2

Информирование родителей


  • рекламные буклеты,

  • визитная карточка учреждения,

  • информационные стенды,

  • выставки детских работ,

  • личные беседы,

  • общение по телефону,

  • родительские собрания,

  • родительский клуб,

  • сайт ДОУ,

  • объявления,

  • фотогазеты,

  • памятки.

3

Консультирование родителей


  • консультации на различную тематику, (индивидуальные, семейные, очные, дистанционные)



4

Просвещение и обучение родителей


  • семинары – практикумы, мастер – классы

по запросу родителей,

  • приглашение специалистов,

  • сайт ДОУ

  • творческие задания,

  • тренинги,

  • семинары

5


Совместная деятельность детского сада и семьи



  • попечительский совет,

  • родительский комитет,

  • дни открытых дверей,

  • организация совместных праздников,

  • совместная проектная деятельность,

  • выставки совместного семейного творчества,

  • семейные фотоколлажи,

  • субботники,

  • экскурсии,

  • походы,

  • досуги с активным вовлечением родителей.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал