Приложение 1
Основная образовательная программа
МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 14», г. Чернушка
ООП ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет по пяти образовательным областям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Цель основной общеобразовательной программы МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 14» – организация образовательного процесса для развития личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели требует решения определённых задач деятельности ДОУ:
-
Содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
-
Создавать условия для равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
-
Выстраивать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
-
Приобщать к культуре самостоятельного и творческого выполнения разных видов детской деятельности, средствам и способам самореализации и саморазвития в них.
-
Обогащать и систематизировать представления об окружающем, природном и социальном мире как системе систем, способы и формы собственного эстетического отношения к миру.
-
Обеспечить своевременное становление стартовой готовности к обучению в школе, предпосылки учебной деятельности.
-
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
-
Приобщать воспитанников к культуре здорового образа жизни.
-
Использовать интерактивные технологии вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
-
Обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ.
ООП ДОУ разработана в соответствии нормативно – правовыми актами в сфере образования.
Содержание ООП ДОУ выстроено в соответствии с принципами дошкольного образования обозначенными в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и учётом ключевых позиций, определённых авторами реализуемой в ДОУ программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 14» существует с 1973 года, и за это время зарекомендовало себя, как стабильно работающее учреждение, имеющее высокий рейтинг в городе и районе.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей, определены Уставом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14». Режим работы ДОУ – 12 часов, пребывание детей с 7.00 до 19.00 при пятидневной неделе, с выходными днями субботой и воскресеньем.
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ состоит из 63 человек. Образовательную работу осуществляют 30 педагогов: из них воспитатели – 20 человек, специалисты: учитель – логопед, ст.воспитатель – 2 человека; педагог – психолог, воспитатель ФИЗО, инструктор ЛФК – 1 человек, музыкальный руководитель – 3 человека, воспитатель по изодеятельности.
ДОУ посещают 313 детей с 2 до 7 лет (10 возрастных групп).
С 1986 года детским садом руководит заведующий – Башкова Ольга Константиновна.
Все педагоги ДОУ имеют специальное образование, 16 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 26% - 1-ю и 58 % - соответствие и 2-ю квалификационные категории. Коллектив детского сада в 2008 году успешно прошел процесс аккредитации на статус «Центр развития ребенка».
Анализ итогов работы учреждения за предшествующий период и запросов родителей (законных представителей), особенности организации образовательного процесса и функционирования ДОУ позволяют выделить физкультурно - оздоровительную работу как приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы, а также выделить приоритетное условие по реализации данного направления – сотрудничество с семьями воспитанников. Выбор данного направления обусловлен тем, что педагогическая деятельность именно по этому направлению является наиболее эффективной: большинство детей имеют высокий уровень физической подготовленности в соответствии с возрастными и региональными нормами; уровень заболеваемости стабильно держится ниже районных показателей.
Содержание ООП ДОУ учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Порядок приема воспитанников в ДОУ установлен Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, и закреплён в Уставе образовательного учреждения. В детском саду функционирует 9 групп общеразвивающей направленности, в том числе 2 группы раннего возраста, 7 групп дошкольного возраста, 1 группа компенсирующей направленности.
Наполняемость в группах определяется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г. и возрастом детей. В настоящее время в ДОУ воспитывается 313 детей. Все группы однородны по возрастному составу детей.
Возраст детей
|
Наименование групп
|
Ко-во групп
|
От 2 до 3 лет
|
I младшая группа
|
2
|
от 3 до 4 лет
|
II младшая группа
|
2
|
от 4 до 5 лет
|
средняя группа
|
2
|
от 5 до 6 лет
|
старшая группа
старшая группа компенсирующей направленности
|
2
|
от 6 до 7 лет
|
подготовительная группа
|
2
|
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Образовательные области
|
Компоненты образовательных областей
|
Социально-коммуникативное развитие
| -
усвоение норм и ценностей
| -
общение и взаимодействие со взрослыми
и сверстниками
| -
развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции
| -
развитие социального и эмоционального интеллекта
| -
формирование позитивных установок к труду и творчеству
| -
становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
|
Познавательное развитие
| -
развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации
| -
формирование познавательных действий, становление сознания
| -
развитие воображения и творческой активности
| -
формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, о планете Земля
|
Речевое развитие
| -
владение речью как средством общения и культуры
| -
обогащение активного словаря
| -
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
| -
развитие речевого творчества
| -
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
| -
знакомство с книжной культурой
| -
формирование звуковой аналитико-синтетической активности
|
Художественно-эстетическое развитие
| -
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
| -
становление эстетического отношения к окружающему миру
| -
Формирование элементарных представлений о видах искусства
| -
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
| -
стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений
| -
реализация самостоятельной творческой деятельности детей
|
Физическое развитие
| -
приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики
| -
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
| -
овладение подвижными играми с правилами
| -
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
| -
становление ценностей здорового образа
жизни
|
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.
№ п/п
|
Дети раннего возраста
(1 год – 3 года)
|
Дети дошкольного возраста
(3 года – 8 лет)
|
1
|
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
|
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
|
2
|
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
|
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
|
3
|
Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
|
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
|
4
|
Восприятие смысла сказок, стихов,
Рассматривание картинок
|
Восприятие художественной литературы и фольклора
|
5
|
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
|
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
|
6
|
|
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
|
7
|
|
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
|
8
|
Восприятие смысла музыки
|
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
|
9
|
Двигательная активность
|
Двигательная (овладение основными движениями)
|
Характер взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Особенности организации педагогического процесса:
-
Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности и окружающей среды.
-
Обучение проходит в практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач (выполнение творческих занимательных заданий на игровом материале, моделирование и схематизация, проблемные поисковые ситуации, постановка вопросов причинно-следственного характера и вопросов, требующих рассуждения, додумывание сказок, сочинение стихотворений на основе зрительного алгоритма, игровые тренинги мышления, инициирование интеллектуального сотрудничества, самостоятельных открытий, разыгрывание повседневных бытовых ситуаций)
Принципы сотрудничества в воспитании реализуется в:
-
Особой целевой установке педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;
-
Совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектной связи;
-
Коллективной организации деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;
-
Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);
-
Преобладании эмпатии в межличностных отношениях.
В своей деятельности педагоги активно используют следующие методы, которые приводят к осуществлению субъектной позиции ребёнка: поддержка и одобрение, создание ситуации успеха, выстраивание перспектив, метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод «мозгового штурма», самоанализа и самооценки, метод импровизации и др. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает каждого – и педагога и воспитанника – в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности.
С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми.
С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья в детском саду функционирует ПМПк ДОУ в составе: председатель консилиума – заведующий, секретарь – ст.воспитатель, фельдшер, учитель-логопед, педагог-психолог, приглашённые воспитатели. Организация ПМПк регламентируется Положением о ПМПк.
Члены ПМПк вырабатывают единую стратегию деятельности. Содержательное накопление маршрута реализуется в процессе работы ПМПк в течение пребывания ребенка в детском саду. Развитие ребенка находится под постоянным контролем.
Организация логопедической работы в ДОУ
Логопедическое сопровождение детей осуществляется с учётом основной цели: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности, через формирование грамотной речи, развитие познавательных функций.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
В ходе организации воспитательно – образовательного процесса использование зрительно – телесных тренажёров В.Ф. Базарного; систематический контроль за состоянием здоровья, нагрузкой на органы зрения, оказание необходимой помощи при самообслуживании и ориентировке в пространстве.
Коррекционная работа с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата
В ходе организации воспитательно – образовательного процесса систематический контроль за постоянным ношением ортопедической обуви, оказание необходимой помощи при самообслуживании, исключение диагностики физической подготовленности.
Воспитанник гр. № 9 – нахождение в ДОУ не более 4 часов (по рекомендациям ИПР).
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Воспитательно – образовательный процесс организуется в основном в индивидуальной форме.
Специально организованная непосредственно образовательная деятельность в дошкольном учреждении начинается с 1 сентября. В организацию образовательного процесса включены каникулы:
-
зимние – последняя неделя декабря;
-
летние – три месяца лета.
Длительность непосредственно образовательной деятельности:
-
В группах для детей от 2 лет до 3 лет – не более 10 минут.
-
в группах для детей от 3 лет до 4 лет – не более 15 минут,
-
в группах для детей от 4 лет до 5 лет – не более 20минут,
-
в группах для детей от 5 лет до 6 лет – не более 25 минут,
-
в группах для детей от 6 лет до 7 лет – не более 30 минут.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3 – 4 часа в день (может изменяться в зависимости от температуры воздуха). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом домой.
-
Планирование образовательного процесса осуществляется по тематическому принципу на основе темы недели.
-
Объем образовательного содержания на неделю определен перспективно-тематическим планом на каждую группу.
-
Отказ от обучающих занятий по конструированию и ознакомлению с художественной литературой в пользу совместной деятельности в ходе режимных моментов и свободного непринужденного чтения.
-
В период адаптации к условиям детского сада, дети освобождаются от специально организованной деятельности, основой познавательной, творческой деятельности ребенка в этот период является игра.
-
Используются такие формы работы с детьми как образовательные и проблемные ситуации, валеологические игры, соревнования, игры в Театре здоровья, которые являются основными и доступными для детей дошкольного возраста.
В основе традиционных событий, праздников и мероприятий лежит комплексно – тематическое планирование образовательной работы ДОУ, приоритетное физкультурно – оздоровительное направление и запросы родителей (законных представителей) воспитанников.
В ДОУ за последние годы сложился ряд традиций:
-
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семей воспитанников старшего дошкольного возраста (апрель)
-
Дни открытых дверей (сентябрь, апрель)
-
Походы в лес, на каток (сентябрь, февраль)
-
Малые Олимпийские игры (лето, зима)
-
День здоровья (1 раз в квартал)
-
Акции «Посади дерево», «Кормушка», «Покормите птиц зимой»
-
Выставки семейного творчества «Что нам осень подарила», «Рождественские узоры», «Бессмертный полк»
-
Ритуализация сна.
С целью обеспечения баланса обязательной части в объёме 60% и части, формируемой участниками образовательных отношений в объёме 40% в структуре основной образовательной программы дошкольного образования в детском саду реализуются дополнительные образовательные услуги:
-
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: программы «Оркестр», «Вокальный кружок»
-
образовательная область «Познавательное развитие»: программа «Компьютерные игры», региональная программа «Пермский край – мой родной край» (автор А.М.Федотова), программа «Линейная графика»
-
образовательная область «Физическое развитие»: программа «Ритмика», программа «Парная гимнастика», региональная программа физического воспитания «Система» (Л.М.Пустынникова), региональная программа «Здоровейка в гостях у малышей» (Л.А.Меньшикова, Н.Л.Попова).
Одним из центральных звеньев своей деятельности коллектив считает взаимодействие с родителями воспитанников. В основе современной философии взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Поэтому главным моментом в контексте "семья - детский сад" мы считаем личностное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей, радостей, успехов и неудач в воспитании конкретного ребенка в конкретной семье.
Ведущими задачами, стоящими перед коллективом при взаимодействии с семьей, являются:
-
формирование основ родительской культуры;
-
вовлечение родителей непосредственно в педагогический процесс детского сада;
-
обмен опытом, традициями семейного воспитания.
Признание определяющей роли семьи в воспитании детей привело к разработке модели взаимодействия ДОУ и семьи.
Современная модель сотрудничества понимается педагогами как процесс межличностного общения, основными задачами которого являются:
-
установление партнерских отношений с семьей, создание общей установки и объединение усилий для развития и воспитания детей.
-
активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их педагогического потенциала.
-
осуществление дифференцированного подхода к детям и родителям.
Модель взаимодействия с родителями
группа
|
1 собрание
|
2 собрание
|
3 собрание
|
1 мл.
|
Адаптация + игры в период адаптации + образовательный процесс в раннем возрасте.
|
«Калейдоскоп здоровья»
(оценка эмоционального состояния + права ребенка)
|
Итоги работы за год + знакомство с воспитателями + программа «Детство»
|
2 мл.
|
«Переходим в детский сад»
анкетирование родителей
биоритмологический профиль
|
«Играет ребенок – играем вместе»
виды игрушек
драматизация с родителями
|
«Скоро лето»
развитие познавательной активности
экология
трудовая деятельность
|
средняя
|
«Здоровье в наших руках»
ЛФК
снегохождение
ритмика
|
«Роль семьи в речевом развитии»
логопед
книги
|
«Безопасность ребенка»
КИК
|
старшая
|
«Валеологическое воспитание»
|
«Межличностные отношения в группе сверстников»
темперамент
|
«Ребенок в семье»
стили воспитания
рисунок семьи
|
подг.
|
«За год до школы»
учителя
психолог
подготовка руки
|
«Здорово жить!»
|
«Я – семья – род – семья»
терпимость
толерантность
|
Система взаимодействия с семьей
№ п/п
|
Направления взаимодействия
|
Формы взаимодействия
|
1
|
Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей
| -
беседы (администрация, педагоги, специалисты),
-
наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком,
-
анкетирование,
-
проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.
|
2
|
Информирование родителей
| -
рекламные буклеты,
-
визитная карточка учреждения,
-
информационные стенды,
-
выставки детских работ,
-
личные беседы,
-
общение по телефону,
-
родительские собрания,
-
родительский клуб,
-
сайт ДОУ,
-
объявления,
-
фотогазеты,
-
памятки.
|
3
|
Консультирование родителей
| -
консультации на различную тематику, (индивидуальные, семейные, очные, дистанционные)
|
4
|
Просвещение и обучение родителей
| -
семинары – практикумы, мастер – классы
по запросу родителей,
-
приглашение специалистов,
-
сайт ДОУ
-
творческие задания,
-
тренинги,
-
семинары
|
5
|
Совместная деятельность детского сада и семьи
| -
попечительский совет,
-
родительский комитет,
-
дни открытых дверей,
-
организация совместных праздников,
-
совместная проектная деятельность,
-
выставки совместного семейного творчества,
-
семейные фотоколлажи,
-
субботники,
-
экскурсии,
-
походы,
-
досуги с активным вовлечением родителей.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |