Мобильное обучение: проблемы и перспективы



Скачать 29.86 Kb.
Дата16.02.2017
Размер29.86 Kb.
Просмотров178
Скачиваний0

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Базарбаева Л.Т., Гайнутдинова Г.Ф.

г.Караганда

baz_laura@mail.ru
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии одерживают решительную победу в сфере образования во всем мире. В большинстве школ и практически во всех вузах созданы компьютерные среды обучения, созданы сети повышения квалификации педагогов и преподавателей, имеются сотни порталов известных университетов и фондов, предлагающих открытые образовательные ресурсы в виде учебных курсов и учебников во всех отраслях знания. Появилось и развивается новое направление в образовании – мобильное обучение.

Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением. Дистанционное обучение – это взаимодействие преподавателя и студентов между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. В концепции электронного обучения стоит персональный компьютер, который подключен к сети Интернет, обеспечивающий обучающему получение основных материалов учебных курсов, дополнительные консультации от преподавателей, поиск дополнительных материалов в сети Всемирной Паутины, общение студентов между собой. А теперь все идет к тому, что все эти виды деятельности будут поддерживаться мобильными устройствами [1, с.17].

Мобильное обучение – это вид дистанционного обучения, в котором связь между преподавателем и обучаемым происходит через мобильное устройство: телефон, смартфон или планшетный компьютер. Мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования по местонахождению с помощью портативных устройств [2].



Широкое распространение такого вида обучения, в первую очередь, связано с совершенствованием мобильных технологий и значительным падением цен на смартфоны и планшеты. Во-вторых, c развитием беспроводных технологий, таких как WiFi, 3G, 4G, и в-третьих, широкой распространённостью в сети интернет интерактивных обучающих курсов, объясняются растущие запросы общества по созданию и совершенствованию смарт-технологий обучения [3].

При данном виде обучения процесс познания нового материала может происходить вне зависимости от местоположения человека, там, где есть доступ к сети интернет, а стало быть, значительно уменьшаются ограничения по получению знаний, связанные с местонахождением обучаемого. Внедрение мобильного обучения стало возможным благодаря широкому набору функций современных мобильных устройств, к которым на сегодня можно отнести такие, как: голосовая связь, обмен сообщениями, обмен графикой, Интернет-браузеры и др.

Используя возможности мобильных устройств студентов, система мобильного обучения может решить следующие образовательные задачи:

– передача студентам административной информации (расписание, оплата за обучение и т. п.);

– персональная медиатека электронных образовательных ресурсов, работа с образовательным контентом (учебники, справочники, словари, аудиовизуальная информация);

– организация тренингов с использованием обучающих программ, поисковых систем и Интернет-ресурсов, коллективного взаимодействия обучающихся и преподавателей, дополнительных сервисов (система глобального позиционирования и т.п.);

– консультирование;

– обмен мгновенными сообщениями, пересылка информации;

– вебинары, социальные сети;

– тестирование и другие виды контроля успеваемости [2].

При мобильном обучении можно выделить ряд преимуществ:

- мобильность: мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени. При этом следует отметить два аспекта: с одной стороны, это означает возможность реализовывать образовательные программы там, где высококлассные специалисты не могут находиться физически, с другой стороны, современные технологии, а именно системы облачного хранения данных, позволяют осуществлять обучение без привязки к конкретным устройствам. Студент может поменять сотовый телефон, но при этом все его учебные материалы будут доступны;

- непрерывность образования, то есть с помощью мобильных устройств студенты могут выполнять задания в любое время, преподаватели могут выносить пассивную часть обучения за пределы аудиторий;

- персонализация обучения: мобильные устройства позволяют студентам самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и контент, продвигаясь в обучении в своём собственном ритме. Кроме того, мобильный телефон даёт возможность воспринимать материал так, как ему удобнее, а разработчики образовательных программ со своей стороны должны использовать разные способы изложения одной и той же информации: текст, графики, изображения, видео;

- повышение качества коммуникации: мобильные устройства позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между преподавателями, обучающими и учреждениями образования;

- мобильное обучение хорошо подходит для самых разных типов учебной активности, а также для применения в рамках смешанного обучения;

- даёт возможность использовать новые способы разработки учебного контента;

- обеспечивает непрерывную, целевую поддержку обучения;

- позволяет создать интересный, увлекательный и удобный учебный опыт [4].

Руководитель Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров говорит, что ежедневно в Казахстане растет количество молодых людей, пользующихся интернетом и новыми технологиями, и, по его мнению, при внедрении мобильного обучения необходима определенная осторожность. Несмотря на несомненные преимущества внедрения мобильного обучения, использование мобильных устройств в образовательных целях связано со своими сложностями и проблемами [5].

Технические проблемы: маленький размер экранов и клавиш на мобильных устройствах; проблемы с доступом к Интернету; мобильные устройства работают только от батарей; объем памяти, доступной на мобильных устройствах; проблемы информационной безопасности; отсутствие единых стандартов в связи с мобильными платформами, характеристиками устройств; необходимость перерабатывать обычный электронный контент для мобильных устройств.

Социальные и образовательные проблемы: не все студенты могут позволить себе приобрести подходящее мобильное устройство; проблемы в связи с оценкой результатов обучения; проблемы в связи с безопасностью учебного контента; слишком быстрое развитие мобильных технологий; концептуальные различия между электронным обучением и мобильным обучением; проблемы, связанные с безопасностью личной информации [6].

Мобильное обучение реализуется с помощью мобильных приложений. Мобильное приложение представляет собой программу, установленную на той или иной платформе, обладающую определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия. Значимость мобильных приложений для образования растет благодаря возможностям, которые они дают: совместная работа учащихся над заданиями, вынос обучения за рамки аудитории, каждый имеет возможность высказаться, принять участие (в отличие от системы с поднятием руки). Использование мобильных приложений для образовательных учреждений позволяет: реализовать унифицированный контроль за уровнем знаний студентов; ускорить обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса, упростить процесс взаимодействия преподавателей и студентов; обеспечить совместную деятельность обучающихся без привязки к местоположению участников образовательного процесса; использовать мобильное устройство в качестве персональной медиатеки учебных, методических и справочных материалов; подключать мобильное устройство к приборам и устройствам в сети учебного заведения в образовательных и исследовательских целях.

Существует огромное количество мобильных приложений. Изучив различные виды мобильных приложений, мы выявили те приложения, которые могли бы быть использованы и активно применяться на занятиях в образовательных учреждениях. Приведем некоторые из них: 1) Lingualeo: образовательная платформа для изучения и практики иностранного языка, построенная на игровой механике; 2) Переводчик Google: перевод с 90 языков при вводе текста с клавиатуры; 3) переводчик Multitran; 4) Bookmate: онлайновая библиотека; 5) Geography Learning Game: географическое приложение для обучения в игровой форме и др.

Таким образом, положительные результаты в области мобильного обучения заключаются в следующих факторах: мобильное обучение помогает улучшить как групповой, так и индивидуальный опыт обучения; помогает самому обучаемому определить занятия и темы, в которых ему требуется дополнительное интенсивное обучение; может служить мостиком между традиционным обучением и обучением с помощью ИКТ; повышает компетентность учащихся, улучшает и поддерживает качество их работы благодаря всплывающим подсказкам, возможности оперативной связи с преподавателем.

Мобильное обучение – это огромный шаг в развитии системы образования всего мира, поскольку оно позволяет значительно упростить сложности в обучении, связанные с физическими возможностями, языковыми и культурными различиями. Мобильное обучение может способствовать поднятию уровня знаний людей, поскольку для того, чтобы начать изучать новый материал, достаточно найти его в сети Интернет и скачать на мобильное устройство. Но насколько бы удобным не было мобильное обучение, оно вряд ли сможет существовать без классического образования, зато всегда будет являться его отличным дополнением.


Библиографический список:

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. http://teachpro.ru

  4. https://infourok.ru

  5. http://www.zakon.kz/4689679-mobilnoe-obuchenie-v-kazakhstane-mif.html

  6. http://www.ambientinsight.com/Reports/MobileLearning.aspx


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал