Муниципальное бюджетное



страница1/5
Дата28.10.2016
Размер0.73 Mb.
Просмотров640
Скачиваний0
ТипПротокол
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 49

г. Слюдянка Иркутской области


Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 49

Протокол № 1 ______________________

От 30.08.2013 г. ____________________________2013 год
П Р О Г Р А М М А

духовно – нравственного воспитания

« И С Т О К И »


Разработчик:

Заместитель директора МБОУ СОШ № 49

по воспитательной работе

Селиванова Е.В.

г. Слюдянка 2013 г

Оглавление


1. Паспорт …1- 6


2. Характеристика проблемы и её обосновании…………………6 – 7
3. Анализ воспитательной деятельности…………………………7 – 8
4. Основная цель и задачи ……………………………………… 8 – 10
5. Основные направления программы……………………………..10
6. Условия реализации …………………………………………… 11
7. Направление «Ученик патриот и гражданин»…………………11 – 18
8. Направление « Ученик и его нравственность»……………….. 18 – 22
9. Направление « Ученик и его отношение к труду»……………..22 – 24
10. Направление «Ученик и его здоровье»………………………… 25 – 27
11. Направление « Ученик и его отношение к природе»………….27 – 29
12. Направление « Ученик и мир прекрасного»…………………… 29 – 31
13. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по

духовно- нравственному воспитанию школьников………………..31 – 36


14. Глоссарий………………………………………………………….36 - 42
15. Заключение………………………………………………………...43
16. Литература…………………………………………………………44

I. Паспорт


Наименование

программы



« Истоки»

Основание

для разработки программы



Международная конвенция «О правах ребенка»1990 Конституция РФ

Федеральный Закон «Об образовании РФ»

Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»

«Всеобщая декларация прав человека»

«Основы законодательства РФ о культуре»


Разработчик

программы





Цель программы

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.



Задачи программы

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты и предусматривают:

В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• продолжение формирования нравственного самосознания личности (совести) — способности  школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•   формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.



В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры: 

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Актуальность и новизна программы.


В процессе анкетирования учащихся среднего звена и анализа воспитательной работы школы были выявлены недостатки в духовно-нравственном воспитании обучающихся, за последние годы в школе снижается общий уровень воспитанности учащихся, в следствии этого возникают не толерантные отношения между обучающимися. Всё это подтверждает необходимость работы по программе духовно-нравственного воспитания.

Новизна программы заключается, в формировании воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: образовательном (направления: патриотическое, гражданское, эстетическое, интеллектуальное, оздоровительное) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое.



Сроки реализации программы

Особенностью процесса духовно – нравственного воспитания и становления личности считается то, что он длителен и непрерывен во времени. Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает следующие этапы ее реализации:

I этап – подготовительный (2013 – 2014 гг.)

Аналитико - диагностическая деятельность. Поиск, отбор и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение трудов современных новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегической линии и тактики деятельности.

II этап – практический (2014 – 2015г.

2015 - 2016

2016 - 2017)

Апробация и использование в учебно - воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников. Социальная и психологическая поддержка личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно – педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса.


III этап – обобщающий (2017 – 2018гг.)

Обработка и интерпретация данных за прошедший период. Соотношение результатов реализации программы с целью и поставленными задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.



Основные направления программы

Ученик – патриот и гражданин «Школа активного гражданина»

Ученик и его нравственность «Душа обязана трудиться»

Ученик и его отношение к труду «Ученье и труд рядом идут»

Ученик и его здоровье « В здоровом теле, здоровый дух»

Ученик и его отношение к природе» Зелёный мир»

Ученик и мир прекрасного «Красота спасёт мир»



Исполнители основных мероприятий

Администрация школы

Классный руководитель

Коллектив учащихся

Родители





Ожидаемые конечные результаты и портрет выпускника

Обобщенный результат образовательной деятельности  школы фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • -умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • -владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • -обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • -любящий свой край и свою Родину;

  • -уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • -доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих


Характеристика проблемы и ее обоснование

духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни



И.Г.Песталоцци

1. Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усиление криминогенности общества, рост преступности (в том числе детской), насилия, открытая пропаганда распущенности нравов.

Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Сегодняшний день знаменуется господством таких тенденций, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, ростом жестокости и агрессивности.

Идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения, переориентации на личное благополучие, выживаемости самосохранения. Продолжается разрушение института семьи, утрачиваются коллективные формы деятельности.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что, несмотря на всю сложность современной ситуации, система российского образования, сохранившая свою жизнестойкость, прежде всего благодаря гуманистическим ценностям, заложенным в его содержание, продолжает «оставаться на плаву».

Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально. Дух может реализовываться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в духовном переживании. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции. В высшем своем выражении духовность является проявлением сверхсознания. Органом сверхсознания является сердце – центр эмоционально-мотивационной сферы.



Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности. В педагогическом плане выбор аксиологических приоритетов является выбором «объектов детской любви» – объектов духовных потребностей личности, которые должны войти в сознание и душу ребенка, стать его внутренним «я» в процессе интериоризации. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей.

Духовно-нравственного воспитания подростков на основе гуманистических ценностей квалифицируется как сфера духовного производства, продукт которого - присвоение не только новых знаний, но и духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с миром и с собой. В этой системе координат цель духовно-нравственного воспитания состоит в превращении «сердца эгоистического в сердце всескорбящее», т.е. формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Главным условием национального возрождения – воспитание гражданина страны. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.
Анализ воспитательной деятельности
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Данный процесс неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку все они направлены на человека как целое.

Главной целью воспитания является формирование у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе, развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь формирования ребенка – общение с взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности воспитания. Таким образом, воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами, то есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества.

В январе 2013 г. с целью измерения нравственных приоритетов учащимся 7 «а» и 7 «б» класса была предложена анкета содержащая следующие вопросы

Твоя реакция на безнравственное поведение друга, на данный вопрос 50% опрошенных ответили: равнодушие, если меня лично это не касается.

На вопрос, где бы ты провёл свободное время большинство ответили в баре, ресторане , ночном клубе, только 1 человек провёл бы свободное время в библиотеке.

Какие места на твой взгляд способствуют нравственному совершенствованию и духовному развитию большинство ответили что таких мест нет, не считая клубы по интересам, библиотеки и театры местом нравственного совершенствования и духовного развития.

Результаты данных диагностики прекрасно отражают то, что у учащихся 7 «А» и 7 «б» класса ценности прагматической направленности занимают приоритетное положение по сравнению с ценностями духовно – нравственной направленности.

В последнее время в школе участились случаи негативных взаимоотношений между учащимися вымогательство денег, унижение младших обучающихся старшими учениками, наблюдаются не толерантные отношения к ребятам других национальностей и вероисповеданий, общий уровень воспитанности учащихся по сравнению с прошлым учебным годом стал ниже.

Из выше перечисленного можно сделать вывод что созрела необходимость в разработке и воплощении в жизнь комплекса мер по духовно нравственному воспитанию обучающихся, которой и должна стать программа «Истоки» Появилась острая необходимость тесного сотрудничества классного руководителя и родителей, взаимодействия школы и семьи. Все участники воспитательного процесса должны быть заинтересованы в изучении ребенка, создании условий для раскрытия и развития в нем лучших качеств и способностей, необходимых для самоопределения и самореализации его как личности.

Для осуществления эффективного взаимодействия социальных институтов семьи и школы необходима организация духовно-нравственного воспитания семьи, проводящая духовно-просветительские и педагогические мероприятия, строящаяся на принципах взаимного уважения, доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.



Актуальность и новизна программы

Образованность человека сегодня определяется знаниями, разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. У российской школы возникла настоятельная необходимость в построении принципиально иной функциональной модели своей деятельности. Ее главными задачами школы являются возрождение духовно-нравственных ценностей обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и активности. Образовательный и воспитательный процессы в современной школе должны быть направлены на разноплановое развитие ребенка, его духовно – нравственное становление и развитие. Значительное место в данном процессе развития отводится конкретному образовательному учреждению.

Наиболее эффективной нам видится именно целенаправленная, системная работа, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители. Необходимо осмысление путей развития общеобразовательного учреждения в период внедрения ФГОС и введения новых условий финансирования, поиск путей и методов, форм реализации идей проекта в рамках инновационной деятельности.

Новизна программы заключается, в том что опираясь на опыт программы духовно-нравственного воспитания школьников «К истокам духовности» Педагог: Рыбкина Елена Анатольевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории опираясь на рабочую программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственности», программу духовно-нравственного воспитания «Возрождение» разработчик классный руководитель Марина Михайловна Лягушкина Рогачёвская средняя общеобразовательная школа № 32, и учитывая контингент обучающихся нашей школы, социальный статус родителей, интеллектуальный уровень, материально-техническую базу школы адаптировала и составила свою программу с учётом данной ситуации.

Так же новизна программы заключается в формировании воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: образовательном (направления: патриотическое, гражданское, эстетическое, интеллектуальное, оздоровительное) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое.



Основная цель и задачи программы.
Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели теоретические обоснования исследований, связанных с гуманизацией содержания образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Б.М.Неменский, Н.С.Розов), мера реализаций условий воспитания связана с учетом особенностей среды (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, В.Д.Семенов), труды по педагогической аксиологии (Р.Б.Вендровская, В.В.Веселова, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Г.И.Школьник), работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (Л.Я.Зорина, И.Я. Лернер, И.М. Осмоловская) и осуществление принципа гуманизации в воспитательном процессе современной школы (Н.А.Гусева, О.Н.Козлова).

Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых (М.И.Андреев, В.В.Зеньковский, С.С.Куломзина, М.А.Куплетский, П.И.Линицкий, Г.Мартенсен, арх.И.Маслов, В.В.Несмелов, Б.В.Ничипоров, В.Парамонов, Н.Пестов, С.Яки).

Особый интерес представляют исследования, статьи, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В.Бурмистрова, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, прот. В.Кречетов, И.В.Метлик, А.О.Сергеев, Т.В.Склярова), вопросы нравственности как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. (А.Ф.Анисимов, А.А.Гусейнов, Н.В.Рыбакова). Идеи о необходимости не только «зажечь» сердце, но и постоянно поддерживать «духовный уголь» (Д.Ушинский, А.И.Пирогов, И.А.Ильин, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский), «меры» любви, которые различаются по своей направленности, интенсивности, характеру (В.С.Соловьев), критерием Истины (Т.А.Мерцалова), критерии духовно-нравственного процесса, базирующиеся на методиках (И.П.Юнгер, Л.Г.Кирилюк и др.).

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты и предусматривают:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• продолжение формирования нравственного самосознания личности (совести) — способности  школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•   формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал