МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Казанцева Е.М., учитель английского языка г. Братск, МБОУ «Лицей № 2» e-mail: lyceum2-bratsk@yandex.ru, тел. 8(3953) 42-44-37 Люди ничему не научатся, если будут дремать, и вряд ли научатся многому, если будут скучать„ Главное в мобильном обучении — это обучение, а не технологии сами по себе. Технологии —только инструмент реализации процесса обучения. Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения и происходит при использовании портативных технологий. Это становится предметом многих дискуссий у практиков образования. В мобильном обучении определяющую роль занимают средства обучения. Так как основу мобильного обучения (m-learning) составляют беспроводные компактные устройства (мобильные телефоны, карманные компьютеры, ноутбуки), то технологическое исполнение таких средств обучения ограничено техническими возможностями таких устройств. В области мобильного обучения как компонента электронного обучения получили наибольшее применение компьютерные (электронные) учебники, электронные книги, мобильные учебники в качестве мобильного контента. Мобильное содержимое (content) — цифровое содержимое, адресованное владельцам мобильных устройств. Как правило, речь идет о разнообразном цифровом содержимом, специальным образом адаптированном или даже изготовленном с учетом технических возможностей мобильных устройств и канала беспроводного доступа. Существует несколько определений термина «мобильного обучения»: Это передача знаний на мобильное устройство (телефон или карманный компьютер) с возможностью выхода в сеть Интернет; Это технологии, позволяющие организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи, таких как мобильные телефоны и коммуникаторы (возможность выхода в сеть Интернет здесь не считается ключевой); Это разновидность дистанционного обучения, для реализации которого знания передаются на персональные устройства обучаемого (ноутбук, карманный компьютер или мобильный телефон). Способы информации могут быть разнообразными. Термин «мобильное обучение» (м-обучение) mobile learning (m-learning) относится к использованию мобильных и портативных ИТ - устройств, таких, как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении. Так как компьютеры и Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании, это открывает широкие возможности для расширения участия и доступа к ИКТ, в частности в Интернете. Большинство мобильных устройств являются полезными в области образования, управления, организации и преподавания для специалистов- практиков, а также техническими средствами поддержки обучения для учащихся. Формы и методы внедрения мобильного обучения в учебный процесс. 1. Мобильный телефон обеспечивает доступ в Интернет на сайты с обучающей информацией – применяется как одна из форм дистанционного обучения. Первым (и самым распространенным) способом является использование мобильного телефона, как средства доступа в глобальную сеть. Возможна организация доступа на специализированные сайты, содержащие электронные учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы). Также возможен обмен электронной почтой в образовательных целях и обмен мгновенными сообщениями. Таким образом, на всех этапах обучения существует много возможностей для передачи информационных материалов обучаемому, а также контроль всего процесса обучения и помощь в решении возникающих проблем. 2.Мобильный телефон – средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию. Вторым способом возможного применения мобильных телефонов для обучения является использование специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как Office Word, Power point, Excel. Таким образом, имея в памяти мобильного телефона такие файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом. Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы, программы-плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска. Особенно ценной данная возможность является для желающих изучить иностранные языки – доступно огромное множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих файлы разного формата и длины. 3.Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией – учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов. Обучающимся предлагается загрузить к себе на телефон Java-приложения, содержащие, к примеру, тестирования по определенным предметам, а также информацию (электронные учебники, тексты лекций), необходимую для их успешного выполнения. Современные технологии позволяют достаточно легко спроектировать и программно реализовать такие электронные пособия. Возможность размещения схем, чертежей и формул делает написание электронных учебных курсов для мобильных телефонов универсальным и применимым абсолютно к любому изучаемому предмету. На сегодняшний день мобильные телефоны – самая доступная для учащихся технология, предоставляющая широкие возможности. Не удивительно, что сами учащиеся давно уже ей пользуются для «облегчения» учебного процесса – множество шпаргалок, «обернутых» в java-приложения, возможность найти ответ в Интернете или спросить его у друга при помощи SMS, MMS или системы мгновенных сообщений. Очевидно, что для использования новых возможностей мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа, по внедрению современных стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс. Преимущество мобильной учебы в том, что весь обмен информацией, все коммуникации между учениками и учителями происходят в беспроводной сети. Среда электронного образования — это образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку.
Поделитесь с Вашими друзьями: |