Муниципальное учреждение дополнительного образования



Скачать 209.42 Kb.
Дата28.10.2016
Размер209.42 Kb.
Просмотров243
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Центр детского творчества"

(МУ ДО «ЦДТ»)
«ЧЕЛЯДЬЛÖН ТВОРЧЕСТВО ШÖРИН»

СОДТÖД ТÖДÖМЛУН СЕТАН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ УЧРЕЖДЕНИЕ



("ЧТШ" СТС МУ)


Принята педсоветом.

Протокол №5

от 02.09. 2014



УТВЕРЖДАЮпечать подпись старцевой нн
Директор МУ ДО «ЦДТ»
_____________/Н.Н. Старцева/
02.09.2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа
«Пресс-центр»
Направленность – социально-педагогическая

Возраст учащихся – 11-18 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

педагог дополнительного образования

Суркова Светлана Васильевна

Сыктывкар, 2014

Оглавление


  1. Пояснительная записка

3




  1. Учебно-тематический план

6





  1. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы

6





  1. Условия реализации программы.

11





    1. Материально-техническое обеспечение

11





    1. Кадровое обеспечение

11





    1. Взаимодействие с другими объединениями

11





    1. Методическое обеспечение

11





      1. Информационно-методическое обеспечение

11





      1. Методы и приёмы обучения

12





  1. Список литературы

14















I. Пояснительная записка
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает формирование интереса к журналистике, овладение навыками оформления газет, издательской деятельности, основами работы корреспондента, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-18 лет. Количество учащихся в учебной группе 15 человек. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.



Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Пресс-центр». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Актуальность данной программы, в связи с изложенным, очевидна. Программа сможет привлечь внимание учащихся к различным социальным проблемам, поможет различным органам власти наладить связь с населением посредством юных журналистов, тем самым будут решаться такие важные государственные заказы в сфере образования, как патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.



Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов, углубленно изучают литературоведение. Программа детского объединения «Пресс-центр «СМЭЖ» (Самые Молодые Эжвинские Журналисты) даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении, учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. Повышается общий уровень культуры детей. Учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды. Занятия в д/о «Пресс-центр «СМЭЖ»» помогут учащимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Цель программы: обучение учащихся основам издательской деятельности, развитие интереса к литературному творчеству, развитие интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики, формирование первоначальных навыков работы в газете.

Основные задачи программы:

Обучающие:

- способствовать формированию интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

- формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- способствовать овладению основными навыками журналистского мастерства и издательской деятельности;



Развивающие:

- развивать литературные способности подростков; способности к словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;

- развивать творческое мышление, познавательную активность;

- развивать умение устного выступления;

- развивать умение письменно излагать свои мысли в форме очерков, статей, эссе, репортажей, интервью;

- развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания.



Воспитывающие:

- способствовать воспитанию нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств.


Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты. В программе предусмотрена разновидность «групповой технологии», в частности «Технология работы с разновозрастной группой».

Организационно-педагогические основы обучения:

Возраст детей: программа обучения «Основы журналистики» в детском объединении «Пресс-центр «СМЭЖ»» рассчитана на детей 11-18 лет (5-11 классы), без специальной подготовки.

Набор свободный, без конкурса, производится в начале учебного года. Дополнительный набор, в случае отсева, производится в течение всего учебного года.

Срок реализации программы - 1 год.

Формы проведения занятий: беседа, игра, чтение и обсуждение статей из газет; экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание газетных материалов и статей, выпуск стенных, фото и многотиражных газет, подготовка статей для публикации в газетах Эжвинского района, г.Сыктывкара, республиканских СМИ.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Недельная учебная нагрузка – 4,5 часа. Всего -162 часа на учебный год.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты: система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах журналистики.

Таким образом, учащийся овладеет:



  • основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, провести интервью, написать статью, заметку;

  • навыками устного выступления;

  • умением письменного изложения своих мыслей в форме написания информационных жанров журналистики;

  • получит развитие образного и логического мышления;

Учащийся сможет:

  • выпускать фото и стенгазеты;

  • построить устное и письменное сообщение;

  • работать в информационных жанрах журналистики;

  • уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;

  • самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.


Способы определения результативности:

  • устный опрос;

  • наблюдение;

  • решение тестовых заданий;

  • анализ работ;

  • тренировочные упражнения;

  • ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики;

  • ролевые игры.

Формы подведения итогов по разделам: участие в конкурсах различных уровней по направлению юнкоровского движения; беседа, тестовые задания, зачетное упражнение, конкурс, выпуск многотиражной газеты, приложений к газете

Форма подведения итогов реализации программы: конкурс журналистских работ учащихся.

Диагностическая таблица определения уровня освоения программы представлена в УМК к программе.




II. Учебно-тематический план




Наименование разделов программы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика




1

Вводное занятие

1,5

1,5

-

Собеседование

2

Журналистика как профессия

35

15,5

19,5

Тесты

3

Мастерство журналиста.

34

16

18

Тесты

4

Знакомство с оформительским делом

33

15

18

Выпуск электронной газеты

5

Художественно-техническое оформление периодического издания

36

18

18

Выпуск газеты

6

Воспитательная работа

16,5

-

16,5

Наблюдение, собеседование

7

Педконтроль

6

-

6

Входящая диагоностика, тематический, итоговый




Всего:

162

66

96






  1. Содержание изучаемого курса

дополнительной общеобразовательной программы
1. Вводное занятие - 1,5 часа

Теория. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, постановка задач на новый учебный год. Инструктаж по ТБ и ЧС.


2. Журналистика как профессия – 35 часов
Теория

  • Краткий экскурс в историю возникновения журналистики. Истоки журналистики.

  • Традиции публичного выражения собственного мнения по актуальным вопросам в Древнем Риме. Ораторы и риторы. Публичные выступления в средневековые времена.

  • Предпосылки для возникновения журналистики и появления первых печатных периодических изданий. Зарождение и формирование журналистской профессии.

  • Условия труда журналиста и сложности работы в разные исторические периоды развития.

  • Социальные и технологические предпосылки истоков СМИ. Значение журналистики в жизни общества.

  • Роль СМИ в жизни современного человека. СМИ в России и за рубежом.

  • Виды СМИ. Периодическая печать в системе СМИ.

  • Газета как основной вид периодического издания.

  • Значение газет, их особенности. «Качественные» и «массовые» газеты, тематическое разнообразие печатных СМИ.

  • Газета: общие положения (структура, объем формат, название).

  • Типология газет: ежедневные, еженедельные и т. д.

  • Журнал как тип издания: особенности возникновения, функции, место в СМИ

  • Типология журнальных изданий.

  • Отличительные особенности журналов.

  • Отличительные особенности альманахов, бюллетеней, справочников, листовок

  • Что такое «жёлтая» пресса?

  • Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Практика

  • Знакомство с материалами периодической печати.

  • Чтение статей, их анализ, обсуждение, просмотр иллюстраций.

  • Знакомство с периодическими изданиями. Сравнение различных изданий газет.

  • Определение формата издания, объема, периодичности.

  • Анализ Кодекса российского журналиста.

  • Как правильно распределить редакционные обязанности.

  • Работа редакции детской газеты.

  • Написание примерного перечня выпусков детской газеты

  • Выпуск стенной газеты.

  • Выпуск стенной газеты.

  • Деловая игра «Работа в редакции».

  • Работа над вёрсткой номера газеты.

  • Работа над вёрсткой номера газеты.

  • Разработка номера детского журнала.

  • Сравнение различных изданий журналов.

  • Практикум: рассмотреть, как распределяется обычно объем журнала (число полос) по разделам и рубрикам, какие разделы журнала занимают основной объем.

  • Знакомство с материалами «жёлтой» прессы, анализ информационных сообщений, обсуждение нравственных и эстетических сторон проблем.

3. Мастерство журналиста – 34 часа.

Теория

Культура речи Требования к языку средств массовой информации.



  • Правила произношения.

  • Формы устной и письменной речи: повествование, размышление, рассуждение.

  • Виды описания Вопросы для собеседования.

  • Газетный язык и авторский почерк

  • Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Работа со словом. Особенности журналистского текста.

  • Ошибки в употреблении многозначных слов.

  • Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

  • Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

  • Стилистические пласты лексики.

  • Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

  • Стилистические фигуры речи.

  • Стилистические фигуры в тексте.

  • Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

  • Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

  • Основные структурные связи в описании.

  • Основные структурные связи в рассуждении.

  • Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Практика

  • Практикум по написанию текста.

4. Знакомство с оформительским делом – 33 часа
Теория

  • Из истории оформительского дела в России.

  • Художественно-техническое оформление издания.

  • Художественно-техническое оформление издания.

  • Основы редакционно-издательской деятельности.

  • Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

  • Формат издания.

  • Композиция номера, дизайн.

  • Макет номера, верстка, ее виды.

  • Основные правила, знакомство с издательской программой.

  • Выпуск номера.

  • Подготовка иллюстраций в номер.

  • Корректура набора и правила корректуры.

  • Эстетика оформления периодического издания.

  • Цвет в газете и журнале.

  • Модель периодического издания.


Практика

  • Практикум по вёрстке номера.


5. Художественно-техническое оформление периодического издания – 36 часов
Теория

  • Основные понятия художественно-технического оформления.

  • Дизайн газеты.

  • Дизайн журнала.

  • Размерные характеристики изданий.

  • Формат газеты.

  • Формат журнала.

  • Оформительские элементы в газетах.

  • Оформительские элементы в журналах.

  • Заглавие газеты.

  • Разделительные средства.

  • Выходные сведения.

  • Газетная полоса.

  • Объем газеты.

  • Изобразительные материалы.

  • Реклама в газете и журнале.

  • Структура номера газеты.

  • Композиция номера .


Практика

  • Практикум по оформлению детской газеты.


6. Воспитательная работа. - 16,5 часов

Практика

Участие юных журналистов в мероприятиях районной детской организации. «Ребячья республика» с последующим написанием газетных материалов.



  • Коллективные творческие дела.

  • Участие в конкурсных и концертных мероприятиях ЦДТ.

  • Подготовка и проведение праздников в объединении.

  • Беседы о культуре поведения, этике журналиста.

  • Экскурсия в редакцию газеты «Моя Эжва».

  • Поход выходного дня по Эжве с фотосъёмкой.

  • Итоговое занятие.


7. Педконтроль - 6 часов

Практика

  • Входящая диагностика (написание информационной заметки).

  • Промежуточный тематический контроль (выполнение тестов по теме «Журналистика как профессия»).

  • Итоговый контроль ( выпуск многотиражной газеты).



IV. Условия реализации программы
4.1. Материально- техническое обеспечение.
Для реализации программы имеются:

  • Фотоаппарат

  • Компьютер

  • Для работы имеется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
    стулья: 18 штук.

  • У каждого ребенка – блокнот, ручка.



4.2 Кадровое обеспечение

Для реализации программы имеются специалисты:



  • Руководитель пресс-центра: журналист по профессии.


4.3 Взаимодействие с другими объединениями
Работа детского объединения «СМЭЖ» (самые молодые эжвинские журналисты) предусматривает сотрудничество почти со всеми творческими коллективами ЦДТ, общественной организацией «Ребячья республика».
4.4 Методическое обеспечение программы
4.4.1. Информационно-методическое обеспечение

Литература:

1. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия.- М., 1994


2.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

4. Маленкова Л.И… Человековедение. М., 1993

5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971

6. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996

7. Интернет-ресурсы http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.


4.4.2.Методы и технологии обучения и воспитания
Работа д.о. «СМЭЖ» построена на следующих принципах:

  • принцип доступности обучения;

  • принцип систематического и последовательного обучения;

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип сознательного усвоения знаний творческой активности;

  • принцип связи обучения с практикой.

Работа педагога направлена на создание в объединении творческой, доброжелательной атмосферы, способствующей максимальному развитию способностей детей с учётом их интересов, возможностей, состояния здоровья. Для формирования у учащихся позитивного, творческого отношения к занятиям, для развития их творческих способностей используются следующие методы:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа и т.д.);

  • наглядные методы (демонстрации, просмотры);

  • практические (выполнения творческих заданий, выполнение заданий по собственному замыслу, повторное выполнение заданий с изменениями, обсуждение, анализ работы своей и товарищей).

Достижению прогнозируемых результатов способствуют приёмы:

  • эмоциональное изложение материала;

  • создание эвристической ситуации (творческое фантазирование);

  • использование игровых форм (познавательные игры, игры- упражнения и т.д.);

  • создание ситуации успеха через индивидуальную работу с учащимися;

  • создание проблемных ситуаций;

  • создание жизненных ситуаций (опора на жизненный опыт, наблюдения из жизни других).


Воспитательная работа способствует:

  • развитию творческих способностей каждого ребенка; стремлению к саморазвитию и самореализации;

  • созданию ситуаций успеха для каждого учащегося;

  • созданию условий для сплочения коллектива; формированию чувства товарищества и ответственности;

  • развитию умения общаться, культуры общения;

  • развитию умения конструировать своё культурное пространство;

  • осознанию своей принадлежности народу, Отечеству;

  • формированию у детей стремления радовать окружающих доступными им возможностями активной творческой деятельности.

Для этого программой предусмотрены коллективные творческие дела, массовые мероприятия, как внутри объединения, так и районные; общественно- полезная деятельность с учётом профиля объединения (фотосессии, конкурсы юнкоров, волонтёрская деятельность).

При разработке планов занятий, выборе тем газет и медиа-продукции учитывается возрастная периодизация развития творческой мотивации. Для каждого возраста характерна своя система ценностей и предметное содержание деятельности.



Возрастные особенности подросткового возраста:

- половое созревание;

- внешнее проявление взрослости;

- обостренное переживание своих недостатков;

- стремление к самостоятельности;

- агрессивность, вызывающее поведение;

- специфические особенности внешнего вида;

- неуемная фантазия.

Возрастные особенности старших школьников:

- самоутверждение;

- развитие интереса к противоположному полу;

- появление новых ощущений, чувств, переживаний;

- стремление к независимости.
Педагогический контроль

Качество усвоения учащимися полученных предметных ЗУН систематически проверяется в течение учебного года в разных формах:



  • обобщающие занятия;

  • тесты;

  • выпуски стенгазет;

  • выпуски фотогазет;

  • выпуск многотиражной газеты;

  • участие в районных, городских и республиканских конкурсах юнкоров ;

  • собеседование;

.

Личностные результаты развития учащихся определяются методами наблюдения, анкетирования, социометрии, портфолио учащегося.



V. Список литературы
5.1. Нормативно – правовые документы
Нормативно – правовые документы


  1. Конституция РФ. Администрация Президента РФ. // Юридическая литература- 1997г. Официальное издание. //

  2. Конституция РК. Принята Верховным Советом РК 17.02.1994 года с изменениями и поправками.

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ

  4. Конвенция о правах ребёнка.// Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от13.06.1990г. №1559-1.//

  5. Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 01.06.2012 №761.

  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. // СанПиН 2.4.4.3172 -14//.

  7. Нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, Министерства образования РК.

  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования и науки РФ //от 11.12.2006г. № 06-1844//

  9. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»//Утверждён начальником управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар», 2014 г.//


5.2. Литература для педагогов
1. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия.- М., 1994
2.Если в руки просится перо… Справочник для начинающих журналистов. Чебоксары – 2004

3.Кеворков В.В. Рекламный текст.- М., 1996

4.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

6. Маленкова Л.И… Человековедение. М., 1993

7. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971

8. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996

9.Расследуют журналисты. Москва 2006.

12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.м., 1974

13. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

14. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского

15. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990

16. Интернет-ресурсы http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

5.3.Литература для учащихся
1. Голуб И. Б. , Розенталь Д. Занимательная стилистика: Книга для учащихся

10 класса средней школы.- М.: Просвещение , 1988.

2. Журавлёв А. П., Павлюк И.А. Язык и компьютер: Книга для учащихся

средней школы.- М.: Просвещение, 1989.

3. Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере. Книга для учащихся

средней школы. – М.: Просвещение, 1988.

4. Подшивки газет и журналов «Огни Вычегды», «Радуга», «Твоя параллель», «Недоросль», «Пионерская правда» за 2004, 2005, 2006 годы

5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988



6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал