Образовательная программа в области театрального искусства Горно-Алтайск



Скачать 94.77 Kb.
Дата28.10.2016
Размер94.77 Kb.
Просмотров242
Скачиваний0
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области театрального искусства


Горно-Алтайск

2015 г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Горно-Алтайская детская музыкальная школа №2»





Нормативный срок обучения 4 года(3 года 10 месяцев)

Программа составлена в соответствии с федеральным законом

«Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
Составитель: Гасаева Т.Ю., зам. директора по УВР

МБОУДОД « Горно-Алтайская детская музыкальная школа № 2»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка



1.1 Характеристика программы ее место и роль в образовательном процессе

1.2 Цели и задачи программы

1.3 Срок реализации программы

1.4 Сведения о затратах учебного времени

1.5 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию программы

1.6. Форма проведения учебных аудиторных занятий

2. Содержание программы



2.1 Учебный план

2.2 Содержание учебных предметов

3. Методическое обеспечение учебного процесса



3.1 Дидактические средства

3.2 Материально-техн ические средства

4. Список литературы

5. Приложения

5.1. Дополнительная общеразвивающая программа в области театрального искусства по учебному предмету «Театральное творчество»

5. 2. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального, изобразительного , театрального искусства по учебному предмету «Беседы об искусстве»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе

Дополнительная общеразвивающая программа «Театральное творчество» разработана на основе:

- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;

- примерной дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства Министерства культуры РФ, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, Института развития образования в сфере культуры и искусства по учебному предмету «Театральное творчество», разработанной Н.М.Тимофеевой, методистом по учебным дисциплинам в области искусства Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) города Москвы «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры искусства», заслуженной артистки Российской Федерации, главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук;

- с учетом опыта реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Театральное творчество» является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства. Программа позволяет осуществить развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительность ю, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Театр, как вид искусства, остается наиболее востребованной и привлекательной сферой детского творчества благодаря своей игровой природе и синтезу разных искусств. Программа дает возможность приобщить детей и подростков к искусству театра, пробудить интерес к театральному творчеству и познакомить с основами актерского мастерства, научить любить и понимать театральное искусство в различных его проявлениях.

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Актуальность данной программы в ее социализации, то есть адаптации к местным условиям, учитывая ряд веских причин:


  • все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе;

  • интересы детей в других сферах деятельности (занятия спортом, танцами, изучение иностранных языков);

  • наличие «отвлекающих» факторов (компьютерные игры, Интернет);

  • ослабленное здоровье детей (дефекты речи, нарушение осанки, заболевания органов дыхания, отклонения в психике – гиперактивность);

  • отсутствие конкурсного отбора при поступлении в ДШИ;

  • прием детей с недостаточной мотивацией к обучению;

  • ориентированность родителей обучать детей «для себя», не предполагает дальнейшее профессиональное обучение, педагогически целесообразно приспособить к возможностям и желаниям ребенка, тем самым, повышая заинтересованность детей в обучении.

Отличительные особенности:

- Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

- В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения.

- Программа дает первоначальные знания об искусстве, его видах и жанрах, художественном вкусе; вызывает интерес к искусству и побуждает к деятельности в сфере искусства.

Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

1.2 Цель и задачи программы

Цель:

Художественное развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося средствами театрального искусства.



Воспитание активного слушателя, зрителя, участника художественной самодеятельности .

Задачи:


- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

- развить внимание, фантазию и воображение;

- устранить мышечное напряжение и психофизические зажимы;

- развить навыки восприятия искусства;

- формировать у детей и подростков интерес к искусству театра;

- познакомить с особенностями языка различных видов искусства;

- обучить первоначальным навыкам актерского мастерства;

- обеспечить комфортную среду для общения, гарантирующую ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.


1.3 Срок реализации

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Театральное творчество» для детей, поступивших в школу в возрасте 9-12 лет, составляет 3 года.

1.4 Сведения о затратах учебного времени



Год обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Итого часов

Форма занятий













Аудиторная

(в часах)



139

139

139

417

Внеаудиторная(самостоятельная , в часах)

52

52

52

156

Максимальная учебная нагрузка

191

191

191

573

1.5 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию программы

Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

1-3 годы обучения – по 4 часа в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 годы обучения – 1,5 часа в неделю.

1.6 Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек). Занятия проводятся из расчета 4 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока 40 минут.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебный план

№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая агтестация (годы обучения, классы)







I

II

III




1.

Учебные предметы художественно-

творческой подготовки:















1.1

Театральное творчество

III

III

III

I, II, III

2.

Учебный предмет историко-теоретической подготовки:













2.1

Беседы об искусстве

I

I

I

I, II, III




Всего

IV

IV

IV




2.2 Содержание учебных предметов

Для достижения цели программа основывается на реализацию учебных предметов:

«Театральное творчество» - в области художественно - творческой деятельности;

«Беседы об искусстве» - в области историко-теоретических знаний о театральном, изобразительном и музыкальном искусстве.

2.2.1 Содержание предмета «Театральное творчество».

Освоение предмета построено на принципе систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении позволит учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от упражнений на освобождение мышц, развитие внимания и воображения, тренингов на освоение элементов актерской техники до подготовки спектакля и его показа на публику.

Учебный материал разделен условно на следующие разделы: «Сценическое действие» (бессловесное и словесное) и «Работа над ролью» (в отрывке, в учебном спектакле и перед зрителями).

Большая роль в программе отводится упражнениям, тренингам и этюдному методу. Теоретические знания, полученные учащимися в процессе обучения одновременно воплощаются в практической деятельности.

Домашняя и самостоятельная работа учащихся включает в себя выполнение упражнений, тренингов, ведения дневника наблюдений, освоение текста роли, изучение литературы по театральному искусству, посещение театров и музеев.

2.2.2 Содержание предмета «Беседы об искусстве»

1-й год обучения.

Предмет «Беседы об искусстве» имеет семь разделов.

1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»:

- дает понятие «виды искусства»;

- знакомит с пространственным и (пластическими), динамическими (временными), синтетическими (зрелищными) видами искусства.

2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»:

- знакомит с профессией «художник»;

- дает понятие «жанр», «композиция», «рисунок», «графика», «силуэт», «живопись», «цвет», «колорит»;

- знакомит с композиционными схемами на примере фотоискусства;

- знакомит с происхождением акварели, ее свойствами, с художниками - акварелистами: М. Врубелем, В. Серовым, К. Сомовым и др.;

- знакомит со свойствами гуаши, понятием «пастель», с техникой работы маслом.

3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»:

- дает понятия «поэзия» и «проза», «литературные ритмы», «художественный образ»;

- знакомит со структурой художественного произведения ;

- знакомит с литературными жанрами;

- выводит связь между литературой и синтетическими видами искусства.

4. Раздел «МУЗЫКА»:

- дает определение музыка как вида искусства;

- знакомит с музыкальными инструментами;

- знакомит с музыкальными направлениями и стилями.

5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»:

- дает понятие о танце и видах танцевального искусства;

- знакомит с композицией в хореографии;

- знакомит с профессиями в области хореографии.

6. Раздел «ТЕАТР»:

- знакомит с историей появления театра как самостоятельного вида искусства, видами театральных постановок;

- знакомит с театральными атрибутами и терминами, театральной эстетикой;

- знакомит с выразительными средствами театрального искусства;

- дает понятие «детский театр».

7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»:

- знакомит с историей возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства.

- знакомит с видами и жанрами кино;

- знакомит с видами профессий в кинематографе;

- дает понятие «актерское мастерство»;

- знакомит с известными детскими фильмами, детьми-актерами;

- выводит связь театра и кино.

2-й год обучения.

1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».

- знакомит с жанрами изобразительного искусства, такими как «натюрморт», «пейзаж», «портрет»;

- знакомит с видами изобразительного искусства - декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура.

2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО».

- дает понятие «народные ремесла»;

- знакомит с народными ремеслами родного края;

- изучает народный костюм, историю его возникновения, символику;

- дает понятие «народный фольклор»;

- знакомит с жанрами народного фольклора.

3. Раздел «ПРАЗДНИКИ».

- знакомит с праздниками народного календаря;

- знакомит со светскими праздниками.

4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК».

-определяет значение искусства в жизни современного человека;

- дает основные знания по истории развития искусства костюма;

- устанавливает взаимосвязь искусства и рекламы, дизайна (ландшафтного дизайна).

5. Раздел «МУЗЕИ».

- знакомит с термином «музей», «экскурсия», «коллекционирование»;

- знакомит с видами музеев.

6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ».

- знакомит с термином «библиотека», профессией «библиотекарь», с видами библиотек;

- учит работе с книгой, журналом;

- дает понятие о сети интернет как информационном ресурсе

3-й год обучения.

1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».

- знакомит с видами изображений в картине;

- дает понятие о диораме, панораме как виде монументальной живописи;

- дает понятие об интерпретации в искусстве;

- знакомит с термином «пленэр».

2. Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

- дает понятие термина «текстиль», «художественный металл», «керамика», «художественная обработка дерева», «художественная обработка камня», кости»,«художественное стекло»;

- учит проводить эскизирование изделий.

3. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ».

- дает понятие термина «язык»;

- дает основные знания об историческом изменении словарного состава русского языка;

- знакомит с современной детской литературой;

- дает понятия терминов «музыка», «танец», «песня»;

- знакомит с термином «реставрация»;

- знакомит с профессией «реставратор».

- устанавливает значение культурного наследия в истории человечества;

- дает знания о хранении «культурных единиц»;

- изучает церковь - как объект искусства;

- дает возможность провести исследовательскую работу по своей малой родине.


3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1 Дидактические средства:

- наглядные и учебно-методические пособия;

- методические рекомендации;

- наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.

3.2 Материально-технические средства:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;

- учебная мебель (стулья, кубы, стол, лавки);

- спортивный инвентарь (маты, обручи, скакалки, мячи);

- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- фортепиано;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- использование сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

- спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе занятий;

-помещение для хранения реквизита и бутафории;

- библиотечный фонд;

- демонстрационный фонд.

4. Формы и методы контроля. Критерии оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание, контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени в виде сценического показа по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме сценического показа на зрителя учебного спектакля, подготовленного в последнем полугодии

третьего класса.

Предметом оценивания на итоговой аттестации являются умения:

- видеть, слышать, понимать партнера по сцене;

- координироваться в пространстве;

- выступать перед публикой;

- соблюдать правила техники безопасности на сцене.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации

выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый

интерес к программе, трудолюбие, выполняет творческие задания

преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой

последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;

• 4 (хорошо) – ставится при интересе к программе в целом, некоторых

неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий

преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется

исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к программе выражен слабо.
5. Планируемые результаты освоения программы « Основы

театрального творчества»
в области художественно-творческой подготовки:

-знаний основ техники безопасности при нахождении на сценической

площадке;

-умений использовать выразительные средства для создания образа

(пластика, выразительность поведения и т. д.);

-навыков владения средствами пластической выразительности;

-навыков публичных выступлений;

- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального

представления;

-навыков тренировки физического аппарата;


в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в

области театрального искусства, выдающихся отечественных и зарубежных

произведениях в области театрального искусства;

-знаний основных средств выразительности театрального искусства;

- знаний наиболее употребляемой театральной терминологии.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;

2. Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990;

3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М., 1991;

4. Голубовский Б.Г. «Наблюдения. Этюд. Образ». Учебное пособие, М., Российская национальная библиотека, 2004;

5. Горчаков Н. «Режиссерские уроки К.С.Станиславского» (Беседы и записи репетиций). М., Искусство, 1952;

6. Гончаров А.А. «Режиссерские тетради». М., ВТО, 1980;

7. Додин Л.А. «Путешествие без конца». СПб, Балтийские сезоны, 2009;

8. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики». О действенном анализе пьесы и роли. М., ГИТИС, 2005;

9. Петрова Л.А. «Техника сценической речи». ВЦХТ 2010: №2;

10.«Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского ». ВЦХТ 2008: №1 ;

11.«Режиссерский театр. Разговоры под занавес века». МХТ, 2004;

12. Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена: учеб. пособие по курсу "Режиссура и мастерство актера" для студ. высш. театр. учеб. заведений / О. Я. Ремез; Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. - М.: ГИТИС, 1981;

13. Станиславский К.С.«Моя жизнь в искусстве». М., «Искусство»,1972;

14. Станиславский К.С. «Актерский тренинг. Работа актера над ролью». М., АСТ, 2009;

15. «Театр, где играют дети», Учебно-методическое пособие под редакцией Никитиной А.Б. М., Владос, 2001;

16. Товстоногов Г. «Зеркало сцены». Л., Искусство, 1980;

17. Чехов М.А. «Об искусстве актера». М., «Искусство», 1999;

18.Эфрос А. «Репетиция – любовь моя». М., «Парнас», 1993;

19.Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X -начала XX века - М., 1989;

20.Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993;

21.Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2001;

22.Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996;

23.Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990;

24.Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - С-П. Государственный русский музей.- 1996;

25.Каменева К. О чем рассказывают яблоки. - М., 1986;

26.Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. - Тверь, 1998;

27.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002;

28.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995;

29.Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». - Ленинград, «Музыка», 1989;

30.Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. - М.: «Музыка», 2002;

31.Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981;

32.Русский народный костюм. Государственный исторический музей. -М., 1989;

33.Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. - М., 1995;

34.Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. - С-П., 1970;



35.Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. - М., 1981;

36.Чижова А.Э. Березка. - М.: «Советская Россия», 1972.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> «Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов»
DswMedia -> Построение предметно-развивающей среды в рамках требований фгос до
DswMedia -> Основная образовательная программа мбдоу «црр детский сад №14»
DswMedia -> Конкурс «Педагог года в дошкольном образовании»
DswMedia -> «Роль компьютерных игр все «за» и
DswMedia -> Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в мбдоу г. Астрахани №65
DswMedia -> «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в доу» Цель
DswMedia -> Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить
DswMedia -> 3. план поэтапной реализации программы
DswMedia -> Памятка по основам компьютерной безопасности для родителей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал