Нарушения формирования навыков жизнедеятельности у подростков и лиц юношеского возраста, с детства страдающих хроническими психическими расстройствами



Скачать 114.49 Kb.
страница1/4
Дата27.10.2016
Размер114.49 Kb.
Просмотров242
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


ФГБУ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ» РАМН


НАРУШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА,

С ДЕТСТВА СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Методические рекомендации
Москва ∙ 2014

Аннотация

В методических рекомендациях содержится информация о выявлении и оценке степени выраженности нарушений формирования навыков, необходимых для повседневной жизнедеятельности, у лиц подросткового и юношеского возрастов, с детства страдающих хроническими психическими расстройствами, что актуально при решении ряда вопросов: составления программ медико-социальной реабилитации; оценки её эффективности, обоснования показаний для направления на освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы на предмет установления инвалидности детства (в подростковом возрасте) и инвалидности взрослого возраста (в 18 лет). Представленная методика позволяет выявить и отследить динамику компенсации/декомпенсации нарушений функционирования в отдельных сферах жизнедеятельности больных, что может способствовать персонификации социо- реабилитационной помощи, повышению качества жизни пациентов.

Рекомендации адресованы психиатрам, психотерапевтам, психологам, педиатрам, терапевтам, врачам Бюро медико-социальной экспертизы и другим специалистам, занимающимся реабилитацией психически больных подростков и лиц юношеского возраста.

Организация-разработчик: ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, отдел по изучению проблем подростковой психиатрии.
Сведения об авторах

Рекомендации подготовлены старшим научным сотрудником отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, кандидатом медицинских наук Шмаковой О.П., под редакцией руководителя отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, профессора, доктора медицинских наук Мазаевой Н.А.

Введение

Пациенты, с детства страдающие хроническими психическими расстройствами, представляют собой особую клинически очерченную группу, отличную от заболевших в периоде взрослости. При ведении таких подростков и лиц юношеского возраста на отдалённых этапах болезни и в её ремиссии важнейшим компонентом специализированной помощи становится социальная и психолого-педагогическая поддержка, поскольку достигнув совершеннолетия, они, как правило, демонстрируют парциальную или тотальную несформированность возрастных социальных навыков, интеллектуальную несостоятельность, личностное недоразвитие. Врачи, в этих случаях, рано или поздно сталкиваются с необходимостью решения вопросов о видах социальной адаптации и реабилитации, целесообразности признания длительно болеющих пациентов инвалидами. При ранней манифестации психических расстройств социальная несостоятельность зачастую обнаруживается уже в детско - подростковом возрастах, поэтому первичная социальная помощь оказывается в компетенции детских и подростковых психиатров, а также других специалистов, работающих с этой возрастной категорией больных.

Своевременно предоставленная социальная поддержка (в том числе в виде оформления пособия по инвалидности детства) позволяет полнее использовать реабилитационный потенциал пациентов. Вместе с тем, по данным недавнего клинико-катамнестического исследования, проведённого в отделе подростковой психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН Андреевой О.О. (2013), только 35% детей-инвалидов подросткового контингента одного из психоневрологических диспансеров г. Москвы, инвалидность была оформлена своевременно (за «своевременность» принят период в течение года после наступления выраженной социальной несостоятельности). Численность выборки инвалидов составила 86 больных из 544 человек, наблюдавшихся в подростковом кабинете на момент обследования.

Среди причин несвоевременного оформления инвалидности указывается: позднее обращение к психиатрам; запоздалая диагностика; недостаточная информированность родителей о праве ребенка на инвалидность; отказ врачей от направления на Бюро МСЭ, вследствие недооценки тяжести социальной несостоятельности; отказ родителей от оформления инвалидности ребёнку. О тяжести начавшихся в детстве хронических инвалидизирующих заболеваний, в проведённом исследовании свидетельствовал высокий процент детей (89%) сохранивших инвалидность по достижении взрослого возраста (из них 71% получили вторую группу), что соотносится с данными предыдущих исследований, об ограничениях трудоспособности большинства бывших детей - инвалидов по достижении ими возраста 18 лет (Мазаева Н.А., Кузьмичёва О.Н. 1996; Чуркин А.А. и др. 1998; Карякина О.И., Карякина Т.Н. 1999; Казаковцев Б.А. 1999; Галанин И.В.2007, 2011; Раич Н.Р., 2008; Кузьминова М.В., Фритлинский В.С. 2010; Мазаева Н.А. и др. 2013; Röpcke B. и др. 2005; Fleischhaker C. и др. 2005; Smiley E., Cooper S-A.и др. 2007; Emerson E., Hatton C. 2008).

С другой стороны, нельзя не отметить появившуюся тенденцию расширительного использования критериев снижения социального функционирования при оформлении инвалидности детства пациентам с хроническими психическими расстройствами, не сопровождающимися выраженной социальной дезадаптацией, в частности, наблюдающихся в связи с лёгкой умственной отсталостью, задержками психического развития.

С переходом во взрослый возраст вновь возникает проблема определения характера и объёма необходимой социальной поддержки 17-18-летних психически больных. Динамика в состоянии пациентов и предпринятые ими и их окружением реабилитационные усилия, с одной стороны, неидентичность критериев инвалидности детского и взрослого возрастов, с другой, приводят к повторной необходимости рассмотрения вопросов трудоспособности бывших подростков. Решающее значение играет адекватная оценка социальной состоятельности наблюдаемых и вопросы целесообразности их направления на Бюро медико-социальной экспертизы.

Таким образом, выявление и определение степени тяжести нарушений социального функционирования больных с особыми потребностями (детей-инвалидов, детей, страдающих хроническими психическими заболеваниями, но не получающих пособия по инвалидности) чрезвычайно актуально для практикующих детских и подростковых врачей.

В исследованиях, проведённых отделом по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН (руководитель отдела - проф., д.м.н. Н.А. Мазаева) по катамнезу ранней инвалидности и проблемам адаптации детей-инвалидов, показана сложность структур социальной недостаточности детей с психическими расстройствами. На основе полученных результатов и анализа предшествующих методик (рубрики «Активность и участие» предложенной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Детско-подростковой версии, 2007»; «Социограммы» Х.С. Гюнцбурга; «Шкалы навыков, необходимых для социальной адаптации» D.Norris and P.Williams, 1975», «Шкалы адаптивного поведения Вайнленд», Шкалы социально-ориентированного и социального функционирования - PSP и др.) нами была составлена: «Карта овладения навыками в основных сферах жизнедеятельности» (далее в тексте – «Карта навыков»), для осуществления дименсиональной оценки уровня недоразвития отдельных навыков, сгруппированных по сферам жизнедеятельности (образовательные, бытовые, навыки общения, самообслуживания и т.д.) (см. приложение). Подобный аналитический измерительный подход позволил в дальнейшем индивидуализировать реабилитационные программы, способствовал принятию взвешенных решений по вопросам компенсации социальной несостоятельности больных, необходимости / преждевременности направления на Бюро медико-социальной экспертизы для оформления инвалидности.

Предыдущие методики подобной направленности (перечисленные выше) оказались либо не вполне адаптированными для использования в нашей стране, либо предназначались для пациентов иного возраста, с иной структурой патологии.

Показания и противопоказания к применению метода

Показанием к применению метода является необходимость определения выраженности социальной несостоятельности лиц подросткового и юношеского возрастов (14-19 лет), с детства страдающих хроническими психическими расстройствами, как обладающих статусом лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), так и не имеющих такового.

Методика не может использоваться при отсутствии значимых близких, осуществляющих непосредственное наблюдение и уход за больными (родителей, опекунов, воспитателей интернатов и др.) и требует согласия на проведение данного опроса со стороны больного или его законных представителей.

Материально-техническое обеспечение метода

Для применения метода необходимы:

1. Стандартно оборудованный медицинский кабинет психиатрической помощи.

2. Индивидуальные бланки «Карты овладения навыками в основных сферах жизнедеятельности» (см. приложение); письменные принадлежности у обследуемого и у врача.

3. Калькулятор или компьютер для обработки данных (вычисления можно проводить с помощью статистических функций программы EXEL).

Описание метода

Основные умения/навыки, которыми должны обладать подростки и лица юношеского возраста для функционирования в повседневной жизни, в «Карте навыков» сведены в следующие группы: 1. Ориентированность в себе и окружающем (невербальная и вербальная), использование этих знаний (умение давать о себе основные сведения); 2. Образовательные навыки и их использование; 3. Навыки общения (невербального и вербального) и межличностного взаимодействия; 4. Навыки самообслуживания; 5. Бытовые навыки; 6. Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; 7. Способность к повседневному контролю и планированию своей деятельности (в том числе адекватность поведения, активность и работоспособность) (см. табл.1).

Несостоятельность в применении навыков, либо их недоразвитие оцениваются по 3-х балльной шкале: 0 баллов – отсутствие навыка; 0,5 балла – навык развит частично, или реализуется с помощью опекающих лиц; 1 балл- навык развит в соответствии с возрастом и используется в полном объеме. В каждой группе навыков высчитывается групповой средний балл (среднее арифметическое), что позволяет в дальнейшем сравнивать уровни развития различных групп умений между собой для того, чтобы направлять реабилитационные усилия на коррекцию наименее развитых сфер, выстраивать реабилитационный маршрут конкретного больного. Общее заключение может выноситься подсчётом итогового среднего балла (среднего арифметического всех набранных баллов), который свидетельствует об общем уровне социальной адаптированности конкретного больного и необходимости / преждевременности его направления на Бюро медико-социальной экспертизы.

Таблица 1. Группы навыков, необходимых для функционирования в повседневной жизни.

1

Ориентированность в себе и окружающем

А.Понимание обращённой речи, ориентированность в себе и окружающем (без использования собственной речи)

Б.Ориентированность в себе и окружающем (с использованием речи). Умение давать сведения о себе и окружающем.

2

Образовательные навыки и их использование

А.Владение базовыми образовательными навыками (чтение, счёт, письмо)

Б.Умение использовать образовательные навыки в повседневной жизни

3

Навыки общения

А.Навыки невербального общения

Б.Навыки вербального общения

В.Владение сложными техниками общения (диалог, беседа в группе и т.д.)

Г.Навыки межличностного взаимодействия

4

Навыки самообслуживания

Уход за телом

Одевание

Приём пищи и питьё

5

Бытовые навыки

Приготовление пищи

Работа по дому

Приобретение товаров

6

Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом

7

Способность к контролю и планированию своей деятельности

А.Адекватность поведения

Б.Активность и работоспособность

В.Знание правил безопасности и следование им


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал