Министерство экономического развития Иркутской области Проект стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года Сентябрь, 2016 год



страница1/31
Дата11.02.2017
Размер1.11 Mb.
Просмотров1847
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Министерство экономического развития Иркутской области

Проект
СТРАТЕГИИ

социально-экономического развития Иркутской области

на период до 2030 года


Сентябрь, 2016 год

Оглавление


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 5

Социально-экономическое положение 5

Место Иркутской области в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе 8

Развитие муниципальных образований 10

Основные факторы социально-экономического развития Иркутской области 12

Оценка основных итогов реализации программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы 13

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 19

«Достойные условия жизни» 19

Образование 19

Здравоохранение 22

Физическая культура и спорт 25

Культура 26

Молодежная политика 30

Социальная поддержка 31

Гражданское единство 33

Противодействие чрезвычайным ситуациям и профилактика правонарушений 35

Обеспеченность жильем 38

Жилищно-коммунальное хозяйство 40

Продовольственная безопасность 42

Забота об экологии 43

«Возможности для работы и бизнеса» 45

Труд и занятость 45

Поддержка малого и среднего предпринимательства 46

Благоприятный инвестиционный климат 49

Наука и инновации 51

Дорожная инфраструктура 52

Транспорт и связь 54

«Высокий уровень управления» 57

Государственное и муниципальное управление 57

Устойчивость финансовой системы 58

Бюджетная политика 58

Налоговая политика 60

Управление государственной собственностью 63

Институты гражданского общества 64

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 66

ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЭКОНОМИКИ 84

Минерально-сырьевой комплекс 86

Топливно-энергетический комплекс 91

Угольная энергетика 92

Электроэнергетика 94

Тепловое хозяйство 97

Нефтегазохимия и газоснабжение 99

Фармацевтический комплекс 102

Металлургический комплекс 104

Машиностроительный комплекс 105

Лесопромышленный комплекс 105

Агропромышленный комплекс 109

Туристско-рекреационный комплекс 113

Строительный комплекс 116

Транспортно-логистический комплекс 119

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: «Сильный регион – сильные муниципалитеты» 123

Опорные территории развития 123

Моногорода 133

Сельские территории 134

Агломерация «Байкальский луч» 135

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 138

Механизмы реализации стратегии 138

Сроки и этапы реализации стратегии 140

Инструменты реализации стратегии 141

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии 142

Информация о государственных программах Иркутской области, утверждаемых в целях реализации стратегии 142




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основным документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на уровне субъекта Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области разработана в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития региона, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области разработана в согласовании с основными существующими в настоящее время документами стратегического планирования, принятыми на федеральном уровне, а также с учетом действующих соглашений с иностранными государствами и других документов долгосрочного характера. Нормативными документами, определяющими общие подходы к разработке настоящей стратегии, являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Основы стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р;

- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р;

- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р;

- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р;

- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р;

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р;

- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351;

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683;

- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;

- Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2015 года № 414 «О мерах по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту»;

- Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ


№ 482 от 31 октября 2008 года;

- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации);

- Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (проект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации).

Основным координирующим органом по разработке стратегии стала рабочая группа при Губернаторе Иркутской области, в состав которой вошли представители научного сообщества (ИНЦ СО РАН, ИГУ, ИРНИТУ, БГУ, ИРЭИ), предпринимательского сообщества (Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Агропромышленный союз, Союз дорожников, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров, Союз строителей, «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»), муниципальных образований, члены Правительства Иркутской области.

В целях разработки отдельных разделов стратегии, подготовки предложений и материалов для организации деятельности рабочей группы при исполнительных органах государственной власти Иркутской области были созданы и осуществляли работу 12 отраслевых подгрупп, включающих в свой состав помимо специалистов исполнительных органов государственной власти Иркутской области также ведущих отраслевых экспертов, представителей общественных организаций и Законодательного Собрания Иркутской области.

Непосредственным разработчиком стратегии является министерство экономического развития Иркутской области.


ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Социально-экономическое положение


Иркутская область – один из лидирующих регионов Сибирского федерального округа по важнейшим макроэкономическим показателям: валовому региональному продукту, прибыльности предприятий, налоговой отдаче, инвестициям в основной капитал.

Регион расположен почти в центре материка, на пересечении основных транспортных магистралей, соединяющих Европу с дальневосточной частью России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Иркутская область граничит с Республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Забайкальским краем и Республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с Республикой Тыва на юго-западе. Площадь составляет 767,9 тыс. кв. км, что является 2-м местом среди регионов Сибири и 5-м местом в России.

Население Иркутской области по состоянию на 1 января 2016 года составило 2 412,8 тыс. человек, в т.ч. городское население – 1 905,2 тыс. человек, сельское население – 507,6 тыс. человек. Наиболее крупные города – Иркутск, Ангарск, Братск.

Климат в Иркутской области резко континентальный с отрицательной почти на всей территории среднегодовой температурой. На большей части региона среднегодовое количество осадков составляет около 500 мм в год. Разнообразие климатических условий определяется большой протяженностью территории с севера на юг и с запада на восток и расчлененностью рельефа.

В настоящее время Иркутская область имеет торгово-экономические связи более чем с 95 странами мира. В качестве торговых партнеров иркутских предприятий выступают как страны Европейского союза, так и государства Азии, Африки, Америки. На экспорт поставляется значительная часть товаров и услуг, производимых в регионе.

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:



  • Относительно низкая стоимость энергоресурсов, что обусловлено наличием каскада гидроэлектростанций на территории области, и, как следствие, высоким уровнем развития энергетического комплекса.

  • Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья. Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырье, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль.

  • Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других секторов экономики.

  • Уникальные рекреационные, лесные и водные ресурсы.

  • Наличие на территории крупных транспортных узлов (БАМ, Транссиб, автомобильные трассы федерального значения, международные аэропорты в Иркутске и Братске). Регион находится вблизи государственной границы с Монголией, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

  • Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

Благодаря взвешенной бюджетной политике, а также мерам, направленным на активизацию инвестиционной деятельности в области, в последние годы активно осуществлялась реализация проектов по развитию инфраструктуры, несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации и повышенные обязательства по выполнению «майских» указов Президента Российской Федерации.

В области широкое развитие получило строительство и реконструкция объектов капитального строительства (объекты социальной сферы, дорог, развитие малой авиации, речного транспорта).

За последние три года в области введено беспрецедентное количество социальных объектов, вырос объем расходов консолидированного бюджета на строительство капитальных объектов, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Так, в течение 2015 года осуществлялось строительство, реконструкция и капитальный ремонт 76 объектов социально-культурного назначения, в том числе дошкольного образования – 25, общего образования – 8, здравоохранения и социального обслуживания – 29, спорта – 11 и культуры – 3.

Большой объем инвестиций в области направляется в строительство и реконструкцию дорог, таких как Тайшет – Чуна – Братск, Иркутск – Листвянка, Красноярово – Небель, Таксимо – Бодайбо. Реализуются проекты, направленные на развитие воздушного транспорта (реконструкция аэропорта Иркутска, обновление парка судов региональных авиакомпаний, создание новых региональных, межрегиональных и международных рейсов), речного транспорта (в рамках освоения северных территорий, развития инфраструктурной интеграции с соседними регионами).

Благодаря восточному вектору развития экономической политики государства, на территории Иркутской области дан старт двум крупным проектам инфраструктуры – «Сила Сибири» (поставка газа в Китай) и модернизация БАМа и Транссиба. Реализация этих проектов создает условия для развития не только добывающего сектора, но и обрабатывающих отраслей промышленности. В области уже создаются при поддержке Правительства Российской Федерации нефтегазохимический, машиностроительный и фармацевтический кластеры.

Новый виток развития получил агропромышленный комплекс, в связи с необходимостью выполнения задачи по обеспечению продовольственной безопасности в условиях экономических санкций и реализации мер по импортозамещению. Темпы роста отрасли обусловлены используемым комплексным подходом к развитию сельского хозяйства, что стало возможно с началом реализации на территории Иркутской области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая направлена на решение вопросов обеспечения жильем сельских жителей и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе.

Валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2015 года оценивается в 100,7% к уровню 2014 года. Рост обеспечен в первую очередь за счет добывающего сектора.

Динамика роста ВРП


ВРП, в % к пред. периоду

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

105,2

102,8

101,2

105,3

106,1

108,3

112,0

109,9

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

103,7

100,1

106,8

104,5

109,4

102,0

104,8

100,7

За период 2000-2015 гг. объем ВРП в стоимостном выражении увеличился в 10 раз: с 103 млрд. рублей в 2000 году до 1 032,8 млрд. рублей в 2015 году. За этот же период ВРП в сопоставимых ценах вырос в 2,2 раза. Динамичное развитие экономики обусловлено развитием промышленного производства, в том числе за счет реализации крупных инвестиционных проектов.



Основные макроэкономические показатели

Наименование

2012

2013

2014

2015 (факт/ оценка)

Численность населения, тыс. чел.

2 422,0

2 418,3

2 414,9

2 412,8

Естественный прирост, чел.

4 916

4 875

3 279

4 001

Миграционная убыль, чел.

-7 245

-8 553

-7 164

-6 114

Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей

25,9

29,1

31,4

32,7

Темпы роста среднемесячной заработной платы, %

114,3

112,2

108,1

104,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения, %

100,7

96,4

96,4

97,0

Уровень безработицы (по методологии МОТ), %

7,8

8,3

8,8

8,2

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей

124,3

101,8

106,3

106,8

Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США

9,6

9,2

8,6

8,3

Индекс потребительских цен за период с начала года, %

105,4

106,5

106,7

114,1

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

250,0

266,5

285,9

290,8

Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,8

100,4

100,6

88,9

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

177,6

200,1

214,4

211,8

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

114,3

107,2

103,5

87,6

Индекс промышленного производства, %

112,9

102,5

104,4

104,5

Индекс по разделу «Обрабатывающие производства»

95,5

100,7

102,5

101,9

Индекс производства по виду деятельности «Строительство», %

129,6

98,9

87,3

79,5

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров

871,1

973,0

835,7

922,6

Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей

46,9

50,1

56,4

59,4

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

101,8

102,1

103,4

93,8

Динамика основных макроэкономических показателей свидетельствует о том, что несмотря на определенные успехи в экономическом развитии, сложной остается демографическая ситуация в регионе. Начиная с 2008 г. для Иркутской области характерен естественный прирост населения, однако вследствие миграционного оттока численность населения региона ежегодно сокращается.

Добыча углеводородных полезных ископаемых, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение и лесопромышленный комплекс обеспечивают основной вклад в добавленную стоимость, создаваемую в экономике региона, и приносят наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

Данные отрасли исторически составляют основу экономики Иркутской области и в настоящее время определяют специализацию области как среди регионов России, так и на международном рынке. При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал