Мобильное обучение с помощью мобильных устройств по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»



Скачать 137.17 Kb.

Дата16.02.2017
Размер137.17 Kb.
Просмотров129
Скачиваний0

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В.А. Куклев, С.П. Бортников, А.В. Крупенников
Ульяновский государственный технический университет, Институт дистанционного
образования
Тел.: (8422) 77-88-19, e-mail: kuklev@ido.ulstu.ru
При внедрении проекта под мобильным обучением нами понимается «электронное обучение с помощью мобильных устройств, неограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося»
(согласно ГОСТ Р 52653-2006). В ходе исследования нами определены следующие цели: а) проверить целесообразность и эффективность применения модели, методов, форм, средств и технологий мобильного обучения в открытом дистанционном образовании на основе среды Moodle; б) оценить эффективность типовых форм мобильного обучения; в) апробировать адаптированные для мобильного обучения практикумы, названные нами мобильными стендами, при изучении общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Для экспериментального обучения была разработана электронная обучающая система по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности» для среды открытого дистанционного обучения Moodle. Подготовленный нами авторский комплект для мобильного обучения по дисциплине включает: а) гипертекстовый учебный материал, размещенный в среде Moodle на сервере института дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета, для реализации Интернет-обучения по адресу http://eos-
in.ukoo.ru; б) учебно-методический комплекс, включающий рабочую программу; карту обеспеченности учебно-методической литературой; бланки контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным темам модулей и в целом по дисциплине; комплект экзаменационных билетов; перечень методических указаний для различных форм учебных занятий; описание материально-технического обеспечения; описание инноваций в преподавании; в) учебное пособие; г) два электронных банка тестовых заданий (всего более 400 тестовых заданий), подключенных в подсистему тестирования и оценки знаний в среде Moodle; д) комплект из пяти компьютерных практикумов, специальным образом подготовленных для использования в мобильном обучении (за счет использования Flash-технологии имеют малый размер, при относительно низких скоростях беспроводного доступа воспроизводятся на мобильных компьютерах – нетбуках).
Подготовленный нами комплект содержит четыре функциональных блока: а) организационно- методический блок; б) информационно-обучающий блок из семи учебных модулей, соответствующих семи основным разделам дисциплины; в) практико-ориентированный блок, включающий расчетные задания и задания компьютерного практикума; г) идентификационно-контролирующий блок, включающий: тестовые задания для выявления начального уровня подготовки (претест), 7 тематических тестов (по каждому модулю) с возможностью многократного прохождения и выставления наилучшей оценки, 3 рубежных теста; идентификацию пользователя через пароль и логин.
Организация опытно-экспериментальной работы по реализации мобильного обучения заключалась в следующем: учебное пособие выдавалось всем обучаемым; доступ к гипертекстовому учебному материалу предоставлялся всем по индивидуальному паролю; предоставлялась возможность самостоятельной работы с учебными материалами; выполнялось тестирование в среде Moodle; в процессе изучения проводилась консультация в виде вебинара; выполнение практических заданий с использованием компьютерного практикума (только в экспериментальной группе); аттестация осуществлялась очно или посредством видеоконференцсвязи.
В ходе опыта сформулирован принцип мобильного обучения: оно должно быть управляемым
интерактивным самообучением в любое время и в любом месте. Управляемая деятельность обучающихся в мобильном обучении реализуется на основе практической направленности, с учетом формирования когнитивных, интеллектуальных компетенций.
В качестве элемента, предназначенного для самостоятельной работы, нами предлагается использовать различные задания на основе просмотра видеофрагментов, посвященных обсуждению наиболее существенных, ключевых проблем учебной дисциплины. Материалы выкладываются в видеорепозитарий, где можно выбрать необходимый для просмотра файл. По окончании просмотра студент должен заполнить бланк отчета согласно заданию. Бланк отчета защищен QR-кодом для проверки преподавателем.
Дополнительно был реализован практикум «Логическая цепочка» с целью научить студентов анализу учебного текста по дисциплине. Студенту предлагался текст лекции, разделенный на блоки, последовательно представляемые на мониторе.
В ходе эксперимента с сетевым учебным ресурсом была подготовлена версия образовательного ресурса на CD-диске, к которому был предложен механизм обновления тестовых заданий (ТЗ). ТЗ можно оперативно обновлять, скачивая на электронный носитель для последующей установки с целью тестирования полученных знаний.
Опыт внедрения позволил сформулировать следующие выводы: а) инновации в обучении связаны с использованием возможностей ИКТ, а разрабатываемые учебные программы нового поколения должны использовать дидактические возможности мобильного обучения (доступ к образовательным ресурсам в
Интернете, мобильные мультимедийные библиотеки, оперативное общение участников учебного процесса и др.); б) мобильное обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» может быть реализовано на основе ИКТ с обязательным использованием интерактивных практико-ориентированных заданий
(лабораторных экспериментов и расчетов); в) качество мобильного обучения повышается, если оно основывается на принципе управляемого интерактивного самообучения, реализуемого в любое время и в
любом месте; г) научно обоснованное внедрение в образовательный процесс ИКТ требует дополнительной подготовки преподавателей и обучаемых с целью формирования у них информационной культуры.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал