Мультимедиа-технологии Понятие мультимедиа Термин «мультимедиа»



Скачать 117.57 Kb.
Pdf просмотр
Дата26.12.2016
Размер117.57 Kb.
Просмотров364
Скачиваний0

1
Мультимедиа-технологии
Понятие мультимедиа
Термин
«мультимедиа» с английского можно перевести как «многие среды»
(от multi – много и media – среда).
Основными характерными особенностями этих технологий являются:

объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;

обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения – десятки лет) больших объемов информации;

простота переработки информации (от рутинных до творческих операций).
Многокомпонентную мультимедиа-среду целесообразно разделить на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация. Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и т.д., объединяемые обозначением WAVE (волна). Главной проблемой при использовании этой группы мультисреды является информационная емкость. Для записи одной минуты WAVE-звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому стандартный объем CD (до 640 Мбайт) позволяет записать не более часа
WAVE. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.
Другим направлением является использование в мультисреде звуков
(одноголосая и многоголосая музыка, вплоть до оркестра, звуковые эффекты)
MIDI (Musical Instrument Digitale Interface). В данном случае звуки музыкальных инструментов, звуковые эффекты синтезируются программно-управляемыми электронными синтезаторами. Коррекция и цифровая запись MIDI-звуков осуществляется с помощью музыкальных редакторов (программ-секвенсоров).
Главным преимуществом MIDI является малый объем требуемой памяти – 1 минута MIDI-звука занимает в среднем 10 Кбайт.
Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов. Выделяют статический и динамический видеоряды.
Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения).
Динамический
видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров). Можно выделить три типовых группы:

2

обычное видео (life video) – последовательность фотографий (около 24 кадров в секунду);

квазивидео – разреженная последовательность фотографий (6–12 кадров в секунду);

анимация – последовательность рисованных изображений.
Первая проблема при реализации видеорядов – разрешающая способность экрана и число цветов. Выделяют три направления:

стандарт VGA дает разрешение 640

480 пикселей (точек) на экране при 16 цветах или 320

200 пикселей при 256 цветах;

стандарт SVGA (видеопамять 512 кбайт, 8 бит/пиксель) дает разрешение 640

480 пикселей при 256 цветах;

24-битные видеоадаптеры (видеопамять 2 Мбайт, 24 бит/пиксель) позволяют использовать 16 млн цветов.
Вторая проблема – объём памяти. Для статических изображений один полный экран требует следующие объемы памяти:

в режиме 640

480, 16 цветов – 150 кбайт;

в режиме 320

200, 256 цветов – 62,5 кбайт;

в режиме 640

480, 256 цветов – 300 кбайт.
Такие значительные объемы при реализации аудио- и видеорядов определяют высокие требования к носителю информации, видеопамяти и скорости передачи информации.
С точки зрения технических средств на рынке представлены как полностью укомплектованные мультимедиа-компьютеры, так и отдельные комплектующие и подсистемы (Multimedia Upgrade Kit) включающие в себя звуковые карты, приводы компакт-дисков, джойстики, микрофоны, акустические системы.
Мультимедиа – одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.
Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также зачастую используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним
(первыми носителями такого типа были CD-ROM). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных,

3 такие как аудио, видео, анимация, графика и другие в дополнение к традиционным способам представления информации, таким как текст.
Классификация мультимедиа
Мультимедиа может быть классифицирована на две основные группы.

Линейная. Аналогом линейного способа представления является кино. Человек, просматривающий данный документ, никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейная. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется интерактивностью. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется термином
«гипермедиа».
Структурные компоненты мультимедиа
Рассмотрим основные компоненты мультимедийных объектов.
Текст
Текст – это упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл. Текстовый файл – обычная форма представления текста на компьютере. Каждый символ из используемого набора символов кодируется в виде одного байта.
Особой разновидностью текстовых данных следует считать т.н. гипертекст.
Термин
«гипертекст» был введен Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения
«текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения.
Общеизвестным и притом ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы – документы на HTML (гипертекстовом языке разметки), размещенные в интернете.
Аудио
Аудио (от лат. audio – «слышу») – общий термин, относящийся к звуковым технологиям. Как правило, под термином аудио понимают звук, записанный на звуковом носителе, а также запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Таким образом, аудиальный компонент мультимедийной информации предназначен для передачи звуковых данных. Как

4 физическое явление звук изучается в рамках акустики, но при этом акустика является междисциплинарной наукой, использующей для решения своих проблем широкий круг дисциплин: математику, физику, психологию, архитектуру, электронику, биологию, теорию музыки и др. Непосредственное отношение к вопросам мультимедиа-технологий имеют такие направления современной акустики, как музыкальная акустика, электроакустика, акустика речи, цифровая акустика.
По содержанию аудиальный компонент мультимедиа обычно классифицируется на музыкальный и речевой звук. Музыкальный звук обладает следующими характеристиками:

определенной высотой (обычно от 16 до 4500 Гц);

тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и

зависит от источника звука;

громкостью, которая не может превышать болевого порога;

длительностью.
Речевой звук образуется произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Звуки речи подразделяются на шумы и тоны. Тоны в речи возникают в результате колебания голосовых связок; шумы образуются вследствие непериодических колебаний выходящей из легких струи воздуха. С точки зрения акустики речевые звуки представляют собой колебания упругой среды, обладающие определенным спектром, интенсивностью и диапазоном.
Наиболее известной характеристикой речевого сигнала является основной тон.
Эта характеристика представляет собой обычную частотную модуляцию сигнала, параметры которой легко измеряются. Период основного тона разных людей
(мужчин, женщин, детей) находится в диапазоне 50-250 Гц.
Среди звуковых носителей информации выделяют аналоговые и цифровые носители. Для целей мультимедиа-технологий наибольшее значение имеют последние, причем преимущественно это аудио-файлы, значительное количество которых было разработано в последние годы.
В классификации форматов аудио-файлов выделяют форматы без потерь и
форматы с потерями информаци.
Аудиоформаты без потерь предназначены для точного (с точности до частоты дискретизации) представления звука. В свою очередь они делятся на
несжатые и сжатые форматы.
Примеры несжатых форматов:

5

RAW – замеры параметров звука без какого-либо заголовка или синхронизации.

WAV (Waveform audio format) – разработан Microsoft совместно с IBM, распространенная форма представления звуковых данных небольшой продолжительности.

CDDA – стандарт для аудио-CD. Первая редакция стандарта издана в июне
1980 года компаниями Philips и Sony, затем была доработана организацией
Digital Audio Disc Committee.
Примеры сжатых форматов:

WMA (Windows Media Audio 9 Lossless) – лицензируемый формат аудио- файлов, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции. В рамках формата есть возможность кодирования звука как с потерей, так и без потери качества.

FLAC (Free Audio Lossles Audio Codec) – популярный формат для сжатия аудиоданных. Поддерживается многими аудио-приложениями, а также устройствами воспроизведения звука.
Сжатые аудиоформаты с потерями информации ориентированы в первую очередь на по возможности компактное хранение звуковых данных: при этом идеально точное воспроизведение записанного звука не гарантируется. Примеры таких форматов:

MP3 – лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации, разработанный в 1994 году. На данный момент MP3 является самым известным и популярным из распространенных форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться в любой современной операционной системе, на практически любом портативном аудио-плеере, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров.

Vorbis – свободный формат сжатия звука с потерями, появившийся летом 2002 года. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, по принципам действия близка к MP3. По всевозможным оценкам этот формат является вторым по популярности после MP3 форматом компрессии звука с потерями.
Широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений.

AAC (Advanced Audio Coding) – формат аудио-файла с меньшей потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах. Изначально

6 создавался как преемник MP3 с улучшенным качеством кодирования, но в настоящий момент распространен существенно меньше, чем MP3.
Видео
Видео (от лат. video –
≪смотрю≫, ≪вижу≫) – под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах.
Наиболее важные характеристики видеосигнала – это количество кадров в секунду, развертка, разрешение, соотношение сторон, цветовое разрешение, ширина видеопотока. Рассмотрим эти характеристики по отдельности.
Количество кадров в секунду (частота) – это число неподвижных изображений, сменяющих друг друга при показе 1 секунды видеоматериала и создающих эффект движения на экране. Чем больше частота кадров, тем более плавным и естественным будет казаться движение. Минимальный показатель, при котором движение будет восприниматься однородным – примерно 10 кадров в секунду (это значение индивидуально для каждого человека). Компьютерные оцифрованные видеоматериалы хорошего качества, как правило, используют частоту 30 кадров в секунду.
Развёртка видеоматериала может быть прогрессивной (построчной) или чересстрочной (интерлейсинг). При прогрессивной развертке все горизонтальные линии (строки) изображения отображаются одновременно, при чересстрочной –
показываются попеременно четные и нечетные строки.
Чересстрочная развёртка была изобретена для показа изображения на кинескопах и используется сейчас для передачи видео по
«узким» каналам, не позволяющим передавать изображение во всем качестве.
Любой видеосигнал характеризуется вертикальным и горизонтальным
разрешением, измеряемым в пикселях. Обычное аналоговое телевизионное разрешение составляет 720×576 пикселей. Новый стандарт высокоотчетливого цифрового телевидения HDTV предполагает разрешения до 1920×1080 с прогрессивной разверткой.
Соотношение ширины и высоты кадра – важнейший параметр в любом видеоматериале. Старому стандарту, который предписывает соотношение сторон как 4:3, появившемуся еще в 1910 году, на смену приходит более соответствующий естественному полю зрения человека стандарт 16:9, на который сейчас ориентируется цифровое телевидение.

7
Количество цветов и цветовое разрешение видеосигнала описывается цветовыми моделями, рассмотренными ранее. В компьютерной технике применяется в основном RGB и HSV.
Ширина видеопотока или битрейт (от англ. bit rate – частота битов) – это количество обрабатываемых бит видеоинформации за секунду времени. Чем выше ширина видеопотока, тем в общем лучше качество видео. Например, для формата VideoCD битрейт составляет всего примерно 1 Мбит/с, для DVD – около
5 Мбит/с, а для формата HDTV – около 10 Мбит/с.
Из современных стандартов цифрового кодирования и сжатия видеоматериалов можно выделить следующие:

MPEG-2 – группа стандартов цифрового кодирования видео и аудио сигналов.
MPEG-2 в основном используется для кодирования видео и аудио при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. С некоторыми модификациями этот формат также используется как стандарт для сжатия DVD.

MPEG-4 – новый международный стандарт сжатия цифрового видео и аудио, появившийся в 1998 году. Используется для вещания (потоковое видео), записи дисков с фильмами, видеотелефонии и широковещания. Включает в себя многие функции MPEG-2 и других стандартов, добавляя такие функции, как поддержка языка виртуальной разметки VRML для показа 3D-объектов, объектно-ориентированные файлы, поддержка управления правами и разные типы интерактивного медиа.

Ogg Theora – видеокодек, разработанный Фондом Xiph.Org как часть их проекта
«Ogg» (целью этого пректа является интеграция видеокодека On2 VP3, аудиокодека Ogg Vorbis и мультимедиа-контейнера Ogg в одно мультимедийное решение, наподобие MPEG-4). Полностью открытый, свободный в лицензионном отношении мультимедиа-формат.
Создание электронных презентаций
Документ Microsoft PowerPoint – это презентация. Он состоит из отдельных слайдов. На экран их можно выводить в разных режимах, которые имеют различное назначение.
В зависимости от того, что вы делаете: вводите текст и хотите рассмотреть его структуру, создаете заметки или вставляете в слайд графику – можно установить соответствующие режимы и тем самым создать удобство в своей работе. Таких режимов пять: слайды, структуры, сортировщик слайдов, страницы заметок, показ слайдов (демонстрация).

8
Режим слайдов (обычный). В этом режиме пользователь может сосредоточиться на работе над каждым слайдом в отдельности. Здесь можно вводить и редактировать текст, добавлять и править графики, схемы, таблицы.
Слайд можно украсить собственными рисунками, готовыми иллюстрациями и текстовыми комментариями. Этот режим удобен для проектирования отдельного слайда.
Режим структуры. В этом режиме отображается только текстовое содержимое презентации, позволяя пользователю добавлять новый текст или редактировать существующий. Этот режим предоставляет удобные средства для выбора оптимальной последовательности подачи материала. Детали же можно уточнять в других режимах.
Режим Структура в приложении PowerPoint предназначен для организации и развёртывания содержимого презентации. В этом режиме можно изменять порядок следования слайдов, создавать копии уже существующих слайдов, добавлять новые слайды и удалять ненужные.
В области структуры в сокращённом виде отображаются только заголовки слайдов и содержащийся на слайдах текст. Перед заголовком каждого слайда стоит номер и значок слайда.
Для добавления нового «чистого» слайда в области структуры нужно поместить курсор в конец предыдущего слайда и нажать клавишу <Enter>.
Режим
сортировщика
слайдов
допускает просмотр всей последовательности миниатюрных копий слайдов, расположенных равномерными рядами в окне презентаций. В этом режиме отсутствует возможность изменения содержания конкретного слайда. Однако здесь имеется возможность удаления неудачных слайдов, дублирования слайдов, их перекомпоновки для удобства последующей демонстрации. В этом же режиме можно поменять шаблон всей презентации, а также задать или отредактировать эффекты перехода от слайда к слайду, превращающего презентацию в слайд-фильм. В этом режиме удобно устанавливать длительность нахождения слайда на экране.
Режим заметок. Этот режим предназначен для создания заметок, которые докладчики использует во время презентации. Здесь создается уменьшенная копия слайда, размещаемая в верхней половине страницы заметок. Нижняя половина может быть использована для размещения текста доклада, относящегося к данному слайду.
Режим демонстрации. В этом режиме демонстрируется презентация в динамике слайд за слайдом.
Способы создания презентации в MS PowerPoint
MS PowerPoint предлагает несколько способов создания презентаций.
Выбор способа осуществляется при помощи панели задач Создание

9
презентации. На основе шаблона Новая презентация создаётся пустая презентация, формат которой полностью зависит от желаний пользователя.
Автоматически пустая презентация создается при нажатии кнопки Создать на панели инструментов Стандартная.
При выборе опции Из шаблона оформления открывается область задач
Дизайн слайда, где можно выбрать один из стандартных вариантов оформления слайдов презентации. Дизайн слайда подразумевает под собой то, каким образом будет выглядеть презентация при её показе, поэтому составляющими дизайна слайдов являются оформление слайдов, цветовые схемы слайдов и эффекты анимации.
Способ Из мастера автосодержания запускает Мастер автосодержания, посредством которого пользователь может выбрать и задать некоторые параметры самой презентации и способ ее вывода на экран. В качестве шаблона можно использовать созданную ранее презентацию. Для этого выбирайте вариант Из
имеющейся презентации.
MS PowerPoint предоставляет пользователю комплект стандартных шаблонов оформления презентации. Шаблон задает для всех слайдов презентации общее решение, единый дизайн. Его можно выбрать при создании новой презентации или на любом этапе ее разработки.
Для выбора шаблона оформления выполните следующие действия:

вызовите на экран область задач Дизайн слайда, где можно увидеть все доступные шаблоны;

если шаблон будет применяться к отдельным слайдам презентации, их нужно выделить на структуре презентации, затем навести курсор на иконку шаблона и, щёлкнув по ней, выбрать в открывающемся меню вариант применения шаблона.
Редактирование слайдов в MS PowerPoint
Способ взаимного расположения объектов на слайде называется макетом
слайда. Макет определяет месторасположение заголовка, текстового списка и других объектов – в зависимости от этого PowerPoint размещает соответствующие местозаполнители. Местозаполнитель заголовка, например, резервирует место для размещения заголовка слайда.
Местозаполнители это рамки с пунктирным контуром, которые изображаются на создаваемом слайде и обозначают место для размещения таких объектов, как заголовок слайда, текст, диаграмма, таблица, организационная диаграмма, картинка. Чтобы вставить текст в местозаполнитель, щёлкните его; чтобы вставить заданный объект, щёлкните дважды.
По умолчанию при создании пустой презентации на экране отображается макет «Титульный слайд».

10
На слайде видны два пунктирных прямоугольника, окружающих слова
Заголовок слайда и Подзаголовок слайда. Это и есть текстовые рамки или местозаполнители. Чтобы добавить на слайд требуемые текстовые данные, необходимо щёлкнуть левой кнопкой мыши в рамке с надписью Заголовок слайда.
Слова внутри рамки исчезнут и откроется текстовое поле, окруженное маркерами, с мигающим внутри курсором – вертикальной линией, начиная с которой будут вводиться набираемые символы. Точно так же можно ввести символы в рамку
Подзаголовок слайда.
Итак, текст на макете слайда (в данном случае – на Титульном слайде) просто описывает некоторые специальные поля, но не является «настоящим».
Слайды содержат объекты самого разного типа, их сочетание призвано наиболее полно выразить содержание данного кадра презентации. К объектам, размещаемым на слайде, относятся: фон (обязательный элемент любого слайда); текст; гиперссылки (как особый вид текста); колонтитулы (как особый вид текста); таблицы; графические изображения (рисунок из файла, фигура, рисунок
SmartArt); надписи (как особый вид графики); диаграммы (как особый вид графики); фильм (видеоклип); звук; значок (ярлык); особым объектом выступает цветовое оформление объектов, в совокупности представляющее цветовую схему слайда.

11
С объектами слайда можно выполнять различные действия, общие для всех программ пакета MS Office (выделение, перемещение, копирование, изменение параметров форматирования и т. д.).
Для вставленного текстового объекта можно изменять оформление. Для этого служат кнопки группы Шрифт на вкладке Главная.
Со шрифтами можно выполнять следующие операции:
- изменять гарнитуру шрифта – наиболее распространены шрифты Times New
Roman, Arial и Courier New, а также Calibri, который используется по умолчанию;
- выбирать размер (кегль) шрифта;
- изменять начертание шрифта – делать текст курсивным, полужирным, подчеркнутым или зачеркнутым;
- вводить текст с тенью и устанавливать интервал между символами;
- устанавливать цвет шрифта;
- изменять регистр символов;
- быстро удалять все параметры форматирования, возвращая параметры по умолчанию.
В целях повышения эффективности презентации к отдельным элементам слайда и к слайдам в целом можно применять разнообразные типы заливок: сплошную, градиентную, текстуру и узор.
Градиентной называется заливка с плавным переходом от одного цвета к другому или между разными оттенками одного цвета. Градиентную заливку можно создать самому, выбрав два цвета и тип штриховки, а можно воспользоваться стандартными заготовками.

12
В большинстве диалоговых окон MS PowerPoint присутствует кнопка
Просмотр, позволяющая сразу же оценить результаты произведенных изменений.
Для перемещения, копирования и других действий по изменению порядка следования слайдов в презентации лучше всего использовать режим
Сортировщик слайдов. По умолчанию в данном режиме отражаются миниатюры слайдов презентации MS PowerPoint.
Для перемещения или копирования слайдов выберите и выделите слайд или группу слайдов, наведите мышь на выделенную группу, нажмите левую клавишу мыши и перетяните слайды в желаемую позицию.
Настройка и показ презентации
MS PowerPoint позволяет создавать управляемые и автоматические
презентации. Для автоматической демонстрации при создании файла следует установить время показа отдельных слайдов. Для большей наглядности в презентациях MS PowerPoint используются многочисленные эффекты и схемы анимации, а также звуковые эффекты. Однако излишние эффекты могут ухудшить восприятие презентации слушателями, поэтому следует ограничиться минимальным их набором. Возможна настройка анимации и для отдельных объектов слайда. Для этого используется меню Показ слайдов - Настройка
анимации.
Используя меню Показ слайдов - Настройка презентации, можно задать
параметры демонстрации слайдов. Здесь нужно указать, как происходит управление показом; отметить слайды, которые будут выводиться на экран; выбрать способ смены слайдов.
Для начала показа следует воспользоваться клавишей F5 или меню Показ
слайдов - Начать показ. Управлять показом в управляемом режиме можно при помощи мыши или клавиш <Пробел>, , <↑>, <↓>, , ,

13
Up>,
. Завершить показ слайдов можно в любой момент, открыв контекстное меню и выбрав команду Завершить показ слайдов.
Сохранение презентации
Существуют различные форматы сохранения презентации в зависимости от цели, с которой делается сохранение. Самые распространенные варианты:

сохранение с возможностью модификации (формат .ppt);

сохранение для показа в формате демонстрации (формат .pps);

сохранение презентации для публикации в Интернет (формат .html или .mht).
При запуске просмотра презентации в формате .pps рабочее окно программы MS PowerPoint не открывается, а сразу начинается показ слайдов.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал