«Организация дорожного движения: правила перехода улиц и дорог»



Дата03.03.2017
Размер28.4 Kb.
Просмотров377
Скачиваний0

Тема: «Организация дорожного движения: правила перехода улиц и дорог»

Прежде, чем мы поговорим с вами о правилах перехода улиц и дорог. Давайте познакомимся, какие бывают улицы и дороги.

Улицы бывают с односторонним и двусторонним движением, транспортные средства по ним движутся по правой стороне. В нашей стране (как и во многих других странах) правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Дорога служит для соединения между собой районов, городов, поселков, промышленных и сельских предприятий. Чтобы правильно пользоваться дорогой её надо хорошо знать.

- Из каких частей состоит улица?

Элементы дороги:

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы). Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.


«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины. Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей. Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением.

«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.

Есть улицы и дороги, которые идут параллельно друг другу, не пересекаются, другие встречаются друг с другом, пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком. Иначе говоря, две или несколько дорог, пересекаясь в одном месте, образуют один перекресток. Пересечения дорог в разных уровнях (путепроводы, эстакады, мосты и т.п.) перекрестками не считаются. Также не образуют перекрестков выезды на дорогу с прилегающих территорий.

Одни улицы пересекаются под прямым углом, образуя четырехсторонний прямоугольный перекресток, похожий на знак «+», другие под острым углом и образуют перекрестки, напоминающие букву «Х». Есть в городах и поселках такие улицы, когда одна подходит к другой и словно впадает в неё, дальше она никуда не идет. Такой перекрёсток имеет только три стороны, он напоминает собой букву «Т». Он так и называется трёхсторонний Т-образный перекрёсток. Если же одна улица впадает в другую под острым углом, образуется перекрёсток напоминающий букву «У», такой перекрёсток У-образный. В городах есть многосторонние перекрёстки. К ним относятся площади. Площадь – это место пересечения множества улиц. По размерам они больше перекрёстка и могут иметь различную конфигурацию.

- Назовите, ребята, места, где разрешено переходить улицы (дороги).


  • Правильно, переходить улицу нужно только в отведённых для этого местах, по пешеходным переходам.

  • На улицах, где пешеходные переходы не обозначены, надо выбрать такое место для перехода, где хорошо просматривается улица.

  • Обычно улицу переходят на углу по линиям продолжения тротуара. Не следует переходить перекрёсток по диагонали.

  • Его надо переходить только по линиям границы перекрёстка.

  • Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем начинайте переходить улицу.

  • Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив транспорт, закончите переход. При переходе узких улиц очень опасно останавливаться на середине улицы, поэтому лучше подождать, пока ни с той, ни с другой стороны не будет приближающегося транспорта.

  • Если движение очень интенсивное и переход через улицу может быть опасным, попросите кого-нибудь из взрослых помочь перейти улицу. Не забудьте поблагодарить их за это. В больших городах построены подземные переходы, где движение транспорта очень интенсивное и очень трудно перейти дорогу

  • На перекрёстке пешеход должен быть особенно внимательным, осторожным и дисциплинированным.

- Давайте вспомним, какие сигналы, и средства регулирования нам помогают перейти перекрёсток? ( Светофор, регулировщик)

- Вспомните, что означают цвета светофора?

В тех случаях, когда не работает светофор, на перекрёстке должен быть регулировщик. Регулировщик подаёт сигналы жезлом, жестами рук и изменением положения корпуса.



  1. Регулировщик обращён к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены:

  • пешеходам разрешается переходить проезжую часть. Для пешеходов этот сигнал регулировщика равен зелёному сигналу светофора;

  • нерельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и поворот направо. При повороте направо водители обязаны пропустить пешеходов;

  • трамваям разрешается движение только прямо.

  1. Когда регулировщик поднял руку вверх:

  • пешеходам запрещается переходить улицу. Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на середине проезжей части или на «островке безопасности». Этот сигнал регулировщика соответствует жёлтому сигналу светофора;

  • въезд транспортных средств на перекрёсток запрещается. Транспортным средствам, находящимся на перекрёстке, разрешается дальнейшее движение.

  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены:

  • Стоп! Пешеходам переходить улицу запрещается;

  • движение всех транспортных средств запрещается.

  1. Регулировщик обращен к пешеходам и водителям спиной или правым боком, правая рука вытянута вперед:

  • движение пешеходов и всех транспортных средств запрещается, вытянутая вперед рука регулировщика как шлагбаум запрещает движение, а спина – это «красный сигнал» для всех.

  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам левым боком, правая рука вытянута вперед:

  • пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика, водители обязаны пропустить их;

  • трамваю разрешается поворот только налево;

  • остальным транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, т. е. прямо, направо, налево и для разворота.

  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью, правая рука его вытянута вперед:

  • пешеходам запрещается переходить проезжую часть;

  • всем транспортным средствам разрешается поворот направо.

Если на перекрёстке работают и светофор, и регулировщик, помните, что сигналы регулировщика – главные и слушаться надо только их!

Тест «Проверь себя»

Если ты согласен, то напиши «ДА», если не согласен – «НЕТ».



  1. Я перейду дорогу на красный сигнал светофора, если не вижу транспорта.

  2. Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся зеленый свет для пешеходов, и все машины стоят.

  3. Когда я дойду до середины проезжей части, то остановлюсь и посмотрю по сторонам – нет ли машины.

  4. Когда я дойду до середины проезжей части, то, не останавливаясь, буду смотреть по сторонам, чтобы убедиться, можно ли идти дальше.

  5. Если машина не видна, но слышно, что она приближается, я не буду переходить дорогу.

  6. Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегаю дорогу.

  7. Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.

Разбор ситуаций

Ситуация № 1

Как пешеходу безопасно пересечь перекрёсток?

А) Посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо.

Б) Перед тем как переходить, внимательно посмотреть во все стороны, откуда может двигаться транспорт и даже прислушаться.

В) На зелёный сигнал светофора.

Ситуация № 2

Если пешеход не успел перейти дорогу, где он должен стоять?

А) На проезжей части, не мешая движению транспорта.

Б) На «островке безопасности», а при его отсутствии – на середине проезжей части.

В) Обязательно дойти до тротуара или обочины независимо от движения транспорта.

Ситуация № 3

Где можно переходить проезжую часть вне населенных пунктов?

А) В местах скопления пешеходов.

Б) В любом месте, не мешая движению транспорта.

В) В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Ситуация № 4

Где должен идти пешеход по загородной дороге?

А) Только по обочине.

Б) По обочине, но если нет транспорта, то можно и по дороге.

В) По обочине, навстречу идущему транспорту.

К 1967 году Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны(Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же бо́льшая часть автомобилей (даже шведского производства) была оборудована левым рулём: сначала американцы не хотели делать особенных машин для такого маленького рынка, как Швеция, и продавали леворульные машины под предлогом «хорошо видной обочины», затем в дело пошёл консерватизм.

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений.

Торопиться приходилось и потому, что на большинстве автомобилей того времени стояли типовые дешёвые круглые фары. В Европе началась тенденция к переходу на прямоугольные блок-фары, специфичные для той или иной марки и значительно более дорогие — так что каждый упущенный год превратился бы в дополнительные затраты.


Подготовка


На референдуме 1955 года по вопросу смены стороны движения 85 % участников высказались против. Тем не менее, в 1963 году шведский парламент образовалГосударственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission), которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода.

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многихперекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо использовавшейся ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения 8000 автобусов за казённые деньги снабдили дверями с правой стороны, в дополнение к левым. Часть парков (например, Гётеборг) закупили новые автобусы, передав праворульные Пакистану.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон»(«Håll dig till höger, Svensson»).


Переход


День «H» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали экстренные службы, коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет был дольше: например, в Стокгольме — с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат.

В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.


Последствия


В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного смертельного ДТП — как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». В первые месяцы после Дня «H» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.

Несмотря на то, что всё автомобильное движение было сделано правосторонним, метро и поезда не перешли на новую систему и используют левостороннее движение по сей день.



В 1968 году, воодушевившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал