Мобильное обучение в дистанционном образовании



Скачать 23.83 Kb.
Дата16.02.2017
Размер23.83 Kb.
Просмотров180
Скачиваний0

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Омарова А.Т., Орынбасарова Е.Д.

доктор PhD, старший преподаватель

Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза
В настоящее время наметилась тенденция развития и совершенствования механизмов трансляции знаний. Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась еще одна форма обучения (в дополнение к традиционным очному и заочному обучению) - дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также особых педагогических приемов и методов, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Используя современные информационные технологии, учащийся может посетить лекцию или семинарское занятие задать вопросы преподавателю, пообщаться с однокурсниками и получить ответы на интересующие вопросы [1, c.56].

В последнее время одним из направлений развития систем дистанционного обучения является мобильное обучение (Mobile learning или M-Learning) с использованием мобильных телефонов, смартфонов и КПК. Эта технология является следующей стадией развития технологии электронного обучения E-Learning. Технология M-Learning предполагает наличие системы дистанционного обучения, которая должна включать в себя подсистему доступа к обучающим материалам и сервисам с различных мобильных устройств, а также наличие web-доступа.

В настоящее время мобильное обучение, так же как и мобильное управление считается перспективным направлением развития дистанционного обучения и электронного управления. Такое внимание к использованию технологий мобильной связи уделяется потому, что темпы их распространения значительно превышают темпы развития Интернет-технологий. Положительный опыт внедрения таких технологий присутствует в ряде зарубежных стран, как правило, в режиме экспериментального внедрения [2, c.89].

Ведущие страны мира в реалиях информационного общества ориентируются на предоставление качественных услуг населению со стороны государства с помощью технологий, которые гарантируют скорость и оперативность коммуникаций. Среди них - предоставление мобильных услуг в государственном секторе.

Использование мобильных технологий в обучении является перспективным направлением в деятельности высших учебных заведений, но на сегодняшний день отсутствуют опыт разработки и внедрения дистанционных курсов в формате мобильного обучения, методика и рекомендации по созданию и преподаванию таких курсов. Есть лишь отдельные коммерческие курсы, которые попадают в Казахстан из других стран и не имеют надлежащего сопровождения преподавателем.

Развитие мобильных технологий приводит к тому, что портативные мобильные устройства становятся все более многофункциональными. Мобильные телефоны теперь могут работать как телефоны, калькуляторы, организаторы, календари, камеры, серверы Internet, e-mail клиенты, читатели электронных книг. Карманный портативный компьютер (КПК) может проигрывать музыку и аудио книги, показывать видео, запускать игры и т. д. Кроме того, каждый человек сегодня имеет как минимум один мобильный телефон, а вот доступ к сети Интернет, как свидетельствует статистика, намного меньшее количество граждан Республики Казахстан. С развитием мобильных технологий возросла потребность в быстром доступе к информации и в скором получении знаний, ведь выросла мобильность самого населения [3, c.61].

Поэтому особую актуальность приобретает поиск новых подходов к организации учебного процесса и создания учебных материалов, которые бы учитывали особенности обучающихся.

Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от места нахождения и происходит при использовании портативных технологий. Иными словами, мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования по местонахождению с помощью портативных устройств.

Мобильное обучение (Mobile learning или M-learning) - это передача знаний на мобильное устройство (телефон или карманный компьютер) с использованием WAP или GPRS технологий. С помощью выбранного устройства можно выйти в Интернет, скачать материалы, ответить на вопросы в форуме или сдать тест. Наиболее объемные материалы как правило загружаются на телефон или через персональный компьютер, или карту памяти. Цель M-learning - сделать процесс обучения гибким, эффективным, доступным.

Система мобильного обучения это совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого дистанционного образования. Система мобильного обучения функционально представляется состоящей из подсистем:

- управления учебным процессом мобильного обучения, функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний;

- административно-управленческой, функциями которой являются управление ресурсами, проектами, контактами, ведение учебных баз данных;

- технической,  включающей   телекоммуникационное оборудование с возможностью беспроводного доступа, типографию, складские помещения, лабораторию для создания цифровых образовательных ресурсов и др.;

- кадровой, функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, обучающихся;

- финансовой, функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров;

- маркетинговой, функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование данных на подготовку специалистов;

- правовой, функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности, ведение нормативных документов и актов;

- информационной, функциями которой являются: сбор, накопление и систематизация информации об образовательных продуктах и услугах, приеме слушателей, прохождении обучения, аттестации, потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами, информационное обеспечение проведения занятий и др.;

- безопасности, функциями которой являются: защита информации; идентификация обучающихся, преподавателей, администраторов;

- научных исследований, функцией которой является научная поддержка эффективного функционирования элементов системы мобильного обучения (анализ и обобщение опыта; исследование фундаментальных дидактических проблем открытого дистанционного образования; опытно-экспериментальная работа; поисковые исследования) [4, c.21].

Следует отметить, что мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличительной чертой которого является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения и происходит при использовании портативных технологий. Иными словами, мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования вне зависимости от местонахождения с помощью портативных устройств. Целью мобильного обучения является постановка и решение задач по комплексной информатизации образовательной деятельности и реализация мероприятий, направленных на интеграцию образовательной, научной и управленческой деятельности образовательного заведения для подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих на профессиональном уровне основной специальностью на основе современных ИКТ. Внедрение мобильного обучения предполагает решение ряда задач: внедрение новых ИКТ в учебный процесс; создание, внедрение и использование перспективных электронных обучающих средств и систем; развитие мобильного обучения в рамках системы открытого и дистанционного обучения; структурная информатизация системы научной, научно-технической и инновационной деятельности образовательной организации; внедрение автоматизированной информационной системы управления образовательной организации; автоматизация системы информационно-библиотечного обслуживания; развитие информационно-вычислительных сетей; обеспечение студентов переносными средствами с беспроводным доступом; создание единой научно-образовательной информационной среды и др. Итак, функционирование мобильного обучения обеспечивают технологии мобильного обучения, средства и целостная система мобильного обучения.

В работе Н.В. Бабичева, Е.Н. Водостоевой, О.Н. Маслениковой, Н.Ю. Соколовой «Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования», авторы исходят из понимания системы мобильного обучения как совокупности дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого дистанционного образования.

В связи с этим система мобильного обучения функционально представлена как совокупность нескольких подсистем:

- подсистема управления учебным процессом мобильного обучения, функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний;

- административно-управленческая подсистема, функциями которой являются управление ресурсами проектами, контактами, ведение учебных баз данных;

- техническая подсистема, включающая телекоммуникационное оборудование с возможностью беспроводного доступа, типографию, складские помещения, лабораторию для создания цифровых образовательных ресурсов и др.;

- кадровая подсистема, функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, обучающихся;

- финансовая подсистема, функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров;

- маркетинговая подсистема, функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование данных на подготовку специалистов;

- правовая подсистема, функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности, ведение нормативных документов и актов;

- информационная подсистема, функциями которой являются: сбор, накопление и систематизация информации об образовательных продуктах и услугах, приеме слушателей, прохождении обучения, аттестации, потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами, информационное обеспечение проведения занятий и др.;

- подсистема безопасности, функциями которой являются: защита информации; идентификация обучающихся, преподавателей, администраторов;

- подсистема научных исследований, функцией которой является научная поддержка эффективного функционирования элементов системы мобильного обучения (анализ и обобщение опыта; исследование фундаментальных дидактических проблем открытого дистанционного образования; опытно-экспериментальная работа; поисковые исследования [5, c.82].

Следовательно, мобильное обучение является составной частью открытого дистанционного образования с различными видами обеспечения: программным; информационным; методическим; организационным; нормативно-правовым; лингвистическим.

Таким образом, разработка системы дистанционного обучения и консультирования, использующей технологии сотовой связи и мобильных устройств существенно расширит возможности дистанционного обучения, предоставит обучающимся удобный способ получения образовательных услуг без излишних временных и материальных затрат, наряду с общепринятыми дистанционными технологиями обучения (кейсовая, сетевая, телекоммуникационная). Имея в руках такое мощное средство обучения, студент может гибко планировать свой учебный процесс. В любом месте и в любое время студент может получить доступ к учебным материалам и возможность консультации преподавателей. Ни одна из известных дистанционных образовательных технологий (ДОТ) не сможет обеспечить такой уровень доступности учебных материалов: сетевая технология предполагает наличие компьютера и доступа к сети Интернет; кейсовая технология предполагает наличие компьютера (для электронных носителей) или средств просмотра видеоматериалов или массу «бумажных» источников. Эти средства не всегда учащийся может иметь «под рукой» в отличие от мобильного устройства.

Подобную систему можно использовать не только в образовательном процессе ВУЗа, но и школы. Именно у молодежи мобильные устройства пользуются огромной популярностью.

Библиографический список:



  1. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю. Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования. http://e-drofa.ru/aboutnavigator/40

  2. Staupe Arvid; Kolås Line. Mobile Tutoring - distributed interactive learning arena with synchronous video and audio. I: Society for Information Technology & Teacher Education International Conference Annual. Association for the Advancement of Computing in Education, 2007

  3. Geoffrey A. Moore, Crossing the Chasm, Marketing and Selling High-Tech Products to Mainstream Customer (revised edition), HarperCollins Publishers, New York, 2009, р.52

  4. Mantovani Giuseppe «New communication environments: from everyday to virtual”, Taylor & Francis, 2006, р.56

  5. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю., Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования // Информатика и образование. - 2008. - N 9. - С.82-84.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал