Образовательная программа по музыке 8-9 класс



Дата14.02.2017
Размер0.69 Mb.
Просмотров202
Скачиваний0
ТипОбразовательная программа




Рабочая образовательная программа

по музыке

8-9 класс
составлена на основе Федерального комплекта государственного стандарта основного общего образования и авторской программы учебно-методического комплекта Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.

Составитель: учитель начальных классов

Савеличева Татьяна Владимировна

2016 -2017 учебный год



Содержание программы

 

Базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово- стилевом постижении учащимися основных « пластов» муз. искусства ( фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сфере исполнительской деятельности входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и муз. ритмические движения; различного рода импровизации ( ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование ( разыгрывание песен), сюжетов муз. пьес программного характера фольклорных образов муз. искусства. Помимо исполнительной деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и не традиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). Самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки концерт

Общая характеристика учебного предмета

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и необходимостью введения подростка в современное информационное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в культурно- историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций. В курсе рассматриваются разные виды искусства ( музыка, литература, народное искусство, кино, театр, хореография, живопись, графика, скульптура, фотоискусство, дизайн, прикладное искусство, мультимедийное искусство). Методической основой программы является современные концепции в области эстетики, культурологии, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования (Д. Б. Кабалевский).

Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества. Любое явление искусства может быть прочувствованно, личностно присвоено школьником только через художественный образ- смысл и цель искусства. Поэтому для каждого урока важно выделять художественно- педагогическую идею. Программа состоит из 9 разделов, последовательно раскрывающих взаимосвязь жизни искусства. Примерный художественный материал, рекомендованный программой предлагает его вариативность в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала авторы программы опираются на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками. Структурно художественный материал программы подчиняется принципу концентричности.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. На конкретных художественных произведениях ( музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя. Слушателя.

Календарно-тематическое планирование



по музыке 8 класс

17 часов





Тема урока

Элементы содержания

примечания

1

Жанровое многообразие музыки.

Песня самый демократичный жанр музыкального искусства. Рассуждение : «Почему песню называют демократичным жанром?» Беседа о возникновении музыки. Появление первобытных инструментов – ударных, духовых, струнных. Повторение песен 7 класса.

Слушание музыки.

2

Особенности песенной музыки.

Многообразие жанров народного песенного искусства. Музыка народов мира. Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи – странствующие актёры. Жанры и формы народной музыки. Слушание: группы «Иван Купала». Разучивание: песни группы «Песняры»

Слушание народных песен

3

Духовное и светское песенное искусство.

Песня вчера, сегодня, завтра. Различные жанры церковного пения. Образ Богородицы в церковной музыке. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия.

Слушание: « Не отвержи мене во время старости», духовный концерт М. Березовского.

Разучивание: «Счастье тебе, Земля»


Слушание духовной и светской музыки.

4

Танец сквозь века.

Танцевальная музыка прошлого и настоящего. Выявление средств музыкальной выразительности разных танцев. Понятия танец и его составляющие. Слушание танцев народов мира, сравнение танцев прошлого и настоящего.

Исполнение: «Счастье тебе, Земля»



Слушание мелодий танцев народов мира.

5

Развитие танцевальной музыки.

Танец и его значение в жизни человека.

Слушание музыки.

6

Особенности маршевой музыки.

Многообразие жанров. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. выявление особенностей маршевой музыки. Слушание маршевой музыки разных композиторов. Разучивание: «Родина моя» Д. Тухманов

Слушание маршевой музыки.

7

Жанровое многообразие музыки.

Повторение и обобщение полученных знаний. Устный опрос. Исполнение: «Родина моя» Д. Тухманов.

Разучивание: «Песня о друге» В. Высотский.



Слушание музыки.

8

Музыкальный стиль

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Слушание музыки.

9

Барокко и классицизм.

Интонационно - образный анализ. Признаки барокко и классицизма. Музыка И Баха как вечно живое искусство. Особенности стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала. Повторение изученных песен.

Реферат о творчестве И Баха.

10

Романтизм и реализм.

Признаки романтизма и реализма.

Слушание произведений М. Глинки, М. Мусоргского, Д. Шостаковича, сравнительная характеристика произведений.

Разучивание: «комара женить не будем» русская народная песня.


Слушание музыки

11

Импрессионизм. Неоклассицизм.

Характерные признаки музыки импрессионизма и неоклассицизма.



Слушание музыки

12

Джаз. Рок-н-рол

Особенности джаза, рок-н-рола. Характерные признаки джаза, рок-н-рола. Представители джазовой музыки (композиторы и исполнители). Симфоджаз.

Слушание: Дж. Гершвин « Рапсодия в стиле блюз»

Исполнение Русской народно песни «Комара женить не будем».

Разучивание: « старый рояль»



Слушание джазовой музыки

13

Кантри и фолк -рок

Этническая музыка. Арт-рок. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей. Кантри- песенная и инструментальная музыка фольклора многих европейских народов США (начало 20 века). Фольк-рок – рок- музыка, выросший из кантри и блюза.

Слушание: Боб Дилан, Ж. Бичевская.

Слушание: «Старый рояль», повторение песен.


Слушание музыки в стиле кантри.

14

Хард-рок, хэви-метал, рэп, эстрада.

Характеристика стилей и их особенности. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей. Манера исполнения и инструментария. Сравнительная характеристика этих стилей. Слушание произведений данных стилей.

Разучивание: «Надежда» А. Пахмутова.



Слушание музыки данных стилей.

15

Авторская песня.

Выявление характерных признаков авторской песни. Знакомство с авторами бардовских песен: А. Розембаум, Ю. Визбор, А. Градский, А. Макаревич, В. Высотский.

Исполнение: «Надежда» А. Пахмутова.

Разучивание: «Свеча» А. Макаревич


Слушание авторских песен.

16

Стилизация и полистилистика.

Творчество Р. Щедрина, С. Прокофьева, А. Шнитке. Жанровое многообразие музыки.

Слушание: прелюдии, токката из «Кончерто гроссо» №1 А.Шнитке.

Исполнение: «Свеча» А. Макаревич.


Реферат – творчество Р. Щедрин, А. Шнитке.

17

Традиции и новаторство музыки. Музыкальный ринг.






























Календарно- тематическое планирование

по музыке 9 класс

17 часов






Тема урока

Элементы содержания

Примечания

1

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего.

Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Слушание: произведений высокой музыкальной классики П. Чайковский, А. Скрябин.

Разучивание массовых песен.




Слушание музыки

2

Музыкальная форма как прогресс.

Многообразие направлений в современной эстраде отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке. Компенсаторная функция джаза.

Слушание: музыкальной классики С. Прокофьева.

Исполнение массовых песен.


Слушание музыки

3

Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально- хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.

Слушание: симфонической музыки русских композиторов, анализ произведений.

Разучивание: песен на военную тему.


Слушание музыки.

4

Народно-эпические, характерно – бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.

Образцы народной музыки (песни, инструментальные наигрыши). Музыка в окружении и в быту человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации.

Слушание народных наигрышей, их сравнение.

Исполнение: песен на военную тему.

Разучивание: песни из к|ф «Мы из джаза».



Слушание музыки.

5

Лирические, драматические образы в простых и сложных формах музыкального жанра.

Просушивание Лирических и драматических музыкальных произведений, характеристика и анализ прослушанных произведений.

Исполнение: Песен на военную тему, и песни из кинофильма «Мы из джаза»



Слушание музыки

6

Функции музыки в современном мире

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств о форм: додекафония, серийная музыка, конкретная музыка, алеатория.

Исполнение изученных песен.



Слушание музыки.

7

Вкус и мода

Составление программы вечера песни на тему: «популярные песни и их исполнители»

Подбор информации о композиторах и исполнителях в соответствии времени.



Доработать программу вечера.

8

Образ человека в мировом искусстве.

Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.


Слушание музыки

9

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (Колокольность в музыке)

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Виды храмов : античный, православный, католический, мусульманский. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Слушание: колокольных звонов.

Разучивание: «Перезвоны» (По прочтению Шукшина)


Слушание духовной музыки

10

Симфония венских классиков.

Симфония венских композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понятия сонатного аллегро на основе драматического развития музыкальных образов и представлений о жанре симфонии как романе звуков.

Слушание симфоний Л. Бетховена.

Исполнение: «Перезвоны»


Слушание симфонической музыки, доклад о творчестве Л. Бетховена.













11

Новаторство в симфонической музыке Д. Шостаковича

Продолжение работы над музыкальным жанром – симфонией, новаторство в симфонической музыке Д. Шостаковича. Симфоническая музыка как документ эпохи.

Слушание симфоний Д. Шостаковича.

Разучивание: песен на военную тему.


Реферат о творчестве Д. Шостаковича

12

Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание.

Знакомство с творчеством известных русских и зарубежных композиторов. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу в произведениях Н. Римский – Корсаков, А. Скрябин, Ж.- М. Жарр и др.

Слушание музыки.

13

Оценка явлений музыкальной культуры.

Оценка музыкальной культуры на примере творчества Баха. Слушание произведений И .Баха и их характеристика. Исполнение изученных произведений.

Реферат о творчестве И. Баха

14

Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация)

Язык искусства: компьютерная музыка, лазерное шоу, компьютерная графика в современной музыке.

Слушание музыки

15

Рок - опера

Значение традиций в рок- опере.

Э.Л. Уэббер рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», слушание и анализ произведения. Разучивание: «Я тебя никогда не забуду» Из рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова.



Слушание рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова

16

Современное музыкальное пространство.

Музыка эстрады и кино. Слушание произведений «Человек дождя» Б. Левинсон, «Мулен Руж» Б. Лурмэн, «Обыкновенное чудо» пьеса Е. Шварц.

Слушание музыки

17

Музыкальное значение музыкального искусства

Урок- викторина.

Слушание музыки















 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал