Образовательная программа начального общего образования



страница1/6
Дата30.10.2016
Размер0.88 Mb.
Просмотров1063
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

протокол № 8

«31»_мая_ 2011 года




Утверждаю:

директор МОУ начальная школа-

детский сад №1

М.А.Ступикова_______________

Приказ № 36

от «24 » __августа__ 2011 года





Образовательная программа

начального общего образования

муниципального образовательного учреждения

начальной школы-детского сада №1

Ярославль

Содержание

I. Целевой раздел



1.

Пояснительная записка

1.2. Характеристика образовательной среды

1.2.1. Организационная структура школы- детского сада

1.2.2. Используемая система обучения

1.2.3.Источники социального заказа

1.2.4. Примерный режим дня

1.2.5. Дополнительное образование, внеурочная деятельность





2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования




3.

Учебный план начальной школы-детского сада




4.

Условия реализации основной образовательной программы

4.1. Кадровое обеспечение

4.2. Финансовое обеспечение

4.3. Программно-методическое, информационно-техническое обеспечение






5.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной прогаммы начального общего образования

5.1. Критерии и показатели эффективности реализации образовательной программы школы

5.2. Критерии и показатели оценки достижений школьников, оценки труда педагогов учреждения, оценки самочувствия личности в образовательной среде школы.

5.3. Показатели оценки условий реализации основной образовательной программы














II.

Содержательный раздел

1. Программы отдельных учебных предметов, курсов

2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

3. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни






1. Пояснительная записка

Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в школе-саду. Данная основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы- детского сада сада №1.

  Основная образовательная программа начального общего образования реализуется с сентября 2011-2012 учебного года до 01.06.2013 года (выпуск 4 класса в связи с реорганизацией образовательного учреждения)

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, а также социального заказа родителей младших школьников.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МОУ начальной школы-детского сада №1.



Цели, задачи, принципы реализации основной образовательной программы

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования состоит: в представлении каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.

Основные задачи, которые предстоит решить в результате реализации основной образовательной программы начального общего образования:

- формирование у школьников целостного научного мировоззрения, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

- разнообразное развитие учащихся, их познавательных интересов, навыков самообразования, способствующих самореализации личности;

- формирование творческой индивидуальности ребенка, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

- создание педагогических условий, обеспечивающих успешное образование на данной ступени и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В основу реализации основной образовательной программы положены следующие принципы:



  1. Гуманизация. Она предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур. Мера этого развития выступает как мера качества труда учителя и школы в целом.

  2. Демократизация образования и, прежде всего на уровне обучения: выбор учеником своей траектории развития, участие в управлении всех педагогических процессов. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся

  3. Дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающая развитие ученика в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через внешнюю и внутреннюю дифференциацию, а также через разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  4. Развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития, ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Именно этот подход должен стать основой организации учебного процесса в школе.

  5. Непрерывность образования. Связь всех ступеней образования в школе и подготовки учащихся к продолжению образования после ее окончания.

  6. Инновационность образования реализуется переходом к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся.

1.2.Характеристика образовательной среды школы-сада

1.2.1.Информационная справка

Наименование: Муниципальное образовательное учреждение начальная школа – детский сад № 1;

Адрес: 150054, г. Ярославль, проспект Ленина, д. 46-а ; телефон: 73-51-32; факс: 73-51-36

e-mail ОУ: yarschkind001@yandex.ru

Адрес сайта ОУ: www.edu.yar.ru/russian/ord/pre-school/sch-sad1

Директор: Ступикова Маргарита Александровна

Зам. директора по УВР: Муранова Елена Вячеславовна.

Старший воспитатель: Колобова Елена Викторовна

Лицензия – серия А, регистрационный № 76242510/0403 от 31.12.2010 г., действительна до 29.05. 2013 г.

Год ввода в эксплуатацию: 1966

В 2002 году детский сад № 209 был преобразован в начальную школу – детский сад № 1.(Постановление мэра №1495 от 22.05.2002). С 2009 года начата реорганизация учреждения: постепенно закрываются классы начальной школы, открываются дополнительные дошкольные группы.



Количество классов: 2011-2012 уч.год-2 класса;

2012-2013 уч.год- 1 класс;

Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
1.2.1. Организационная структура школы

Медицинский блок

Классы

Игровая


Компьютерный класс

Спортивный зал



1.2.2. Используемая система обучения

Воспитательно – образовательный процесс осуществляется в соответствии с элементами образовательной системы «Школа 2100»и дидактической системы «Школа 2000…». Главная цель данных образовательных систем – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.



1.2.3.Источники социального заказа

  1. государство;

  2. муниципальные органы власти;

  3. учащиеся школы;

  4. педагоги школы;

  5. родители учащихся школы;

  6. учебные заведения города.

Оценка образовательного запроса родительской общественности

Наблюдается устойчивая положительная динамика участия родителей в мероприятиях учреждения (от 30% до 53%) Отсутствуют пропуски обучающимися учебных занятий по неуважительным причинам. Позитивное отношение к учреждению высказывают 98% обучающихся и 89% родителей обучающихся и воспитанников. При проведении в 2009-2010 учебном году исследований по степени удовлетворенности родителей реализуемой образовательной программой 83% родителей оценили положительно работу учреждения по реализации образовательной программы. 77% родителей, по данным анкетирования в 209 году, высказали удовлетворение обеспечением безопасности, заботы и поддержки в учреждении. За последние три года от родителей ОУ не поступило ни одной жалобы в вышестоящие организации.

Таким образом, в целом, отмечается позитивное отношение обучающихся и родителей к учреждению.

Ожидания участников образовательного процесса

-укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся и воспитанников, формирование активной жизненной позиции в сохранении собственного здоровья;

-формирование устойчивого стремления и умения учиться самостоятельно;

-обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

-обеспечение единой непрерывной и преемственной линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования;

-освоение содержания образовательной программы, на уровне требований государственного образовательного стандарта;

-поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников в соответствии с физиологическими психологическими, личностными особенностями ребенка и особенностями его семьи;



1.2.4. Примерный режим дня:

  1. 8.15-9.00 1 урок

  2. 9.00-9.20 завтрак 1 перемена

  3. 9.20-10.05 2 урок 10.05-10.15 2 перемена

  4. 10.15-11.00 3 урок 11.00-11.20 3 перемена

  5. 11.20-12.05 4 урок 12.05-12.15 4 перемена

  6. 12.15-13.00 5 урок

  7. 13.10-13.30 – обед

  8. 13.30 – 15.00 – прогулка

  9. 15.00-15.15 – полдник

  10. 15.15 – 16.30 – самоподготовка, кружковая работа

  11. 16.30-16.50 – ужин

  12. 17.00-18.00 – прогулка

1.2. 5. Дополнительное образование, внеурочная деятельность



Название кружка, студии, секции

Направление работы кружка, студии, секции

Кружок «ИЗО» (преподаватель из Дома

тв-ва Ленинского р-на)



Развитие художественных способностей

Информатика

Обучение основам информатики

Риторика

Развитие языковой компетентности младших школьников

МОУ ДОД Центр детского творчества «Горизонт»:

- Стафеева О.В.– педагог дополнительного образования – кружок «Аэробика»



Обучение танцу, создание условий для обеспечения двигательной активности детей, развитие общей моторики и координации движений

МОУУДОД ДЮЦ «Созвездие», педагог дополнительного образования Сергеева Е.П., кружок «Краеведение»

Патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции, основ социокультурной принадлежности

2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают:

Филология

Русский язык. Родной язык:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал