Образовательная программа «Музей истории школы»



Скачать 275.33 Kb.
Дата16.02.2017
Размер275.33 Kb.
Просмотров169
Скачиваний0
ТипОбразовательная программа


«Утверждено»

Директор МБОУ ДОД «ДДТ»

______________Тихонова З.К.

Приказ №__от «__»______2014г.



«Соглосовано»

Заместитель директора по УВР

____________Вафина Л. Н.

Протокол № __ от ______2014

Адаптированная образовательная программа



«Музей истории школы»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»



Спасского муниципального района Республики Татарстан

педагог дополнительного образования

Сардушкина Надежда Александровна

Для обучающихся 11-12

Срок реализации - 1 год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __ от______ 2014г.

г. Болгар 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Музей» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 14-17 лет в течение 1 года в объеме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

Цель программы:

создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района; развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.

Музейная педагогика дает возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. 
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. 
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно. 
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 
Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции; 


• экскурсии; 
• консультации; 
• литературные и исторические гостиные; 
• киносеансы; 
• встречи с интересными людьми; 
• исторические игры, викторины; 
• проектная и исследовательская деятельность; 
• использование интернет – технологий; 
• создание видеопрезентаций; 
• посещение школьных музеев и музеев города и области; 
• оформление выставок, обновление экспозиций; 
• встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

1)  В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Методическое обеспечение:
Емельянов Б. В. Экскурсоведение /.Емельянов Б. В. - М.,2000.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т. А..-М.,1985.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В. А, Тимофеев А. А.); под ред. Горского В. А.-М.:Просвещение,2010г.

Столяров Б. А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б. А., Соколова Н. Д.-СПб.,200


Формы подведения итогов реализации программы: зачеты, конкурсы, внеклассные мероприятия.

Срок реализации программы – 1 год, 4 часа в неделю.


Содержание программы «Школьный музей»

Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:



  • реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

  • осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

  • организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.

Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейнокраеведческих задач.

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социальнокультурных функций:



  1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

  2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно - воспитательного и досугового центра.

  3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы не возможности использовать какие-либо из рекомендованных

изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.



Примерное календарно-тематическое планирование


№ п.п

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата факт

1

Вводное занятие. Что изучает краеведение. Музееведение.

1

02.09

02.09

2

Организация работы Совета музея истории школы.

1

03.09

03.09

3

Основные понятия и термины музееведения.

1

04.09

04.09

4

Рассказ об истории родного края.

1

05.09

05.09

5

Изучение экспозиции школьного музея.

1

09.09

09.09

6

Рассказ об истории детского движения.

1

10.09

10.09

7

Просмотр видеофильма о пионерах 80-х годов.

1

11.09

11.09

8

Конкурс рисунков «Мы выбираем мир»

1

12.09

12.09

9

Изучение документации школьного музея.

1

16.09

16.09

10

Конкурс на лучшее сочинение «Мой родной город»

1

17.09

17.09

11

Подведение итогов конкурса.

1

18.09

18.09

12

Продолжение сбора материала о выпускниках школы.

1

19.09

19.09

13

Беседа «Болгары-город родной»

1

23.09

23.09

14

Прошлое и настоящее нашего края

1

24.09

24.09

15

Сбор новой информации.

1

25.09

25.09

16

Создание лекторской группы.

1

26.09

26.09

17

Создание поисковой группы.

1

01.10

01.10

18

Работа исследовательской группы.

1

02.10

02.10

19

Подготовка и проведение экскурсии в музее.

1

03.10

03.10

20

Поездка в Музей «Казанский Кремль».Посещение музея естественных наук.

1

07.10

07.10

21

Создание заметки в газету «Новая жизнь» о поездке в г.Казань.

1

08.10

08.10

22

Подготовка и проведение эксурсии для обучающихся школы.

1

09.10

09.10

23

Оказание помощи в проведении общешкольных праздников.

1

10.10

10.10

24

Подготовка перечня новых тем экскурсий.

1

14.10

14.10

25

Экскурсия по улице Нагаева.

1

15.10

15.10

26

Поиск нового краеведческого материала.

1

16.10

16.10

27

Подготовка рефератов о городе Куйбышеве.

1

17.10

17.10

28

Экскурсия по улице Вертынской.

1

21.10

21.10

29

Экскурсия по улице Ленина.

1

22.10

22.10

30

Конкурс рисунков «Улицы нашего города»

1

23.10

23.10

31

Презентация «Мой город»

1

24.10

24.10

32

Создание презентации о родном крае

1

28.10

28.10

33

Создание презентации о родном городе

1

29.10

29.10

34

Я расскажу о своём городе

1

30.10

30.10

35

История родного города

1

31.10

31.10

36

Конкурс рисунков о родном крае

1

11.11

11.11

37

Создание презентаций для Республиканского конкурса «Путешествие к истокам». Липатова Д.,Аверьянова А.,Шакирова Э.

1

12.11

12.11

38

Экскурсия в музей истории школы

1

13.11

13.11

39

Знакомство с новым экспонатом музея

1

14.11

14.11

40

Предприятия города.Деловая игра.

1

18.11

18.11

41

Охрана природы города Болгара.

1

19.11

19.11

42

Природа Болгара в поэзии.

1

20.11

20.11

43

Природа Болгара в поэзии.

1

21.11

21.11

44

Акция «Кормушка»

1

25.11

25.11

45

Статьи из районной газеты «Новая жизнь» о бывших педагогах школы

1

26.11

26.11

46

Новости из районной газеты «Новая жизнь»

1

27.11

26.11

47

Литературная гостиная

1

28.11

28.11

48

Природа Болгара в картинах художников

1

02.12

02.12

49

Творчество С.М.Пивоварова(учитель школы №2)

1

03.12

03.12

50

Народные таланты нашего края

1

04.12

04.12

51

Народные таланты нашего края

1

05.12

05.12

52

Экскурсия к памятнику

1

09.12

09.12

53

Экскурсия к памятнику героям В.О.В.

1

10.12

10.12

54

Работа с документацией музея.

1

11.12

11.12

55

Работа с документацией музея.

1

12.12

12.12

56

Литературная гостиная.

1

16.12

16.12

57

Литературная гостиная.

1

17.12

17.12

58

Экскурсия в музей БСОШ №1

1

18.12

18.12

59

Экскурсия по городу.

1

19.12

19.12

60

Зима в природе .Загадки о зиме.

1

23.12

23.12

61

Занятие по краеведению.

1

24.12

24.12

62

Просмотр презентаций дипломантов конкурса РТ «Путешествие к истокам»

1

13.01

13.01

63

Беседа с дипломантом конкурса Аверьяновой А. (с 3 а классом)

1

14.01

14.01

64

Беседа с дипломантом конкурса Шакировой Э. (с 3 б классом)

1

15.01

15.01

65

Поиск нового материала о героях В.О.В.

1

16.01

16.01

66

Встречи с ветеранами труда.

1

20.01

20.01

67

Сбор документации о ветеранах пед.труда.

1

21.01

23.01

68

Обновление экспонатов музея.

1

22.01

22.01

0169

Обновление экспонатов музея.

1

23.01

23.01

70

Оформление краеведческого материала.

1

27.01

27.01

71

Оформление материалов об истории восьмилетней школы.

1

28.01

28.01

72

Оформление материалов об истории восьмилетней школы.

1

29.01

29.01

73

Оформление материалов об истории средней школы.

1

30.01

30.01

74

Оформление материалов об истории средней школы.

1

03.02

03.02

75

Проведение тематических экскурсий в музее.

1

04.02

04.02

76

Проведение тематических экскурсий в музее.

1

05.02

05.02

77

Проведение тематических экскурсий в музее.

1

06.02

06.02

78

Проведение тематических экскурсий в музее.

1

10.02

10.02

79

Урок мужества.

1

11.02

11.02

80

Урок мужества.

1

12.02

12.02

81

Классный час на тему «Хлеб-всему голова»

1

13.02

13.02

82

Встреча с выпускниками школы.

1

17.02

17.02

83

Экскурсия по улицам города.

1

18.02

18.02

84

Экскурсия по улицам города.

1

19.02

19.02

85

Поздравление ветеранов с традиционным праздником.

1

20.02

20.02

86

Краеведческая викторина «Пройдись по улицам города»

1

24.02

24.02

87

Викторина.

1

25.02

25.02

88

Подготовка к Всероссийскому конкурсу « Династии России»

1

26.02

26.02

89

Подготовка к Всероссийскому конкурсу « Династии России»

1

27.02

27.02

90

Просмотр презентаций Малушиной Е.,Беляевой Н. на конкурс «Династии России»

1

03.03

03.03

91

Поздравление ветеранов с праздником

1

04.03

04.03

92

Поздравление ветеранов с праздником

1

05.03

05.03

93

Рассказ о женщинах-учителях, ветеранах труда БСОШ №2.

1

06.03

06.03

94

Демонстрация экспозиции «Пионерские атрибуты», посвященная 90-летию Пионерии

1

10.03

10.03

95

Освещение мероприятий, проводимых Советом музея на страницах школьной газеты

1

11.03

11.03

96

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда Спасского района, сбор документов и материалов об их жизненном пути для энциклопедии Спасского района

1

12.03

12.03

97

Оформление краеведческого материала. Создание гимна школы №2.

1

13.03

13.03

98

Военно-спортивный конкурс «К защите Родины готов»


1

17.03

17.03

99

Подготовка заданий для краеведческой работы в классах

1

18.03

18.03

100

Помощь в сборе и подготовке материала для фонда музея

1

19.03

19.03

101

Сбор материала по классам, работа с документацией

1

20.03

20.03

102

Сбор материала об известных учителях района

1

31.03

31.03

103

Сбор материала об учителях школы для школьного музея

1

01.04

01.04

104

Совместное мероприятие с районным краеведческим музеем и духовно-просветительским центром Свято-Авраамиевской церкви.

1

02.04

02.04

105

Приглашение ветеранов.

1

03.04

03.04

106

Экскурсионная деятельность

1

07.04

07.04

107

Проведение обзорных лекций по истории школы для учащихся (подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий на татарском и английском языках)

1

08.04

08.04

108

Проведение циклов радиопередач об истории школы


1

09.04

09.04

109

Проведение программы для ветеранов пионерского движения «Разговор у костра».

1

10.04

10.04

110

Встреча с ветеранами педагогического труда.

1

14.04

14.04

111

Встреча с членами клуба «Афганец»

1

15.04

15.04

112

Памятные места города


1

16.04

16.04

113

Вахта Памяти «Возложение цветов»

1

17.04

17.04

114

Учет поступающих экспонатов


1

21.04

21.04

115

Учет и обеспечение сохранности экспонатов.

1

22.04

22.04

116

Музейная экспозиция и ее виды.

1

23.04

23.04

117

Выставка книг «Юноши присягают России»


1

28.04

28.04

118

Проведение тематических экскурсий в музее

   «История нашего города»

   «История школы»

   «Годы, опаленные войной»

   «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны и боевых действий в горячих точках»


1

29.04

29.04

119

   "Обзорная" (знакомит с экспозицией музея, историей его создания, тематическими разделами).

  "Связь времен" (содержит материал о выпускниках, родственниках учащихся школы - участниках героических событий, встречах с ветеранами ВОВ)



1

30.04

30.04

120

Выпуск боевого листа


1

05.05

05.05

121

Военно-спортивный конкурс «Настоящие парни »


1

06.05

06.05

122

Конкурс литературно-музыкальных композиций «Мы будем помнить»


1

07.05

07.05

123

День Памяти

1

08.05

08.05

124

Краеведческая викторина «Пройдусь по улицам города»

1

12.05

12.05

125

Поход по родному краю: места памяти павшим  в Великой Отечественной войне. Возложение венков.

1

13.05

13.05

126

Песни военных лет

1

14.05

14.05

127

Работа по подготовке  круглого стола по теме: "Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол)

1

15.05

15.05

128

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1

19.05

19.05

129

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

1

20.05

20.05

130

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

1

21.05

21.05

131

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

1

22.05

22.05

132

Разработка сценариев, познавательных игр, викторин, посвященных истории школы «Что я знаю об истории пионерской организации родной школы».

1

23.05

23.05

133

«Музеи города» - экскурсии.

1

26.05

26.05

134

Сотрудничество с Городским Советом Ветеранов

1

27.05

27.05

135

Сотрудничество и обмен информацией с работниками краеведческого музея г. Болгара.

1

28.05

28.05

136

Обобщающий урок.

1

29.05

29.05















































Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преиодавание истории в школе №2, 2003 г.

  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста* истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

Ю.Смирнов В .Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

11 .Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал