Образовательная программа дошкольного образования доу «Центр развития ребенка детский сад №21 «Семицветик»



страница1/21
Дата08.02.2017
Размер4.57 Mb.
Просмотров1675
Скачиваний0
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

c:\users\ирина\downloads\семицветик\op-do-2015-5\op-do-2015-5-001.jpg
Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №21 «Семицветик» ООО «Озон» разработана авторским коллективом в составе:


  1. Поповкина Т.Г. – заведующий

  2. Бондаренко М.И. – заместитель заведующего

  3. Григорьева Е.В. – методист

  4. Донских Н.Ф. – старшая медицинская сестра

  5. Калужских Л.В. – заведующий хозяйством

  6. Кислова Е.Е. – педагог-психолог

  7. Денисова С.Н. – учитель-логопед

  8. Иванова А.Н. – учитель-логопед

  9. Ракова М.Д. – инструктор по физической культуре

  10. Климентьева Е.А. – преподаватель

  11. Исламгулова Р.Х. – музыкальный руководитель

  12. Складчикова О.Н. – преподаватель

  13. Переплетчикова О.В. – воспитатель

  14. Трегубова К.В. - воспитатель


Оглавление

Разделы программы

Стр.

1.Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

5

    1. Пояснительная записка

5

      1. Цель и задачи реализации Программы

5

      1. Принципы и подходы к формированию Программы

8

      1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики развития детей раннего и дошкольного возраста

10

      1. Планируемые результаты освоения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений(целевые ориентиры)

21

2.Содержательный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

25

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

25

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

25

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

38

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

51

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

59

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

81

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

96

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития детей

104

2.3.1. Описание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ

104

2.3.2.Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ

108

2.3.3. Использование специальных образовательных программ:

112

2.3.3.1.Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с недостатками речевого развития

112

2.3.4.Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов

125

2.3.5.Описание проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий

127

2.3.6.Описание осуществления квалифицированной коррекции нарушения развития детей с ОВЗ:

128

2.3.6.1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы

128

2.3.6.2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальная адаптация детей с ОВЗ

142

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

144

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

148

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

150

2.7.Иные характеристики содержания Программы, в том числе:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям к себе самому;

- преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.



152

152

155

156

156

157

2.8.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:

158

2.8.1. Программы, разработанные самостоятельно, учитывающие образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов:

159

2.8.1.1. Программа «Учимся плавать, играя»М.Д.Раковой – программа соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

159

2.8.1.2. «Английский для малышей» Е.А.Климентьевой–программа ориентирована на специфику социокультурных условий, потребностям и интересам детей, членам их семей, соответствует возможностям педагогического коллектива

159

2.8.2. Парциальные программы, методики, выбранные участниками образовательных отношений:

159

2.8.2.1. «Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет» 3.М. Габдуллиной - программа ориентирована на специфику социокультурных условий, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

159

3.Организационный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

160

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

160

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

162

3.3. Режим дня

188

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

190

3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

192

4. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы

198

4.1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации

200

4.2. Используемые Программы

211

4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

213

1. Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

1.1.Пояснительная записка

Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №21 «Семицветик» ООО «Озон» (далее – Программа) разработана и утверждена педагогическим коллективом в соответствии с п.6.ч.3.ст.28, ч.6.ст.12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден    Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным приоритетным направлениям развития дошкольной организации: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Также в ДОУ функционируют группы комбинированной направленности, которые посещают дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (имеющие речевые нарушения). Состав группы комбинированной направленности определяется особенностями речевого развития детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. В тексте Программы сформулированы основные принципы, цели и задачи образовательного процесса в ДОУ с детьми раннего и дошкольного возраста, с сохранением за педагогами ДОУ пространства для творчества и саморазвития.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

Целью Программы является создание оптимальных условий для полноценного проживания детства дошкольниками (в том числе детей с ОВЗ), проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также:

• развитию способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми;

• поддержке инициативы детей в разных видах деятельности, активной жизненной позиции; содействию и сотрудничеству детей и взрослых;

• обогащению (амплификации) детского развития, творческому подходу в решении различных жизненных ситуаций; формированию познавательных интересов в разных видах деятельности;

•уважению к традиционным ценностям семьи, общества и государства, приобщению к социокультурным нормам.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи Программы:


  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия в условиях реализации создания оздоровительной системы в ДОУ;

  • своевременное разностороннее развитие дошкольников в условиях обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) в рамках разработки инновационных продуктов: адаптированных индивидуальных программ, программ по приоритетным направлениям ДОУ, моделей внедрения в воспитательно-образовательный процесс разнообразных видов деятельности;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (осуществлять коррекцию недостатков в  речевом развитии детей) и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром через  инновационный проект по созданию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через специально-организованные нетрадиционные формы организации работы с педагогами, детьми и их родителями;

  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в рамках работы кабинета педагога-психолога для семей воспитанников на базе ДОУ;

В соответствии с ФГОС ДО Программа решает задачи развития детей раннего и дошкольного возраста по образовательным областям.

Задачи социально-коммуникативного развития:



  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,       

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • развитие воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

  • формирование первичных представлений  о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи речевого развития:

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи художественно-эстетического развития:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

  • становление эстетического отношения к окружающему миру;

  • формирование элементарных представлений о видах искусства;

  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи физического развития:

  • приобретение опыта в видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

  • приобретение опыта в видах деятельности детей,  способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДО.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении, опора на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

- принцип соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

Содержание образовательной программы определяется в соответствии с подходами:

- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.

- деятельностного подхода: предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов;

- взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.

- компетентностного подхода: основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем

- средового подхода: предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал