Муниципальное учреждение дополнительного образования



Скачать 178.14 Kb.
Дата28.10.2016
Размер178.14 Kb.
Просмотров301
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Центр детского творчества"

(МУ ДО «ЦДТ»)
«ЧЕЛЯДЬЛÖН ТВОРЧЕСТВО ШÖРИН»

СОДТÖД ТÖДÖМЛУН СЕТАН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ УЧРЕЖДЕНИЕ



("ЧТШ" СТС МУ)

печать подпись старцевой нн




Принята педсоветом

Протокол №

от 02.09.2014 г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ДО «ЦДТ»
_______________/Н.Н. Старцева /
02.09.2014 г.



Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа
«Спутник КВН»
Направленность – социально-педагогическая

Возраст учащихся - 14 – 18 лет

Срок реализации – 1 год
Составитель:

педагог дополнительного образования

Низалова Ольга Борисовна
Сыктывкар, 2014


  1. Пояснительная записка

Мы живём в эпоху цифровых технологий. Научно- техническая революция позволила современному человеку обеспечивать себя необходимой информацией и общением, не выходя из дома. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. По данным опроса подростков 13- 17 лет, проведённым автором программы, 9 из 10 детей проводят за компьютером более 50 % времени бодрствования. Во время каникул эта цифра возрастает (от 70 до 90 %). Постоянное сидение за компьютерным столом чревато такими заболеваниями, как сколиоз и близорукость. Но самому большому влиянию подвержена психика человека, особенно - ещё не устойчивая психика подростка. Старшеклассникам очень важно выплёскивать накопившуюся энергию наружу. Часто этому способствуют компьютерные игры. Некоторые компьютерные игры содержат в своей сюжетной линии убийства, насилие и прочие негативные действия, хоть и виртуальные, но, всё- таки, откладывающие отпечаток в сознании человека. Особенно это становится актуальным, если ребёнок не имеет возможности другим способом расходовать свою энергию, например, в спорте. Эта энергия сама по себе нейтральна, но без незаметного толчка в созидательном направлении, чаще всего выливается в русло разрушения, по той простой причине, что разрушение не требует больших интеллектуальных затрат. Гораздо большего умственного напряжения требует созидательная деятельность. Ребёнок, привыкший создавать нечто своим трудом, гораздо быстрее психически взрослеет, учится ответственности и мягче проходит процесс социализации во «взрослом» мире.

Существует множество вариантов организации полезного досуга детей: спорт, студии, школы искусств. Подчас некоторые организации и клубы насчитывают тысячи участников. Но, однако, ни один из них не сравнится по своей масштабности с Клубом Весёлых и Находчивых. КВН впервые появился в СССР 1964 году и с тех пор не потерял своей актуальности и популярности. Одних только официальных лиг (то есть, подчиняющихся непосредственно организации «АМиК») насчитывается 38. Но, помимо них, почти в каждом городе нашей страны и постсоветского пространства есть по несколько своих лиг, организованных на базах ВУЗов, школ, молодёжных и детских организаций. В настоящее время КВН имеет международный уровень. Свои лиги этого клуба есть на трёх континентах и в четырёх частях света.

Данная дополнительная общеобразовательная досуговая программа «Спутник КВН» направлена формирование гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: на развитие креативного и эвристического мышления учащихся, на преодоление социальных и психологических барьеров; на формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в общественно-полезной и творческой деятельности.

Данная программа является модифицированной, разработанной на основе учебных программ «Кружок художественного слова» («Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М.: 1988г.); «Драматический кружок» («Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ», М.: 1988г.); «Театральный кружок» ( «Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ», М.: 1981г.); а также личный опыт педагога.



Цель программы: формирование интеллектуальных, креативных способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста средствами активной творческой деятельности игры КВН.

Задачи:

  1. воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности;

- способствовать раскрепощению детей через технику работы на сцене;

- научить подростков избегать конфликтов в коллективе, уважать права своих сверстников;

- привлечь детей к живому (не виртуальному) общению;



2) обучающие:

- способствовать расширению кругозора посредством постулата «Настоящий КВН’щик знает историю»;

- формировать необходимые для игры КВН знания, умения, навыки (сценическая речь, сценическое движение, написание малых литературных форм в юмористическом жанре );

3) развивающие:

- развивать в каждом учащемся индивидуальные способности, необходимые в работе над сценарием (эвристическое мышление, терпение, трудолюбие, литературный талант);

- способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде, необходимых в КВН.

Характеристика программы:

Тип – дополнительная общеобразовательная программа.

Направленность – социально-педагогическая.

Вид – модифицированная.

По срокам реализации – 1 год.

Состав учащихся:

Дети 14 – 18 лет. Количество – 75 человек. Набор проводится на добровольной основе, без конкурсного отбора.



Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, всего 4 часа в неделю, 144 часа за учебный год.


Прогнозируемые результаты:

В ходе реализации программы у учащихся появляется чувство причастности к огромной семье КВН’щиков, сознание общего дела. Ребята знакомятся со структурой и историей игры КВН, с различными техниками работы над сценарием, конкурсами, учатся грамотно вести себя на сцене и в команде; происходит формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; формируется готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.


Личностные результаты. Учащийся:

- приобретёт опыт работы в команде, научится координировать свои действия с другими участниками коллектива;

- приобретёт опыт работы на сцене;

- будет понимать значение непосредственного, «живого» общения между сверстниками;

- будет понимать значение чувства сопричастности к большой и дружной семье Международного Клуба Весёлых и Находчивых.
Метапредметные результаты. Учащиеся научатся:

- понимать цель своей деятельности;

- адекватно оценивать результаты своей деятельности и вносить коррективы;

- понимать необходимость владения информацией о мировых событиях;

- собирать архивный материал для исследовательской деятельности;

- работать в команде; учитывать мнение других людей, тактично отстаивать свою точку зрения.


Предметные результаты. У учащихся формируются и развиваются:

- креативные способности, необходимые для работы над сценарием;

- умение сочинять и осуществлять постановку миниатюр;

- умение держаться на сцене, владеть микрофоном;

- артистические способности.

II. Учебно – тематический план
(учебная нагрузка - 2 часа в неделю, 36 недель, 72 часа за уч.г.)



Тема занятий


Количество часов

Всего

Теория

Практ.


1.


Вводное занятие


2


2


-


2.

История КВН

4

2

2


3.

Теория игры КВН

8

8

-


4.

Конкурсы

26

18

8


5.

Работа на сцене

84

4

80


6.

Воспитательная работа


18

-

18

7.

Итоговое занятие


2

2

-




Всего:

144

36

108



III. Содержание изучаемых тем программы


  1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Первичная диагностика способностей. Техника безопасности. Знакомство с коллективом. Введение в деятельность.


  1. История КВН

Теория: Ознакомление с историей возникновения КВН. Особенности эпохи «застоя» в СССР. Возрождение КВН. Современный этап развития КВН.
Практика: Просмотр архивных материалов Клуба Весёлых и Находчивых.
3. Теория игры КВН.

Теория: Ознакомление с различными стилями игры, конкурсами, схемами сезонов, лигами КВН. Теория одиночной и групповой работы на сцене. Условное зонирование сцены. Композиционные схемы.

Работа с микрофонами. Работа с реквизитом.

Ораторское искусство как неотъемлемое условие успешного выступления. Краткая история ораторского искусства и риторики.

Устройство речевого аппарата. Текстовый юмор.

Реприза - минимальная номинальная единица текстового юмора. Условия и способы написания репризы.

Составление диалогов. Эстрадная миниатюра, как выразительное средство юмористического выступления. Понятие миниатюры, виды, музыкальное сопровождение


Практика: Просмотр архивных материалов Клуба Весёлых и Находчивых. Чтение стихов со сцены с использованием микрофона и реквизита.

Артикуляционная гимнастика, занятия по сценической речи.

«Мозговой штурм», «свободный трёп».

Написание и постановка миниатюр.


4. Конкурсы.

Теория: Ознакомление с различными конкурсами КВН.

Конкурс «Приветствие». Представление команды. Условия правильного, смешного представления команды. Структура конкурса «Приветствие». Звуковое сопровождение, как неотъемлемая часть большинства конкурсов. Выбор звукооператора. Работа над музыкальным оформлением выступления. Понятия «отбивки» и «подложки».

Архивно-исследовательская работа, как средство самообучения. Содержание архивно- исследовательской работы. Влияние времени(политической и культурной обстановки) на содержание и качество юмора.

Конкурс «Домашнее задание». Специфика конкурса «Домашнее задание», условия написания и постановки сценария конкурса.

Конкурс «Разминка»- самый важный конкурс. Уникальность конкурса «Разминка». Виды конкурса по адресанту.

Понятие эвристического мышления. Конкурсы «Биатлон» и «Триатлон». Схожие и различные черты конкурсов «Биатлон» и «Триатлон».

Конкурс «Студенческий театр эстрадных миниатюр». Особенности конкурса «СТЭМ». Теория написания сценария «СТЭМ’а».

Специфика и виды музыкальных конкурсов КВН.

Конкурс «Музыкальное домашнее задание». Особенности конкурса. Отличие от конкурса «Домашнее задание».

Конкурс Одной Песни. История конкурса. Особенности работы над сценарием.

Конкурс «Синхробуфанада». Понятие синхробуфонады. Специфика конкурса.

Конкурс капитанов. Жанр эстрадного монолога.

История конкурса. Понятие эстрадного монолога, особенности конркурса.

Видеоконкурс. История и особенности конкурса. Разновидности видеоконкурса. Видеовставки.



Практика: Написание и апробирование на сцене сценариев конкурсов. Написание и постановка представления команд. Выход команды. Поиск подходящих отбивок и подложек. Проба себя в роли «звукаря».

Поиск и просмотр архивных материалов, аутентичных различным историческим периодам времени (приблизительное разделение на десятилетия).

Написание и постановка пробных сценариев конкурса «Домашнее задание». Написание вопросов и ответов для конкурса «Разминка» методом «Мозгового штурма». Апробирование на сцене.

Написание реприз для конкурса «Биатлон» методами «Мозговой штурм» и «Свободный трёп». Условное деление на команды и апробирование конкурса на сцене.

Просмотр и комментирование архивных материалов. Написание и апробирование сценария, занятия по вокалу.

Просмотр архивных материалов. Работа с текстами песен. Занятия по вокалу. Просмотр архивных материалов. Написание монологов.

Занятия по риторике. Просмотр архивных материалов. Работа над видеороликами.

Репетиции первой игры сезона 2013-2014гг юниор-лиги КВаН.

Посещение редактуры перед первой игрой сезона 2013-2014гг юниор-лиги КВаН. Подготовка к четвертьфиналу открытой Эжвинской юниор-лиги «КВаН». Подготовка к полуфиналу ОЭЮЛ «КВаН». Подготовка к финалу ОЭЮЛ «КВаН».
5. Работа на сцене.

Теория: Формирование команды. Условия успешного формирования команды. Роли и образы членов команды КВН. Стиль и форма. Типы сценических образов в КВН, их влияние на стиль команды. Математическое вычисление баллов.

Практика: Разделение на команды. Присвоение и отработка образов. Выбор стиля и формы. Подготовка к играм открытой Эжвинской юниор лиги «КВаН». Подготовка к фестивалю квн. Подготовка к четвертьфиналу открытой Эжвинской юниорлиги «КВаН». Подготовка к полуфиналу ОЭЮЛ «КВаН». Подготовка к финалу ОЭЮЛ «КВаН».Репетиции.

6. Воспитательная работа:

Практика: Проводится с целью культурного отдыха как воспитанников, так и совместно с родителями. Воспитательная работа направлена на:


  • развитие самоуправления в детском объединении;

  • сплочение детского коллектива;

  • знакомство с окружающим миром;

  • совместный отдых детей и родителей;

  • создание ситуаций успеха для каждого.

/План мероприятий представлен в программе воспитания «Росток» в УМК к данной общеобразовательной досуговой программе/
7. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов. Вручение благодарностей всем участникам.
Педконтроль.

Формы проведения занятий по педконтролю:

- первичная диагностика (сентябрь);

- определение уровня усвоения материала по темам: «История КВН», «Теория игры КВН», «Конкурсы», «Работа на сцене» методом мониторинга (в течение учебного года после завершения изучения темы)

- итоговый педконтроль - участие в финале открытой Эжвинской юниор-лиги «КВаН» (май).
IV. Условия реализации программы
4.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы имеются следующие помещения:



  • учебный класс;

  • актовый зал;

  • подсобное помещение для хранения декораций, реквизита;

  • костюмерная.

В учебном классе обеспечен оптимальный микроклимат, достаточная освещённость, кабинет оформлен в соответствии со спецификой деятельности, в нём имеются:



  • столы, стулья;

  • зеркало для работы с гримом;

  • необходимый для работы реквизит;

  • методическая литература;

  • художественная литература (пьесы, стихи).

Прогонные, генеральные репетиции и показ готовых спектаклей осуществляется в актовом зале, где имеется:



  • сценическая площадка, оснащённая одеждой сцены;

  • рампа, софиты, прожектора;

  • зрительный зал на 150 мест;

  • звуковоспроизводящая аппаратура;

  • фортепьяно;

  • гримуборная.

В оснащении МТБ объединения значительное место уделяется помощи родителей, в наших условиях оно выражается в помощи педагогу и детям в изготовлении декораций, реквизита, костюмов, распечатке пьес, приобретении грима, париков и т.д.


4.2 Кадровое обеспечение

Для реализации программы имеются специалисты:



  • звукорежиссер;

  • костюмер;

  • художник- оформитель.


4.3 Взаимодействие с другими объединениями
Работа детского объединения «Спутник КВН» предусматривают сотрудничество с коллективами ЦДТ художественно-эстетического направления:

  • «Юный модельер» (помощь в разработке эскизов театральных костюмов);

  • Хореографическая студия «Реверанс» (помощь в постановке танцев к спектаклю);

  • Вокальная студия (помощь в музыкальном оформлении конкурсов);

  • театральное объединение «Сказка» (помощь в проведении занятий по актёрскому мастерству).


4.4 Методическое обеспечение программы
4.4.1. Информационно-методическое обеспечение

Литература:

  1. Доброхотова Ю.В. Сценарии игр и юмористические сюжеты, М., 2004

  2. Гринченко И.С. Игровая радуга. Методическое пособие, М., 2004.

  3. Савинова С. В. Праздники в начальной школе. Волгоград, 2000 г.

  4. Ушакова О.Д. «Загадки, считалки, скороговорки». СПб, 2007 г.

  5. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я», М., 2001 г.


Периодические издания:

Журнал «Веселый затейник» № 5 – 12, 2005 .


Видеофонд (СD и DVD диски, записи игр КВН разных лет) .
4.4.2.Методы и приёмы обучения

Работа д/о «Спутник КВН» построена на следующих принципах:



  • принцип доступности обучения;

  • принцип систематического и последовательного обучения;

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип сознательного усвоения знаний творческой активности;

  • принцип связи обучения с практикой.

Образовательный процесс направлен на создание в объединении творческой, доброжелательной атмосферы, способствующей максимальному развитию способностей детей с учётом их интересов, возможностей, состояния здоровья. Для формирования у учащихся позитивного, творческого отношения к занятиям, для развития их творческих способностей используются следующие методы:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа и т.д.);

  • наглядные методы (демонстрации, просмотры);

  • практические (выполнения творческих заданий, выполнение заданий по собственному замыслу, повторное выполнение заданий с изменениями, обсуждение, анализ работы своей и товарищей).

Достижению прогнозируемых результатов способствуют приёмы:

  • эмоциональное изложение материала;

  • создание эвристической ситуации (творческое фантазирование);

  • использование игровых форм (познавательные игры, игры- упражнения и т.д.);

  • создание ситуации успеха через индивидуальную работу с учащимися;

  • создание проблемных ситуаций;

  • создание жизненных ситуаций (опора на жизненный опыт, наблюдения из жизни других).


Воспитательная работа способствует:

  • развитию творческих способностей каждого ребенка; стремлению к саморазвитию и самореализации;

  • созданию ситуаций успеха для каждого учащегося;

  • созданию условий для сплочения коллектива; формированию чувства товарищества и ответственности;

  • развитию умения общаться, культуры общения;

  • развитию умения конструировать своё культурное пространство;

  • осознанию своей принадлежности народу, Отечеству;

  • формированию у детей стремления радовать окружающих доступными им возможностями активной творческой деятельности.

Для этого программой предусмотрены коллективные творческие дела, массовые мероприятия, как внутри объединения, так и районные; общественно-полезная деятельность с учётом профиля объединения (выступления в концертных программах, участие в социально-значимых акциях, волонтёрская деятельность).

При разработке планов занятий, выборе тем для выступлений учитывается возрастная периодизация развития творческой мотивации. Для каждого возраста характерна своя система ценностей и предметное содержание деятельности.



Возрастные особенности подросткового возраста:

- половое созревание;

- внешнее проявление взрослости;

- обостренное переживание своих недостатков;

- стремление к самостоятельности;

- агрессивность, вызывающее поведение;

- специфические особенности внешнего вида;

- неуемная фантазия.

Возрастные особенности старших школьников:

- самоутверждение;

- развитие интереса к противоположному полу;

- появление новых ощущений, чувств, переживаний;

- стремление к независимости.
Педагогический контроль

Большое внимание уделяется занятиям по педконтролю, которые помогут педагогу определить качество освоения образовательной программы: что уже усвоено из материалов программы лучше, а над чем необходимо еще поработать.

Качество усвоения учащимися полученных предметных ЗУН систематически проверяется в течение учебного года в разных формах:


  • обобщающие занятия;

  • написание и исполнение миниатюр;

  • участие в сезоне открытой Эжвинской юниор-лиги «КВаН»;

  • собеседование;

  • наблюдение.

Личностные результаты развития учащихся определяются методами наблюдения, анкетирования, социометрии.



V. Список литературы
5.1.Нормативно – правовые документы

  1. Конституция РФ. Администрация Президента РФ. // Юридическая литература- 1997г. Официальное издание. //

  2. Конституция РК. Принята Верховным Советом РК 17.02.1994 года с изменениями и поправками.

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ

  4. Конвенция о правах ребёнка.// Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от13.06.1990г. №1559-1.//

  5. Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 01.06.2012 №761.

  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. // СанПиН 2.4.4.3172 -14//.

  7. Нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, Министерства образования РК.

  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования и науки РФ //от 11.12.2006г. № 06-1844//

  9. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»//Утверждён начальником управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар», 2014 г.//


    1. Литература для педагогов

1. Марфин А.Н., Чивурин В.Е. «Что такое КВН?». – М., 1993

2.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

4. Маленкова Л.И… Человековедение. М., 1993

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.м., 1974

6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992



7. Периодические информационные издания всеобщей доступности.

5.3. Литература для учащихся

1. Марфин А.Н., Чивурин В.Е. «Что такое КВН?». – М., 1993


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал