«Музыкально-компьютерные технологии в учебно-творческой деятельности учащихся».



Скачать 83.84 Kb.
Дата14.02.2017
Размер83.84 Kb.
Просмотров280
Скачиваний0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

«Музыкально-компьютерные технологии в учебно-творческой деятельности учащихся».

Подготовила: Волынская О.В., преподаватель фортепиано

Умба

Октябрь, 2014



«Музыкально – компьютерные технологии в учебно – творческой деятельности учащихся».

Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений по которому уже сегодня идет современное музыкальное - не только теоретическое, а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации.

Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает безусловно неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в музыкальной школе цифровые технологии - для навыков сольфеджио или это все-таки инструменты для музыкального творчества? Преподаватели по фортепиано спрашивают, не приведет ли обучение на синтезаторе к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Но, несмотря на порой совершенно противоположные взгляды, следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии — это данность. Именно от того, как и в каком виде они займут свое место в системе знаний ближайших поколений педагогов, музыкантов и звукорежиссеров, зависит преемственность культурного наследия, науки и педагогических традиций.

Таким образом, одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики XXI века (и это касается уже начального звена музыкального образования) является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями, преподавание учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально – компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

* во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

* во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

При этом, использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.

Музыкально-компьютерные технологии — очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. Эта область знаний, несомненно, имеет динамичную природу развития, которая сопряжена с непрерывным обновлением достижений научно-технического прогресса. На музыкально-компьютерные технологии как на область исследований существует множество разных взглядов. Это позволяет их классифицировать именно как систему знаний, объединяющую в себе информатику, звукорежиссуру, педагогику и музыкознание.

Можно отметить, что эта система знаний еще во многом разобщена, так как все ее четыре грани обнаруживают свое видение вопроса.

В информатике это особая прикладная область исследований, в звукорежиссуре — новый, богатейший по возможностям инструмент для создания звуковых образов и акустических измерений.

Педагогика рассматривает музыкально-компьютерные технологии как важную часть музыкального воспитания, которую необходимо включить в процесс обучения с целью воспитания разносторонних специалистов.

Музыкознание же рассматривает их как с надеждой, так и с тревогой: с одной стороны, как обновление средств музыкальной выразительности, с другой — как своего рода вырождение музыкальной эстетики и опыта, накопленного за последние несколько веков.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, созданием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "склеивать" разные фрагменты, редактировать записанный материал. В свое время Рахманинов писал: « Пианист – раб акустики». В электроакустике музыкант не раб, а хозяин акустики, это становится рукотворным фактором. Музыкант может вторгаться в структуру звука электронных инструментов и сам создавать тембры - палитра творчества значительно расширяется.



В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка").

Кроме композиторской деятельности, компьютерные программы применимы также в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста.



Так, "Экспериментальная лаборатория прогрессивных технологий", созданная в ЦИОДС (Ханты-Мансийск), имеет определенный опыт по формированию музыкально-исполнительских навыков в обучении игре на духовых инструментах (класс С.И.Низкодуба). Программное компьютерное обеспечение помогает диагностировать диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений.

Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.

В самом общем плане возможности компьютера в оснащении музыкальных теоретических дисциплин можно условно определить следующими тремя позициями:

* обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;

* поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа;

* организация различных форм креативной деятельности.

При помощи компьютера мы можем обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядность - принципиально методическое понятие. Применительно же к компьютеру это широкие возможности технологии предъявления информации - презентации, если выражаться компьютерной лексикой, а так же использование интернет – ресурсов, аудио- энциклопедий, интерактивных игровых программ и т.п.

Компьютерная подготовка уроков требует большой предварительной работы, но такие уроки и не должны быть еженедельными, а, скорее всего, обобщающими или итоговыми, либо сложно-составными по учебному материалу - интегрированными. Главное достоинство компьютера заключается в том, что он может одновременно с разных сторон воздействовать на учащихся, нести много информации, но не в смысле количества, а в смысле концентрации эмоций на образах, «сконструированных» учителем. Можно подразделить компьютеризацию учебно-педагогического процесса на два вида:

1. подготовленную учителем;

2. созданную учащимися.

Первый вид компьютеризации обусловливается требованиями программы, поурочно-тематического планирования, и уроки готовятся самим учителем.

С помощью большого экрана-проектора могут быть проведены разные уроки:

- уроки, требующие аналитического понимания и проникновения в музыку. На экране можно спроецировать текст хоровых сочинений, который при слушании может казаться непонятным из-за быстрого темпа или полифонического изложения; можно вывести текст, богатый метафорами;

- урок-живое звучание. Тему «Джаз - искусство XX века» в формате видео можно проиллюстрировать динамичным процессом импровизации с показом отдельных джазовых инструментов - саксофона, трубы, контрабаса, ударных, чтобы учащиеся запомнили их тембры;

- моноурок, представляющий творчество отдельных композиторов.

- урок-портрет (составить музыкальный портрет того или иного композитора);

- урок-викторина (создание портретной галереи композиторов, чтобы ученики точно связывали с ними звучащие музыкальные фрагменты);

- урок-путешествие - путешествие по стране и рассказ о живших в ней композиторах и их наиболее значительных произведениях (например, Германия эпохи барокко и т.д.).

На уроках музыкальной литературы преподавателю нужно не только поддерживать интерес учеников к музыке, но и, в более сложной форме: думать, размышлять, анализировать, создавать изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыке, объяснять появление в творчестве композиторов некоторых сочинений, уметь объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки и т.д.

Компьютерные программы, создаваемые учащимися, по сути - те же самые, но делаются исключительно по личному выбору и самостоятельно (или с помощью консультаций учителя) и могут иметь не историко-стилистический характер, а художественно-образный, т.е. дополнять собственно музыкально-звуковое содержание абстрактно-графическими или изобразительно-жанровыми элементами.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм организации занятий музыкой с учащимися при условии не разрушения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.

В учебно - методической литературе появилось такое понятие, как КМОС – компьютерная обучающая музыкальная система, в качестве компонентов которой рассматриваются учащийся, компьютер и предмет «информационного отношения» между ними, то есть сама музыка.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе, инициативный учитель, владеющий таким компьютером так же свободно, как клавиатурой фортепиано, умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Наконец, что касается вопроса музыкального образования, то человек, решивший связать свою жизнь с музыкальной профессией, находится сейчас в состоянии весьма непростого выбора: ведь если раньше количество музыкальных профессий можно было пересчитать по пальцам- композитор , исполнитель, преподаватель – с соответствующими подразделениями, то теперь уже образовался целый куст музыкальных профессий.

Так в области современной музыкальной композиции и сопряженных с этим специальностей : аранжировщик, композитор, дирижер, оркестровщик, звукорежиссер, звукооператор, выпускающий редактор.

Таким образом, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Требования общества начала XXI века сводится уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта.

Литература.



  1. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

Каталог: tinybrowser -> files


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал