Нелюбова Ольга Ивановна, учитель географии мкоу мирновская оош, пос. Мирный нсо практическая работа



Скачать 102.83 Kb.
страница1/4
Дата17.02.2017
Размер102.83 Kb.
Просмотров5051
Скачиваний1
ТипПрактическая работа
  1   2   3   4

Системно-деятельностный подход на уроках географии в 9 класс



при выполнении практических работ

Исполнитель:

Нелюбова Ольга Ивановна,

учитель географии

МКОУ Мирновская ООШ,

пос. Мирный НСО

Практическая работа – вид учебной деятельности учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, применения знаний и умений на практике, развития навыков самостоятельного моделирования, прогнозирования и оценки. Практические работы проводятся после изучения темы или раздела. Они включаются в учебную программу, и их выполнение обязательно.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Выполняя практическую работу, учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни.
После того как учащиеся овладеют приемами выполнения практических работ, например по чтению карт и составлению на их основе географических характеристик, практические работы начинают выполняться самостоятельно и тем самым приобретают характер самостоятельных работ.

Практические работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они вызывают мыслительную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, отыскать главное, определить сходные черты и черты различия, сделать обобщения и выводы.


При овладении знаниями практические работы имеют большое значение для установления связи теории с практикой.
Практические работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Они приучают школьников самостоятельно приобретать новые знания из книг, наблюдений, в процессе практической деятельности.
Без практических работ нельзя обеспечить прочных и осознанных знаний, выработать необходимые умения и навыки, в том числе и для продолжения самообразования.

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

И. И. Баранский

Список практических работ по географии проводимых в 9 классе.



п.р.


Практическая работа




Введение

1

Определение по картам и статистическим материалам особенностей политико-географического положения России на карте мира

География отраслей и межотраслевых комплексов

2

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям

3

Определение гл. районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

4

Составить характеристику одного из угольного бассейна по картам и статистическим материалам

5

Составить характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

6

Определить по картам главные факторы размещения металлургии меди и алюминия

7

Составить характеристику одной из баз хим. промышленности по картам и статистическим материалам

8

Определить по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства

Экономические районы

9

Моделирование вариантов нового районирования территории России

10

Составить и проанализировать схемы хоз. связей Двинско- Печерского подрайона.

11

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Севера

12

Объяснить взаимодействие природы и человека на примере одной из территории Центральной России

13

Составить картосхему размещения народных промыслов Центральной России

14

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга

15

Изучение влияния истории населения и развития территорий на сложный этнический и религиозный состав населения Поволжья.

16

Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения

17

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

18

Выявить и проанализировать условия для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

19

Определить тенденцию хозяйственного развития Северного Урала

20

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

21

Изучить и оценить природные условия Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

22

Составить характеристику нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива,

экологические проблемы) Западно-Сибирского района



23

Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов своего региона (Новосибирской области).

24

Оценить особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе

25

Составить характеристику Норильского промышленного узла (ГП, ПУ, ПР, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

26

Выделить на карте индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центр Дальнего Востока


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Определение по картам и статистическим материалам особенностей политико-географического положения России на карте мира


ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Дать оценку политико-географического положения страны на карте мира.


ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Дети работают на контурной карте:

Обозначают границы РФ и сопредельных государств (используют разные цвета)

- государства 1 порядка

- государства 2 порядка

- государства Балтий

- государства дальнего зарубежья


2.Оценивают географическое положение России на карте мира и заполняют таблицу

Благоприятные

Неблагоприятные

-европейское положение

-сухопутная граница

-выход к морям и океанам

-самая большая территория в мире

-ведущее место по природным ресурсам

-преобладание умеренного пояса



-1/3 территории – малопригодная для жизни

-80% природных ресурсов в азиатской части

-транспортные проблемы

-неравномерность заселения и хозяйства

-отдаленность восточных регионов

-ухудшение ГП с распадом СССР


3.Оценивают ЭГП и ГПП России на карте мира и заполняют таблицу



Благоприятные

Неблагоприятные

макроуровень

-один из центров мирового хозяйства, науки, культуры

-30% мировых ресурсов

-великая морская держава


-ведущая ядерная держава

-член Совета безопасности



мезоуровень

-ведущий производитель в СНГ

-внешняя торговля с развитыми странами

-усиление связей с Китаем и Индией


-ведущий член СНГ

-член БРИКС и АТЭС



микроуровень

Экономические отношения с отдельными странами

Политические отношения с отдельными странами


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным признакам.


ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства. Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.



ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Работа по вопросам:

-Определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.

- Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.

- Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.

- Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?

- В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.

- Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?

- Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).

- Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.



Группировка отраслей по различным показателям.

- Заполните таблицу:

Межотраслевые комплексы России.

Межотраслевые комплексы

Хозяйственные функции

Отрасли, входящие в комплекс

Научный

Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний

Образование и наука

Военно-промышленный

Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами

Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д.

Машиностроительный

Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами

Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др.

Топливно-энергетический

Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах

Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика

Металлургический, химико-лесной

Производство конструкционных материалов и химических веществ

Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др.

Агропромышленный

Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции

Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность

Инфраструктурный

Оказание разнообразных услуг

Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.


ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Закрепить умение по определению факторов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Продолжить формирование умений и навыков учащихся анализировать различные тематические карты с целью выяснения главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Фактор размещения – это требования, предъявляемые размещенным объектом к окружению. Без удовлетворения этих требований (наличия определенного количества сырья, воды, трудовых ресурсов и прочее) объект не сможет нормально функционировать.


1.По карте «Машиностроение» атласа, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

2.Назовите центры этих отраслей машиностроения.

3.Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа « Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

4.На основе сопоставления карт составьте таблицу




Группа отраслей

Фактор размещения

Районы

Центры

Трудоемкое

машиностроение



1.Наличие квалифицированных кадров


1.Северо-Запад

2.Центральная Россия

3.Поволжье

4.Европейский Юг



1.Санкт-Петербург

2.Москва


3.Калуга

4.Ярославль

5.Рязань

6.Воронеж

7.Нижний Новгород

8.Казань


9.Ульяновск

10.Самара

11.Саратов

12.Астрахань

13.Краснодар

14.Таганрок



Металлоемкое машиностроение

1.Наличие сырья


1.Уральский

2.Сибирский



1.Пермь

2.Нижний Тагил

3.Екатеринбург

4.Челябинск

5.Орск

6.Новосибирск



7.Барнаул

8.Красноярск



Вывод: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры и научно-экспериментальную базу. Металлоемкое машиностроение требует много металла, поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 

Составление характеристики угольного бассейна России.


ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Отработать умение описывать угольные бассейны по плану,  используя  картосхему, карты атласа 



ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Используя карты атласа и статистические материалы ребята описывают угольный бассейн по плану.







План характеристики

Кузнецкий угольный бассейн

Печорский угольный бассейн

 Канско-Ачинский угольный бассейн

1.

Географическое положение бассейна (В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн)

Кемеровская обл, Западной Сибири. Кузбасс имеет прямое железнодорожное сообщение со всеми регионами страны.

Расположен на СВ европейской части  страны, на СВ республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога-Печорская(Коноша-Воркута)

Расположен на юге азиатской части(юг Западной Сибири), юг Красноярского края, частично в Кемеровской и Иркутской областях. Центр-Ачинск. Транссибирская железнодорожная магистраль

2

Способ добычи                              

( подземный, открытый)



 Открытый и шахтный

 Дорогой подземный способ

открытый

3

Глубина добычи

190м

300 метров-это глубже, чем в Кузбассе.

-

4

Мощность пластов

Средняя 2м

Средняя мощность-1,5м

15-100м

5.

Качество угля

высокое

Высококачественные(0,8 ккал/кг)

Низкое(бурый) 0,47ккал/кг

6

Себестоимость добычи

Бассейн имеет благоприятные горно-геологические условия разработки, что обеспечивает их низкую себестоимость.

Угли дорогие(себестоимость высокая)

низкая

7

Величина добычи  угля

164млн.т

13 млн.т

36 млн.т

8

Потребители

Удалён от основных потребителей (Центр и Урал) Около 40% добываемого угля потребляется в самой Кемеровской области и 60% вывозится в районы Западной Сибири, Урала, центра европейской части страны и на экспорт (страны ближнего и дальнего зарубежья). Кузбасс является основным поставщиком коксующихся углей на Западно-Сибирский, Новокузнецкий, Череповецкий металлургические комбинаты.

Предприятия Европейского Севера

Крупнейшими потребителями канско-ачинских углей являются ТЭЦ городов Красноярска, Абакана, Ачинска, Канска, Минусинска, а также Назаровская ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2 и Берёзовская ГРЭС. Кроме того, в небольших городах и поселках угли используются в качестве котельного топлива

9

Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)

Загрязнение атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, нарушению ландшафта, скоплению большого количества промышленных, в том числе и токсичных отходов, истреблению на больших площадях лесов, деградации фауны и флоры, к высоким уровням заболеваемости и смертности населения.

Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные –несвоевременная выплата заработной платы.

Уголь не пригоден для длительного хранения и перевозки на большие расстояния. Оказывает негативное воздействие на состояние воздушной и водной среды, ландшафты, земельные ресурсы.

Вывод: на оснований данной характеристике ребята делают вывод о перспективах развития того или иного бассейна.

10

Перспективы развития бассейна

Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля, что сужает перспективы дальнейшего развития всего бассейна.

Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля.

Вытянутость бассейна вдоль Транссибирской магистрали почти на 800 км и большие общегеологические запасы от 610 млрд т. (до глубины 600 км) до 1200 млрд т (до глубины 1200 м) предполагают значительные перспективы развития данного бассейна в будующем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Составить характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.


ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Закрепить знания по теме «Металлургия России», совершенствовать умения пользоваться различными источниками географической информации.


ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Справочный материал:

Центральная - создается на железных рудах КМА и Кольско - Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры- Череповец , Липецк ,Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско- Карельском районе, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). Московская область- предприятия по переработке лома цветных металлов и оловянных руд (Подольск), производству урана (Электросталь).

Каталог: uploads -> doc
doc -> Научно-исследовательская работа Путешествие в мир компьютера Севастьянов Вадим
doc -> Викторина «Я хочу здоровым быть»
doc -> " Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?"
doc -> Литература Введение Стол в прямоугольной изометрической проекции
doc -> Образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»
doc -> Компьютерная зависимость Реальная и виртуальная жизнь современных подростков Покупая компьютер или телефон в магазине, люди радуются: открывается столько новых возможностей!
doc -> «раз, два, три, четыре, пять выходи скорей играть»
doc -> Копьютерная зависиость у детей дошкольного возраста и подростков. Советы психолога
doc -> Основные характеристики операционных систем Windows и Linux
doc -> Программа внеурочной деятельности по математике


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал