Основы технологии дистанционного обучения



Скачать 43.47 Kb.
Дата14.02.2017
Размер43.47 Kb.
Просмотров109
Скачиваний0

Основы технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение не является новой или революционной технологией обучения. Дистанционное обучение существует десятки лет. До эпохи информационных технологий и сети Интернет его основным приложением было заочное образование в высших учебных заведениях. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта.

Разумеется, подобный способ доставки знаний обладал целым рядом недостатков:
1. Обмен информации является чрезвычайно медленным, общая продолжительность обучения была велика;

2. Практически невозможно было обучаться, если учащийся и обучающая организация находились в разных странах;

3. Оценка результатов обучения могла происходить очень редко, что затрудняло корректировку программы обучения под конкретного учащегося.

Два фактора изменили дистанционное обучение и сделали его действительно эффективным в современном мире:

1.Повсеместное распространение персональных компьютеров;

2.Развитие сети Интернет.

Применение компьютерных технологий в дистанционном обучении сделало возможным:
1. Использование Rich-media (видео, аудио, анимация, взаимодействие с пользователем) в учебном процессе;

2. Дополнительные возможности тестирования и обработки результатов;


3. Контроль процесса обучения.

На начальных этапах развития индустрии компьютерного обучения создаваемые учебные программы обладали рядом недостатков:


1. Ограниченный способ доставки знаний - как правило, только на CD или дискете;

2. Отсутствие единых форматов, привязка к конкретным платформам (например, в 80 и начале 90-х годов при создании учебных материалов была очень популярна программа HyperCard, работавшая только на компьютерах Macintosh);


3. Отсутствие стандартов обмена учебным конвентом между его производителями и потребителями, а также стандартов доставки электронных материалов конечным потребителям (учащимся).

Развитие сети Интернет позволило преодолеть описанные ранее проблемы и вывести дистанционное обучение на новый уровень. Интернет позволил:

1.Снизить стоимости доставки знаний;

2.Унифицировать корпоративные сетевые стандарты;

3.Создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов;

4. Расширить рынок - теперь любой человек имеющий выход в Интернет может проходить обучение со своего компьютера, не зависимо от того, где находится поставщик электронного обучения.

Существует целый ряд терминов описывающих различные технологические компоненты систем дистанционного обучения. В Западной литературе активно используются следующие термины (мы достаточно подробно остановимся на Западной терминологии, т.к. во многих случаях адекватные русские термины просто отсутствуют):

1. CBT (Computer-based Training) - компьютерное обучение


CBT - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании. Программы компьютерного обучения называются courseware и создаются с помощью специальных программных продуктов. Примером CBT являются: программа обучения английскому языку, встроенное обучение по системе Windows, компьютерная система подготовки к экзамену ГАИ;

2. E-learning (Electronic Learning) - электронное обучение (или Интернет обучение)

E-learning - предоставление доступа к компьютерным учебным программам (coursware) через сеть Интернет или корпоративные Интранет сети. Синонимом E-learning является термин WBT (Web-based Training) - обучение через вэб.

Для описания программных продуктов с помощью которых создаются системы дистанционного обучения используются следующие термины:

1. LMS (Learning Management System) - система управления обучением;
2. СДО (Система Дистанционного Обучения) - российский аналог термина LMS (может употребляться в более широко смысле - как аппаратно-программный и связанный с ним организационный комплекс по предоставлению услуг по дистанционному обучению);
3. Learning Portal (E-learning Portal) - учебный портал (корпоративный или публичный вэб-сайт). Корпоративный сайт, предоставляющий доступ к возможностям корпоративного обучения, в том числе и через LMS. Возможно открытый для широкой публики сайт, предоставляющий доступ к учебным программам.

В течение многих лет традиционное компьютерное (CBT) обучение, как правило, представленное мультимедийными CD-ROM дисками, являлось доминирующей формой обучения в электронной форме. В последние годы ситуация стала меняться в пользу технологий E-learning.

Дистанционное обучение позволяет использовать разнообразные формы подачи учебных материалов:

1. Печатные материалы;

2. Видео - компьютерные фильмы, видеокассеты, видеоконференции;
3. Аудио - записанные аудиоматериалы, аудиоконференции;
4. Компьютерные данные.

Наиболее богатыми по своим возможностям являются компьютерные данные. Существует несколько способов использования компьютерных данных в обучении. В соответствии с принятой на Западе терминологией существуют 3 основных способа их использования:


1. Computer-assisted instruction (CAI) - обучение, осуществляемое компьютерными программами.

CAI - использование компьютера в качестве инструмента для индивидуальной работы с учебными материалами.

Примеры:


  • Программы изучения английского языка

  • Изучение правил дорожного движения

2.Computermanagedinstruction(CMI) - обучение, управляемое компьютерными программами.

CMI - Использование компьютера для организации доставки учебного контента и учета результатов обучения. При использовании CMI само обучение не обязательно осуществляется в компьютерной форме. Примером может служить как полноценная система дистанционного обучения, так и информационная система университета, с помощью которой студенты со своих компьютеров узнают расписание и получают материалы к лекциям, но при этом само обучение проходит в аудиторной форме;

3.Computer-mediatededucation(CME) - обучение, поддерживаемое компьютерными программами CME использование компьютера в качестве инструмента для облегчения доставки учебного контента.

Примеры:


  • Электронная почта;

  • WWW;

  • Видеоконференции;

Для создания эффективной системы электронного обучения необходимо использовать все возможности компьютерных технологий:

1.Обучение в компьютерной форме (CAI);



2.Управление обучением (CMI);

3. Доставка учебных материалов и обмен информацией между участниками учебного процесса (CME).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал